Файл: Даниелян, С. С. Эффективность оптимизации строительного производства. Проблемы, вопросы методологии, опыт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПМК-18 (823), как правило, заканчивает год неудовлет­ ворительно. Годовая выработка достигает только 88 про­ центов от планируемой, сеоестоимость выше на 14,о про­ цента, расход заработной платы на 23,8 процента.

Обратимся теперь к показателям ПМК-632. Она удов­ летворительно справляется с плановыми заданиями. Достигнутая производительность труда выше на 21 про­ цент, экономия по заработной плате составляет 38,5 тысруб. Фактическая себестоимость лишь на 2,1 про­ цента выше плановой. Таким образом, ПМК-632 дости­ гает значительно более высоких показателей по сравне­

нию с ПМК-18 (823).

Однако проведенный анализ и заключение были сде­ ланы путем сравнения среднегодовых фактических ре­ зультатов с планируемыми показателями, которые были установлены без учета реальных условий для производ­ ства работ.

Определение же технико-экономических показате­ лей, с учетом отмеченных ранее факторов, показывает, что, как это ни парадоксально, именно ПМК-632 не ис­ пользовала имеющихся у нее резервов. Фактическая выработка оказалась ниже расчетной на 8,3 процента, себестоимость — на 12,9 процента. Только по заработ­ ной плате имеет место некоторое снижение.

И, наоборот, в ПМК-18 (823) все показатели, кроме выработки, которая «иже на 2,2 процента, лучше рас­ четных.

Таким образом традиционный метод планирования привел к неправильной оценке деятельности этих строи­ тельных организаций.

Планирование показателей строительных подразде­ лений на основе результатов, достигнутых в прошлом, без учета конкретных условий производства работ, не может способствовать повышению эффективности сель­ ского строительства. Причем, отрицательное влияние будет оказываться как на организации, получающие за­ ниженные задания, так и на те, которым такие задания завышают.

СМУ и ПМК, выполняющие работы в условиях за­ ниженных требований, не будут использовать имеющие­ ся резервы в силу того, что ориентация на заниженные технико-экономические показатели и их выполнение бу­ дет создавать у работников этих организаций мнение о достаточно высоком уровне организации работ.

6*

аз

Искусственно завышенные показатели также не спо­ собствуют повышению эффективности сельского строи­ тельства. Б этом случае снижаются возможности мо­ рального и материального стимулирования, что в изве­ стной степени усложняет организацию работ и повыша­ ет текучесть кадров.

Поэтому для улучшения планирования в сельских строительных организациях необходимо учитывать влия­ ние местных условий производства строительно-монтаж­ ных работ на технико-экономические показатели.

Однако исследования и полученные зависимости ос­ нованы на базе данных прошедших лет и не могут быть механически перенесены на планирование в после­ дующие годы.

Наряду с этим на деятельность сельских строи­ тельных организаций оказывают влияние и другие факторы. К ним следует отнести повышение уровня комп­ лексной механизации, внедрение передовых методов ор­ ганизации труда и прогрессивных материалов и т. д '

Следует отметить, что эти факторы оказывают влия­ ние в целом на эффективность сельского строительства.

Учитывать же их в процессе планирования

можно с по­

мощью дополнительного

коэффициента

(М);

 

 

П ,1Л= МПр

 

 

 

(36)

где И,,.,. — планируемая

величина

показателя;

 

Пр. — расчетная величина

показателя по предложен­

ным панее формулам.

 

 

 

 

 

 

ТПким образом, проведенные исследования указыва­

ют на необходимость отразить одновременное

влияние

различных факторов на деятельность СМУ

и ПМК,

а

также определить характер и степень их влияния на

ка­

чественные показатели строительных организаций.

 

По нашему мнению,

предложенный

метод

может

быть так же использован для

расчетов

при

планирова­

нии показателей для трестов, управлений строительства и главков по сельскому строительству.

8-1


Г Л А В А III

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ БАЗЫ

§ I. Экономические основы развития баз строительной индустрии

Проблема оптимизации предприятий строительной индустрии, то есть выбора их наиболее экономически целесобразного размера, неразрывно связана с решени­ ем вопросов повышения экономической эффективности

строительного производства.

В развитии баз строительной индустрии за короткий срок произошли заметные качественные и количествен­ ные перемены. Об этом, в частности, свидетельствует расширение ассортимента материалов, конструкций и изделий, применяемых в строительстве, и несомненный рост их производства.

Появление новых материалов и конструкций стиму­ лировало развитие наиболее совершенных приемов и методов строительства. Однако это не означает, что про­ дукция промышленности строительных материалов и конструкций растет параллельно росту объема строи­ тельно-монтажных работ. К сожалению, полной пропор­ циональности здесь нет. Одной из многих причин, обусло­ вивших несоответствие между ростом производства матепиалов и конструкции и постом объемов строительно­ монтажных работ, является непараллельное развитие технической базы, отвечающей научно-техническому про­ грессу в строительной индустрии.

Впланировании развития производства строи­

тельных материалов и конструкций необходим пре­ жде всего именно долгосрочный прогноз, заблаговре­ менное осуществление намеченных мероприятии, обеспе­ чивающих темпы опережающего роста их производства мал ростом объемов строительно-монтажных работ.

Какие же критерии экономической эффективности должны быть положены в основу определения этих со-

85

отношений при прогнозировании и создании баз строи­ тельной индустрии?

Немаловажное значение имеет величина приведен­ ных затрат, выраженная по формуле, предложенной ин­ ститутом экономики Академии Наук СССР. Б этой фор­ муле, кроме стоимости изготовления строительных кон­ струкций и деталей, учитываются также удельные ка­ питальные и прочие затраты на организацию производ­ ства. Указанные затраты более правильно отражают действительную экономическую эффективность техниче­ ских решений и позволяют с большей степенью обосно­ ванности устанавливать главные направления техниче­ ского прогресса. Однако в своей экономической приро­ де эта методика не отражает ряд затрат, влияющих на экономическую эффективность строительного производ­ ства.

Серьезным моментом в строительстве вообще и рас­ средоточенном в частности является оптимальное реше­ ние транспортной проблемы.

Строительство в нашей стране потребляет ежегодно около 900 млн. тонн материалов, конструкций и изделии Этот груз приходится перевозить по нескольку раз. На­ пример, цементное, керамзитовое, щебеночное и другое сырье перевозится с карьеров на заводы, затем готовый цемент, щебень и керамзит отправляются на предприя­ тия по выпуску сборного железобетона, а оттуда в вице готовых строительных конструкций, деталей или товар­ ного бетона транспортируются на строительные площад­ ки. В целом для выполнения строительной программы в

СССР приходится перевозить ежегодно

более 3 млрд,

тонн груза.

 

 

Уже сейчас свыше четвертой части всего подвижно­

го состава на железных дорогах и около

35 процентов

автотранспорта заняты перевозкой

строительных гру­

зов. Естественно, что в ближайшем

будущем вопрос гру­

зоперевозок превратится в чрезвычайно важную народ­ нохозяйственную проблемуЖизнь выдвинет, в частно­ сти. такие задачи, как резкое снижение веса применяе­ мых материалов и конструкций, конструктивное их со­

вершенствование. специализацию подвижного

состава

и другие-

немаловажным критерием, определяющим

Наконец,

прогрессивность строительных материалов

и конструк­

ций, является

повышение эксплуатационных

и

эстет и-

86


чѳских качеств конечного продукта строительства. Указанные критерии, по нашему мнению, и должны все в совокупности приниматься во внимание при опре­ делении степени прогрессивности индустриальной базы,

производящей строительные

материалы и конструкции.

В своем выступлении на XV

съезде профсоюзов (1972 г.),

Л. И- Брежнев подчеркивал, что необходимо добиваться всесторонней обоснованности и эффективности хозяйст­ венных решении, на каком бы уровне они ни принима­ лись. Осуществлять поставленные задачи экономно, с наименьшими издержками и наибольшей отдачей для

общества.

У нас в стране в ряду конструктивных материалов (железобетон, дерево, металл, платстмас.са и др ) первое место прочно занимает сборный железобетон. Это объ­ ясняется его нндустрнальностыо, долговечностью, огне­ стойкостью, высоким сопротивлением коррозии и срав­ нительно невысокой стоимостью. По подсчетам НИИ экономики строительства Госстроя СССР, сборный же­ лезобетон, с учетом капитальных затрат на его производ­ ство и эксплуатацию, дает народному хозяйству почти 4,5 процента экономии по сравнению с такими же кон­ струкциями из других традиционных материалов.

В то же время высокие строительные и эксплуатаци­ онные качества сборного железобетона еще не дают воз­ можности считать его идеальным конструктивным матеопалом, отвечающим всем критериям прогрессивности. Прежде всего из-за того, что вес железобетонных конст­ рукций в среднем в 15 раз превышает вес аналогичных металлических и деревянных конструктивных элементов. Возникает, естественно, вопрос: как устранить этот не­ достаток?

Одним из основных путей получения более прогрес­ сивного сборного железобетона является применение наиболее легких и дешевых заполнителей. Например, для отечественной строительной практики получение же­ лезобетона из карбонатных заполнителей и керамзито­ бетона марок «300» и «500» уже не является проблемой. А ведь вес за счет этого уменьшается в зависимости от конструктивного элемента до четырех раз. Еще больший эффект дают легкие железобетонные и бетонные эле­ менты в наружных ограждающих конструкциях зданий іразличного назначения. Если учесть, что снижение веса желозобетона хотя бы на 10 процентов приводит к

87


уменьшению стоимости конструкции в деле более чем на 3 процента, можно себе представить, какой эффект при­ носит четырехкратное облегчение конструкций.

Говоря о базе строительной индустрии, выпускающей прогрессивные конструкции и изделия, следует уделить внимание также традиционным материалам. Эти мате­ риалы, на применении которых была основана строи­ тельная техника, сейчас постепенно уступают место но­ вым, более эффективным. Это явление вызывает необ­ ходимость внедрения, как замечено выше, новых техни­ ческих решений и методов ведения строительства. Одна­ ко это не означает, что старые материалы полностью те­ ряют свое значение. Они еще будут применяться в стро­ ительстве и наряду с новыми материалами способство­ вать решению задач, поставленных перед этой отраслью народного хозяйства.

Так, например, в стране сейчас выпускается около 40 млрд, штук строительного кирпича в год. В качестзённом отношении производство его значительно меняется. Прежде всего широко развивается выпуск пустотелого кирпича, объемный вес которого на 30 процентов мень­ ше. На столько же меньше требуется сырья.

Среди традиционных материалов значительное место занимают также блоки из природного камня мягких по род (туф, ракушечник, известняк). Однако при колос­ сальном запасе этих материалов в южных районах стра­ ны и, в частности, в Ставропольском крае, добыча и применение их, к сожалению, осуществляются слабо.

Необходимо дальнейшее совершенствование техноло­ гии производства традиционных материалов, улучшение их технико-экономических показателей. Этого требуют

решения партии и правительства по

вопросам строи­

тельства.

организационные

Ниже рассматриваются некоторые

и методологические вопросы развития

и размещения

производственной базы в сельской строительной инду­ стрии на примере отдельного экономического района.

§ 2. Современное состояние и перспективы развития производства сборного железобетона и стеновых материалов

Дальнейший подъем сельского хозяйства неразрывно связан с увеличением капитальных вложений и объе-

88


M O B строительства в сельской местности. Это подтверж­ дается и перспективными разработками плановой комис­ сии Ставропольского крайисполкома, з которых опреде­ лены основные направления развития народного хозяй­ ства до 1980 года. Как уже отмечалось, в текущей пяти­ летке объем строительно-монтажных работ на селе дол­ жен возрасти по сравнению с предыдущим пятилетием более чем в полтора раза и составить около 1 млрд. руб. Такие же темпы роста предполагается сохранить и в

дальнейшем.

Это потребует существенного увеличения производст­ ва строительных материалов, а следовательно, расшире­ ния действующих и строительства новых предприятий

производственной базы.

Для правильного решения вопросов увеличения мощ­ ностей предприятий и их размещения необходимо про­ анализировать современное состояние производства сборного железобетона и стеновых материалов. А для этого, в свою очередь, нужно выяснить, какова же ди­ намика роста объемов строительно-монтажных работ, насколько все возрастающие потребности в материалах и конструкциях соответствуют перспективам развития предприятий строительной индустрии.

К сожалению, плановые органы не ведут разработок, детализирующих объемы строительно-монтажных работ и их структуру в сельском строительстве на длительный период. Поэтому нами была предпринята попытка путем изучения и обобщения обширного материала, собранно­ го Ставропольским краевым статистическим управлени­ ем, плановой комиссией, сельскими строительными орга­ низациями, определить объемы строительно-монтажных работ в отдельных районах, темпы их роста, степень территориальной сосредоточенности строительства.

На основании объемов строительства была рассчита­ на сложившаяся к настоящему времени среднегодовая территориальная сосредоточенность и объем строитель­ но-монтажных работ в расчете на 1 жителя и на 1 квад­ ратный километр территории сельских районов (табл19).

Как видно из таблицы, объемы строительно-монтаж­ ных работ распределены неравномерно. Их величина, приходящаяся на 1 квадратный километр территории края, колеблется от 0,53 до 3,11 тысруб. Тем не менее приходится считаться с реально сложившимся положе-

89