Файл: Даниелян, С. С. Эффективность оптимизации строительного производства. Проблемы, вопросы методологии, опыт.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 77
Скачиваний: 0
Анализ затрат |
на изготовление |
конструкций |
и их |
||
транспортировку |
на |
строительные |
площадки |
за |
1968 |
год показывает, что |
хотя дальние |
перевозки |
с крупных |
заводов обходятся дороже, в целом себестоимость еди ницы продукции франко-строительная площадка оказы вается намного ниже, чем при пользовании продукцией
мелких предприятий.
На крупных заводах, где технология более совершен на, себестоимость единицы изделий ниже. При этом предприятие обеспечивает и более высокую заводскую готовность изделия, что очень важно для сельских стро ек, которые часто не располагают квалифицированными специалистами и достаточной рабочей силой.
Данные таблицы 24 дают сравнительное представле ние об экономических показателях крупных и мелких предприятий, выпускающих изделия для сельского стро ительства в Ставропольском крае.
Т а б л и ц а 24.
|
|
|
Количество |
Общая |
Себсстон- |
Годовая |
іСрслннй |
гидооая мощность |
фактичес |
выработка |
радиус |
||||
киредпрнп- |
кая про |
. мостъ |
• па одного |
||||
предприятия |
изводитель- |
единицы |
работаю-jS |
перевозки, |
|||
тий |
— ность |
продукции, |
щего, |
||||
|
|
|
гв 1968 г. |
в рубЛ |
в руб. |
в км, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кирпичный завод |
|
|
|
|
|
||
п |
млн. шт. |
61 |
385 |
42.5 |
1020 |
28 |
|
|
до |
10 |
|||||
|
до 40 |
8 |
205 |
23,3 |
3440 |
75 |
|
Заводы и полиго |
|
|
|
|
|
||
ны |
по |
выпуску |
|
|
|
|
|
сборного железо |
|
|
|
|
|
||
бетона. в тыс. м3 |
ІЯ |
62 |
45,81 |
3300 |
47 |
||
|
до |
до 5 |
|||||
|
25 |
4 |
85 |
31,8 |
5240 |
79 |
Относительно невысокая себестоимость изделий, вы пускаемых крупными заводами, по сравнению с той, ка кая складывается на мелких предприятиях, позволяет увеличить расстояние перевозок, не выходя за экономи чески приемлемые для строительных организации преде лы. На крупных кирпичных заводах допустимо дополни тельное увеличение радиуса перевозок на 11 км, на крупных заводах железобетонных изделий — па 25 км-1
1 За 1000 штук кирпича и 1 м3 железобетоне
Изучение условии сельского строительства па Став рополье, разведанных запасов сырья, а также степени концентрации объемов строительно-монтажных работ в сельской местности позволяет сделать вывод, что в крае экономически целесообразно создавать заводы мощно стью от 45 до 65 тыс. м3 сборного железобетона в год.
Однако в сельской местности по-прежнему продол жается строительство предприятии малой мощности. Вновь строящиеся в крае 12 кирпичных заводов имеют мощности, позволяющие выпускать от 1,5 до 15 млн. шткирпича в год. Общая проектная мощность шести соору
жаемых заводов железобетонных |
изделий составляет |
|
125 тыс. м3 железобетона в год. |
приводит к значи |
|
Низкая мощность |
предприятий |
|
тельному увеличению |
затрат на производство продук |
|
ции (табл. 25). |
|
|
Т а б л и ц а 25.
Влияние мощности заводов железобетонных изделий, обслуживающих сельское строительство Ставропольского края на технико-экономические показатели
Группа |
УдельныП вес і п> ппы4 |
Ссбссюммость |
Гсмиваи |
||
предприятий |
|
|
|
1 М3 |
выработка |
по числу |
1 |
но выпуску |
сборного |
работника, |
|
по мощности |
железобетона. |
руб. |
|||
предприятий |
I |
продукции |
руб. |
|
|
В с е г о |
100 |
|
100 |
48,4 |
3570 |
в том числе |
69.5 |
|
23.5 |
55,3 |
1950 |
до 5 тыс. м: |
|
||||
5,1 — 10.0 |
8.7 |
|
10,4 |
51.2 |
3330 |
10.1 — 15.0 |
13,0 |
|
31.4 |
45,3 |
4000 |
15,1— 20,0 |
4,3 |
|
13,7 |
46,6 |
4010 |
более 20,0 |
4.4 |
|
2 1 .0 |
42,9 |
4250 |
Данные таблицы 25 показывают, что в крае низкая концентрация производства сборного железобетона. Удельный вес предприятий, мощностью до 5 тыс. м3 из делий в год, составляет 69,5 процента, а выше 20 тыс. м3
— всего 4,4 процента. Фактическая себестоимость про дукции, выпускаемой на полигонах и заводах, входящих в первую группу, выше на 30 процентов, а производи тельность труда ниже примерно в 2,5 раза, чем на заво дах мощностью свыше 20 тыс. м3 железобетона в год.
Практика сельского строительства в Ставропольском крае показала, что создание мелких заводов не привело
96
к значительному сокращению расходов па доставку из делий. В связи с малой эффективностью этих заводов на рушались рациональные транспортные схемы. Средние расстояния транспортирования сборного железобетона и кирпича были значительны во всех подразделениях Ставропольстроя (табл. 26).
Т а б л и ц а 26.
Усредненные расстояния и затраты на перевозку кирпича
|
и |
сборного железобетона в подразделениях |
||||
|
|
|
Ставропольсельстроя |
|
||
|
|
|
Сборный |
железобетон |
к И Р п и ч |
|
Расстояние, |
км. |
число |
затраты |
ЧИСЛО |
затраты |
|
организа |
на перевозку |
па перевозку |
||||
|
|
|
ций |
I м3 * |
организации |
1 тыс. шт.. |
|
|
|
в группе |
|||
|
|
|
в группе |
руб. |
||
|
|
|
|
руб. |
|
|
До |
50 |
|
2 |
2,90 |
3 |
1 1.70 |
51 — 100 |
5 |
7,86 |
9 |
17.50 |
||
101 — |
150 |
3 |
10.42 |
1 |
27.40 |
|
151 — 200 |
3 |
12,90 |
1 |
31.80 |
||
Более |
200 |
2 |
20 70 |
1 |
37,40 |
Полигоны мощностью до 5 тыс. м3 имеют среднюю дальность перевозки изделий 45 км. Это примерно в два раза меньше, чем на заводах с годовой производитель ностью более 20 тыс. м3. Сокращение транспортных рас ходов при этом составит около 4 руб. на 1 м3 сборного железобетона. Затраты же на изготовление выше на 12.4 рубля. Таким образом, использование мелких поли гонов ведет к удорожанию кубического метра сборных
конструкций на |
8.4 руб. |
Характерным |
является также и то, что фактические |
радиусы перевозки материалов, как правило, превышают расстояния, заложенные в планово-расчетных ценах.
Анализ транспортных затрат в СМУ и ПМК Став ропольсельстроя показывает, что они достигли 34,1 процента. Именно снижение этих расходов является ре шающим условием повышения прибыли сельских строи тельных организаций.
Предельно рентабельный радиус перевозки материа
лов может быть определен |
по следующей формуле: |
|
С п - С 0 |
(37) |
|
Ст |
R, |
|
|
|
7 Зак. 4800 |
97 |
|
где Сп — планово-расчетная цена, франко-строи тельная площадка;
Ст — транспортные расходы на перевозку единицы продукции на 1 км;
Со — отпускная цена.
По этой формуле рентабельный радиус перевозки кирпича и сборного железобетона по Ставропольсельстрою равен: для ПМК-18 (823) примерно 29 и 65 км, для ПМК-488—27 и 48 км. Фактически же он составляет: для первой ПМК 36 и 95 км и для второй — 36 и 62 км. Большие убытки терпят те сельские строительные орга низации, у которых отсутствуют постоянные плановые поставщики.
Фактические данные по средним радиусам обслужи вания предприятий сборного железобетона подтвержда ют экономическую нецелесообразность маломощных про изводств.
Из всех групп действующих предприятий . мини мальные расходы (франко-строительная площадка) до стигнуты на заводах мощностью свыше 20 тыс. м3 изде лий в год. Только за счет доведения мощности пред приятий до этого уровня годовые затраты на изготовле ние сборного желеозбетона и его транспортирование при достигнутом общем объеме производства в крае (около 150 тыс. м3) сократились бы на 950 тыс руб (рис. 18).
Рис. 18. Величина затрат на изготовление и транспортиров ку сборных изделий с заводов различной мощности.
Это указывает на высокую эффективность увеличе ния концентрации производства сборного железобетона при достигнутом уровне развития сельского строительст-
98
ва. Недооценка роста степени концентрации уже теперь обходится дорого. В дальнейшем, с увеличением объе мов строительно-монтажных работ и удельного расхода сборного железобетона, низкая мощность предприятий неминуемо приведет к еще большим потерям.
Одной из основных причин низкой концентрации из готовления сборного железобетона является отсутствие объединенной производственной базы сельского строи тельства, которая обеспечивала бы все стройки, незави симо от ведомственного подчинения генеральных подряд чиков и объема строительно-монтажных работ, выпол няемых хозяйственным способом.
Организация единой производственной базы позволи ла бы избежать распыления средств также на ее рас ширение. Она создала бы предпосылки для развития крупных заводов, обслуживающих зоны с более высо кой концентрацией потребления, помогла бы выбору наи более рационального поставщика для каждой строи тельной организации. В конечном счете единая база способствовала бы повышению эффективности строи тельства во всех сельских районах края.
Сейчас каждая сельская строительная организация создает собственную производственную базу. Например, и Ставроиольсельстрой и Ставропольмежколхозстрой имеют заводы, которые обеспечивают сборными конструкциями только свои СМУ и ПМК. Относительно малые темпы прироста годовой программы краевых строительных объединений, а также ограниченность средств на расширение производства вынуждают лишь к незначительной реконструкции существующих или соз данию новых опять-таки маломощных предприятий (тябл. 27).
Как видно из данных таблицы, в результате отсутствия объединенной производственной базы сборного железобе тона для сельского строительства, в целом ряде пунктов одновременно функционируют несколько мелких пред приятий. Например, в Ставрополе имеется два завода Ставропольсельстроя и один Ставропольмежколхозстроя. В год псе они выпускают 44.5 тыс. м3 продукции. Наличие единой производственной базы такой мощности позволило бы снизить себестоимость на 8 процентов и
получить годовой экономический эффект в размере 168 тысрублей-
По нескольку действующих предприятий расположе
7* |
99 |
|