Файл: Быстрова, В. И. Проектирование механизмов и приборов для целлюлозно-бумажных производств учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.10.2024

Просмотров: 98

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нии, п — число оборотов барабана; h — толщину пружины; Ь — ши­ рина; L — длину. С каждым оборотом барабана освобождается один виток. Таким образом, можно выразить число оборотов барабана « через числа витков пружины щ и «2, т. е. « = «i—«2. Если теперь вместо Hi и п2 подставить их выражения через геометрические раз­ меры пружины ri\— (R—n)//i; п2= (r2r)/h, то получим выражение для определения числа оборотов барабана в виде функции от радиу­ сов т) и г2 при прочих постоянных параметрах. Причем радиус г2 можно выразить через гг приравняв объемы пружины в заведен­ ном и спущенном состоянии:

г2 = У г\ -|- г2.

Проектирование заводной пружины с оптимальными параметрами сводится к расчету такой пружины, которая позволила бы полу­ чить максимальное число рабочих оборотов барабана при полном использовании пространства внутри него. Исходя из этого, число оборотов барабана « рассматривают как функцию от ги которая

при

некотором

значении

достигает максимума. При

этом

г = У (R2-\-r2);2.

Подставим это значение в выражение для г2,

полу­

чим

 

 

 

 

 

 

 

 

(9.4)

Таким образом, для получения максимального числа оборотов ба­ рабана необходимо равенство внешнего радиуса заведенной пру­ жины внутреннему радиусу спущенной. Пружина, для которой вы­ полняется равенство (9.4), носит название нормальной заводной. Для нормальной заводной пружины имеют место следующие соотно­ шения: А\'г = 3, r/h=l3—15, Г!= г2=:0,745 R, « = 0,157 R/h, «, = = 0,255 R/h, «2=0,412 R/h.

Длину пружины можно определить, умножив длину среднего

витка на

число витков: Ь = я(г2 + г)п2-\-2я г

или L = n (R-\-rl)n[-j-

-j-2 яг, где 2 я г — длина отрезка пружины,

предназначенной

для

закрепления-

м о м е н т п р у ж и н н о г о

д в и г а т е л я,

раз­

В р а щ а ю щ и й

виваемый

спиральной пружиной, описывается уравнением (9.2).

Пружина

свободная

(вне барабана) имеет число витков «0b< « i-

Расчетное число витков, на которое надо закрутить пружину, чтобы

поместить

ее

в барабан «pmin = «1 —«св, %тах = п2—«св. Угол закру­

чивания

ф

может быть

выражен

 

через «р:

фтах = 2я«ртах=

= 2 я ( « 2 —«св) ■Момент пружины в барабане

 

 

 

М№ = х 2 Ф-> -

"св)4,

 

или

 

 

 

 

 

 

 

 

Мшах =

“f2Г 2

^св) А’

(9.5)

где т] — коэффициент, учитывающий

 

межвитковое трение, к.п.д.

118


пружинного двигателя. Формула (9.5) дает значение момента за­ водной пружины с идеальным креплением ее концов, обеспечиваю­ щим чистый изгиб пружины при ее деформации. Для реальной за­ водной пружины момент спуска выражается следующей зависи­ мостью:

max 7WmaxKK,

где кк — коэффициент качества пружины, зависящий от способа крепления наружного конца пружины.

Значения коэффициента качества k ;i при различных способах крепления пружины

Ш арнирное..........................................................................................................

0,65—0,70

Ш тифтовое..........................................................................................................

0,72—0,78

К-образное..............................................

0,80—0,85

С мечевидной накладкой...............................................................................

0,90—0,95

Для обеспечения плавной работы механизма желательно иметь по возможности близкие значения максимального момента спуска

М иш ах И минимального Mcnmta, Т. е. отношение У = У И СП max/Mcnniln должно быть близким к .единице. Обычно у=1,4ч-3. Таким обра­ зом, если задано v, из формулы (9.5) и подобия Д OEQ и EGF (рис. 78) можно выразить

П о - /г.

^ с п тахираб

__ у ,граб

 

 

где Ираб — рабочее число оборотов барабана пружинного двигателя,

задаваемое

при проектировании.

 

 

Крепление

внутреннего конца

 

пружины

не

оказывает

сильного

 

влияния на работу пружины.

 

Конструкция

крепления

в

этом

 

случае должна обеспечивать на­

 

дежную

передачу

момента

от

 

пружины

к

заводному

валику.

 

Выбор варианта крепления про­

 

изводится

из

технологических

 

соображений и требований на­

 

дежности узла.

 

 

 

 

 

 

К. п. д. п р у ж и н н о г о д в и-

 

г а те л я.

На рис. 78 представле­

Рис. 78. Диаграмма момента пру­

на

диаграмма

зависимости

мо­

жинного двигателя.

мента

пружинного

двигателя

 

от

угла

закручивания

пружи­

 

ны ср. При заводе пружины момент М растет сначала быстро,

затем,

когда витки

заполняют все пространство внутри бара­

бана,

не касаясь

друг друга, момент возрастает по линей­

ному закону. Когда витки, концентрируясь около заводного валика, снова приходят в соприкосновение, момент достигает максимума.

119



При раскручивании пружины кривая спуска не совпадает с кривой завода вследствие потерь на трение между витками. Образуется гистерезисная петля. Работа, затрачиваемая на завод пружинного двигателя, соответствует на диаграмме площади ABCDH. Работа

спуска пружины — полезная работа

пружинного двигателя — ха­

рактеризуется площадью AFEDH.

К.п.д. r\— S A F E im I S AB cDH < 1.

К.п.д. пружинного двигателя зависит от качества поверхностей пру­ жины, смазки и концентричности раскручивания пружины. Для этого необходим правильный выбор способа крепления пружины к заводскому валику и к барабану. Обычно т) = 0,65 ч-0,95.

Различают пружинные двигатели с вращающимся барабаном и с неподвижным барабаном. Недостатком двигателя с неподвиж­ ным барабаном является то, что основное зубчатое колесо лишает­ ся вращающего момента во время завода двигателя.

С т а б и л и з а ц и я к р у т я щ е г о м о м е н т а п р у ж и н н о г о д в и г а т е л я . Для спиральных' заводных пружин характерно не-

Рис.

79.

Пружинный

двигатель с

 

 

«улиткой».

 

/ — барабан

пружинного двигателя;

2 — «улитка»,

3 —зубчатое

колесо; 4 —металлическая лента.

постоянство момента пружины во времени. В начале работы пру­ жинного двигателя момент спуска имеет максимальное значение, затем падает. Однако очень часто требуется постоянный, строго определенный во времени момент, так как от этого зависит точ­ ность работы механизма. Для стабилизации крутящего момента существует несколько способов.

1. Применение пространственного кулачка — «улитки» (рис. 79). «Улитка» связана с вращающимся барабаном пружинного двига теля нерастяжимой металлической цепочкой или лентой. Крутя­ щий момент поддерживается постоянным на оси «улитки», так как в начале работы двигателя при большом значении момента спуска окружное усилие действует на малое плечо (при этом цепочка сматывается с малого радиуса «улитки» на барабан), а по мере спуска пружины плечо увеличивается. Радиус улитки рассчитыва­ ют таким образом, чтобы его значение возрастало соответственно падению момента пружинного двигателя.

120


2. Использование электроподзавода в сочетании

с останова­

ми (ограничительные штифты, мальтийский механизм

и т. гг).

3.Применение регуляторов скорости (гл. 11).

4.Использование вместо плоской спиральной заводной пружи­ ны желобчатой пружины (рис. 80). Пружина вставляется в бара­ бан выпуклой стороной к валику с целью получения наибольшего момента при спуске. Вынутая из барабана пружина снова приобре­

тает форму прямой. Опыты показали, что пружина, работающая з барабане в области упругих деформаций, перемещается плотным кольцом. Это и позволяет получить Mcn~'Const за счет изменения по определенному закону межвиткового давления, а следовав

Рис. 80. Желобчатая заводная пружина.

тельно, и межвиткового трения пружины в зависимости от оборо­ тов барабана. Характерны резкие изменения Мса в начале и в кон­ це спуска, так как желобчатая пружина работает всей своей дли­ ной сразу. Достаточно пол-оборота барабана (рис. 80), чтобы пру­ жина достигла Мс п const. Желобчатая \ пружина по сравнению с обычной плоской спиральной пружиной повышает Мсп за счет начального желоба и отсутствия свободных витков.

Безмоментные спиральные пружины

Безмоментные спиральные пружины (токоподводы) применяют­ ся в высокочувствительных приборах, где подвижные системы вы­ полнены в виде тончайшей ленты или кварцевых нитей. Подведе­ ние электрического питания непосредственно через упругие подвесы подвижных систем в таких случаях привело бы к изменению упру­ гих свойств подвесов, а следовательно, к погрешностям перемеще­ ния подвижных систем приборов.

Безмоментная пружина выполняется в один — три витка, наруж­ ный конец спирали максимально удаляется от оси для предотвра­ щения контакта витков. Электрическое сопротивление этой пружи­ ны должно удовлетворять известному выражению

12!

где р — удельное сопротивление материала токоподвода. Плотность тока, проходящего через безмоментную пружину, не должна пре­ вышать А —2 А/мм2Расчет безмоментных пружин ведется по фор­ мулам моментных пружин, при этом исходят из минимально воз­ можных моментов.

В качестве материалов для всех плоских спиральных пружин, рассмотренных выше, применяются бронзы оловянно-фосфорные (Бр ОФ6,5—0,4), оловянно-цинковые (Бр ОЦ4—3), а также нейзиль­ бер МНЦ 15—20. Для моментных и заводных пружин с большим моментом применяется пружинная лента из сталей У8А — У12А, 65Г, 60С2А и др. Для безмоментных токоподводов используются материалы с низкими упругими свойствами и высокой электропро­ водностью — серебро, золото, медь.

§ 4. ВИНТОВЫЕ ПРУЖИНЫ

Винтовые пружины нашли широкое применение в приборах и автоматических устройствах благодаря высокой надежности ра­ боты, удобству монтажа, компактности. Они применяются в двух разновидностях: винтовые пружины кручения, материал которых работает на изгиб, и винтовые пружины растяжения — сжатия, в материале которых возникают напряжения кручения и среза.

Винтовые пружины кручения

Они применяются для эластичного соединения деталей в затво­ рах в виде запорных пружин (например, для прижима собачек хра­ повых механизмов). Пружина создает противодействующий момент

 

при закручивании свободного конца на

 

угол ф (рис. 81).

По

условиям работы

 

пружины обычно бывает известен рабо­

 

чий момент закручивания М = Р1и угол

 

закручивания

(ф),

а также

длины

сво­

 

бодных концов

(/[

и /2).

 

 

 

Расчет пружины сводится к опре­

 

делению диаметра

пружины

(D) и про­

 

волоки (d ), длины

пружины

(L) , числа

 

витков, (п) . Выбрав предварительно ма­

 

териал для пружины,

расчет ведут

по

Рис. 81. Винтовая пру­

следующий формулам.

14з условий проч­

жина кручения.

ности на изгиб находят диаметр проволоки

d -V-324 31Ми

Значение диаметра d округляется до ближайшего большего по сортаменту проволоки. Диаметр пружины (D) принимают в зави­ симости от диаметра проволоки (d) в соотношении Д=(6-ь12)с?.

122