ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
где C7_i |
предел усталости при изгибе (для данного материа |
|
е0 |
|
ла коленчатого вала); |
поправочный коэффициент при изгибе, учитывающий |
||
|
влияние масштабного и технологического факторов; |
|
_ |
°<р max |
mill |
°а — ------- |
2----------- амплитудное напряжение цикла; |
|
_ |
°Ф max “i" °ф mill |
|
°т —------- |
2----------- среднее напряжение цикла. |
Запас по усталостной прочности шатунных шеек от совмест ного действия кручения и изгиба определяют по формуле Гафа
/г — пО ат
1 4 н- п2Т
Напряжения и запасы прочности щек определяют на щеке, имеющей наименьший момент сопротивления изгибу или наи большее плечо изгиба.
Щеки рассчитывают на пусковом режиме при Pz= Pzuok+ + 90 кгс/см2 и на номинальном режиме на усталостную проч ность. В первом случае определяют суммарные напряжения изгиба и'сжатия а,,, но которым подсчитывают запас прочности
п = Ov , где а„ — временное сопротивление на разрыв.
Усталостный режим при номинальной мощности определяет амплитудные напряжения щеки от совместного действия изгиба и сжатия-растяжения. В зависимости от того, какая щека яв ляется опасной, амплитудное напряжение выражается через
реакции левой или правой опор.
Запас усталостной прочности по нормальным напряжениям (без учета средних напряжений цикла).
где |
а_1 — предел усталости при изгибе; |
из-за |
перекры |
|||
|
ф — коэффициент |
повышения прочности |
||||
|
тия щек; |
концентрации напряжений при изги |
||||
|
ka — коэффициент |
|||||
|
бе щек; |
|
|
|
|
|
|
— коэффициент масштабного фактора; |
|
|
|
||
|
па — амплитудное |
значение напряжения |
правой |
или ле |
||
|
вой щеки. |
|
|
|
напряжениям |
|
Запас усталостной прочности по касательным |
||||||
•определяют без учета средних напряжений цикла |
(ввиду их ма |
|||||
лого |
влияния): |
|
|
|
|
|
|
|
11г |
Т - 1 |
|
|
|
|
|
2та |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
87
где т-i — предел усталости при кручении; |
|
|
|
|
та — амплитудное значение касательных напряжений. |
|
|||
Общий запас прочности |
валов отечественных дизелей, |
основ |
||
ные конструктивные соотношения которых приведены |
в табл. |
7, |
||
а некоторые параметры |
форсирования — в табл. |
8, |
дан |
в |
табл. 10.
Как видно из табл. 10, запасы прочности коренных шеек всех основных отечественных дизелей в пределах рассматриваемых форсирований по мощности (до 50%) вне зависимости от ме тода форсирования остаются настолько высокими, что практи чески прочность шеек не может лимитировать надежности ко ленчатого вала.
Запасы прочности шатунных шеек в условиях форсирования приближаются к минимально допустимым (двукратным), а на старом дизеле Д-160 (ЧТЗ), форсированном до 1.60—170 л. с., они менее полуторных, т. е. находятся в области, лимитирующей надежность коленчатого вала.
Форсирование по частоте вращения снижает запасы прочно сти шатунных шеек. В то же время, как это видно на примере дизеля СМД-14, форсирование за счет наддува более резко снижает запасы прочности шатунных шеек, чем форсирование по частоте вращения.
Из всех элементов коленчатых валов наименьшие запасы прочности имеют щеки. В практике эксплуатации наиболее ча стой поломкой валов является поломка по щекам. Запас по наи меньшим значениям a_i и t_i для всех валов находится в пре делах примерно 1,5—2, а при форсировании дизеля Д-50 надду вом до 75 л. с. (Д-50Т) он снижается до величины, лимитирую щей надежность вала.
На примере дизелей Д-37, Д-160 (ВТЗ), Д-160 (ЧТЗ) видно, что форсирование по частоте вращения не сказывается на запа сах прочности щек или сказывается незначительно (дизель СМД-14). В то же время форсирование наддувом существенно снижает запасы прочности щек, что видно на примере двига телей Д-50Т и А-01Т, и, как правило, требует принятия специаль ных мер по повышению прочности коленчатых валов дизелей.
Напряжения в поршневом пальце. Поршневой палец яв ляется одной из ответственных деталей дизеля, поломка кото рого приводит к поломке коленчатого вала, шатуна, а часто и блока. В связи с этим оценка возникающих в пальце напря жений при форсировании необходима. В поршневом пальце возникают напряжения изгиба, смятия, сдвига, а также напря жения при овализации его поперечного сечения. Для подсчета этих напряжений в табл. 11 приведены основные конструктив ные данные по поршневым пальцам ряда отечественных трак торных дизелей.
В соответствии с общепринятой методикой расчета опреде ляют удельное давление в бобышках поршня qGoс и в верхней
88
Завод-изгого- витель
вт з
вт з
ММ 3
«Серп
имолот»
АМ З
ЧТ З
Таблица IО
Запасы прочности элементов коленчатых валов при форсировании отечественных тракторных дизелей
Дизель
Д-37
Д-160
Д-50
Д- 5 0 Т
СМ Д -14 СМ Д -18 С М Д - 1 4 Н
А-01
А-0 1 Т
Д -160
|
Л |
|
|
|
f— |
|
|
в |
и |
|
|
вращения |
о |
|
|
D |
|
|
|
|
О |
|
|
|
К |
|
|
|
2 |
|
|
|
С |
|
|
Частота мин/об |
t** |
• |
|
(7) |
Я |
|
|
|
*£ о |
|
|
|
<У |
|
|
|
•9* |
|
|
|
■9* 4 |
|
|
1600 |
45,7 |
|
|
1800 |
51,5 |
|
|
2400 |
68,5 |
|
|
1800 |
77,5 |
|
|
2000 |
86,1 |
|
|
2400 |
103,0 |
|
|
1600 |
50,0 |
2 |
|
1800 |
76,0 |
||
1700 |
75,5 |
|
|
1700 |
20,8 |
|
|
2000 |
9 1 ,5 |
|
|
1700 |
130,0 |
|
|
1700 |
189,0 |
|
|
1250 |
160,0 |
|
|
1350 |
173,0 |
|
1 1 |
Коренные шейки |
|
|
|
|
Лгз опасной шейки |
Запас прочности по наименьшему значе нию т |
Запас прочности по наибольшему значеишо т |
|
|
1 |
2 |
4 ,1 5 |
5,55 |
4 |
4 ,2 2 |
5 ,6 3 |
5 |
3,42 |
4,55 |
5 |
4 ,8 2 |
6 ,4 2 |
5 |
4,75 |
6,35 |
5 |
4 ,2 6 |
5,68 |
2 |
6,50 |
8,60 |
и 4 |
4 ,6 5 |
6,20 |
4 |
4,75 |
6,35 |
4 |
3,96 |
5,28 |
3 |
3,62 |
4 ,8 3 |
5 |
7,10 |
10,9 |
5 |
4,74 |
7,27 |
4 |
3,00 |
3,65 |
4 |
2,77 |
3,36 |
Шатунные шейки
3
о
и
я
со
£
3
3
4
5
3
4
2
3
3
3
4
4 и 5
4 и 5
3
3
Запас прочности по наименьшим значе ниям а и т |
Запас прочности по наибольшим значе ниям а и т |
2,61 |
3,56 |
2 ,6 8 |
3,60 |
2 ,1 3 |
2,86 |
2,90 |
3,88 |
2 ,9 3 |
3,96 |
2,80 |
3,72 |
2,94 |
3,90 |
2,25 |
3,00 |
2,83 |
3,75 |
2,27 |
3,10 |
2,36 |
3,16 |
2 ,9 3 |
4 ,2 3 |
1,96 |
2,84 |
1,40 |
1,79 |
1,33 |
1 ,76 |
|
|
|
|
Щеки |
|
|
|
|
О |
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
а |
|
g l |
т |
|
|
э |
|
о п н |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
а з |
7 |
|
|
я |
|
с -а |
|
1 |
|
|
= О |
|
||
|
с |
|
2 s |
s |
|
|
о |
|
1 1 1 |
|
|
|
|
|
|
||
4 |
и 5 |
1,50 |
|
||
4 |
н |
5 |
1,51 |
|
|
4 |
и 5 |
1,51 |
|
||
|
Все |
|
1,85 |
|
|
щеки |
1,86 |
|
|||
|
|
|
1,86 |
|
|
Вес |
|
1,78 |
|
||
щеки |
1,32 |
|
|||
|
3 |
|
1 ,91 |
|
|
|
3 |
|
1 ,51 |
|
|
|
3 |
|
1 ,79 |
|
|
6 |
и |
7 |
2,53 |
|
|
6 |
и |
7 |
1,73 |
|
|
|
5 |
|
1,67 |
|
|
|
5 |
|
1,68 |
|
Запас прочности по наибольшим значе ниям а и т
2,04
2,06
2,06
2 ,5 2
2,52
2,53
2,42
1,80
2,61
2,04
2,46
3, 19 2,18
2,14
2 ,1 5
Таблица If
Основные конструктивные параметры поршневых пальцев отечественных тракторных дизелей массового производства
|
|
Размеры пальца |
И мм |
|
О |
|
, |
||
Запод-пзгото- |
Дизель |
|
|
|
Материал |
|
— |
1 |
|
иитоль |
Наружный Внутренний |
Длина |
мальца (марка |
т- . |
|
||||
|
стали) |
|
|||||||
|
|
диаметр |
диаметр |
|
|||||
ВТЗ |
Д-37 |
35 |
17 |
89 |
12ХНЗА |
42—64 |
|||
Д-160 |
22—30 |
||||||||
|
|
|
|
|
|||||
ММ3 |
Д-50 |
38 |
2-1,5 |
92 |
20Х |
3 1 -3 8 |
|||
17—23 |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
||||
«Серп и мо |
СМД -14 |
42 |
24 |
102 |
12Х112А |
42—64 |
|||
22—30 |
|||||||||
лот» |
А-4 1 |
|
|
|
|
||||
АМЗ |
50 |
29 |
110 |
12ХНЗА |
42—64 |
||||
А-01 |
22—30- |
||||||||
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
втулке шатуна qnT, максимальное напряжение изгиба в сере дине поршневого пальца о и максимальное касательное напря жение в его сечениях, расположенных в зазорах между торцами бобышек и поршневой головкой, а также напряжения на внеш ней и внутренней поверхностях пальца, возникающие при его овализащш и определяемые для горизонтального и вертикаль ного сечений пальца.
Наибольшие напряжения овализации (кгс/см2) на внутрен
ней |
поверхности пальца в горизонтальном сечении |
|||
|
о,- — — |
0,19 (1 + 2g) (1 -}- а) + |
к, |
|
|
|
Id |
(1 — а 2) а |
|
где |
Рг м — максимальная |
сила давления |
газов, передаваемая |
|
|
через поршневой палец на шатун; |
|||
|
dин |
|
внутреннего |
диаметра пальца к |
|
о- = —------ отношение |
его наружному диаметру; /г= (1,5-У-15) (а—0,4)3 — коэффициент.
Расчеты всех перечисленных величии па режимах работы дизелей, приведенных в табл. 11, позволяют установить их зави симость от выбранного способа форсирования и определить гра ницы возможного форсирования дизеля.
На рис. 54, а показана зависимость возникающих в пальце дизеля Д-37 (ВТЗ) напряжений при его форсировании по ча стоте вращения от 1600 до 2400 об/мин с соответствующим уве личением мощности от 41 до 70 л. с. Скоростное форсирование
сопровождается |
снижением напряжений в поршневом пальце,, |
а следовательно, |
повышением его надежности. |
90