Файл: Василевский, А. Б. Методы решения задач учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
Поэтому Ё ф 9 , |
т. е. Ё = 8. Но |
|
|
|
||||
|
|
12547-8 = |
100376 |
и 1 6 < 8 Г < 3 2 . |
|
|||
Поэтому Г = 2 или Г = |
3, и, |
следовательно, |
получил! |
|
||||
|
|
|
хх7ххххххх |
12547Г |
|
|
|
|
|
|
|
хххххх |
Д8781 |
|
|
|
|
|
|
|
110177л: |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
10037лл |
|
|
|
|
|
|
|
|
9799лл |
|
|
|
|
|
|
|
|
8783лл |
|
|
|
|
|
|
|
|
101бЗлл |
|
|
|
|
|
|
|
|
10037лл |
|
|
|
|
|
|
|
|
12547л |
|
|
|
|
|
|
|
|
12547л |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
Из первых трех |
строчек |
ясно, |
что в 3-й строчке третья цифра |
|||||
слева 6 или 7. |
Непосредственной |
проверкой |
убеждаемся, |
что это |
||||
будет только в том случае, если |
Д — 3 или |
Д = 5 соответственно. |
||||||
Легко |
проверить, что Д ф З . Итак, Д = |
5. |
|
|
||||
Теперь |
очевидно, |
что Г = 3. |
|
|
|
|
||
Окончательно находим: при делении числа 7375428413 |
на 125473 |
|||||||
получаем 58781. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнения |
|
|
|
|
1. Восстановить цифры делимого, делителя и частного: |
|
|||||||
|
1) |
хх ххх ххх |
|
2 ) _хххххх |
ххх |
|
||
|
|
|
ххх |
х7ххх |
ххх |
х8х |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
ххх |
|
ххх |
|
|
|
|
|
|
хххх |
|
хххх |
|
|
|
|
|
|
ххх |
|
хххх |
|
|
|
|
|
|
хххх |
|
|
о |
|
|
|
|
|
хххх |
|
|
|
|
|
|
|
|
~0 |
|
|
|
|
|
2. В задаче каждая буква и каждый знак «л-» обозначают цифры от 0 до 9
(АФ 0).
АТОМ ■АТОМ
ххххх
ххххх
ххххх
ххххх
ххххАТОМ
Различные буквы соответствуют различным цифрам. Замените буквы и «л» цифрами.
118
§ 3. М е т о д ы р е ш е н и я л о г и ч е с к и х з а д а ч * |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
Матричный метод |
|
|
|
|
|
|||||
Рассмотрим матрицу из п строк |
и п |
столбцов. Любое |
из на |
||||||||||||
правлений |
по строкам |
или |
столбцам |
назовем входом. |
Для |
назван |
|||||||||
ной матрицы |
есть |
четыре |
входа: сверху, снизу, слева, справа. |
||||||||||||
Будем называть элемент матрицы |
совместным, если к нему можно |
||||||||||||||
подойти по любому входу. |
Если |
этого |
сделать нельзя, такой эле |
||||||||||||
мент назовем несовместным. |
Применение матричного метода |
покажем |
|||||||||||||
на примере. Несовместные |
элементы |
на рисунках |
будут заштрихо |
||||||||||||
ваны. |
|
1. |
В купе |
одного |
из |
вагонов |
Москва — Одесса |
ехали: |
|||||||
Пример |
|||||||||||||||
москвич, ленинградец, туляк, |
киевлянин, |
харьковчанин, |
одессит. |
||||||||||||
Их фамилии начинались буквами |
А, Б, В, Г, Д, Е. В дороге вы |
||||||||||||||
яснилось, |
что: |
1) А и москвич — врачи, Д и ленинградец — учителя, |
|||||||||||||
а туляк |
и В — инженеры; 2) киевлянин, |
Б и Е — участники |
Отече |
||||||||||||
ственной войны, а туляк |
в |
армии |
не |
служил; |
3) |
харьковчанин |
|||||||||
старше А, |
одессит |
старше |
В, |
а Е — самый молодой; |
4) Б |
и моск |
|||||||||
вич сошли |
в Киеве, |
а |
В и харьковчанин — в Виннице. |
|
|
|
|||||||||
Определить начальную букву фамилии и профессию каждого |
|||||||||||||||
пассажира. |
матрицу с двумя |
входами, |
по одному входу |
распо |
|||||||||||
Составляем |
|||||||||||||||
лагаем |
местожительство, |
по |
второму — фамилии |
пассажиров |
|||||||||||
(рис. 50). Элементы |
AM, ДЛ, |
ТВ, |
АЛ, АТ, ДМ, |
ДТ, |
ВЛ, |
ВМ не |
совместны (по первому условию задачи). По второму условию за
дачи |
несовместны элементы |
БТ |
и |
ЕТ. |
На |
входе |
по столбцу |
Т |
||||
остался только один элемент. |
Поэтому |
по строке Г все элементы, |
||||||||||
кроме ГТ, |
несовместны. |
По |
третьему |
условию несовместны эле |
||||||||
менты |
АХ, |
ВО, EX, ЕО. |
По |
|
четвертому |
условию |
задачи несов |
|||||
местны элементы БМ, ВХ, |
БХ. |
Теперь |
ясно, что несовместны все |
|||||||||
элементы из строки Е, за исключением |
ЕМ. |
Несовместны также: |
||||||||||
все элементы из строки |
Д, |
кроме |
ДХ\ |
все |
элементы строки |
Б, |
кроме БЛ\ все элементы из строки А, за исключением АО. Таким образом, получаем ответ (рис. 51).
Пример 2. В пионерском лагере в одной палатке жили Алексей, Борис, Валерий и Григорий. При знакомстве оказалось, что они
учатся в разных классах |
начальной |
школы; каждый |
из них зани |
|||||
мается в одном из кружков: |
шахматном, |
юннатском, |
конструктор |
|||||
ском, фотокружке. Известно |
также, |
что: |
1) |
А и |
второклассник |
|||
* Материал для этого параграфа заимствован |
из |
статей |
Г. Н. Щеглова |
|||||
«О матричном методе решения логических |
задач» |
(«Математика в школе», 1966, |
||||||
№ 1); Л. Л. Цинман «Логические |
задачи |
и алгебра высказываний» («Квант», |
||||||
1971, № 4); Л. 10. Березиной |
«Графы помогают |
решать логические задачи» |
||||||
(«Математика в школе», 1972, |
№ 2). |
|
|
|
|
|
|
119
учатся в одной школе, юннат и первоклассник живут в одном городе, Б и фотограф приехали в лагерь позже других; 2) В и чет вероклассник ходили утром в поход, а вечером Б и третьеклассник
выиграли в городки у В |
и конструктора; 3) Г моложе фотографа, |
|
А старше В, |
шахматист |
старше А; 4)*в воскресенье А и конст- |
к А |
Т /г |
0 |
АТУ|/тш
/уУ/уу
Б |
1 |
|
|
|
|
|
|
= |
|
в |
У/, |
ТУТ// |
|
|
УУ |
|
|
||
|
шш |
У/ул |
Ж |
|
г 1Уу УУУУ |
|
ж |
||
в |
| % /У /у |
Ш |
|
|
|
Уу ш у , |
ш |
= |
= |
Е |
|
ж |
||
|
|
|
|
|
|
Рлс. 50 |
Рис. 51 |
руктор участвовали в соревновании, четвероклассник был судьей, фотограф был болен. Определите имена и род занятий каждого пионера.
Составляем матрицу с тремя входами (рис. 52). Несовместные элементы отмечаем различной штриховкой в зависимости от условия.
120
Элементы 2Л, 1 JO, БФ несовместны (по первому условию за дачи). По второму условию несовместны элементы 3Б, 3В, 4В, /<3,
БК, ВК. По третьему условию несовместны 4Г, |
1Ф, 4А, АШ, 1 А. |
Теперь из рис. 52 видно, что А — третьеклассник, |
потому что шах |
матист старше А и шахматист может быть только четвероклассни
ком. Отсюда получаем, что несовместны элементы |
1Ш, |
2Ш, 3Ш, |
|||
4/0, 4/С, 4Ф. |
|
|
несовместен элемент 3Г, |
поэтому |
|
Теперь из рис. 52 видно, что |
|||||
четвероклассником может |
быть только Б, и несовместны элементы |
||||
1 Б, 2Б. Теперь |
очевидна |
несовместность элементов БЮ, ВШ, ГШ. |
|||
Из четвертого условия |
задачи вытекает несовместность элемен |
||||
тов АК и АФ. |
Отсюда |
следует |
несовместность |
элементов ВЮ, |
|
ГЮ и ГФ. |
|
|
| |
2Г и \В несов |
|
Так как 3Г моложе |
фотографа, то элементы |
||||
местны. Оставшиеся несовместные элементы очевидны. |
|
||||
Полученная |
матрица (рис. 52) |
дает решение задачи. |
|
Применение алгебры высказываний
В алгебре высказываний элементами являются высказывания, например, «Николай — отличник», «Иван лжет». Для обозначения высказываний будем использовать большие латинские буквы А, В, С, ... Запись зн. {А} = 1 означает, что значение высказывания А является истиной; запись зн. (Л) = 0 означает, что значение вы сказывания А является ложью. Таким образом, всякое высказыва ние может принимать только значения 0 или 1.
Логическое произведение высказываний (конъюнкция). Логическое произведение высказываний Л и В обозначают так: А/\В. Эта операция соответствует составному высказыванию «Л и В». Такое составное высказывание считают истинным тогда и только тогда, когда оба высказывания истинны. Поэтому в качестве определения операции логического произведения целесообразно взять такую таблицу истинности:
А |
в |
АЛВ |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Логическая сумма высказываний (дизъюнкция). Обозначение логической суммы A\jB. Эта операция соответствует составному высказыванию «Л или В». Это высказывание считается истинным
121