Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
собов реализации адаптивных свойств человеко-машин ных комплексов. Вообще «диалог» человека и машины можно рассматривать как средство защиты системы от нежелательных субъективных факторов и плохо обосно ванных решений. И с еще большими основаниями сле дует оценивать «диалог» как средство контроля машин ной программы со стороны более гибкого и сильного интеллекта.
Реализация режима «диалога» представляется пер спективной, пожалуй, на всех этапах решения вычисли тельной задачи: постановки, формализации, составления
.алгоритма, программирования, собственно решения (по лучения результата), так как машина дает всю запра шиваемую информацию и обеспечивает ответы на во просы оператора-пользователя. В этом качестве ЭВМ выступает как докладчик, интерпретатор, консультант. Именно поэтому и появляются основания говорить о про цессе приближения интеллекта ЭВМ к интеллекту чело века.
При решении задач оперативного, непосредственного управления структура взаимодействия может быть бо лее сложной, многоярусной и гибкой. В простых случа ях (первый ярус) машина выступает в роли информато ра, представляя (на средствах отображения или печати) всю или часть необходимой для принятия решения ин формации, или в роли исполнителя, осуществляя тран сформацию и передачу решений, принятых оператором. На втором ярусе организации взаимодействия при ре ализации режима «диалога» может осуществляться сов местное обсуждение вариантов решений (управляющих воздействий), прогноз их исходов на основе заложенных
вмашину критериев. Здесь ЭВМ выступает как совет чик. При высоких уровнях автоматизации (третий ярус) человек лишь предписывает машине определенную ли нию поведения, которую машина корректирует в соот ветствии с реальной обстановкой на основе одобренного
впрошлом опыта и при отсутствии жестких критериев. Человек имеет возможность отдавать прямые распоря жения или менять параметры машинной программы. ЭВМ при этом выполняет роль «творческого» исполни
теля. Схемы взаимодействия, разумеется, могут быть и другими. Нами они упрощены и приведены лишь в ка честве иллюстрации возможного механизма взаимодей
89
ствия, обсуждение которого может выходить за рамки чисто инженерного интереса.
Какова бы ни была действительная организация вза имодействия и как бы слаженно ни работал механизм «диалога», не следует забывать о том, что постановка задачи, выбор критерия или системы критериев, способ ность человеческого интеллекта при необходимости сво евременно их изменять определяют ведущую роль чело века, его способность, как метко определено Е. С. Вентцель, находиться «впереди математического аппарата» '. С учетом изложенного следует оценивать методологиче скую функцию концепции «симбиоза», которая в целом ограничена: видимо, надо исключить фазы постановки задач и выбора критериев (особенно для многокритери альных задач и задач, основывающихся на неопределен ных ситуациях). Правильнее было бы говорить о «сим биозе» с точки зрения результата, но не процесса. Чело век решает проблемы, превращая модели в гипотезы. Вычислительная машина превращает гипотезы в моде ли. С позиции исследователя процесса этот факт не слишком существен. Иначе приходится смотреть на него с позиции оценки результата. Решение задач управле ния, естественно, опирается на процесс формирования пространственно-временных и информационных («син тетических») параметров проблемной ситуации. ЭВМ обеспечивает накопление и хранение данных, их поиск, формирование образов, их отображение. Роль человека заключается в распознавании образов, изменении про странственно-временных отношений, их интерпретаций в связи с решаемой задачей. Именно последнее обус ловливает «стратегический» характер человеческого мыш ления.
Посмотрим на процесс взаимодействия глазами ин женерного психолога, обеспечивающего средства такого взаимодействия, общения, «диалога».
Основным каналом для передачи информации от ма шины к человеку является комплекс индикаторных ус тройств. Известно, что 80% информации поступает к нам через зрительное восприятие. Это обусловливает важнейшую роль индикаторных устройств среди средств1
1 С'м. Исследование операций. Методологические аспекты. М., «Наука», 1972, с. 108.
9 0
Взаимодействия. Собственно взаимодействие означает связь между человеческим мозгом и основной частью машины, в которой производится обработка информации (центральный процессор, основное запоминающее уст ройство, операционная система). Поэтому нетрудно представить себе замкнутую цепочку: глаз — мозг — ру
к а — пульт — ЭВМ — индикаторное |
устройство. Такое |
представление дает возможность |
определить функцио |
нальное значение основных средств взаимодействия: ин дикатора и пульта. Конечно, это упрощение, так как информация может вводиться в машину голосом, воспри ниматься на слух, через тактильный анализатор или дру гим способом. Принципиально это мало что меняет. Суть состоит в том, что передачу данных в любом направлении (от машины к человеку или от человека к машине) нель зя считать законченной, пока не будут проанализирова ны сигналы, несущие информацию, и пока мозг человека или основная часть вычислительной машины не примет решения относительно их значения. Это означает, что ин дикаторное устройство и пульты ввода информации представляют собой специальные средства, делающие возможным, ускоряющие или усиливающие взаимодей ствие человека и машины. Проектированием и оценкой указанных средств и занимается инженерная психология.
Поскольку данные устройства служат главным ка налом для передачи информации от машины к человеку и от человека к машине, постольку их технические па раметры и эргономические показатели могут стать «узким местом» во все расширяющихся программах вза имодействия «человек — ЭВМ». Именно поэтому все бо лее возрастает удельный вес эргономических рекоменда ций, оптимальных и допустимых значений параметров информации, отображаемой на экране индикаторного устройства, и параметров органов управления на пуль тах ввода информации.
В заключение подчеркнем следующее. Результаты анализа распределения функций с учетом новейших дос тижений электронно-вычислительной техники убедитель но подтверждают, что человек остается важнейшим зве ном как в существующих, так и в проектируемых систе мах управления. Успешное воспроизведение некоторых функций мышления с помощью машин не может слу жить основанием для безусловного вытеснения челове
91
ка из процесса управления или обработки информации. Разумеется, развитию технического прогресса, в том числе и машинному моделированию функций человека, нет предела. Однако успехи в области моделирова ния психологических процессов всегда будут идти вслед за развитием способностей самого человека. «Ошибка, которая заводит в тупик, споры на эту тему,— пишет А. Н. Леонтьев,— состоит в том, что в то время как ус пехи в развитии математических и логических машин экстраполируются с завидной смелостью, возможности человеческого мышления рассматриваются как остано вившиеся в своем развитии, остающиеся такими, какими они являются сегодня»
Нет сомнения, что, достигая все более высокого уров ня взаимодействия с ЭВМ, решая новые, более глубокие и творческие задачи, человеческое мышление вступит в новую фазу своего развития.1
1 Л е о н т ь е в А. Н. |
Автоматизация и человек. — В |
сб.: Психо |
логические исследования. |
Вып. 2. М., Изд-во МГУ, 1970, |
с. 9. |
Глава IV
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА АСУ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Главным функциональным элементом рабочего места оператора автоматизированных систем управления яв ляются панели, на которых размещаются средства ото бражения (индикации) информации и органы управ ления.
В зависимости от основных функций, выполняемых операторами с помощью панелей индикации и управле ния, рабочие места можно классифицировать следующим образом:
1) рабочее место оперативного управления (пред назначено для решения задач управления, выдачи ко манд, распоряжений и т. ш);
2)информационно-справочное рабочее место (слу жит для запроса и получения справок о состоянии систе мы в целом или ее отдельных звеньев, а также для фор мирования, передачи и приема символической или гра фической информации);
3)рабочее место ручного ввода информации (пред назначено для оперативного ввода символической или графической информации);
4)рабочее место функционально-технологического
контроля (обеспечивает оперативный функциональный контроль за исправностью технических средств и кана
лов связи АСУ); 5) рабочее место программиста ЭВМ (служит для
связи оператора с вычислительными машинами, а также для отладки машинных программ);
93
|
6) |
комбинированное рабочее |
место |
(представляет |
||||||||
собой |
рабочее место смешанного |
типа |
с |
совмещением |
||||||||
функций, перечисленных выше). |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
чие |
В зависимости от конструктивного выполнения рабо |
|||||||||||
места |
могут иметь |
следующие |
формы в |
плане: |
||||||||
а) прямые, б) Г-образные, в) П-образные, г) трапецие |
||||||||||||
видные, д) многогранные. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
Как правило, базовая конструкция всех типов рабо |
|||||||||||
чих мест должна быть единой, позволяющей наращивать |
||||||||||||
дополнительные устройства и формировать новые рабо |
||||||||||||
чие |
места |
операторов применительно |
к |
выполняемым |
||||||||
функциям. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
1 |
||
|
Технические средства, входящие в состав рабочего места |
|
||||||||||
Группы технических средств |
|
Технические средства |
|
|
||||||||
Средства |
отображения информа - |
Блоки отображения |
информации на |
|||||||||
ции |
|
|
электронно-лучевой трубке (ЭЛТ), |
|||||||||
|
|
|
|
различного типа табло, |
мнемосхе |
|||||||
|
|
|
|
мы, электролюминесцентные ин |
||||||||
|
|
|
|
дикаторы |
(ЭЛИ), |
графопострои - |
||||||
Пульты (органы) управления |
тели и т. п. |
|
|
|
|
|
|
|||||
Пульты с элементами (органами) |
||||||||||||
|
|
|
|
управления, сигнализации и конт |
||||||||
|
|
|
|
роля, |
клавиатуры, |
кнопочные пе |
||||||
|
|
|
|
реключатели, |
тумблеры, различ |
|||||||
|
|
|
|
ные |
датчики, |
|
световое |
перо |
||||
Средства связи |
и передачи дан |
и т. II. |
|
|
|
|
|
|
|
|||
Телефонные, телеграфные, радио |
||||||||||||
ных |
|
|
телеграфные, |
видеотелефонные |
и |
|||||||
Информационно-логические уст |
другие аппараты |
|
|
|
|
|||||||
Логические элементы и функцио |
||||||||||||
ройства |
|
нальные |
узлы, |
запоминающие |
||||||||
Устройства питания |
устройства и т. д. |
|
|
|
|
|||||||
Блоки |
питания, |
стабилизаторы |
и |
|||||||||
Конструктивные элементы |
т. п. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Шкафы, столы (столешницы), под |
||||||||||||
Средства |
сигнализации |
ставки, планшеты и т. |
п. |
и сиг |
||||||||
Специальные индикационные |
||||||||||||
|
|
|
|
нализационные |
устройства, |
зум |
||||||
Вспомогательные устройства |
меры, |
звонки и |
т. |
д. |
|
|
|
|||||
Световые указки, |
настольные лампы |
|||||||||||
|
|
|
|
и стекла, специальные приспр- |
||||||||
|
|
|
|
собления и т. |
п,. |
|
|
|
|
9 4
Технические средства, определяющие состав рабочего
места, подразделяются |
на |
несколько групп. |
Основные |
||
из них — средства отображения и средства |
управле |
||||
ния. Детальная классификация этих средств |
дана в |
||||
табл. 1. |
|
|
|
|
|
2. |
ОБЩИЕ ЭРГОНОМИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ |
|
|||
При |
конструировании |
рабочих мест должны |
быть |
||
соблюдены следующие основные условия: |
оператора, |
||||
достаточное рабочее |
пространство для |
позволяющее осуществлять все необходимые движения и перемещения при эксплуатации и техническом обслу живании оборудования;
достаточные физические, зрительные и слуховые свя зи между оператором и оборудованием, а также между операторами;
оптимальное размещение рабочих мест в помещениях . для оперативной работы, а также безопасные и доста точные проходы для операторов;
оптимальное размещение оборудования, входящего в состав рабочего места, главным образом средств ото бражения информации и органов управления;
необходимое естественное и искусственное освещение для выполнения оперативных задач, технического обслу живания или тренировок;
допустимый уровень акустического шума и вибрации, создаваемых оборудованием рабочего места или други ми источниками шума и вибрации.
В особых случаях должны быть предусмотрены необ ходимые средства защиты персонала от радиационной, термической, токсической, электромагнитной и других опасностей.
При конструировании и размещении рабочих мест следует предусматривать меры, предупреждающие или снижающие преждевременное утомление оператора, предотвращающие возникновение у него психофизиоло гического стресса !, а также появление ошибочных дей ствий.1
1 Психофизиологический стресс — протекающая на фоне резких вегетативных сдвигов дезорганизация сложной профессиональной деятельности под влиянием неблагоприятных факторов.
95