Файл: Быстрова, В. И. Проектирование механизмов и приборов для целлюлозно-бумажных производств учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 21.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
РАЗДЕЛ //. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ И УЗЛОВ ПРИБОРОВ И СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ
Теоретически разработанные устройства, механизмы и' т. д. затем должны облекаться в конструктивные формы. При выборе того или иного варианта конструкции следует учитывать всевоз можные факторы — такие, как объем производства, условия работы проектируемого изделия и пр. В зависимости от этого во многом определяется выбор материалов, способ производства, точность изготовления, а также конструктивные особенности отдельных элементов механизма, например, опор, пружин и т. д. Решению наиболее важных из этих задач посвящается данный раздел.
ГЛАВА 5. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
§ 1. ОСОБЕННОСТИ ХИМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ПРИБОРАМ
Для создания наиболее рациональных конструкций приборов необходимо учитывать специфику приборостроения. Следует иметь в виду, что конструкция деталей существенно зависит от объема производства. Для выпуска малой партии деталей невыгодно, на пример, создавать высококачественный штамповочный инструмент, пресс-формы для прессования пластмасс или формы для литья под давлением. Величину партии следует учитывать и при выборе типа соединения деталей. Чем крупнее партия одинаковых деталей, тем быстрее окупается оборудование и приспособления. Вследствии малых размеров деталей приборов можно использовать более эко номичные способы соединения, отличные от соединений, применя емых в машиностроении. Например, соединение лапками, завальцовкой, широко распространенные в' приборостроении, почти не встречаются в машиностроении.
Несмотря на кажущуюся незначительность нагрузок, действую щих на детали приборов, необходимо производить расчеты на прочность, так как при работе приборов, а также при их транспор тировке могут возникнуть чрезвычайно большие напряжения. На пример, при весе подвижной системы электроизмерительного при-
38
■бора всего 20—30 г удельное давление на поверхность подпятника при транспортировке прибора может быть более 109Па.
Конструкция деталей приборов должна по возможности обес печивать равномерное распределение нагрузки по сечению детали, т. е. материал должен работать на растяжение или на сжатие, а не на изгиб или кручение. В этом случае деформация детали при одинаковых сечениях будет во много раз меньше. Для деталей, материал которых работает на кручение или изгиб (стрелки, ука затели, держатели подвижных частей успокоителей и др.). необ ходимо предусматривать соответствующие формы поперечных сече ний, например, трубчатые или коробчатые. Применение государст венных стандартов, ведомственных или заводских нормалей явля ется важнейшей предпосылкой для организации современного рентабельного производства. Успешное проектирование точных механизмов и приборов возможно лишь при глубоком знании фи зических процессов, положенных в основу принципа работы проек тируемого прибора, а также применяемых способов расчета и кон струирования его отдельных узлов и деталей. Конструкция при бора, его назначение и эксплуатация должны удовлетворять в каждом случае строго обоснованным и всесторонне разработан ным техническим требованиям. Технические требования должны освещать следующие вопросы.
1.Назначение прибора. Здесь должны быть четко сформулиро ваны задачи, для решения которых прибор предназначается.
2.Условия эксплуатации прибора. По условиям эксплуатации все приборы можно разделить на две группы:
А. Приборы, работающие на открытом воздухе, в морской воде, при различных атмосферных, а также механических воздействиях (вибрация). К этой группе относятся приборы, предназначенные для контроля и регулирования химико-технологических процессов целлюлозно-бумажного производства, работающие в агрессивных средах. Агрессивные среды целлюлозно-бумажного производства можно разделить на два вида: агрессивные жидкости, пары и газы со стабильными свойствами (растворы щелочей в воде, варочная
кислота, хлорная вода, сернистый газ и т. д.) и агрессивные среды с примесями волокнистых веществ, твердых частиц, среды с повы шенной вязкостью (древесное, целлюлозное или бумажное волокно в смеси с водой, сгущенные щелоки после выпарки, отработанные щелоки из варочных котлов и т..д.).
Б. Приборы, эксплуатируемые в закрытых помещениях при по стоянной температуре, не подвергающиеся механическим воздейст виям и влиянию агрессивных сред. К этой группе относятся лабо раторные, цеховые, учебные и прочие приборы.
3. Необходимая точность прибора в целом и отдельных его
частей. При задании точности |
прибора оговаривают основную |
и дополнительные погрешности |
(их предельные допускаемые зна |
чения)-. Основной называется погрешность показания прибора при нормальных условиях его работы, которые указываются в его технических условиях (ТУ). Например, нормальными условиями
39
работы трубчато-пружинных показывающих манометров, мановакуумметров и вакуумметров по ГОСТ 8625—65 считаются: рабочее положение с вертикальной осью радиально расположенного шту цера, плавное изменение измеряемого давления или разрежения и температура окружающего воздуха 20±5°С. К дополнительным погрешностям относятся температурная, позиционная, от влияния внешних магнитных полей и др.
Для большинства технических приборов для измерения давле ния, уровня, температуры, расхода и ряда других величин основная допустимая лгогрешность указывается в форме основной допусти мой приведенной погрешности, выраженной в процентах от диа пазона показаний прибора. Обычно основная допустимая приведен ная погрешность технических приборов лежит в пределах +0,6— ±4% , образцовых и лабораторных ±0,6% и ниже. По величине основной погрешности приборы подразделяются по классам точ
ности. Класс точности обычно проставляется |
на шкале прибора. |
4. Требования к механическим качествам |
прибора (прочность, |
надежность, долговечность, простота конструкции, герметичность, водо- и пыленепроницаемость, стойкость против коррозии, вибро устойчивость и т. д.).
5. Габаритные размеры и вес прибора. С целью упрощения конструкции, а также процесса изготовления и сборки, уменьшения веса прибора иногда целесообразно допустить некоторые принци пиальные отступления (ошибки) в схеме прибора, так как умень шение производственных ошибок механизмов, простота и надеж ность конструкции, а также снижение стоимости прибора, могут компенсировать указанные допущения.
§ 2. ТОЧНОСТЬ'ИЗГОТОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ. ДОПУСКИ И ПОСАДКИ
Абсолютно точное выполнение номинального размера детали невозможно, а выполнение его с максимально достижимой точ ностью не всегда является целесообразным. Номинальные размеры, указанные на чертеже, при изготовлении не выдерживаются из-за трудности точного изготовления, погрешностей измерительных приборов и инструментов. Поэтому для каждого размера детали (особенно для сопрягаемых размеров) необходимо устанавливать, в каких пределах может колебаться действительный размер, чтобы деталь и узел, в который она входит, полностью соответствовали своему назначению, а стоимость изготовления была при этом ми нимальной.
Номинальным размером детали называют основной расчетный
размер. |
Предельными |
(наибольшими и наименьшими)— такие, |
между |
которыми может |
колебаться действительный размер. Д о |
пуск— это разность между наибольшим и наименьшим предель ными размерами. Зазором называется положительная разность между размерами отверстия и вала, создающая свободу их отно
40
«отельного движения. Натяг — отрицательная разность между этими размерами, создающая после сборки неподвижное соединение.
Характер соединения двух сопрягаемых деталей определяет посадка. Посадки бывают подвижные ( с зазором) и неподвижные (с натягом). Допуски, зазоры и натяги удобно выражать не через предельные размеры, а через предельные отклонения. Предельным отклонением (верхним или нижним) называется разность между предельными (наибольшим или наименьшим) и номинальным размерами. Предельные отклонения бывают положительными, от рицательными и нулевыми. Предельное отклонение будет положи тельным в том случае, когда предельный размер больше номиналь ного. В противном случае предельное отклонение будет отрицатель нымЕсли предельный и номинальный размеры равны, предельное отклонение равно нулю. Предельные отклонения связаны с пре дельными размерами, поэтому с их помощью можно определять допуски на обработку деталей, зазоры и натяги: допуск отверстия
идопуск вала равны разности между соответствующими верхними
инижними их предельными отклонениями. Зазоры и натяги также могут быть выражены через предельные отклонения:
^ т а х === ^А, в |
^В, н> ■ |
|
'S'min == ^А , п |
^В , в> |
|
N тах |
Дв, в |
^A, id |
-Xmin == |
н |
^A, В) |
где 5тах—.наибольший зазор; Да,в -—верхнее предельное отклоне ние отверстия; Д в, н — нижнее предельное отклонение вала; Smin— наименьший зазор; (Vmax — наибольший натяг; JVmin— наименьший натяг.
Введение понятия* предельных отклонений дало возможность значительно упростить таблицы ГОСТа, обозначение допусков и посадок на чертежах и графическое изображение соединений, представляя эти отклонения в виде схем расположения полей до пусков относительно нулевой линии, соответствующей номинально му размеру соединения. Вверх от нулевой линии откладываются положительные отклонения, вниз — отрицательные.
Различают две системы допусков и посадок: систему отверстия и систему вала. Система отверстия характеризуется тем, что в ней для всех посадок одного класса точности при одинаковых номиналь ных размерах предельные размеры отверстия остаются постоянны ми, а посадки создаются изменением предельных размеров вала. В этом случае размер отверстия называется основным размером сопряжения, а размер вала — неосновным (посадочным) размером сопряжения. Нижнее предельное отклонение отверстия в системе отверстия равно нулю. Система вала характеризуется тем, что в ней предельные размеры вала в пределах одного класса точности остаются постоянными,, а посадки осуществляются за счет измене ния предельных размеров отверстия. В этом случае размер вала
41
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица |
1 |
|
Посадки, принятые в приборостроении. Система отверстия |
|
|||||||||||
Посадки |
Класс |
Отвер |
Вал |
|
|
Применение |
|
|
|
|
||
точно |
стие |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
сти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теподвижные посадки |
|
|
|
|
|
|
|||
Глухая |
2 |
А |
г |
В соединениях, требующих безусловной непод- |
||||||||
|
|
|
|
вижности, в узлах, подвергающихся сильным со |
||||||||
|
|
|
|
трясениям. Разборка деталей производится толь |
||||||||
|
|
|
|
ко при крупном |
ремонте |
|
|
|
|
|
||
Тугая |
2 |
А |
т |
В соединениях |
тонкостенных |
деталей, легко |
||||||
|
|
|
|
деформирующихся при запрессовке. Допускается |
||||||||
|
|
|
|
более частая сборка и разборка узлов, |
чем при |
|||||||
|
|
|
|
глухой посадке |
|
|
|
|
|
|
|
|
Напря- |
2 |
А |
н |
При сборке зубчатых колес всех видов, повод- |
||||||||
женная |
|
|
|
ков, соединительных |
муфт |
и |
других |
деталей, |
||||
|
|
|
|
требующих |
точного |
центрирования. Сборка |
п |
|||||
|
|
|
|
разборка производятся без значительных усилий. |
||||||||
|
|
|
|
Детали должны быть обязательно предохранены |
||||||||
|
|
|
|
от сдвигов |
и проворачивания |
|
|
|
|
|||
Прессо- |
3 |
А3 |
Пр13 |
При запрессовке валиков, втулок |
с |
толстыми |
||||||
вая |
|
|
|
стенками, упорных штифтов и т. д. |
В |
дополни |
||||||
|
|
|
|
тельном креплении соединения |
не |
нуждаются |
|
|||||
|
|
|
|
Подвижные посадки |
|
|
|
|
|
|
||
Скользя- |
2 |
А |
С |
В точных |
соединениях |
деталей, |
требующих |
|||||
щая |
|
|
|
легкой сборки с минимальными зазорами |
|
|||||||
Движе- |
2 |
А |
д |
В соединениях с гарантированным минимальным |
||||||||
ния |
|
|
|
зазором при взаимном перемещении соединяемых |
||||||||
|
|
|
|
деталей. Чистота поверхностей соединяемых де |
||||||||
|
|
|
|
талей должна быть не ниже..8-го класса |
|
|
Ходовая |
2 |
А |
Скользя- |
3 |
А3 |
щая |
|
|
Ходовая |
|
|
Скользя- |
За |
Аза |
щая |
|
|
Скользя- |
4 |
а 4 |
щая |
|
а 4 |
Ходовая |
4 |
|
Скользя- |
5 |
а 5 |
щая |
7 |
а 7 |
|
X |
В соединениях деталей, вращающихся |
с |
уме- |
|||
|
ренной скоростью с зазорами, достаточными для |
|||||
|
помещения смазки |
|
|
|
|
|
С3 |
Для тех же целей, |
что |
и |
посадка С, |
но при |
|
|
меньших требованиях к точности сборки |
|
|
|||
Х3 |
В узлах, требующих |
легкого вращения |
дета- |
|||
|
лей, невысокой точности |
|
|
|
|
|
Сза |
В соединениях с большими допусками, |
дающи- |
||||
|
ми возможность обработки |
на |
автоматах |
|
и ре |
вольверных станках
С4 В соединениях неответственного назначения Х4 В соединениях, требующих ■больших зазоров С6 В неответственных соединениях
В7 В неответственных соединениях
.
.
42