Файл: Василевский, А. Б. Методы решения задач учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
Рцс. 62
138
Ё |
качестве |
подготовительных |
упражнений к этой задаче следу |
ет рассмотреть |
следующие вопросы. |
||
1. |
Точка X |
находится внутри |
треугольника АВС (рис. 64). До- |
лл
казать, что АХС > |
АВС. |
X, внутри треуголь- |
|
2. |
Установить, |
при каком положении точки |
|
ника |
АВС или на |
л |
будет наименьшей. |
его границе, величина АХС |
|||
3. |
Как измеряется угол, вписанный в окружность? |
4.Как измеряется угол, вершина "которого находится вне ок ружности?
5.Хорды АВ и АгВх окружности, изображенной на рис. 65,
равны |
между собой. Построены [ВН]±_{АС) и [ B J i^ ^A ^ C ) . Дока |
||||
зать, |
что ВАС <CBXALC. |
Доказать, что |B ^ |< |B ^ a|. |
Который из |
||
отрезков короче: [ВС\ |
или [ В ^ ]? Который из углов больше: |
||||
1_НСВ или L H XCBJ |
л |
|
|
||
|
|
л |
|
|
|
6. Сравнить ВхАВ2 и В2ЛВ3 (рис. 62, а). |
66). |
Срав |
|||
7. |
Дуги окружности РХКХ и КХМХ конгруэнтны (рис. |
||||
нить дуги МК и КР. |
|
дуги |
РхКх |
||
8. Дуги МК и КР конгруэнтны (рис. 67). Сравнить |
|||||
и КХМХ. |
|
|
|
|
|
9. |
Сравнить Л41Ж и KDP (рис. 67). |
|
можно |
||
После рассмотрения этих подготовительных упражнений |
|||||
приступать к доказательству утверждений (1) — (12). |
|
|
|||
В чем ценность рассмотренной задачи 1? |
|
много |
|||
Во-первых, в |
процессе ее решения школьники повторили |
||||
важных свойств |
геометрических фигур, убедились, что |
для |
реше |
139
ния серьезной геометрической задачи нужно использовать в комп
лексе знания, полученные не только на уроках геометрии, но и ал гебры.
Во-вторых, они увидели, что исследовательский подход дает воз можность объединить единой идеей такие математические факты, которые с другой точки зрения кажутся разнородными.
В-третьих, и это, пожалуй, самое главное, ученики приобрели навыки открытия математической гипотезы, которые являются су щественным моментом всякой математической деятельности.
Рассмотренная задача достаточно сложна для восьмиклассников,
поэтому при ее решении не обойтись без подготовительных упраж
нений.
Задача 2. Сколько существует вписанных в окружность четы
рехугольников |
ABCD, |
у которых \АВ\ = 50 мм, |ВС| = 20 мм, |
|
\CD\ = 25 мм, |
\DA\ = 35 |
мм? |
|
Рассмотрим два способа решения этой задачи. |
|||
С п о с о б |
1. |
Если четырехугольник ABCD с данными сторонами |
140
должен |
вписываться в окружность, |
то |
АВС -f ADC = 180°. |
Чтобы |
||||
использовать это равенство, приложим |
ДЛВС к ДЛС£> так, |
чтобы |
||||||
/_АВС и / |
ADC были смежными. |
На |
рис. |
68 А АВС занял |
поло |
|||
жение |
а А'В'С'. |
|
|
|
(А'С'). |
В пересечении |
||
Через А проводим прямую, параллельную |
||||||||
с прямой (С'С) получаем точку С". |
|
|
|
|
|
|||
Треугольник АС"С можно построить. В самом деле, |
\CD\ = |
25 мм, |
||||||
\С"В\ = |
|C'D|-|/4D|:|71B| = |
20-35:50 = |
14 |
мм (из подобных треуголь |
||||
ников |
АВС" |
и А'ВС')] |
\AD\ = 35 |
мм; |
|ЛС|: \АС"\ = |
50 : 35 = |
10: 7. |
Искомая вершина А треугольника С"АС находится на окруж
ности (множество точек, |
расстояния которых до двух данных то |
чек С и С" находится в |
данном отношении 10 : 7, есть окружность |
определенного радиуса и |
центра). Ее положение на этой окруж |
ности определяется отрезком [DA\, длина которого равна 35 мм.
Построив дСМ С, определяем сторону АС, т. |
е. диагональ ис |
|||||||||
комого четырехугольника ABCD. Теперь построение |
единственного |
|||||||||
четырехугольника ABCD очевидно. |
|
|
упрощает поиски |
|||||||
С п о с о б 2. |
Функциональный подход намного |
|||||||||
решения |
задачи. |
|
|
|
|
[С'В] и [DC], длины кото |
||||
На одной прямой отложим отрезки |
||||||||||
рых соответственно равны 20 и |
25 |
мм |
(точки В |
и D совпадают). |
||||||
Проведем |
концентрические окружности |
D (35 мм) |
и D |
(50 |
мм) |
|||||
(рис. 69). |
Точки А и А' |
находятся |
на этих окружностях и принадле |
|||||||
жат прямой (DA). Задача будет решена, если мы установим, сколь |
||||||||||
ко существует |
таких |
точек А |
на |
окружности |
D |
(50 |
мм), |
что |
||
\С'А'\ = \АС\. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Построим [ВА']±_[С'С]. Очевидно, что \С'А'\ > \АС\. |
отрезок |
|||||||||
При движении точки А' против |
хода часовой |
стрелки |
[А'С'] уменьшается, а соответствующий ему отрезок [АС] увели чивается. Отрезок [А'С'] достигнет своей наименьшей длины, если окажется на прямой (С'С).
141
Итак, наименьшая длина отрезка [А'С'] |
равна 50 — 20 = |
30 (мм). |
|||||
Когда |
точка А окажется |
на прямой (С'С), \АС\ |
станет |
равной |
|||
25 + 35 = |
60 (мм). |
|
|
|
|
|
|
Теперь ясно, что на окружности D (50 мм) существует един |
|||||||
ственная точка А’ такая, что |
|Л'С'| = |ЛС|.* |
|
|
|
|||
Сравним две задачи. |
|
|
|
|
|
|
|
Задача! 3. Существует ли |
ДЛВС, |
у |
которого |
|ЛС| = |
50 |
мм, |
|
\АВ\ = 40 мм и разность мер углов ф = |
/\ |
л |
|
|
|
||
В — С = 30°. |
|
|
|
||||
Задача |
4. Существует ли |
дЛ БС , |
у |
которого |
|ВС| = |
40 |
мм, |
\АВ\ = 50 |
мм и разность мер углов ф = |
л |
л |
|
|
|
|
В — С = 303. |
|
|
|
Рис. 71
Ответ на вопрос задачи 3 может быть получен построением ука занного ДЛВС (методом осевой симметрии). Задача 4 выше второй
степени |
и поэтому не может быть решена только с помощью цир |
|||||||
куля и линейки, хотя по внешнему виду похожа на задачу 3. |
||||||||
Выясним функциональное содержание этих задач. |
|
|||||||
Сначала о задаче 4. |
|
|
|
А0ВС, у которого |ВС| = |
||||
Построим равнобедренный треугольник |
||||||||
= 40 мм, |ВЛ„| = |Л„С| = |
50 мм (рис. 70). Этот треугольник не пол- |
|||||||
ностыо |
удовлетворяет условию |
задачи. |
У |
него |
л |
А |
||
ф = В — С = 0°. |
||||||||
Очевидно, у искомого треугольника АВС |
угол В |
больше |
угла С. |
|||||
Поэтому вершина Л искомого треугольника АВС лежит на дуге DA0 |
||||||||
окружности В левее точки Л0. Более того, ученикам сразу |
видно, |
|||||||
что при |
движении точки Л0 по |
дуге |
А0Е> (против хода |
часовой |
||||
стрелки) |
А |
А |
|
|
А |
|
|
А |
С уменьшается от ВСА0 до 0°, |
а В увеличивается от А0ВС |
|||||||
до 180°. |
Поэтому при таком движении точки |
Л0 угол ф увеличи |
* Здесь и в ряде других мест используются некоторые важные свойства не прерывных монотонных функций. Строгого доказательства этих свойств в шко ле не дается, однако при помощи графиков функций эти свойства осознаются учениками достаточно хорошо.
142
вается от |
0° до 180°. |
Итак, задача имеет решение |
при |
любом до |
|||||||||||
пустимом значении угла ср. Причем это решение единственное. |
|
||||||||||||||
Теперь |
о задаче 3. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Построим сторону ВА треугольника АВС (рис. 71). Тогда третья |
|||||||||||||||
вершина С этого |
треугольника |
лежит |
где-то на полуокружности |
||||||||||||
А (50 мм). |
При увеличении угла А от 0° до 180° |
угол |
В, |
очевид |
|||||||||||
но, |
уменьшается |
от |
180° до 0°. Но |
неясно, как |
изменяется |
при |
|||||||||
|
л |
следовательно, |
и разность |
л |
л |
|
|
|
|
|
|
||||
этом С, а |
В — С. |
|
|
|
|
|
|
||||||||
Для получения |
гипотезы отметим на |
полуокружности несколько |
|||||||||||||
точек (на рис. |
71 — точки Съ С2, ..., Си , |
С12). |
Измерим |
углы |
Сп |
||||||||||
( л = |
1, 2, |
. .., |
12) |
и /_В треугольников |
СХЛВ, С2АВ, |
... , |
С12АВ. |
||||||||
Результаты измерений |
внесем в таблицу |
(табл. 2). |
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 2 |
||
Углы |
|
с 1 |
С2 |
С3 |
с« |
с 5 |
Cq |
с 7 |
с в |
|
Сю |
Сц |
Cl2 |
||
|
Л |
|
28 |
45 |
52 |
54 |
53 |
48 |
43 |
39 |
34 |
26 |
19 |
11 |
|
|
с |
|
|||||||||||||
|
Л |
|
145 |
109 |
102 |
90 |
79 |
66 |
58 |
51 |
43 |
32 |
22 |
13 |
|
|
в |
|
ЛЛ
В — С |
117 |
64 |
50 36 26 18 15 12 9 6 3 2 |
В табл. 2 величины углов указаны в градусах. |
|
угла |
|||||
Эта |
таблица |
наводит нас на мысль, |
что при |
увеличении |
|||
Л |
до |
|
А Л |
|
180° до |
0°. |
|
А от 0° |
180° разность В — С уменьшается от |
|
|||||
Но доказать |
это достаточно трудно, |
так как |
/_С опирается иа |
||||
отрезок |
[ВЛ], |
который не является хордой окружности, |
которой |
||||
принадлежит точка С. |
|
л |
|
|
|||
С другой |
стороны, таблица нам подсказывает, |
|
|
||||
что С принимает |
|||||||
|
|
|
|
л |
|
|
|
наибольшее значение в том случае, когда В = 90°. |
|
[ЛС]. |
|||||
Поэтому |
обратимся к другому чертежу. Построим отрезок |
На нем, как на диаметре, построим полуокружность (рис. 72).
Третья вершина В |
искомого треугольника АВС |
принадлежит ок |
|
ружности Л (40 мм). |
|
которая |
|
Теперь, кажется, будет проще доказать ту гипотезу, |
|||
нам подсказана таблицей. |
от Р до |
В0 углы |
|
В самом деле, |
при движении точки В по дуге |
143