Файл: Быстрова, В. И. Проектирование механизмов и приборов для целлюлозно-бумажных производств учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
движение передается на ролик 2 и, следовательно, на ведомую ось 4, а затем на другие элементы механизма. Передаточное отно шение i\-i =wi/co4 = rp//?, где гр — радиус ролика; -радиус на диске.
Грибовидный фрикцион работает аналогично предыдущему, от личие лишь в способе ввода радиуса вращения. Шаровой сегмент / (рис. 58, г) вращается вокруг оси тт, которая может поворачи ваться относительно оси пп на угол а так, что при повороте обра зуется радиус p= J?sina, где R — радиус сферы сегмента; а — угол поворота оси. Для передачи движения необходима прижимающая сила Р, которая прикладывается к ролику. Передаточное отноше
ние f 1—2 = &>i/(x)2 = гр/р-
Фрикционные механизмы конструктивно просты и дешевы в изготовлении. Позволяют быстро и удобно осуществлять вклю чение и выключение механизма, дают возможность плавно менять передаточное отношение, а также создавать реверсивные переда чи с переменными числами (рис. 59), предохраняют передаточный механизм от повреждений при перегрузках, не имеют мертвого хода.
Благодаря перечисленным особенностям фрикционные меха низмы нашли широкое применение в счетно-решающей технике. С их помощью можно производить интегрирование, умножение, возведение в степень, логарифмирование. Кроме того, их приме няют в лентопротяжных механизмах различных самописцев, для, создания беззазорных отсчетных устройств и т. п.
§ 10. ПЕРЕДАЧИ ГИБКИМИ СВЯЗЯМИ
Передачи гибкой связью применяются в приборах и автомати ческих устройствах в тех случаях, когда требуется передать вра щение на сравнительно большие расстояния либо преобразовать вращательное движение в поступательное или поступательное во вращательное. Они состоят из ведущего и ведомого звеньев, кото рые могут быть выполнены в виде колес, барабанов, шкивов, ро ликов и т. п., связанных между собой с помощью гибких тел. В качестве последних применяются стальной канатик, гладкая или перфорированная стальная лента, шнур шелковый, хлопчатобу мажный, нейлоновый, кожаный, а также ремни и цепочки. Особен но широкое применение нашли ленточные передачи.
Ленточные передачи
Ленточные 'передачи осуществляются с помощью ленты, изго товленной из высокоуглеродистой стали, имеющей толщину 0,05— 1,5 мм при ширине 2—60 мм, и роликов, закрепленных на вра щающихся осях. С помощью ленточных передач можно передавать вращательное движение или преобразовывать вращательное в по ступательное движение. Передача может осуществляться как по линейному закону, так и нелинейному.
96
В зависимости от типа связи ленты с роликом существуют два вида ленточных передач: передачи с гладкими роликами и закре пленной на них лентой (рис. 60, а), широко применяемые вследст вие их высокой точности (недостатком таких передач является сравнительно малый угол поворота — до 300°) и передачи с глад кими роликами и свободной лентой (рис. 60, б), позволяющие осу-
Рис. 60. Ленточные передачи.
й — с закрепленной лентой; б — со свободной лентой.
ществлять повороты около 360°. Применение таких передач огра ничено проскальзыванием ленты на роликах. Ленточные передачи могут передавать движение на значительные расстояния (1,5—2 м).
ГЛАВА 8. НАПРАВЛЯЮЩИЕ И ОПОРЫ
Опорами и направляющими называются устройства, обеспечи вающие заданное относительное движение деталей и узлов. Су ществуют направляющие для вращательного и прямолинейного движения.
В основе конструирования всех направляющих лежат два мето да: кинематический и машиностроительный. Кинематический метод исходит из чисто теоретических предпосылок, абстрагированных от реальных условий, при которых должны работать направляю щие. Такой метод дает возможность определить, сколько точек опоры надо взять, чтобы обеспечить заданное направление. Он за ключается в том, что две детали, сконструированные для совмест ной работы, имеют общее число точек касания и степеней относи тельной свободы, равное шести. Кинематический метод конструиро вания направляющих приемлем в тех случаях, когда нагрузки на направляющие невелики. В противном случае используется маши ностроительный метод, учитывающий все реальные факторы. Здесь имеют место линии и поверхности касания деталей, в отличие от предыдущего метода, обеспечивающего точки касания направля ющих.
4 |
216 |
9 7 |
§ 1. ТРЕНИЕ В НАПРАВЛЯЮЩИХ
Виды трения
Трение — сложное явление, возникающее при взаимодействии материалов, сопровождающемся механическими, физико-химиче скими, электрическими и другими процессами.
Различают трение внешнее и внутреннее. Внутреннее трение связано с несовершенной упругостью твердых тел либо вязкостью жидкостей и газов. Внешнее трение представляет собой сопротив ление, возникающее между телами при их относительном переме щении. Оно характеризуется тремя тесно связанными между собой процессами: взаимодействием поверхностей твердых тел, измене ниями в поверхностных и глубинных слоях материалов и разруше нием поверхностных слоев, при котором неровности более твердой поверхности внедряются в более мягкую поверхность.
Основной характеристикой трения является сила трения, на правленная в сторону, противоположную сдвигающему усилию. Трение в механизмах может быть как полезным (во фрикционных механизмах, при обработке материалов резанием, шлифованием и т. д.), так и вредным, вызывая потери энергии на нагрев, а также износ трущихся поверхностей. Основные виды внешнего трения: представлены на схеме 1.
Схема 1. Осноппы: виды внешнего трения
98
Трение скольжения возникает в том случае, когда одна и та же поверхность одного тела поступательно перемещается по поверх ности другого тела.
Разновидностью трения скольжения является трение верчения. Оно характеризуется тем, что точки, расположенные в плоскости касания двух тел, описывают концентрические окружности вокруг оси верчения.
При трении качения одно тело перемещается по другому таким образом, что в соприкосновение входят последовательно располо женные друг за другом точки.
Сухое трение имеет место в том случае, когда поверхности тре ния покрыты твердыми пленками, менее прочными, чем основной материал.
Граничное трение наблюдается при контакте поверхностей, покрытых жидкими пленками, однако толщина пленок невелика
(-<0,1 мкм).
Жидкостное трение возникает при движении поверхностей, по крытых жидкими пленками, толщина которых такова (^0,1 мкм), что в пленках проявляются объемные свойства жидкостей. В ме ханизмах наиболее распространены граничное и жидкостное трения.
Трение в направляющих для прямолинейного движения
Рассмотрим движение ползуна в направляющих под действием движущей силы Q (рис. 61, а). Все силы сопротивления (без сил трения) приведены к одной равнодействующей силе Р, направлен ной в сторону, противоположную движению ползуна под некоторым
Рис. 61. Трение в направляющих |
для прямоли |
||
|
нейного движения. |
|
|
углом а к направлению |
движения. Со стороны |
направляющих |
|
возникнут реакции N\ и N2, вызванные действием сил Р и Q и со |
|||
здающие силы трения fNi и fN2. |
направляющими (ши |
||
Обозначим через Н расстояние между |
|||
рина направляющих); |
L — длину ползуна; |
а и |
р — углы между |
направлениями сил Р и Q и направлением движения ползуна;
i2, а1, а2— координаты точек приложения сил Р и Q; М, К — точ ки приложения реакций Ni и N2.
99
Силы трения определяются в значительной степени величинами реакций Л'; и М2, найдем последние из следующих уравнений рав новесия:
проекций сил на направление движения
Я cos ос + Qcosp — /Л/j—/ЛГа = 0; |
(8.1) |
моментов сил относительно точки М |
|
— Я cos я а 2 + Я/хsin я — Qflj cos р -f- Q/2 sin 3 — Ar2L -f//V 2/ / = |
0; |
моментов сил относительно точки К
Яcos а ■(//— а 2)— Я sin а(1 — /Д-f- Q(// —- a x)cos р — Q(L — Z2)sin p —
—л у , — /уУхЯ = 0 .
Из двух последних уравнений определим Ад И ЛЧ
М(Р)К j - M(Q)/f
Я ,: |
/. - - / Я |
|
|
||
я , = |
+ M(Q)м |
|
L — fH |
||
|
||
В формулах (8.2) и (8.3) |
|
М(Р)к = Я (Я — а 2) cos я — Я(1 — /х) sin я,
M(Q)/c — Q(H — ад) cos р — Q(Z. — /2) sin р, М(Р)м = — Яа2 cos я -)- Я/х sin я,
ZW(Q)/Vf = — Qax cos р -)- Q/2 sin 3.
( 8.2)
(8.3)
Выражение (8.3) показывает, что .V2—*оо, если L — fH--*0. В пре дельном случае, когда L/H = f, будет заклинивание ползуна в на правляющих при всех значениях действующих сил. Чтобы умень шить реакции и, следовательно, трение, необходимо уменьшать опрокидывающие моменты, т. е. следует стремиться к тому, чтобы силы Р и Q действовали по одной прямой, взаимно уравновеши ваясь и не вызывая давления в направляющих. Подставим выраже ния (8.2) и (8.3) в (8.1) и решим его относительно Q:
/ |
/-/ |
— p CO 5 ( > - / - - 2 / r ) |
|
COS p 1 ~ |
H |
f L + 2 / b ; - |
~'r f sin a^х - * I
f t g p ( l -!
„ H |
l |
т - Ч - ) ]
1 to
Движущая сила Q может оказаться бесконечно большой, если cosp = 0, т. е. угол между направлением ее действия и направлением движения ползуна окажется равным я/2 рад:
1 — / 7- + 2 /^- + / t g p ( l — fj- — 2 jr-j = 0.
100