Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
физиологическом уровне). По подзадачам или блокам операций, а иногда и по базисным операциям оценки на дежностных, временных и точностных характеристик их выполнения могут быть получены экспериментально и использованы для создания математических моделей. Значительно труднее получить данные по операциям пси хологического уровня. В этом мы видим одну из важных задач инженерной психологии.
После того как будут определены последовательность выполняемых операторами функций (по подзадачам, блокам операций, основным операциям и т. п.) и выяв лены хотя бы в общих чертах надежностные, времен ные и точностные требования к операторской деятель ности в целом, можно давать обоснованные ответы на следующие главные вопросы разработчиков систем «че ловек — машина»:
сколько операторов и какой квалификации нужно для решения задач системы и какие именно функции они должны выполнять;
какие алгоритмы и программы для ЭВМ должны быть разработаны;
какое оборудование должно быть спроектировано или взято из готовых систем.
Далее определяются:
1)окончательный (для данной стадии проектирова ния) состав операторов, их функциональные обязаннос ти и организация работы;
2)состав коллективных и индивидуальных средств
отображения информации, рабочих мест и пультов уп равления;
3) компоновка информационных полей и органов уп равления на рабочих местах и размещение рабочих мест в оперативных помещениях.
Вторая и третья задачи целиком относятся к компе тенции эргономистов и инженерных психологов.
При решении всех этих задач следует учитывать не которые соображения, относящиеся к процессам взаимо действия человека и вычислительной машины. Пожалуй, наиболее удачно они изложены в книге В. М. Глушкова
и других К Эти авторы считают, что |
исследование воз-1 |
||
1 См. |
Г л у ш к о в В. М., Б р а но в и д к и и В. И., Д о в г я л- |
||
л о А. М., |
Р а б и н о в и ч |
3. Л., С т о г н и й |
А. А. Человек и вычис |
лительная |
техника. Киев, |
«Наукова думка», |
1971. |
4; |
83 |
можностей автоматизации процессов решения задач идет по двум направлениям. Первое из них связано с процес сом распространения автоматизации переработки ин формации на все новые области человеческой деятель ности, второе — с глубиной этой автоматизации (оно от ражает реальные возможности автоматизации, опреде ляемые ее экономической целесообразностью, а также достигнутым уровнем формализации различных процес сов). Объединив эти два направления, казалось бы, можно прийти к выводу, что участие человека в систе ме «человек— ЭВМ» носит временный характер. На первый взгляд этот вывод может показаться оптимисти ческим для сторонников полной автоматизации. Однако в действительности количество задач, которые может ре шить система «человек — ЭВМ», намного превосходит количество задач, решение которых можно полностью автоматизировать. Новые задачи могут быть формали зованы только при творческом участии человека.
Более того, успешное решение большинства задач — будь то задачи управления, задачи исследования или конструирования — невозможно осуществить без участия человека. Лишь творческая мысль, интуиция человека, усиленная таким мощным средством обработки инфор мации, как вычислительная машина, могут дать желае мый результат. При этом следует подчеркнуть, что речь должна идти о действительно совместной работе чело века и машины.
Такое взаимодействие предполагает, что машине от водится роль не просто сверхмощного и быстродейству ющего арифмометра, а и «квалифицированного помощни ка», «собеседника», «учителя».
К числу основных условий, от которых существенно зависит эффективность указанного взаимодействия, в частности качество, время и стоимость решения задач !, авторы указанной книги относят:
1)взаимопонимание человека и ЭВМ;
2)психологическую готовность человека к осущест влению взаимодействия с вычислительной машиной;
3)доступность вычислительной машины для челове-1
1 Стоимость и время решения задачи определяются не только стоимостью и количеством машинного времени, но и временем, за траченным человеком, а также затратами его труда.
84
ка (иными словами, человек долж ен всегда иметь böS- мож ность использовать м аш и н у );
4) быстроту реакции машины на сообщение, введен ное в нее человеком;
5) удобство общения человека с ЭВМ.
Достижение взаимопонимания между человеком и вычислительной машиной — наиболее важная проблема
восуществлении их взаимодействия.
Сучетом этих условий применительно к системе «чело век— вычислительная машина» вполне определенные требования предъявляются и к человеку, и к машине.
Человек в этой системе должен:
уметь достаточно четко сформулировать задачу; иметь по крайней мере общие сведения о вычислитель
ных машинах, их возможностях;
знать хотя бы один из языков программирования, по нятных вычислительной машине;
уметь составить на этом языке грамматически пра вильное описание способа решения задачи;
уметь сопоставить полученный результат с предпола гаемым и при необходимости устранить несоответствие путем изменения способа решения задачи.
Что касается вычислительной машины, то она должна:
иметь большой запас знаний и разных сведений (кон стант, программ решенных задач и т. п.), пригодных для непосредственного быстрого и удобного использования в исходной программе;
понимать входные языки программирования высоких уровней;
быстро и адекватно отвечать на сообщение пользова теля;
иметь способность к самоорганизации вычислительно го процесса, а также к обучению в процессе эксплуатации.
Совокупность перечисленных требований получила название машинного «интеллекта» по аналогии с таки ми признаками интеллекта человека, как эрудиция, по нятливость, сообразительность, продуктивность и орга низованность.
Отметим, что, чем выше уровень «интеллекта» маши ны, тем меньше затруднений испытывает человек, решая на ней конкретную задачу. Это в свою очередь позволя ет ему формулировать и решать все более сложные за
85
дачи, что вызывает потребность в дальнейшем развитии машинного «интеллекта» и т. д.
Процесс достижения взаимопонимания можно рас сматривать так же, как процесс изучения человеком воз можностей машины при решении с ее помощью той или иной задачи. В результате этого изучения человек дол жен так формулировать свои сообщения, чтобы машина могла выполнять именно те действия, которых он от нее ожидает. Если реакция машины адекватна, следует счи тать, что она успешно выполнила предписания, содер жащиеся в сообщении человека, и что в рассматривае мом цикле взаимодействия было достигнуто взаимопо нимание. Отсюда вытекает необходимость наличия в составе ЭВМ специальной подсистемы для обучения чело века, работающего на машине. Такая подсистема долж на быть рассчитана не только на того, кто впервые обращается к ЭВМ для решения задачи, но и на специа листа, имеющего достаточно высокий уровень подготов ки. В этих случаях на подсистему возглагаются функции ускорения достижения взаимопонимания между челове ком и ЭВМ путем формирования у него знаний о воз можностях машины, о составе и функциях библиотеки стандартных программ, о решенных задачах и особен ностях входного языка программирования, которые че ловек забыл либо упустил из виду и т. п.
Обучение как основа взаимопонимания между чело веком и машиной имеет и другую сторону — оно заклю чается в приспособлении машины к человеку, в распоз навании машиной смысла сообщений человека, в самоор ганизации вычислительного процесса. Достижение взаимопонимания между человеком и машиной — ди намический процесс взаимной тренировки, в ходе кото рого человек сначала должен приспособиться к уровню понимания машины и затем постепенно довести ее до сво его уровня частично за счет уточнения и объяснения со общений, а частично за счет использования ее способ ностей к обучению, распознаванию и обобщению.
Реализация требования удобства общения 1 человека с вычислительной машиной подразумевает выполнение
как |
общих, так и специальных требований эргономики |
|
1 |
См. Г л у ш к о в В. М. |
и др. Человек и вычислительная тех |
ника. |
Киев, «Наукова думка», |
1971. |
86
и инженерной психологии к удобству размещения и кон струкции устройств ввода, вывода, к обозримости вводи мых и получаемых сообщений и т. п.
Приведем еще некоторые соображения, поясняющие специфику решения задачи распределения функций меж ду человеком и машиной Г Концепция «симбиоза» чело века и машины, сформулированная в начале 60-х годов, сыграла значительную роль в развитии современных представлений о процессах взаимодействия и задаче распределения функций. Во всяком случае, она нацелила исследователей на решение задач, которые сейчас явля ются наиболее важными с практической точки зрения. Главные цели технической политики «симбиоза» чело века и машины были сформулированы Ликлайдером следующим образом: 1) обеспечить вычислительным машинам такую же способность к формализованному мышлению, какую они имеют к решению формализован ных задач; 2) обеспечить взаимодействие человека и машины в процессе принятия решений и контролирова ния сложных ситуаций, устранив зависимость от заранее определенных программ, лишающую это взаимодействие достаточной гибкости.
В настоящее время работы по обеспечению взаимо действия человека и машины опережают работы по обес печению «машинного интеллекта», и с этой тенденцией приходится считаться при обсуждении практических задач.
По-видимому, организация взаимодействия человека и ЭВМ — это действительно эффективный способ комму никации, который позволяет объединять умственные воз можности людей и усиливать интеллектуальный потен циал общества гораздо успешнее, чем это делали до сих пор. (Эта идея заслуживает специального обсуждения, начало которому положено, например, Ю. М. Шей ниным 21.)
Тип, уровень и структура взаимодействия претерпе вают значительные изменения в зависимости от выбран ного варианта распределения функций. Вместе с тем ор ганизация взаимодействия характеризует степень авто
1 См. С м о л я н Г. Л. Человек и ЭВМ (три аспекта пробле мы).— «Вопросы философии», 1973, № 3.
2 См. Ш е й н и н Ю. М. Интегральный интеллект. М., «Молодая гвардия», 1970.
87
матизации и обусловливает тот или иной вариант распределения функций.
Функции человека в автоматизированных системах разнообразны, но если попытаться кратко обозначить их существо, то условно они сводятся к двум формам ин
теллектуальной |
обработки |
информации — оперативной |
|
и стратегической. |
Первая форма присуща системам непо |
||
средственного |
управления. |
Это системы типа «маши |
|
н а— человек — машина». К |
ним, например, относится |
||
большинство |
автоматизированных систем управления |
технологическими процессами или движущимися объек тами. Вторая форма характерна для систем управления
организациями, коллективами, которые можно |
предста |
вить схемой «человек — машина — человек». К |
послед |
ним относятся также различного типа справочно-инфор мационные системы. Степень автоматизации или вес ма шинного компонента в системах оперативной обработки выше, чем в системах справочно-информационного об служивания. Имеются, конечно, и другие классы систем, в том числе смешанного типа, но и в них специфика человеческих функций может быть привязана к указан ным двум основным формам обработки информации.
В справочно-информационных системах и системах организационного типа человек выполняет как рутинные операции (кодирование, ввод информации и т. п.), так и операции, содержащие интеллектуальные оценки. При переходе к более высоким формам организации взаимо действия, например к режиму «диалога», преобладают функции наблюдения и контроля, обучения потребителей, совершенствования языков обучения; центральным эле ментом интеллектуальной обработки оказывается орга низация целенаправленного распределения информации (например, в системе научно-технической информации). В моделирующих системах, которые распространяются на оба указанных выше типа, человек осуществляет вы бор оснований для моделирования, оценку допущений, результатов, дополнение структуры модели и другую аналитическую работу.
Нельзя исключить ситуации, для которых наиболее эффективным является полный «диалог», т. е. когда ре шение задач осуществляется поочередно человеком и машиной. Этот своеобразный вариант распределения функций по ходу решения задач является одним из спо
8 8