ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 0
На рис. 54, б показано раздельное влияние форсирования по частоте вращения и по среднему эффективному давлению за счет наддува на расчетные параметры поршневого пальца ди зеля СМД-14. Вначале показано форсирование по частоте вра щения от 1200 до 1700 об/мин с соответствующим увеличением
N,, от |
53 |
до 75 л. с., а затем |
форсирование наддувом до Аф = |
= 91 |
л. с. |
при /1 = 1700 об/мин. |
Если скоростное форсирование |
позволяет снизить напряжения в пальце, то последующее фор сирование по наддуву приводит к резкому росту всех напряже ний, в результате чего их конечные значения на дизеле СМД-14
при |
Лгс = 91 |
л. с. превышают первоначальное напряжение без |
||||
наддува |
на |
режиме |
максимального крутящего |
момента (/?.= |
||
= 1200 об/мин). |
|
|
|
|||
На рис. 55, а показано комплексное форсирование по частоте |
||||||
вращения |
(от 1600 до |
1800 об/мин) и по наддуву, |
обеспечиваю |
|||
щее повышение мощности дизеля Д-50 с 50 до 75 л. с. |
В дан |
|||||
ном |
случае |
увеличение частоты вращения невелико, |
поэтому |
наддув имеет доминирующее влияние на напряжения в пальце. На рис. 55, б показано другое сочетание форсирования дизеля
А-01— комплексное |
форсирование с повышением мощности от |
120 до 190 л. с. за |
счет увеличения частоты вращения от 1600 |
до 1700 об/мин и наддува и последующее увеличение мощности до 210 л. с. за счет увеличения частоты вращения до 1900 об/мин. Второй этап форсирования сопровождается снижением напря жения в пальце. Абсолютные значения полученных напряжении высокие. Так, удельные давления достигают 500 кгс/см2 и выше, максимальные напряжения при овализации пальца — 2800 кгс/см2, что выше обычно применяемых в расчетах величин.
Запасы прочности элементов шатуна. Наиболее опасными, с
точки зрения прочности, элементами шатуна при форсировании дизеля являются верхняя головка и стержень. Для расчета этих элементов в табл. 12 приведены основные конструктивные соот ношения и параметры шатунов отечественных дизелей.
На рис. 56 показано изменение при форсировании двух па раметров дизелей, приведенных в табл. 12, — запаса прочности верхней головки шатуна в заделке, рассчитанного по минималь
ному значению см, и запаса прочности |
стержня шатуна по сум |
|
марному условному напряжению от поперечного изгиба |
и сжа |
|
тия, рассчитанному также по минимальному значению а_ь |
||
Дизели Д-37Е (кривые 1) и Д-160 |
(ВТЗ) (кривые 2) |
форси |
ровали увеличением частоты вращения от 1600 до 2400 |
оо/мни |
|
в показанном на графике диапазоне |
мощностей. Как |
видно, |
91
а) |
5) |
Рис. |
54. Влияние |
способа форсирования дизеля |
на |
напряжения |
|||
а — на дизеле |
|
|
в поршневом пальце: |
|
|
|
|
Д-37 |
при |
форсировании по частоте вращения |
от |
1600 до |
|||
2400 |
об/мин: |
б — ил |
дизеле СМД-14 при форсировании |
но частоте |
вращения |
||
до -У |
=75 л. с. и затем |
по среднему эффективному давлению до А/ |
*=91 л. с. |
Рис. 55. Влияние способа форсирования дизеля на напряжения
впоршневом пальце:
п— ил дизеле Д-50 при комплексном форсировании по частоте вращения и среднему эффективному давлению; б — па дизеле Л-01 при комплексном фор
сировании до Ne =100 л. с. и затем при форсировании но частоте вращения
* |
до Nc =210 л. с. |
92
Рис. 56. Запасы прочности шатунов при форсировании дизелей:
I — Д-37Е; 2 — Д-160 (BT3V- |
3 - |
СМД-Ы; 4 — Д-50; 5 |
— Д-160 (ЧТЗ): |
6 — Д-01;_____ |
з а |
||
пас прочности uepxHcil головки |
шатуна в заделке |
при |
допускаемом |
напряжении а _im in: |
|||
----------запас прочности |
стержня шатуна при |
допускаемом напряжении |
о . |
, |
Таблица 12
Основные конструктивные соотношения и параметры шатунов отечественных дизелей
Завод-изго товитель Дизель
Размеры
|
|
1 |
в |
|
Внутренний |
Наружный диаметр D |
мм |
верхней головки
d в |
|
5 |
|
|
13 |
О . |
|
диаметр |
мм |
* е£ |
|
<5 |
Pi &■ |
||
|
|
|
2 я |
т CL _ L.
Ё а
стали для |
шатуна |
Марка |
т |
7 |
о > |
ь |
Н |
|
|
О |
га о w |
|
““ cj2 |
|
|
о |
Ло У |
|
га Р е |
|
|
3 |
я 5 “*“ |
|
о |
§Р~ |
|
(5 |
.5 о = |
|
|
Стержень |
|
Расстояние между осями головок L в мм |
Длина стерж ня в мм |
в т з |
Д-37 |
52 |
40 |
38 |
122 |
45Х |
40--50 |
5,63 |
215 |
15S |
|
Д-160 |
23-- 2 9 |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
ММ3 |
Д-50Т |
60 |
44 |
38 |
ПО |
40X |
32--48 |
4,50 |
230 |
171 |
|
21--26 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
«Серп и |
СМД-14 |
60 |
48 |
42 |
116 |
40X |
32--48 6,50 |
250 |
184 |
||
молст» |
|
|
|
|
|
|
11 - |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32--48 |
|
|
|
||
АМЗ |
А-01 |
72 |
56 |
47 |
110 |
40X |
5,84 |
265 |
191 |
||
21- -26 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
ЧТЗ |
Д-160 |
90 |
68 |
53 |
124 |
45 |
25--34 |
8 ,2 2 |
380 |
296 |
|
lb-- 2 0 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
93
форсирование по частоте вращения резко снижает запас проч ности верхней головки шатуна, запас же прочности стержня при этом повышается. Для дизеля СМД-14 (кривые 3) показано форсирование за счет наддува с повышением мощности от 75 до
‘91 л. с. при /г = const = 1700 об/мин. |
Запас |
прочности |
головки |
||
при этом форсировании снижается |
незначительно, в то время |
||||
как запас прочности стержня резко падает. |
на примере |
дизелей |
|||
Комплексное |
форсирование показано |
||||
Д-50 (кривые 4) |
и А-01 (кривая 6). Первый этап |
форсирования |
|||
дизеля Д-50 с повышением мощности от 50 до 78 |
л. с. осущест |
||||
влен комплексно за счет повышения |
частоты вращения |
с 1600 |
|||
до 1800 об/мин |
и введения турбонаддува; |
второй |
этап |
с повы |
шением мощности до 87 л. с. — за счет увеличения частоты вра щения до 2000 об/мин. Аналогично дизель А-01 форсирован с повышением мощности от 122 до 190 л. с. путем увеличения ча стоты вращения с 1600 до 1700 об/мин и введения турбонадду ва, а затем до мощности 210 л. с. за счет увеличения частоты вращения до 2000 об/мин. Запас прочности верхней головки шатуна дизеля Д-50 (запас прочности верхней головки шатуна А-01 не рассчитывался) на первом этапе форсирования сни жается менее резко, чем аналогичный запас прочности при ско ростном форсировании (благоприятное влияние наддува). Запас прочности стержня снижается вследствие влияния наддува. При втором этапе форсирования запасы прочности изменяются ана логично изменению запасов прочности при скоростном форси ровании. Этому же случаю соответствует изменение запасов прочности шатуна дизеля Д-160 (ЧТЗ), что видно из кривых 5 на рис. 56. Форсирование дизелей Д-50 и А-01 уменьшает запас прочности шатуна до полуторакратпого. Неприемлем запас прочности стержня шатуна дизеля Д-160 (ЧТЗ), равный 1,02— 1,03 (в известной мере низкий запас прочности объясняется применением материала низкого сорта).
2. ТЕРМИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ НА ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ ЦИЛИНДРО-ПОРШНЕВОЙ ГРУППЫ
Наибольшие термические нагрузки и деформации, обуслов ленные высокими рабочими температурами, имеют прежде всего детали, подверженные прямому воздействию горячих газов: пор шень, гильза цилиндра, головка блока. Форсирование дизелей, сопровождающееся увеличением тепловыделения в цилиндрах, должно вызывать и рост термических нагрузок на детали ци линдро-поршневой группы. Обычно эти нагрузки принято харак теризовать уровнем температур п температурных перепадов, непосредственный замер которых даже на подвижных деталях освоен. Зависимость температуры детали от мощности дизеля при его форсировании определяет и предельно допустимый уро
■94
вень форсирования, исходя из свойств материала данной детали) и сохранения условий ее надежной работы.
Одной нз наиболее термически напряженных деталей яв ляется поршень. Если термическая напряженность поршня при форсировании превышает допустимый предел, поршень выходит из строя в результате закоксовывання и пригорания колец либо,
из-за |
потери |
его прочности. |
|
|
По |
данным опубликованных исследований по |
термометрии |
||
поршней, максимально допустимая температура |
алюминиевых |
|||
поршней тракторных дизелей (обычно на кромках |
камеры сго |
|||
рания при неразделенных камерах) |
не должна превышать 320— |
|||
340° С, |
а соответствующая ей температура в зоне верхнего порш |
|||
невого |
кольца |
230—250° С. При повышении этого |
температур |
|
ного уровня |
надежность поршней |
резко снижается. Темпера |
турный уровень может быть понижен за счет ряда конструктив ных мероприятий.
Однако обоснованно выбрать наиболее рациональные конст руктивные решения по поршню можно лишь при наличии кри терия, который связал бы прямой зависимостью эффективные параметры дизеля с максимальной температурой и температур
ными перепадами на |
поршне. |
В качестве |
такого |
критерия, |
|||||||
отображающего |
физическую сущность |
явлений теплопередачи |
|||||||||
через поршень, |
является эффективная |
мощность, «снимаемая» |
|||||||||
с каждого сантиметра |
диаметра |
|
поршня |
ЛД>, т. е. |
отношение- |
||||||
цилиндровой |
мощности Аф к диаметру цилиндра D в л. с./см:. |
||||||||||
При условии постоянства коэффициента избытка воздуха и |
|||||||||||
температуры |
воздуха на входе |
в |
дизель |
теплонапряженносты |
|||||||
поршней |
определяется величиной |
Лф, |
где показатель степени р- |
||||||||
различен |
для |
разных |
типов дизелей |
и |
не зависит от средних |
||||||
эффективных |
давлений |
и средних скоростей |
поршня. |
Следова |
тельно, теплонапряженность поршня одинакова при разных ме тодах форсирования дизеля.
Критическое значение оценочного параметра теплонапряженпости /\ф U|1, при котором температура поршня достигает пре дельно допустимого уровня, зависит от типа дизеля. Так, для стационарных дизелей с диаметрами поршня 300—380 мм зна чение Дфкр равно 5 л. с./см, для автомобильных карбюратор ных двигателей— 1,6—3,6 л. с./см в зависимости от диаметра
поршней.
Для тракторных дизелей критическое значение /\ф1ф может
быть получено на основе анализа |
температур |
поршней. При |
||
этом следует иметь в виду, |
что |
неправильным |
выбор |
зазоров |
поршня, размеров п зазоров |
поршневых колец, |
условии |
смазки |
|
и ряда элементов конструкции может привести к тому', |
что при |
низком значении Лф данного двигателя поршни его будут пере
95-
греваться. Таким образом, оценочный параметр теплонапрнженностн характеризует присущий данному двигателю тепловой ре жим поршней при оптимальном выборе их конструктивных па раметров.
На рис. 57 показано изменение параметра Nn в пределах предполагаемого форсирования отечественных тракторных ди-
Мв,лс./м
Рис. 57. Параметр теплонапряжеиности поршней отечественных и зарубеж ных тракторных дизелей:
/ — «Дентц» F2L-812; 2 |
— «Поттере» PJ-4: 3 — «Перкинс -1300»; -/ — «Гсрктлес» Д3000; 5 — |
|||||||
«Дейтц |
F3M-71G; 6' — «Перкинс» |
6.354; |
7 — «Катерпиллер» |
Д-330; |
8 — «11нтсрпейшил» |
|||
ИД-361; |
9— «Камминз» |
NWRS-6; |
10— «Камминз» С160; |
/ / — «Камминз» |
HR-6; 12— «Роллс- |
|||
Ройс» |
C6N; 13 — Д-21; |
N — Д-37/Д-144; |
/5 — Д-50/Д-240; |
16 — СМД-14; |
17 — СМД-17К; |
|||
|
|
1S — А-41; 19 — СМД-РО; |
20 — Д-01 |
|
|
|||
зелей |
с диаметром цилиндра до 130 мм. |
Для сравнений нане |
||||||
сены точки по зарубежным |
аналогам. |
Как видно, |
критическое |
значение параметра ДДпф для тракторных дизелей с диамет ром цилиндра до 130 мм включительно может быть принято равным 2 л. с./см. Замеры температур поршня на форсирован ных режимах подтверждают такой выбор. Так, максимальная температура на поршне дизеля Д-240 при форсировании его до мощности 90 л. с. (jVd= 2,04) составляет 340° С, при форсирова
нии дизеля СМД-60 до мощности 170 л. с. |
(ЛД= 2,18) 350° С, |
при форсировании дизеля А-41 до мощности |
170 л. с. (ЛД= 2,3) |
365° С. В то же время при форсированиях, соответствующих зна чениям Nd, меньшим 2 л. с./см, температуры всех поршней не выходят за пределы 320° С. Зарубежные аналоги с очень высо ким форсированием: «Катерпиллер» D = 330 (/VD= 2,4) и «Кам минз» NHRS-6 (i\!d= 2,8), имеют масляное охлаждение поршней, что, по-видимому, потребуется и при показанном высоком фор сировании дизелей А-41 и А-01.
Как уже отмечалось, метод форсирования не влияет на уро вень температур поршня, так как температура пропорциональна
96