Файл: Даниелян, С. С. Эффективность оптимизации строительного производства. Проблемы, вопросы методологии, опыт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
ПМК-18 (823), как правило, заканчивает год неудовлет ворительно. Годовая выработка достигает только 88 про центов от планируемой, сеоестоимость выше на 14,о про цента, расход заработной платы на 23,8 процента.
Обратимся теперь к показателям ПМК-632. Она удов летворительно справляется с плановыми заданиями. Достигнутая производительность труда выше на 21 про цент, экономия по заработной плате составляет 38,5 тысруб. Фактическая себестоимость лишь на 2,1 про цента выше плановой. Таким образом, ПМК-632 дости гает значительно более высоких показателей по сравне
нию с ПМК-18 (823).
Однако проведенный анализ и заключение были сде ланы путем сравнения среднегодовых фактических ре зультатов с планируемыми показателями, которые были установлены без учета реальных условий для производ ства работ.
Определение же технико-экономических показате лей, с учетом отмеченных ранее факторов, показывает, что, как это ни парадоксально, именно ПМК-632 не ис пользовала имеющихся у нее резервов. Фактическая выработка оказалась ниже расчетной на 8,3 процента, себестоимость — на 12,9 процента. Только по заработ ной плате имеет место некоторое снижение.
И, наоборот, в ПМК-18 (823) все показатели, кроме выработки, которая «иже на 2,2 процента, лучше рас четных.
Таким образом традиционный метод планирования привел к неправильной оценке деятельности этих строи тельных организаций.
Планирование показателей строительных подразде лений на основе результатов, достигнутых в прошлом, без учета конкретных условий производства работ, не может способствовать повышению эффективности сель ского строительства. Причем, отрицательное влияние будет оказываться как на организации, получающие за ниженные задания, так и на те, которым такие задания завышают.
СМУ и ПМК, выполняющие работы в условиях за ниженных требований, не будут использовать имеющие ся резервы в силу того, что ориентация на заниженные технико-экономические показатели и их выполнение бу дет создавать у работников этих организаций мнение о достаточно высоком уровне организации работ.
6* |
аз |
Искусственно завышенные показатели также не спо собствуют повышению эффективности сельского строи тельства. Б этом случае снижаются возможности мо рального и материального стимулирования, что в изве стной степени усложняет организацию работ и повыша ет текучесть кадров.
Поэтому для улучшения планирования в сельских строительных организациях необходимо учитывать влия ние местных условий производства строительно-монтаж ных работ на технико-экономические показатели.
Однако исследования и полученные зависимости ос нованы на базе данных прошедших лет и не могут быть механически перенесены на планирование в после дующие годы.
Наряду с этим на деятельность сельских строи тельных организаций оказывают влияние и другие факторы. К ним следует отнести повышение уровня комп лексной механизации, внедрение передовых методов ор ганизации труда и прогрессивных материалов и т. д '
Следует отметить, что эти факторы оказывают влия ние в целом на эффективность сельского строительства.
Учитывать же их в процессе планирования |
можно с по |
|||||
мощью дополнительного |
коэффициента |
(М); |
|
|
||
П ,1Л= МПр |
|
|
|
(36) |
||
где И,,.,. — планируемая |
величина |
показателя; |
|
|||
Пр. — расчетная величина |
показателя по предложен |
|||||
ным панее формулам. |
|
|
|
|
|
|
ТПким образом, проведенные исследования указыва |
||||||
ют на необходимость отразить одновременное |
влияние |
|||||
различных факторов на деятельность СМУ |
и ПМК, |
а |
||||
также определить характер и степень их влияния на |
ка |
|||||
чественные показатели строительных организаций. |
|
|||||
По нашему мнению, |
предложенный |
метод |
может |
|||
быть так же использован для |
расчетов |
при |
планирова |
нии показателей для трестов, управлений строительства и главков по сельскому строительству.
8-1
Г Л А В А III
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ
§ I. Экономические основы развития баз строительной индустрии
Проблема оптимизации предприятий строительной индустрии, то есть выбора их наиболее экономически целесобразного размера, неразрывно связана с решени ем вопросов повышения экономической эффективности
строительного производства.
В развитии баз строительной индустрии за короткий срок произошли заметные качественные и количествен ные перемены. Об этом, в частности, свидетельствует расширение ассортимента материалов, конструкций и изделий, применяемых в строительстве, и несомненный рост их производства.
Появление новых материалов и конструкций стиму лировало развитие наиболее совершенных приемов и методов строительства. Однако это не означает, что про дукция промышленности строительных материалов и конструкций растет параллельно росту объема строи тельно-монтажных работ. К сожалению, полной пропор циональности здесь нет. Одной из многих причин, обусло вивших несоответствие между ростом производства матепиалов и конструкции и постом объемов строительно монтажных работ, является непараллельное развитие технической базы, отвечающей научно-техническому про грессу в строительной индустрии.
Впланировании развития производства строи
тельных материалов и конструкций необходим пре жде всего именно долгосрочный прогноз, заблаговре менное осуществление намеченных мероприятии, обеспе чивающих темпы опережающего роста их производства мал ростом объемов строительно-монтажных работ.
Какие же критерии экономической эффективности должны быть положены в основу определения этих со-
85
отношений при прогнозировании и создании баз строи тельной индустрии?
Немаловажное значение имеет величина приведен ных затрат, выраженная по формуле, предложенной ин ститутом экономики Академии Наук СССР. Б этой фор муле, кроме стоимости изготовления строительных кон струкций и деталей, учитываются также удельные ка питальные и прочие затраты на организацию производ ства. Указанные затраты более правильно отражают действительную экономическую эффективность техниче ских решений и позволяют с большей степенью обосно ванности устанавливать главные направления техниче ского прогресса. Однако в своей экономической приро де эта методика не отражает ряд затрат, влияющих на экономическую эффективность строительного производ ства.
Серьезным моментом в строительстве вообще и рас средоточенном в частности является оптимальное реше ние транспортной проблемы.
Строительство в нашей стране потребляет ежегодно около 900 млн. тонн материалов, конструкций и изделии Этот груз приходится перевозить по нескольку раз. На пример, цементное, керамзитовое, щебеночное и другое сырье перевозится с карьеров на заводы, затем готовый цемент, щебень и керамзит отправляются на предприя тия по выпуску сборного железобетона, а оттуда в вице готовых строительных конструкций, деталей или товар ного бетона транспортируются на строительные площад ки. В целом для выполнения строительной программы в
СССР приходится перевозить ежегодно |
более 3 млрд, |
|
тонн груза. |
|
|
Уже сейчас свыше четвертой части всего подвижно |
||
го состава на железных дорогах и около |
35 процентов |
|
автотранспорта заняты перевозкой |
строительных гру |
|
зов. Естественно, что в ближайшем |
будущем вопрос гру |
зоперевозок превратится в чрезвычайно важную народ нохозяйственную проблемуЖизнь выдвинет, в частно сти. такие задачи, как резкое снижение веса применяе мых материалов и конструкций, конструктивное их со
вершенствование. специализацию подвижного |
состава |
||
и другие- |
немаловажным критерием, определяющим |
||
Наконец, |
|||
прогрессивность строительных материалов |
и конструк |
||
ций, является |
повышение эксплуатационных |
и |
эстет и- |
86
чѳских качеств конечного продукта строительства. Указанные критерии, по нашему мнению, и должны все в совокупности приниматься во внимание при опре делении степени прогрессивности индустриальной базы,
производящей строительные |
материалы и конструкции. |
В своем выступлении на XV |
съезде профсоюзов (1972 г.), |
Л. И- Брежнев подчеркивал, что необходимо добиваться всесторонней обоснованности и эффективности хозяйст венных решении, на каком бы уровне они ни принима лись. Осуществлять поставленные задачи экономно, с наименьшими издержками и наибольшей отдачей для
общества.
У нас в стране в ряду конструктивных материалов (железобетон, дерево, металл, платстмас.са и др ) первое место прочно занимает сборный железобетон. Это объ ясняется его нндустрнальностыо, долговечностью, огне стойкостью, высоким сопротивлением коррозии и срав нительно невысокой стоимостью. По подсчетам НИИ экономики строительства Госстроя СССР, сборный же лезобетон, с учетом капитальных затрат на его производ ство и эксплуатацию, дает народному хозяйству почти 4,5 процента экономии по сравнению с такими же кон струкциями из других традиционных материалов.
В то же время высокие строительные и эксплуатаци онные качества сборного железобетона еще не дают воз можности считать его идеальным конструктивным матеопалом, отвечающим всем критериям прогрессивности. Прежде всего из-за того, что вес железобетонных конст рукций в среднем в 15 раз превышает вес аналогичных металлических и деревянных конструктивных элементов. Возникает, естественно, вопрос: как устранить этот не достаток?
Одним из основных путей получения более прогрес сивного сборного железобетона является применение наиболее легких и дешевых заполнителей. Например, для отечественной строительной практики получение же лезобетона из карбонатных заполнителей и керамзито бетона марок «300» и «500» уже не является проблемой. А ведь вес за счет этого уменьшается в зависимости от конструктивного элемента до четырех раз. Еще больший эффект дают легкие железобетонные и бетонные эле менты в наружных ограждающих конструкциях зданий іразличного назначения. Если учесть, что снижение веса желозобетона хотя бы на 10 процентов приводит к
87
уменьшению стоимости конструкции в деле более чем на 3 процента, можно себе представить, какой эффект при носит четырехкратное облегчение конструкций.
Говоря о базе строительной индустрии, выпускающей прогрессивные конструкции и изделия, следует уделить внимание также традиционным материалам. Эти мате риалы, на применении которых была основана строи тельная техника, сейчас постепенно уступают место но вым, более эффективным. Это явление вызывает необ ходимость внедрения, как замечено выше, новых техни ческих решений и методов ведения строительства. Одна ко это не означает, что старые материалы полностью те ряют свое значение. Они еще будут применяться в стро ительстве и наряду с новыми материалами способство вать решению задач, поставленных перед этой отраслью народного хозяйства.
Так, например, в стране сейчас выпускается около 40 млрд, штук строительного кирпича в год. В качестзённом отношении производство его значительно меняется. Прежде всего широко развивается выпуск пустотелого кирпича, объемный вес которого на 30 процентов мень ше. На столько же меньше требуется сырья.
Среди традиционных материалов значительное место занимают также блоки из природного камня мягких по род (туф, ракушечник, известняк). Однако при колос сальном запасе этих материалов в южных районах стра ны и, в частности, в Ставропольском крае, добыча и применение их, к сожалению, осуществляются слабо.
Необходимо дальнейшее совершенствование техноло гии производства традиционных материалов, улучшение их технико-экономических показателей. Этого требуют
решения партии и правительства по |
вопросам строи |
тельства. |
организационные |
Ниже рассматриваются некоторые |
|
и методологические вопросы развития |
и размещения |
производственной базы в сельской строительной инду стрии на примере отдельного экономического района.
§ 2. Современное состояние и перспективы развития производства сборного железобетона и стеновых материалов
Дальнейший подъем сельского хозяйства неразрывно связан с увеличением капитальных вложений и объе-
88
M O B строительства в сельской местности. Это подтверж дается и перспективными разработками плановой комис сии Ставропольского крайисполкома, з которых опреде лены основные направления развития народного хозяй ства до 1980 года. Как уже отмечалось, в текущей пяти летке объем строительно-монтажных работ на селе дол жен возрасти по сравнению с предыдущим пятилетием более чем в полтора раза и составить около 1 млрд. руб. Такие же темпы роста предполагается сохранить и в
дальнейшем.
Это потребует существенного увеличения производст ва строительных материалов, а следовательно, расшире ния действующих и строительства новых предприятий
производственной базы.
Для правильного решения вопросов увеличения мощ ностей предприятий и их размещения необходимо про анализировать современное состояние производства сборного железобетона и стеновых материалов. А для этого, в свою очередь, нужно выяснить, какова же ди намика роста объемов строительно-монтажных работ, насколько все возрастающие потребности в материалах и конструкциях соответствуют перспективам развития предприятий строительной индустрии.
К сожалению, плановые органы не ведут разработок, детализирующих объемы строительно-монтажных работ и их структуру в сельском строительстве на длительный период. Поэтому нами была предпринята попытка путем изучения и обобщения обширного материала, собранно го Ставропольским краевым статистическим управлени ем, плановой комиссией, сельскими строительными орга низациями, определить объемы строительно-монтажных работ в отдельных районах, темпы их роста, степень территориальной сосредоточенности строительства.
На основании объемов строительства была рассчита на сложившаяся к настоящему времени среднегодовая территориальная сосредоточенность и объем строитель но-монтажных работ в расчете на 1 жителя и на 1 квад ратный километр территории сельских районов (табл19).
Как видно из таблицы, объемы строительно-монтаж ных работ распределены неравномерно. Их величина, приходящаяся на 1 квадратный километр территории края, колеблется от 0,53 до 3,11 тысруб. Тем не менее приходится считаться с реально сложившимся положе-
89