Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 94
Скачиваний: 0
как правило, почти полный набор ситуаций и решений. Это операторы технологических процессов, автоматиче ских линий, операторы по приему и передаче информации и т. п. Изображенные на рис. 12 объемы соответствую щих блоков с известным приближением характеризуют особенности деятельности оператора этого типа.
'Второй тип — деятельность оператора-наблюдателя, контролера. Это классический тип оператора (оператор слежения радиолокационной станции, диспетчер транспортной системы и т. п.), с изучения которого и началась инженерная психология. Для него характерен больший «вес» информационных и концептуальных моделей и прие мов решения, и у него соответственно несколько редуци рованы навыки управления (по сравнению с первым типом). Он может работать в режиме отсроченного об служивания. Именно такой тип деятельности является массовым для систем, работающих в реальном масшта бе времени.
Третий тип — деятельность оператора-исследователя. Такой оператор в значительно большей степени использу ет аппарат понятийного мышления и опыт, заложенные в концептуальных моделях. Органы управления играют для него еще меньшую роль, а «вес» информационных мо делей, напротив, существенно увеличивается. К таким операторам относятся исследователи любого профиля — пользователи вычислительных систем, дешифровщики различных объектов (образов) и т. д.
Четвертый тип — деятельность оператора-руководите ля. В принципе он мало отличается от предыдущего типа, но для него механизмы интеллектуальной деятельности играют главенствующую роль. К таким операторам отно сятся организаторы, руководители различных уровней, лица, принимающие ответственные решения и обладаю щие интуицией, знаниями и опытом.
Вполне возможно, что такая типология операторской деятельности еще несовершенна (в частности, целесооб разно, на наш взгляд, выделить еще один тип оператор ской деятельности — деятельность оператора-манипуля тора, выполняющего функции управления роботами, манипуляторами, машинами-усилителями мышечной энер гии человека). Однако она проясняет пути реального со гласования внешних и внутренних средств деятельности и тем самым делает их понимание более отчетливым.
76
Г л а в а HI
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ МЕЖДУ ЧЕЛОВЕКОМ И МАШИНОЙ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ЧЕЛОВЕК — МАШИНА»
В настоящее время, несмотря на широкое признание важности проблемы распределения функций между опе ратором и средствами автоматизации, еще не найдены эффективные методы ее решения. Очевидно, есть немало причин, в силу которых рациональное распределение функций еще не стало реальным источником повышения эффективности систем «человек— машина».
Во-первых, до сих пор сказывается тенденция «переавтоматизации», столь характерная для начала 60-х го дов, тенденция выталкивания человека из контура управ ления, основывающаяся на определенной переоценке воз можностей автоматических устройств и, как следствие этого, на недооценке способностей к самоорганизации и адаптивному поведению комплекса «человек — ЭВМ».
Во-вторых, продолжается процесс возникновения но вых ситуаций и задач, для решения которых человек не слишком хорошо приспособлен или, во всяком случае, его реальные возможности не выяснены. Вообще о процессах решения человеком оперативных задач, особенно о про цессах переработки нечисленной информации и организа ции активного адаптивного поведения, известно не очень многое.
В-третьих, не всегда правильно выбирается этапность в развитии и наращивании функций автоматизированной системы, определяющая последовательность перехода к более высокому уровню автоматизации.
Что же следует понимать под распределением функ ций? Прежде всего определение операций (и действий),
77
которые должны выполняться человеком или машиной для обеспечения требуемой эффективности системы. Возможны в основном два варианта распределения функ ций: 1) человек выполняет операции контроля за машин ным процессом решения задачи и утверждения решения; 2) процесс решения не может происходить без включения операций, выполняемых человеком и машиной. Первый вариант — это своего рода параллельная организация взаимодействия «человек — машина», второй — последо вательная, пошаговая организация взаимодействия. Мы не рассматриваем здесь крайние случаи, когда весь про
цесс решения задач управления осуществляется только человеком или только машиной.
Конечно, выбор того или иного варианта распределе ния функций (и его разновидностей) должен быть обос нован, хотя это и трудная задача. При выборе должны учитываться и общеметодологические соображения, каса ющиеся социальной функции человека как субъекта тру да, и практические рекомендации науки об управлении, особенно относящиеся к организации управления в выс ших звеньях систем управления. Важное место в таком обосновании должно принадлежать инженерно-психоло гическим оценкам и использованию результатов изучения психических функций человека. Очевидно также, что на современном этапе обоснование рационального или даже оптимального распределения функций должно опираться на количественные оценки качества решения задач чело веком (и машиной) и оценки влияния этого качества на общую эффективность системы. Критерии таких оценок пока не разработаны, однако это ни в коем случае не мо жет служить оправданием еще встречающегося пренебре жения к количественным оценкам и моделированию операций (и действий) человека. Наконец, не следует избе гать при обосновании того или иного варианта распреде ления функций прагматического правила: «то, что дела ется хорошо, должно и далее делаться так же».
Надо признать, что приведенные выше соображения признаются многими разработчиками автоматизирован ных систем, но в основной массе выполненных к настоя щему времени работ эти соображения не нашли долж ного отражения, особенно в части количественных оценок.
По нашему мнению, известная ответственность за та кое положение ложится на авторов популярных книг и
78
статей, в основном изданных в США. Исходя из пропаган дистских целей американские авторы перенесли центр тя жести работы по обоснованию распределения функций на метод сравнения преимуществ человека и машины.
Впервые задача распределения функций между чело веком и машиной на основе сравнения их преимуществ и недостатков была поставлена в 1951 г. П. Фитсом. Широ ко известный «перечень Фитса», многократно повторен ный различными авторами, устанавливает сравнительные преимущества и недостатки человека и машины при вы полнении некоторых основных функций. Н. Джордан, на пример, свел его содержание к следующему: «Люди гиб ки, но на них нельзя положиться, когда требуется после довательное выполнение операций, тогда как на машины можно положиться при последовательной работе, но они совсем не гибки. Можно сказать просто и, по-видимому, банально: люди хорошо делают то, что плохо делают ма шины, а машины хорошо делают то, что люди делают плохо. Люди и машины не сравнимы. Они взаимодопол няемы»1. Н. Джордан приходит к заключению, что эти два компонента следует рассматривать как дополняющие' друг друга, а не как конкурирующие.
Скептическое отношение специалистов к различным перечням преимуществ и ограничений человека и машины вызывается рядом обстоятельств, одно из них заключает ся в следующем: любые перечни ограничений, касающих ся машин, рискуют устареть еще до того, как они будут опубликованы.
На еще более негативной позиции стоят, например, В. Дубровский и Л. Щедровицкий 21. Анализируя пробле му распределения функций, они пришли к заключению, что машина не может рассматриваться как компонент си стемы деятельности и поэтому ставить вопрос о выборе между человеком и машиной для выполнения тех или иных функций не имеет смысла. Эти авторы отрицают са му задачу вместе с неудовлетворительным ее обосновани
1 Д ж о р д а н Н. Распределение функций между человеком и машинами в автоматизированных системах.— В сб. переводов: Проб
лема распределения |
функций |
в |
системах |
«человек — машина». М., |
Изд-во МГУ, 1970, с. |
199. |
Я., |
Щ е д р о в и ц к и й Л. П. Пробле |
|
2 См. Д у б р о в с к и й В. |
||||
мы системного инженерно-психологического |
проектирования. М., Изд- |
|||
во МГУ, 1971. |
|
|
|
|
79
ем. На практике же смысл распределения функций сво дится к решению одной из главных проблем автоматиза ции — определению ее рациональной степени. Проблема распределения функций вновь и вновь реально возникает при проектировании каждой конкретной системы «чело век — машина», хотя нельзя не признать, что попытки опираться при этом на перечни преимуществ того или иного компонента автоматизированной системы в лучшем случае имеют эвристическое значение.
Общая характеристика этих перечней остается почти неизменной. В них к числу функций, наиболее успешно выполняемых человеком, относятся нестандартные функ ции, связанные с решением задач, отысканием неполадок, программированием, изобретением, выбором цели и инте грированием Машины же, согласно этим перечням, фун кционируют наиболее эффективно там, где требуется уси лить такие способности человека, как способность видеть, слышать, быстро передвигаться, поднимать тяжести, ма нипулировать предметами, запоминать и т. д. Авторы из бежали соблазна поместить в данной работе какой-либо из перечней, однако некоторые соображения по этому по воду все же решили изложить.
Анализ продолжающих публиковаться перечней пре имуществ и ограничений человека и машины свидетель ствует о переходе от беспристрастного, почти абстрактно го изложения свойств, отличительных признаков человека
(или машины) |
к обоснованной защите определен |
ных принципов |
автоматизации, оставляющих приоритет |
человеку. В тематическом номере журнала «Ergonomics» (1972, № 3), посвященном деятельности операторов конт рольно-диспетчерских пунктов (КДП) систем управления воздушным движением, развивается концепция взаимо действия человека и ЭВМ.
Структура «рабочего» процесса оператора КДП пред ставлена на рис. 13. И хотя некоторые авторы признают определенную консервативность человека при оценке вы соковероятных ситуаций или при перемене плана дейст вий, тем не менее ключевые вопросы анализа и оценки выбора действий надлежит решать именно ему. Пробле ма состоит в рациональной организации «хранения» оце-1
1 См., например, в кн.: Инженерная психология в применении к проектированию оборудования. Пер. с англ, под ред. Б. Ф. Ломо ва и В. И. Петрова. М., «Машиностроение», 1971, с. 36—38.
80
нок и действий, использующей как «машинные», так и «человеческие» формы и способы накопления опыта ра боты.
Для диспетчеров КДП (классических операторов АСУ) чрезвычайно актуальной является задача быстрого отбо ра информации, относящейся к конкретной, сиюминутной задаче. В сложнейших условиях их работы этот отбор и всю подготовительную обработку информации может вы полнить только ЭВМ.
5 г
Сз
!
I
I
Рис. 13. Структура деятельности оператора контрольно-диспет черского пункта
4—727 |
81 |
Можно еще раз повторить, что методы качественных оценок, опирающиеся на перечни преимуществ и ограни чений человека и машины, обладают существенными не достатками. Как правильно отмечают многие авторы (П. Шлаен, В. Колочков и др.), эти перечни слишком об щие и не учитывают специфики взаимодействия между человеком и машиной. Они не учитывают ограничений и факторов экономического и социального порядка, а так же мотивации человека. Наконец, они очень нестрого и в малой степени охватывают имеющиеся (совершенно еще недостаточные) временные и точностные параметры опе раций, выполняемых человеком.
При попытках применить количественные методы об основания распределения функций основные трудности возникают не столько из-за неразработанности формаль ных приемов оптимизации, сколько из-за отсутствия дан ных по некоторым важным параметрам системы «чело век— машина» на ранних этапах проектирования, когда именно и следует решать задачу распределения функций.
Совершенно очевидно, что продвижение в решении проблемы распределения функций может быть достигну то только на пути совмещения качественных и количест венных оценок с преобладанием последних. Такое совме щение должно, естественно, основываться на четкой клас сификации решаемых задач и анализе их компонентов, прежде всего конкретных операций, выполнение которых и составляет процесс решения. Как правило, в автомати зированной системе управления все задачи могут быть разделены на пять групп: 1) преобразование информа ции; 2) принятие решения; 3) контроль функционирова
ния; 4) |
документирование и тренаж операторов; 5) изме |
||
нение режимов функционирования системы. |
|
||
Целесообразно выделять 1 следующие |
составляющие |
||
задач |
(если идти |
от общего к частному): |
генеральная |
задача |
(одна из |
пяти перечисленных выше) — частная |
или элементарная задача (подзадача) — решение подза
дачи или блок операций — основные (базисные) |
опера |
|
ции «скрытого» уровня |
(на психологическом или |
психо |
1 См. К о л о ч к о в В. И. |
и др. Рекомендуемый состав |
моделей |
при рациональном распределении функций между человеком-опера- тором и машиной в СЧМ. Материалы III Всероссийского симпозиума
по надежности и эффективности систем «человек — техника» Л
ЛДНТП, 1971.
82