Файл: Быстрова, В. И. Проектирование механизмов и приборов для целлюлозно-бумажных производств учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 0
Отбрасывая первый вариант как нереальный, ибо сила Q практи чески не бывает перпендикулярной к направляющим, из второго выражения найдем
- 4 |
2 /■ |
М /•>
Ф~f L "~2 Г
Отсюда могут быть получены предельные значения отдельных эле
ментов направляющих, вызывающие заклинивание. |
и Л'2 |
Рассмотрим движение ползуна по направляющим, когда |
приложены с одной стороны, т. е. трение между ползуном и на правляющими происходит только с одной стороны (рис. 61,6). В этом случае уравнение моментов сил относительно точки М будет
М(Р)м - |
M(Q)M+ N 2L = |
0. |
(8.4) |
Уравнение моментов сил относительно точки К |
|
||
М(Р)К- |
M(Q)K- N\L = |
0. |
(8.5) |
Уравнение проекций действующих сил на направление |
движения |
||
Р cos а -)- Q cos fl — fi\\ — /iV2 = 0. |
(8.6) |
||
Мз уравнений (8.5) и (8.4) найдем N\ и У2: |
|
|
|
M(P)K~ M ( Q ) K |
|
|
|
|
I. |
|
|
А з - |
L |
|
(8.7) |
Подставив значения (8.7) в уравнение (8.6) и раскрыв при этом значения М(Р) и M(Q) аналогично (8.2) и (8.3), после преобра зований получим
р COS а / Sill а
Q =
cos 3(1 - ! - /tgfi)"
Здесь Q->-oо, если cos|3->0 или l+/tg|3-^-0. Отбрасывая случай, когда cosfj = 0, находим условие заклинивания tgp= —1/f, которое наблюдается при углах р, близких к л/2 рад. Таким образом, при проектировании направляющих прямолинейного движения для исключения возможности заклинивания следует предусматривать длину ползуна L больше ширины направляющих Н (если направ ляющие закрытого типа, рис. 61,а). Направление действующей силы Q не должно создавать больших углов |3 с направлением движения (р ^ я /6 ). Целесообразно переходить, где это возможно, к направляющим открытого типа (рис. 61,6), так как в этом случае возможность заклинивания практически отсутствует. Кроме того, следует иметь в виду, что для уменьшения трения в направляющих надо подбирать соответствующие пары материалов с меньшим коэффициентом /.
101
Трение в направляющих для вращательного движения
Рассмотрим общий случай вращения детали 1 на оси 2 (рис. 62).
Пусть Р -- равнодействующая |
всех сил |
сопротивления (без |
сил |
||
трения); |
Q — движущая сила; |
Оi и 0 2 — точки |
приложения соот- |
||
|
ветствегшо сил Р и |
Q; а и (3 — углы |
|||
|
между направлениями сил Р и Q и на |
||||
|
правлением |
движения; у — централь |
|||
|
ный угол между точками приложения |
||||
|
сил |
Р и Q; а и Ь — расстояния от то |
|||
|
чек приложения сил Р и Q до поверх |
||||
|
ности трения. |
|
|
|
|
|
|
Действие сил Р и Q уравновеши |
|||
|
вается реакцией со стороны оси 2, |
||||
|
проходящей через центр О, равной по |
||||
|
величине и противоположной по на |
||||
|
правлению равнодействующей R |
сил |
|||
1 |
Р и Q, и силой трения f N. Составим |
||||
уравнение моментов действующих сил |
|||||
|
относительно |
центра |
вращения О: |
|
Рис. 62. Трение в направ ляющих для вращательного
движения.
— Р cos а(г Д- а) — |
|
QcosP(r + fe)+/7V =0. |
(8.8) |
Определим N — R из ААВС:
R2= |
/52 _|_ Q2 _ 2 P Q c o s О, |
|
|
отсюда |
|
|
|
R = |
V Р 2+ Q2- 2PQ cos 8 = N. |
(8.9) |
|
Запишем уравнение |
(8.8) |
относительно Q: |
|
Первый член в скобках определяет степень влияния силы трения на величину движущей силы. Очевидно, что для уменьшения влия ния трения надо уменьшать радиус оси г и увеличивать расстояние Ь.
Как видно из уравнения (8.9), величина N может колебаться от максимального значения N mzx~ } ^ P 2Jr Q2Jr 2PQ^P-f- Q (cos 8 = — 1)
до минимального yVmin= VrP2JrQ2—2PQ — P~-Q--=0 (cos 8=1; P=Q).
В наиболее неблагоприятном случае, когда N = Nmax, сила Q из уравнения (8.8) будет иметь следующее значение:
P [ f r — cos a( r |
а ) | |
|
(8. 10) |
—f r + cos jЦ г — b) |
|
При N = N m]n~ 0 |
|
COS a (r |
a) |
|
( 8. 11) |
•2
Из уравнений (8.10) и (8.11) выявим условия заклинивания для крайних значений N. Заклинивание может произойти в тех случаях, когда Q неограниченно возрастает, т. е.' cos р(г—)—&)— fr—>0 и cos Р(г+Ь) —*0. Отсюда условия заклинивания соответственно будут при cos $ = fr/(r-\-b) и cos р = 0. Очевидно, что предельный угол, при котором может происходить движение механизма, растет с уменьшением rj(r-\-b), т. е. с увеличением расстояния (г-\-Ь) от центра вращения до точки приложения движущей силы. Чем мень ше будет отношение r/(r-\-b), тем меньше сое (3 = fr/(r-(-6) и тем больше (3. Угол р близок к значению л/2 рад. Если силы Р и Q действуют на одной линии, то предельное значение р будет я/2 рад.
Сравнивая направляющие для прямолинейного и вращательного движения, следует отметить, что в опорах для вращательного движения движущая сила и сила трения проходят различные пути: путь действия силы трения меньше, чем движущей силы, в то вре мя как в поступательных направляющих они одинаковы. Вследствии этого влияние трения в опорах для вращательного движения меньше.
§ 2. Н АП РАВЛ ЯЮ ЩИ Е Д Л Я ПРЯМ ОЛ ИН ЕЙ Н ОГ О Д В И Ж Е Н И Я
Направляющие с трением скольжения
Среди цилиндрических направляющих с трением скольжения различают направляющие открытые (кинематического типа) и за крытые.
Открытые цилиндрические направляющие (рис. 63,а) обеспечи вают движение в заданном направлении при обязательном силовом замыкании. Они обладают высокой точностью. Благодаря силовому
Рис. 63. Цилиндрические направляющие для прямолинейного движения с трением скольжения.
замыканию, зазор, появляющийся обычно между контактными поверхностями из-за износа, постоянно исключается (точность направляющих не снижается). Достоинством таких направляющих является также низкая чувствительность к изменению окружающей ‘ температуры. Открытые цилиндрические направляющие находят применение в точных малонагруженных передачах.
Более устойчивыми к нагрузкам являются направляющие ци линдрические закрытого типа (рис. 63,6). Они просты в изготовле
103
нии. Недостатком таких направляющих является сложность уст ранения зазора, появляющегося при износе, а также влияние изме нения температуры.
Цилиндрические направляющие изготавливают по 3—4-му клас сам точности для неответственных механизмов, по 2-му классу — для точных механизмов. Посадка направляющих Д или X; при не значительном изменении температуры применяют посадку С, а в ответственных случаях, при минимальных зазорах и небольших ходах,— Т или П с последующей притиркой. Обработка поверх ностей направляющих производится по 7—8-му классам чистоты. По точности цилиндрические направляющие закрытого типа усту пают призматическим.
Призматические направляющие (рис. 64,а) представляют собой направляющие с плоскими рабочими поверхностями. Основным их
а |
6 |
Рис. 64. Призматические направляющие для прямолинейного движения с тре нием скольжения.
а — без регулировки зазора; б —с регулировкой зазора.
достоинством является простота регулировки зазора, осуществляемой сдвигом одной или двух накладных планок (рис64,6). Приз матические направляющие способны выдерживать большие, чем цилиндрические направляющие, нагрузки.
В механизмах высокой точности направляющие изготавливают по 1—2-му классам точности с посадками С и Д. Чистота поверх ности (в зависимости от назначения) соответствует 8—10-му клас сам чистоты.
К недостаткам этих направляющих наряду с большим трением следует отнести также чувствительность их к изменению темпера туры и сравнительно высокую стоимость изготовления.
Напра1вляющие с трением скольжения, вследствие односторонне го износа их при работе, менее точны, имеют пониженную плавность и более тяжелый ход по сравнению с направляющими с трением качения.
Направляющие с трением качения
В зависимости от вида вспомогательных деталей, обеспечива ющих трение качения, различают направляющие роликовые и ша риковые.
104
Роликовые направляющие могут быть выполнены как с цилинд рической поверхностью, так и е плоскостью касания элементов, направляющих (рис. 65,а).
Шариковые направляющие (рис. 65,6) обеспечивают высокую точность передачи движения, обладают минимальным трением, уменьшают габариты прибора.
а |
5 |
Рис. 65. Направляющие для прямолинейного движения с трением качения.
а— роликовые; б — шариковые.
§3. ОПОРЫ ДЛ Я ВРАЩАТЕЛЬНОГО Д В И Ж Е Н И Я
По виду трения опоры делятся на следующие: с трением сколь жения, с трением качения, с трением упругости, а также опоры на воздушной подушке, ртутные, гидростатические и магнитные подве сы. Опоры для вращательного движения выполняют в приборах следующие функции: предохраняют вращающиеся детали от сме щения, перекоса, а в ряде конструкций — от продольного сдвига.
Опоры с трением скольжения
Цилиндрические опоры, сконструированные по кинематическому методу, являются опорами открытого типа (рис. 66,а). Здесь обя зательна замыкающая сила, которой может быть сила веса оси, сила поджатая пружиной, поэтому опоры работают в горизонталь ном положении. Такие опоры обладают высокой точностью, не реа гируют на изменение окружающей температуры. Износ не влияет
а
Рис. 66. Цилиндрические опоры с трением скольжения.
105-
на точность, так как зазоры непрерывно выбираются действием замыкающей силы.
Момент трения
|
М тп= |
- = - та— — т о , |
|
|
ТР |
2 ‘ |
Sin а/2 |
где f — коэффициент |
трения |
скольжения; а = я/2 рад — угол про |
|
филя направляющих. |
|
|
|
Цилиндрические опоры нормального типа являются наиболее распространенными (рис. 66,6)- Они характеризуются высокой несущей способностью, стойкостью против износа рабочих поверх ностей, простотой конструкции, плавностью, бесшумностью хода, вибропрочностыо. Применяются как для вертикальных, так и для горизонтальных осей. К недостаткам этих опор следует отнести
невысокую точность, обусловленную |
зазором |
между элементами |
|
■опоры, а также сравнительно большим трением. |
|
||
Момент трения при радиальной нагрузке |
|
||
Мтр= \ f P d , |
|
||
здесь Р — радиальная нагрузка |
на |
цапфу; d |
диаметр цапфы. |
Момент трения при осевой нагрузке |
|
||
ALтр ' |
■/Q- |
di |
|
-flO |
|
Для уменьшения трения применяются конструкции направляющих
•с оливированными подшипниками (рис. 66,в). Однако в такой конструкции снижается точность передачи за счет увеличения по грешности центрирования, зависящей от ошибки формы цапфы и подшипника, от зазора между цапфой и подшипником. Если осевое усилие передается на подпятник, то момент трения
|
|
-'Итр = |
-jg- т~/ Q n> |
|
где |
гс — радиус |
площадки |
соприкосновения |
сферического |
конца |
цапфы с |
опорной поверхностью (подпятником); (гс= |
||
|
|
■ц и |
Е п— соответственно |
модули упру |
гости материала цапфы и подпятника; г — радиус сферического конца цапфы.
При радиальной нагрузке цилиндрическая опора (рис. 66,6) рассчитывается по допускаемому напряжению на изгиб:
|
d > |
V р <f |
где Р — радиальная |
нагрузка |
на цапфу; [а]и— допускаемое на |
пряжение на изгиб; |
cp = l/d (обычно l/d = 0,5—2); /—рабочая длина |
|
цапфы. |
|
|
.106
При осевой нагрузке для цилиндрической опоры (рис. 66,6) расчет ведется по местным напряжениям смятия более мягкого материала:
где [а]см — допускаемое напряжение на смятие более мягкого материала.
Рабочие поверхности цапф и подшипников должны быть обра ботаны не ниже 7-го класса чистоты. Для точных приборов цапфы подвергают закалке и последующей шлифовке.
Рис. 67. Конические опоры.
К о н и ч е с к и е о п о р ы характеризуются более высокой точ ностью сохранения геометрической оси вращения, чем цилиндри ческие (рис. 67), могут воспринимать большие осевые и радиальные нагрузки и обладают большой износостойкостью. Однако трение в таких опорах больше, чем в цилиндрических, сильнее влияние температуры. Конические опоры применяются в приборах повышен ной точности, а также в устройствах для получения хорошего электрокоптакта или плотного соединения.
Для уменьшения трения в ряде конструкций предусматривается выточка в средней части конической поверхности цапфы (рис. 67,6).
Кроме того, разгрузка конической поверхности достигается |
с по |
|
мощью буртиков в верхней части (рис. 67, а) |
или подпятников |
|
в нижней части (рис. 67,6). |
(рис. 67,а) |
опре |
Момент трения по конусу при осевой нагрузке |
||
деляется следующим образом: |
|
|
где сфр= (dl~}-d2)/2; а — угол конуса. При уменьшении а < 4 ° проис ходит заклинивание направляющих под действием осевой нагрузки.
107
При радиальной нагрузке недопустим |
угол |
а>15°. На практике |
« = 5-5-15°. |
|
|
Момент трения по буртику |
|
|
D t-d ] |
|
|
М тр2 |
- d \ |
‘ |
D 2 |
Момент трения на разгрузочном подпятнике (рис. 67,6) равен
•Мтря = -[g ~fQrc,
где гс — радиус площадки соприкосновения цапфы с подпятником. Для цапфы и подшипника подбирают материалы с близкими значениями коэффициента линейного расширения. Для цапфы при меняется сталь У7, У8 и др.,
закаленная |
до |
твердости |
HRC50—55. |
Для |
подшипника |
используется латунь, бронза,
незакаленная |
сталь. |
Чистота |
поверхности |
цапфы |
V9—V10, |
подшипника — V7—V8. |
||
О п о р ы |
в ц е н т р а х |
(рис. 68) имеют малую по верхность соприкосновения и применяются для малонагруженных деталей с неболь шой скоростью вращения. Они находят применение в тех
случаях, когда треоуется малый момент трения и хорошая соос ность.
При действии радиальной нагрузки момент трения одной опоры
равен |
|
|
|
|
|
|
М Ф1 — |
0 |
f d |
Pi |
|
|
ц COS а / 2 ’ |
|
|||
|
|
|
|
|
|
При прочих равных условияхмомент трения двух опор будет |
|||||
УИтр = ^ТР1 + |
М Тр2 ---- |
2 Mi |
Pi + P'2 |
P |
|
COS a j 2 |
COS ce/2' |
||||
При осевой нагрузке |
|
|
|
|
|
|
М тр= |
-4-Mu —-7У- |
|
||
|
р |
2 |
J |
ц S in а / 2 |
|
Обычно а = я/3 рад, |
Ф = л/2 рад. |
При значительных |
нагрузках на |
||
опору а = Ф = я/3 рад. |
|
|
|
|
10S