Файл: Железнов, Ю. Д. Статистические исследования точности тонколистовой прокатки.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 95

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

150

S: /00 г

 

 

 

 

 

 

N*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а

 

 

 

о

/

2

3 Ш,м~' о

1

г

з ш,н'

Рис. 80. Оценка спектральной плотности полосы:

 

 

 

а — на выходе,

h x =

0,33 мм;

б — на входе, h Q =

0,6

мм

 

'нестационарностью процесса прокатки. Точность прокатки в пре­ делах одной полосы (разнотолщинность по длине рулона) может быть оценена лишь после рассмотрения динамики процесса.

Динамику формирования продольной разнотолщинности иссле­ довали применительно к прокатке трансформаторной стали ЭЗА на реверсивном стане 12 0 0 .

Для проверки АЧХ по каналу разнотолщинность подката — разнотолщинность на выходе толщину полосы во время прокатки записывали на входе в стан и на выходе из него одновременно двумя индуктивными микрометрами. Типовая осциллограмма представлена на рис. 79. Рассчитывали спектральные плотности входа и выхода. Для типовой реализации они представлены на рис. 80. В точках максимума спектральных плотностей по формуле

определяли значение АЧХ на данной частоте. Точки, полученные экспериментально, нанесены на график АЧХ (см. рис. 50). Экспе­ риментальные точки находятся несколько выше теоретических. Это можно объяснить тем, что на выходную разнотолщинность на­ кладывается шумовой фон от других источников возмущений. На рис. 81 представлена осциллограмма толщины полосы на входе

Время транспортного запаздывания

 

 

1 120мкм

d

 

 

/

Рис. 81. Осциллограм­

 

ма

толщины

полосы

 

и

смещения

нажим­

 

ных винтов

 

145

10 Ю.

Д. Железцрв


в стан и на выходе из него во время перемещения нажимных винтов. Из осциллограммы видно, что при постоянной толщине на входе в стан выходная толщина повторяет перемещение нажим­ ных винтов, но с другим углом наклона. За 1 с смещение нажимных винтов составило 120 мкм, а уменьшение выходной толщины 21,4 мкм. Эквивалентная частота со = 1,6 1/с, тогда

А2 (1,6) = Ц £ - = 0-178,

что

хорошо согласуется

с теоретическим

значением

 

^4 а ( 1 ,6)

=

= 0,205. По

формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РхУ(0

 

R x y j t ,

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VDx {t)Dy (t)

'

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

где

Rxy

(t,

t') — взаимная

корреляционная

функция,

по­

 

Dx (t),

Dy (t) — дисперсия

входной и выходной

толщин

 

 

 

лосы,

рассчитан

коэффициент

корреляции

 

 

 

был

 

 

 

при t

=■ 0 ,

t = т (здесь т —

время транспор­

 

 

 

тного

запаздывания):

рху (0 , т)

=

0 ,2 1 .

 

 

Такая малая величина коэффициента

корреляции

говорит о

сравнительно малом влиянии входной разнотолщинности на выход­ ную и о том, что во время прокатки на полосу действуют значи­ тельные дополнительные возмущения: к их числу следует отнести и действия вальцовщика по управлению станом, которые не всегда влияют на процесс прокатки положительно.

По статистическим оценкам спектральных плотностей входов и АЧХ соответствующих каналов была вычислена функция спек­ тральной плотности разнотолщинности полосы при номинальных режимах прокатки для реверсивного стана 12 0 0 .

Суммарная расчетная дисперсия составила 73,5 мкм2, средне­ квадратичное отклонение 8,6 мкм и коэффициент вариации 2 ,6 %. Удельный вес каналов характеризуют следующие цифры:

Возмущение.................. Дh0

Ad

Aj

ARMl

ARM0

z

Дисперсия, мкм2 . . . 23,6

13,9

0,18

12,8

8,9

13,5

По каналу гht передается разнотолщинность от колебаний механических свойств полосы и коэффициента трения (принято по экспериментальным данным).

Функция спектральной плотности толщины полосы, построен­ ная по расчетным данным, представлена на рис. 82.

Статистическая оценка дисперсии выходной толщины для ре­ версивного стана D — 85,5 мкм2. Хорошее совпадение теоретиче­ ских данных с экспериментальными подтверждает правильность методики.

Наибольшую долю в разнотолщинности полосы составляет раз­ нотолщинность подката, имеющего толщину 0,6 мм. Возмущение

146


 

 

 

 

 

§(а>),п/<мг -п

 

 

 

 

 

 

 

75

 

 

 

 

 

 

 

 

50

 

 

 

 

 

 

 

 

25

 

 

 

Рис.

82.

Расчетная

оценка

спек­

 

 

 

 

тральной

плотности

холодноката­

 

 

 

 

ных

полос (реверсивный

стан

О

0,5

1,0

1,5 ш,*1

1200,

h t

= 0,33 мм)

 

 

по каналу 3 практически не оказывает никакого влияния на точ­ ность проката. Дисперсии по различным каналам, кроме канала 3, соизмеримы. Это говорит о том, что невозможно достичь существен­ ных результатов по увеличению точности прокатки, воздействуя на какой-либо один канал. Необходимо уменьшать возмущения сразу по всем каналам, т. е. уменьшать биение опорных валков, биение рулонов на моталках и максимально стабилизировать условия травления и отжига металла и смазки полосы во время прокатки. Следует отметить, что в разнотолщинности подката около половины дисперсии также приходится на долю опорных валков, так что это и есть наиболее существенный источник разно­ толщинности. Резервом повышения точности прокатки является применение систем автоматического регулирования толщины.

Конструировать эти системы нужно с учетом спектрального состава возмущений. Особенно большое значение имеет в этом слу­ чае качество измерителей толщины — их точность и быстродей­ ствие. Перспективным является применение гидропровода.

в. Исследование эффективности регулятора толщины

Реверсивный стан 1200 снабжен системой автоматического ре­ гулирования толщины полосы с тиристорным управлением двига­ телями привода нажимных винтов. Толщина измеряется по методу Симса. Тиристорный блок осуществляет управление напряжением двигателей по закону, который представлен на рис. 83. Наличие этого блока делает систему существенно нелинейной. Кроме того, существенно нелинейным является момент трения в паре нажим­ ной винт — гайка:

fd .

(139)

■у- sign Шв

где dc — средний диаметр гайки нажимного винта;

а— угол подъема витков нажимного винта;

р— угол трения;

о)в —

угловая

скорость винта;

/ —

коэффициент трения в подпятнике;

d — диаметр

подпятника.

10*

147


^я.В| / r^arctgl

100 / L -

-2J5

 

0 *2,5

иц в

100

Рис. 83. Статическая харак­

теристика блока управле­

f y

ния напряжением двигателя

 

Исследование нелинейной системы на ЦВМ трудоемко. Поэтому эффективность регулирования толщины с помощью САРТ исследо­ вали на ABM МН-7. В качестве критерия точности прокатки была принята дисперсия толщины. Динамическая система привода нажимных винтов заменена эквивалентной ей одномассовой системой.

Уравнение якорной цепи:

t/я = СеяФ(йя

t-я

---- Ь /?дв^ ■

( 140)

Уравнение упругого момента:

n ~ d^ ( A = Ц Г (гсд — / (,)в)-

( 141)

Уравнение электромагнитного момента на якоре двигателя:

0дв = т)дВсемФ / - Л4ДВ. (142)

Уравнение

движения винта:

 

 

 

 

 

Т!ДВУИДВ =

^ - + /0 В-

^

.

(143)

В формулах

(140)— (143)

приняты

следующие обозначения:

сея, сем— коэффициенты пропорциональности;

 

 

Ф — магнитный поток;

 

 

 

Lя,

й)я — угловая скорость вращения якоря двигателя;

— индуктивность и сопротивление обмотки двигателя

 

соответственно;

 

 

 

 

 

/ — ток двигателя;

 

 

 

 

 

Г)дв— к. п .д.

редукторов;

 

 

 

 

Л4ДВ— вращающий момент двигателя;

момент

е, 0ДВ— приведенные податливость

трансмиссии и

 

инерции

ротора двигателя

соответственно.

 

Входной функцией в регулятор толщины является отклонение толщины полосы А/и на выходе из стана при неработающей САРТ.


Рис. 84. Структурная схема САРТ

Измеритель толщины полосы принят инерционным звеном пер­ вого порядка с передаточной функцией

Г и (р) =

L {ия}

k

(144)

 

{ДМ

тР + 1

 

где UK— напряжение измерителя толщины.

Измерение толщины осуществляется с транспортным запазды­ ванием т. При измерении по методу Симса т = 0.

Напряжение якоря двигателя (см. рис. 82):

F (t/и).

(145)

Передаточная функция по каналу угловая скорость якоря дви­ гателя — регулирующее воздействие АН:

UV, (Р)

tAt

 

(146)

2njp

1

 

 

где А 2 — передаточный коэффициент,

полученный как средний

в рабочем диапазоне из амплитудно-частотной характе­ ристики по каналу смещение нажимных винтов — тол­ щина полосы на выходе.

На рис. 84 и 85 представлены структурные схемы систем авто­ матического регулирования, которые описываются уравнениями

Рис. 85. Упрощенная структурная схема САРТ

149

(139)— (146). Структурная схема, показанная на рис. 85, была реа­ лизована на аналоговой машине МН-7.

По известной статистической функции спектральной плотности разнотолщинности для стана без регулятора толщины получена статистически эквивалентная функция выходной разнотолщинно­ сти, являющейся входной функцией САРТ.

Эквивалентная функция выходной разнотолщинности пред­ ставлена суммой трех синусоид (скорость прокатки 4 м/с):

з

= Е Ai sin (ш^ + 4/), i=i

гдц

А3= 8,52

мкм;

 

Аг =

8,95

мкм;

 

А3 =

4,26

мкм;

 

оц =

0,32

с-1;

 

со2 =

4,0

с"1;

 

(о3 =

12,0

с"1;

 

ф,- — фаза.

 

При уменьшении передаточного отношения от двигателя к на­

жимному винту в п раз приведенные моменты инерции масс умень­ шаются в п2 раз. Поэтому эффективность регулятора исследовали при различных шагах нажимного винта. В схему был включен блок, вычисляющий дисперсию выходной разнотолщинности по формуле

D =

1 т

-^r j Aft? dt,

где Т — время реализации.

о

 

На рис. 86 приведена осциллограмма процесса регулирования

толщины полосы при шаге

нажимного винта / = 10 мм, а на

Рис.

86. Осциллограмма

процесса регулирования толщины при / =

10 мм. Масштабы;

М

— 394 нм/мм; АН-,

1,43 мкм/мм; АИЛ — 1,085 мкм/мм; А Н —

0,96 мкм/мм

Д В

1

1

 

150