Файл: Василевский, А. Б. Методы решения задач учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 111

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ходе следствия выяснилось,

что

из

трех заявлений

каждого

гангстера

два верных,

а одно неверное. Кто

украл портфель?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения к гл. 4

 

 

 

 

 

 

 

1.

Перед вами часы. Сколько существует положеншу

стрелок,

по

которым

нельзя

определить

время, если не знать,

какая стрелка часовая, а какая — ми­

нутная? (Считается, что положение каждой

из стрелок можно определить точно,

но следить за тем, как стрелки двигаются,

нельзя.)

найдется

такое

натураль­

2.

Доказать,

что для любого нечетного

числа а

ное число Ь, что

2 й — 1 делится

на а.

 

 

что если

из суммы любых

3.

Про

пять

положительных

чисел известно,

трех из них вычесть сумму двух

оставшихся, то разность будет положительной.

Доказать, что произведение всех десяти

таких разностей

не

превосходит

квад­

рата произведения данных пяти чисел.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Доказать,

что сумма 45 чисел

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

tg 1° + tg 5° +

tg 9° +

• ■■+

lg 1734 + tg 1774

 

 

 

 

равна

45.

 

что многочлен

р (х) с целыми коэффициентами,

который при

5.

Доказать,

трех различных целых значениях х

принимает значение

1 ,

не

может

иметь ни

одного целого корня.

 

 

 

 

числа.

Разрешается

одно­

6 .

В таблице тX п расставлены произвольные

временно изменить знак у всех чисел какого-то одного столбца или у всех чисел

какой-то одной строки.

Доказать, что,

повторив такую

операцию несколько

раз, можно получить таблицу,

у которой сумма чисел в любом столбце и сумма

чисел

в любой строке

будут неотрицательны.

 

несколько

одинаковых авто­

7.

На кольцевой автомобильной дороге стоят

машин.

Известно,

что если

бы весь бензин, имеющийся

в

этих автомашинах,

слили в одну, то эта машина смогла бы проехать по всей

кольцевой

дороге и

вернуться на прежнее место.

Доказать,

 

что хотя

 

бы одна из машин,

стоящих

на дороге, может объехать

все

кольцо,

забирая

по

пути

бензин у остальных

автомашин.

что числа

1,

2, . . . .

и ни при каком

п нельзя

разбить на две

8 .

Доказать,

группы так, чтобы произведение чисел в одной группе равнялось

произведению

чисел в другой группе.

 

 

 

 

 

 

 

К

существует бесконеч­

9.

Доказать, что для каждого натурального числа

но много натуральных чисел Т,

не содержащих

в

десятичной записи

нулей и

таких,

что Т и ЛТ имеют одинаковые суммы цифр.

 

 

п г. Их

надо раз­

10.

Имеется несколько гирь с весами 1 г, 2

г,

3 г, . . . ,

ложить на три равные по весу кучки.

При каких

п это можно сделать?


Часть II. ГЕОМЕТРИЯ

Г л а в а 5. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ РЕШЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

§ 1. С х е мы р е ш е н и я к о н с т р у к т и в н ы х з а д а ч *

Общие сведения

Решить задачу построением — это значит построить геометри­ ческую фигуру по данным фигурам и данным зависимостям между элементами этих фигур. Решением конструктивной задачи считается каждая фигура, которая удовлетворяет всем ее условиям.

Конструктивная задача считается решенной при помощи циркуля или линейки (или при помощи других данных нам инструментов), если указана конечная последовательность основных построений, после выполнения которых искомая фигура считается найденной в силу аксиом конструктивной геометрии. Непосредственное расчле­ нение конструктивного решения на основные построения в боль­ шинстве случаев приводит к большому числу логических операций. Поэтому если решение данной задачи удалось свести к ранее най­ денному решению какой-либо другой задачи, то она считается ре­ шенной.

При решении почти каждой конструктивной задачи возникает вопрос: как нужно рассуждать, чтобы найти ее решение, чтобы по­ лучить все решения и сформулировать те условия, при которых задача имеет решение? Чтобы последовательно рассмотреть все эти вопросы при решении конструктивной задачи, следует придержи­ ваться некоторого плана, т. е. схемы решения. Схемы решения конструктивных задач могут быть различны. Их выбор зависит и от содержания задачи, и от того метода, которым мы намерены ре­ шать эту задачу.

Однако при использовании любых схем решения конструктив­ ных задач важно установить, во-первых, получили ли мы при вы­ бранном способе решения все существующие решения задачи, во-вто­ рых, всякая ли получаемая при этом фигура удовлетворяет условию задачи.

При решении задач на построение чаще всего используется че­ тырехэтапная схема, состоящая из анализа, построения, доказатель­

* Этот параграф заимствован из работы автора «Методы решения геометрш веских задач» (Минск, «Вышэйшая школа», 1969).

9 А. Б. Василевский

129


ства и исследования. Однако может быть использована и двухэтапиая схема, состоящая из анализа и синтеза (построения с доказа­ тельством). В дальнейшем на конкретных примерах раскрывается сущность этих схем, их общность и различие. Теперь же опишем (в общих чертах) этапы каждой из названных схем.

Четырехэтапная схема

Анализ. В этой схеме анализ включает в себя поиск решения конструктивной задачи. Надо наметить и составить план тех после­ довательных конструктивных операций, выполнение которых приве­ дет к построению указанной в условии задачи фигуры. Но в лю­ бом случае сначала допускается, что искомая фигура построена. Делается чертеж — ее набросок. На этом чертеже отмечаются дан­ ные и искомые элементы и устанавливается зависимость между ними. Для того чтобы упростить установление этой зависимости, часто необходимы дополнительные построения. В них, как правило, проявляется метод решения данной задачи. Дополнительные по­ строения должны отвечать двум требованиям: во-первых, они дол­ жны быть такими, чтобы их можно было выполнить по данным элементам фигуры, во-вторых, — чтобы по ним можно было по­ строить искомую фигуру. Чертеж-набросок, выполняемый для ана­ лиза, не должен сводиться к какому-либо частному случаю, а дол­ жен соответствовать наиболее общим требованиям, потому что вы­ воды, верные для частного случая, могут оказаться неверными для более общего случая.

Построение. Оно заключается в том, что указывается последо­ вательность основных построений, которые достаточно выполнить, чтобы получить искомую фигуру. Здесь всегда применяется метод, использованный в анализе.

Доказательство. Необходимо доказать, что построенная фигура является искомой, так как это не всегда очевидно.

Исследование. Задача на построение с конкретными числовыми данными не требует исследования. Решая ее, мы найдем все реше­ ния или придем к выводу, что решений нет. Другое дело, если данные величины обозначены буквами, которые могут принимать различные числовые значения. В зависимости от соотношений меж­

ду этими величинами задача может иметь решение,

может и не

иметь его. От этих соотношений зависит

и число решений задачи.

Цель исследования, если

имеется в

виду

исчерпывающее

исследо­

вание, и состоит в том,

чтобы рассмотреть все возможные

случаи

и выяснить, при каких

соотношениях данных величин задача не

имеет решения, а при каких имеет

и сколько.

Если есть

возмож­

ность, окончательные результаты исследования

выражаются

матема­

тическими формулами через данные в условии задачи

величины.

130


При исследовании иногда полезны чертежи, которые в противопо­ ложность чертежу, сделанному для анализа и отражающему общие требования задачи, представляют собой отдельные частные случаи.

По своему содержанию вопрос о числе решений конструктивной задачи и условий ее разрешимости часто сложнее, чем сама задача.

Двухэтапная схема

Анализ. Анализ включает в себя все аспекты, характерные для анализа четырехэтапной схемы решения конструктивной задачи, а

также установление тех

соотношений

между данными элементами

и такого их взаимного

расположения,

при которых задача имеет

решение. Целесообразно рассмотреть способы решения задачи для каждого из принципиально различных соотношений между данными н искомыми элементами.

Синтез. В процессе синтеза (построения с доказательством) реа­ лизуется способ решения задачи, установленный в анализе, и обо­ сновывается, что построенная фигура отвечает всем требованиям, изложенным в условии задачи.

Анализ и синтез (в двухэтапной схеме) являются двумя состав­ ными частями единого логического процесса. Когда вариантов ана­

лиза

немного,

их целесообразно рассмотреть все сразу и после

этого

перейти к

соответствующим вариантам синтеза. Если же в

анализе много вариантов, то каждый из них проще рассматривать непосредственно перед соответствующим вариантом синтеза.

Таким образом, при двухэтапной схеме решения конструктивной задачи в ней с самого начала выделяются существенно различные частные случаи, а потом для каждого из них отыскивается метод решения и устанавливается число решений.

Задача. Построить окружность, проходящую через данные точки

Аи В и касающуюся данной прямой t.* Решим эту задачу по четырехэтапной схеме.

Анализ. Окружности, проходящие через точки А и В, образуют

множество окружностей, центры которых находятся на прямой — оси симметрии для точек А и В. В задаче требуется выбрать из этого множества окружностей ту, которая касается прямой t. Предполо­ жим, что задача решена и искомая окружность построена (рис. 55). Точку ее касания с прямой t обозначим буквой Т. Проведем секу­ щую АВ. Точку пересечения прямых t и {АВ) обозначим буквой С. Тогда |СА|-|СБ| = 1СГ12. Таким образом, отрезок [СГ] может быть построен.

* Различные решения этой задачи взяты из книги Н. Ф. Четверухнна «Ме­ тоды геометрических построений» (М., 1952) и статьи М. Я. Выгодского и В. Л. Рабиновича «Некоторые принципиальные вопросы, связанные с решением конструктивных задач». («Математика в школе», 1965, № 4.)

9:

131


Построение. Для построения отрезка [СТ] воспользуемся свой­ ством радикальной оси — прямой, перпендикулярной к линии цент­ ров данных окружностей, — которая является множеством точек плоскости, имеющих одну и ту же степень относительно этих ок­ ружностей. Строим произвольную окружность О', проходящую че­ рез точки А и В. Тогда прямая (/15) является радикальной осью окружностей О и О’. Поэтому степень точки С относительно обеих окружностей одинакова, и отрезок касательной СТ к окружности О

равен отрезку [СГ'] касательной к окружности О'. Проводим ка­ сательную СТ' и из точки С описываем окружность радиусом СТ'. Точки пересечения ее с прямой t обозначим буквами Т1 и Т2. Ис­ комая окружность определяется точками А, В и Тх или А, В и Т2. Ее нетрудно построить (рис. 56).

Доказательство. Обе построенные окружности А В Т1 и А В Т2

принадлежат множеству

окружностей, проходящих

через

точки А

и В. Окружность Т2 Т'

7 \ (рис. 56) ортогональна

к ним,

поэтому

прямые (СТЛ) и (СТ2) должны касаться соответствующих окруж­ ностей. Следовательно, построенные окружности удовлетворяют ус­

ловиям задачи.

 

Вопрос о существовании решений и

о числе их

Исследование.

зависит от расположения данных точек А и В и прямой t.

 

Если точки Л

и 5

расположены по

одну сторону от прямой,

причем (АВ) -j|> t,

то задача имеет два решения, как на рис.

56. Ес­

ли (АВ) || t, то

только

одно

решение (рис. 57), которое находится

следующим образом (общий способ в этом случае

неприменим, так

как прямые (АВ)

и / не пересекаются).

Прямая (ОТ),

перпендику­

лярная к отрезку

[АВ] и проходящая через его середину, опреде­

ляет точку касания Т. Затем строится центр окружности О.

 

Если одна из точек

Л и Б

лежит на

прямой t,

то

задача фор­

мулируется так:

построить окружность,

проходящую через

данную

точку Л и касающуюся данной прямой t

в данной точке В.

В этом

случае задача

имеет единственное решение.

 

 

 

132