Файл: Даниелян, С. С. Эффективность оптимизации строительного производства. Проблемы, вопросы методологии, опыт.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ затрат

на изготовление

конструкций

и их

транспортировку

на

строительные

площадки

за

1968

год показывает, что

хотя дальние

перевозки

с крупных

заводов обходятся дороже, в целом себестоимость еди­ ницы продукции франко-строительная площадка оказы­ вается намного ниже, чем при пользовании продукцией

мелких предприятий.

На крупных заводах, где технология более совершен­ на, себестоимость единицы изделий ниже. При этом предприятие обеспечивает и более высокую заводскую готовность изделия, что очень важно для сельских стро­ ек, которые часто не располагают квалифицированными специалистами и достаточной рабочей силой.

Данные таблицы 24 дают сравнительное представле­ ние об экономических показателях крупных и мелких предприятий, выпускающих изделия для сельского стро­ ительства в Ставропольском крае.

Т а б л и ц а 24.

 

 

 

Количество

Общая

Себсстон-

Годовая

іСрслннй

гидооая мощность

фактичес­

выработка

радиус

киредпрнп-

кая про­

. мостъ

• па одного

предприятия

изводитель-

единицы

работаю-jS

перевозки,

тий

— ность

продукции,

щего,

 

 

 

гв 1968 г.

в рубЛ

в руб.

в км,

 

 

 

 

 

 

 

Кирпичный завод

 

 

 

 

 

п

млн. шт.

61

385

42.5

1020

28

 

до

10

 

до 40

8

205

23,3

3440

75

Заводы и полиго­

 

 

 

 

 

ны

по

выпуску

 

 

 

 

 

сборного железо­

 

 

 

 

 

бетона. в тыс. м3

ІЯ

62

45,81

3300

47

 

до

до 5

 

25

4

85

31,8

5240

79

Относительно невысокая себестоимость изделий, вы­ пускаемых крупными заводами, по сравнению с той, ка­ кая складывается на мелких предприятиях, позволяет увеличить расстояние перевозок, не выходя за экономи­ чески приемлемые для строительных организации преде­ лы. На крупных кирпичных заводах допустимо дополни­ тельное увеличение радиуса перевозок на 11 км, на крупных заводах железобетонных изделий — па 25 км-1

1 За 1000 штук кирпича и 1 м3 железобетоне


Изучение условии сельского строительства па Став­ рополье, разведанных запасов сырья, а также степени концентрации объемов строительно-монтажных работ в сельской местности позволяет сделать вывод, что в крае экономически целесообразно создавать заводы мощно­ стью от 45 до 65 тыс. м3 сборного железобетона в год.

Однако в сельской местности по-прежнему продол­ жается строительство предприятии малой мощности. Вновь строящиеся в крае 12 кирпичных заводов имеют мощности, позволяющие выпускать от 1,5 до 15 млн. шткирпича в год. Общая проектная мощность шести соору­

жаемых заводов железобетонных

изделий составляет

125 тыс. м3 железобетона в год.

приводит к значи­

Низкая мощность

предприятий

тельному увеличению

затрат на производство продук­

ции (табл. 25).

 

 

Т а б л и ц а 25.

Влияние мощности заводов железобетонных изделий, обслуживающих сельское строительство Ставропольского края на технико-экономические показатели

Группа

УдельныП вес і п> ппы4

Ссбссюммость

Гсмиваи

предприятий

 

 

 

1 М3

выработка

по числу

1

но выпуску

сборного

работника,

по мощности

железобетона.

руб.

предприятий

I

продукции

руб.

 

В с е г о

100

 

100

48,4

3570

в том числе

69.5

 

23.5

55,3

1950

до 5 тыс. м:

 

5,1 — 10.0

8.7

 

10,4

51.2

3330

10.1 — 15.0

13,0

 

31.4

45,3

4000

15,1— 20,0

4,3

 

13,7

46,6

4010

более 20,0

4.4

 

2 1 .0

42,9

4250

Данные таблицы 25 показывают, что в крае низкая концентрация производства сборного железобетона. Удельный вес предприятий, мощностью до 5 тыс. м3 из­ делий в год, составляет 69,5 процента, а выше 20 тыс. м3

— всего 4,4 процента. Фактическая себестоимость про­ дукции, выпускаемой на полигонах и заводах, входящих в первую группу, выше на 30 процентов, а производи­ тельность труда ниже примерно в 2,5 раза, чем на заво­ дах мощностью свыше 20 тыс. м3 железобетона в год.

Практика сельского строительства в Ставропольском крае показала, что создание мелких заводов не привело

96


к значительному сокращению расходов па доставку из­ делий. В связи с малой эффективностью этих заводов на­ рушались рациональные транспортные схемы. Средние расстояния транспортирования сборного железобетона и кирпича были значительны во всех подразделениях Ставропольстроя (табл. 26).

Т а б л и ц а 26.

Усредненные расстояния и затраты на перевозку кирпича

 

и

сборного железобетона в подразделениях

 

 

 

Ставропольсельстроя

 

 

 

 

Сборный

железобетон

к И Р п и ч

Расстояние,

км.

число

затраты

ЧИСЛО

затраты

организа­

на перевозку

па перевозку

 

 

 

ций

I м3 *

организации

1 тыс. шт..

 

 

 

в группе

 

 

 

в группе

руб.

 

 

 

 

руб.

 

 

До

50

 

2

2,90

3

1 1.70

51 — 100

5

7,86

9

17.50

101 —

150

3

10.42

1

27.40

151 — 200

3

12,90

1

31.80

Более

200

2

20 70

1

37,40

Полигоны мощностью до 5 тыс. м3 имеют среднюю дальность перевозки изделий 45 км. Это примерно в два раза меньше, чем на заводах с годовой производитель­ ностью более 20 тыс. м3. Сокращение транспортных рас­ ходов при этом составит около 4 руб. на 1 м3 сборного железобетона. Затраты же на изготовление выше на 12.4 рубля. Таким образом, использование мелких поли­ гонов ведет к удорожанию кубического метра сборных

конструкций на

8.4 руб.

Характерным

является также и то, что фактические

радиусы перевозки материалов, как правило, превышают расстояния, заложенные в планово-расчетных ценах.

Анализ транспортных затрат в СМУ и ПМК Став­ ропольсельстроя показывает, что они достигли 34,1 процента. Именно снижение этих расходов является ре­ шающим условием повышения прибыли сельских строи­ тельных организаций.

Предельно рентабельный радиус перевозки материа­

лов может быть определен

по следующей формуле:

С п - С 0

(37)

Ст

R,

 

 

7 Зак. 4800

97

 


где Сп — планово-расчетная цена, франко-строи­ тельная площадка;

Ст — транспортные расходы на перевозку единицы продукции на 1 км;

Со — отпускная цена.

По этой формуле рентабельный радиус перевозки кирпича и сборного железобетона по Ставропольсельстрою равен: для ПМК-18 (823) примерно 29 и 65 км, для ПМК-488—27 и 48 км. Фактически же он составляет: для первой ПМК 36 и 95 км и для второй — 36 и 62 км. Большие убытки терпят те сельские строительные орга­ низации, у которых отсутствуют постоянные плановые поставщики.

Фактические данные по средним радиусам обслужи­ вания предприятий сборного железобетона подтвержда­ ют экономическую нецелесообразность маломощных про­ изводств.

Из всех групп действующих предприятий . мини­ мальные расходы (франко-строительная площадка) до­ стигнуты на заводах мощностью свыше 20 тыс. м3 изде­ лий в год. Только за счет доведения мощности пред­ приятий до этого уровня годовые затраты на изготовле­ ние сборного желеозбетона и его транспортирование при достигнутом общем объеме производства в крае (около 150 тыс. м3) сократились бы на 950 тыс руб (рис. 18).

Рис. 18. Величина затрат на изготовление и транспортиров­ ку сборных изделий с заводов различной мощности.

Это указывает на высокую эффективность увеличе­ ния концентрации производства сборного железобетона при достигнутом уровне развития сельского строительст-

98

ва. Недооценка роста степени концентрации уже теперь обходится дорого. В дальнейшем, с увеличением объе­ мов строительно-монтажных работ и удельного расхода сборного железобетона, низкая мощность предприятий неминуемо приведет к еще большим потерям.

Одной из основных причин низкой концентрации из­ готовления сборного железобетона является отсутствие объединенной производственной базы сельского строи­ тельства, которая обеспечивала бы все стройки, незави­ симо от ведомственного подчинения генеральных подряд­ чиков и объема строительно-монтажных работ, выпол­ няемых хозяйственным способом.

Организация единой производственной базы позволи­ ла бы избежать распыления средств также на ее рас­ ширение. Она создала бы предпосылки для развития крупных заводов, обслуживающих зоны с более высо­ кой концентрацией потребления, помогла бы выбору наи­ более рационального поставщика для каждой строи­ тельной организации. В конечном счете единая база способствовала бы повышению эффективности строи­ тельства во всех сельских районах края.

Сейчас каждая сельская строительная организация создает собственную производственную базу. Например, и Ставроиольсельстрой и Ставропольмежколхозстрой имеют заводы, которые обеспечивают сборными конструкциями только свои СМУ и ПМК. Относительно малые темпы прироста годовой программы краевых строительных объединений, а также ограниченность средств на расширение производства вынуждают лишь к незначительной реконструкции существующих или соз­ данию новых опять-таки маломощных предприятий (тябл. 27).

Как видно из данных таблицы, в результате отсутствия объединенной производственной базы сборного железобе­ тона для сельского строительства, в целом ряде пунктов одновременно функционируют несколько мелких пред­ приятий. Например, в Ставрополе имеется два завода Ставропольсельстроя и один Ставропольмежколхозстроя. В год псе они выпускают 44.5 тыс. м3 продукции. Наличие единой производственной базы такой мощности позволило бы снизить себестоимость на 8 процентов и

получить годовой экономический эффект в размере 168 тысрублей-

По нескольку действующих предприятий расположе­

7*

99