Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание эстетических требований к проектируе­ мому оборудованию может быть проиллюстрировано примерным комплексом вопросов (приложение 2).

Рассмотрим несколько примеров художественного конструирования оборудования рабочего места.

На рис. 33 изображен прототип вертикально-фрезер­ ного станка, модернизация которого была поручена ху- дожникам-конструкторам. Художественно-конструктор­ ская разработка проекта началась с анализа формы станка, цель которого — установить объективные предпо­ сылки формообразования путем выявления функцио­ нальных связей между элементами, образующими рабочие зоны, между узлами станка, группами деталей и отдельными деталями.

Принципы группировки элементов определились в процессе рассмотрения особенностей функционального назначения изделия, принципов его работы и конструк­ тивных особенностей.

В

соответствии с этим были

выделены

следующие

основные группы элементов формы:

(исполни­

1)

рабочая группа функциональной зоны

тельный механизм) — фрезерная головка, стол;

2)

двигательно-передаточный

механизм — электро­

мотор,

трансмиссии;

 

 

3)органы управления операторской зоны — пульты, кнопки, рычаги, маховички, шкалы, освещение;

4)несущая конструкция и защитные кожухи — ста­ нина, кожухи, люки;

5) средства коммуникации — электропровода, шланги;

6) инструктивно-информационная графика — шильды, таблицы, марки и т. д.

Анализ показал, что форма прототипа вертикально­ фрезерного станка несовершенна. После изучения фор­ мы отдельных деталей были сделаны следующие заме­

чания; исходя из конструктивных и кинематических особен­

ностей схемы станка его форма может быть улучшена и облегчена главным образом благодаря отработке эле­ ментов несущей системы;

форма органов управления станков, которые должны соответствовать антропометрическим размерам, требу­ ет дополнительной проработки.

195


Рис. 33. Вертикально-фрезерный станок, конструкция и форма которого созданы без использования методов художественного конструирования (слева), и станок, разработанный с участиемхудоТни-

ков-конструкторов ВНИИТЭ


Анализ позволил также сделать выводы относительно композиционно-пластических качеств формы станка:

форма станка выражает не функции, а лишь конст­ руктивные связи его элементов, поэтому он не выглядит цельным;

не выдержаны правильные пропорции станка. Зритель­ но тяжелая форма консоли, образованная плоскостями, не согласуется с внешними формами станины, которые образованы цилиндрическими поверхностями и плоскос­ тями со сложными, геометрически незакономерными переходами (на это указывает характерный излом све­ тового блика);

отдельные детали формы не приведены к стилевому единству и нуждаются в композиционно-пластической отработке;

цветовая форма станка не сочетается с объемной. Стремление добиться взаимодействия конструктивных

и композиционных факторов в процессе проектирования станка было основным содержанием творческих поисков коллектива проектировщиков начиная с первых стадий работы. Конструкция изделия еще не получает конкретно­ го выражения, но именно на этой стадии художник-кон­ структор оказывает влияние на принципиальные конст­ руктивные решения, определяющие эстетически совер­ шенную форму станка.

Чрезвычайно важное значение имеет стадия компо­ новки, в процессе которой закладываются основные черты будущей модели. Компоновка — один из самых ответст­ венных моментов разработки художественно-конструктор­ ских предложений эскизов. Узлы рабочего механизма и элементы формы компонуются в различных вариан­ тах, идут поиски наиболее рациональных и композицион­ но целостных соподчинений основных объемов. Инженер определяет основные узлы, входящие в изделие, их габа­ риты и взаимное расположение. Художник-конструктор находит возможные варианты компоновки и соответству­ ющие композиционные решения. После этого инженер прорабатывает выбранные варианты, производя необхо­ димый расчет конструкции. На этой стадии выполняются уже более точные ортогональные изображения изделия (габаритные чертежи общих видов) и построения пер­ спектив, в отдельных случаях возможны изображения в изометрии или аксонометрии.

197

Основой для разработки компоновочной и композици­ онной схемы послужили взаиморасположение и кинема­ тика главных элементов конструкции прототипа станка, их оси и Г-образная балка несущей системы, схематиче­ ски представляющая конструктивную сущность станины

(рис. 34).

В процессе поисков был найден некоторый композици­ онно-конструктивный центр, совпадающий с рабочей зо-

Рис. 34. Тектоническая структура

Рис. 35. Поиски новых

и основные функциональные и ком­

композиционно-конструк­

позиционно-конструктивные

оси

тивных осей и ритми­

станка (анализ прототипа)

 

ческих

движений

масс,

 

 

выявляющих центр

ком­

 

 

позиции,

совпадающий с

 

 

рабочей зоной

 

ной, где выполняется основная функция — обработка де­ тали (рис. 35). В новом решении нашли выражение функ­ ционально-конструктивное назначение станка и связь его

счеловеком.

Вконфигурации форм станины, консоли и фрезерной головки должна быть реализована композиционная идея. Поэтому на следующем этапе была проведена перекомпо­ новка электроаппаратуры, позволившая создать конст­ рукцию с учетом композиционной задачи, и расчетами подтверждена возможность наклона задней стенки ста­ нины. Новая компоновка электроаппаратуры и срез пе­ редней нижней части консоли дали возможность пере­

198


дать в очертаниях станины, консоли и фрезерной головки схему направления конструктивной системы к функцио­ нально-композиционному центру. Это объединило компо­ зиционно главные элементы и тем самым зрительно орга­ низовало функциональную зону станка. Подчеркивать указанное направление должны были и другие средства композиции. Так, заложенное в конструкции станка рит­ мическое его нарастание от станины через консоль к центру выделили конфигурационным родством элементов формы, предопределенным композиционно-конструктив­ ной схемой. Для организации более цельного зрительно­ го восприятия формы методом геометрического подобия было достигнуто гармоничное соотношение основных элементов формы, уточнены их пропорции. Подобие кон­ туров станины и консоли подчеркивается учащающим­ ся в направлении к рабочей зоне ритмом элементов ком­ позиции. При конструировании станины сохранена ее Г-образная форма.

Выявление главных конструктивных элементов формы продолжалось и в процессе художественно-конструктив­ ной отработки элементов и их сочленений. В первую оче­ редь был проработан стык фрезерной головки со стани­ ной. Фрезерная головка имеет особое значение: она распо­ лагается близко к композиционному центру и реализует основную функцию станка. Поэтому фрезерная головка требует наиболее точного пластического решения. Яв­ ляясь поворотной, многопозиционной, она воспринимает­ ся на фоне статичной станины и тем самым обосаблива­ ется в функциональном и композиционном плане. Для цельного восприятия станка ее нужно было зрительно со­ единить со станиной и решить в общем стилевом ключе. Пластические превращения головки вызывают соответ­ ствующие преобразования формы станины, и в свою оче­ редь ее изменения оказывают обратное воздействие на процесс формообразования головки.

Изучая форму станка, можно заметить, что ритмиче­ ское учащение элементов и Г-образная форма станины на­ рушают равновесие композиционной системы (рис. 36). Поэтому было предложено использовать выступающий сзади двигатель, накрытый кожухом, чтобы его масса зрительно уравновесила систему (рис. 37).

Поиски оптимального художественно-конструктивного решения станка продолжались на макетах, пока не были

199

выбраны наилучшие их варианты. Поиски цветовой фор­ мы привели к четкому подчинению ее основной компози­ ционной задаче (композиция фрезерного станка построе­ на на нюансных соотношениях формы, на согласовании различных элементов формы). Окраска станка не имеет сконцентрированных крупных цветовых пятен: основные цвета, соответствующие главным элементам станка (бе­

Рис. 36.

Анализ формы

Рис. 37. Композиционное уравно­

станка,

выявившего от­

вешивание масс вертикально-фре­

сутствие равновесия масс

зерного станка

жевый и серый), сближены по светлотным характеристи­ кам, а синий цвет, контрастный этим двум, разбит на небольшие пятна, что делает его композиционно второсте­ пенным и не нарушающим основные нюансные соотноше­ ния формы.

Выбранный вариант художественно-конструкторского предложения прорабатывается в первую очередь в техни­ ческом отношении. Инженеры-конструкторы и технологи тщательно проверяют, осуществимо ли принятое решение конструктивно, целесообразны ли конструктивные узлы, экономичен ли процесс сборки изделия, может ли заводизготовитель освоить изделие без особых издержек и т. д. Параллельно анализируется с инженерных позиций ком­ поновочная схема.

200


В процессе проектирования станка возникли сомнения, например, конструктивного порядка: сможет ли новое сечение станины выдержать необходимые нагрузки. Был проведен расчет наиболее ответственного сечения, кото­ рый подтвердил правильность предложений художниковконструкторов.

Другим аспектом работы над художественно-конст­ рукторским проектом является эргономический анализ. Требования эргономики так же, как и композиционный замысел художника-конструктора, могут прийти в столк­ новение с техническими параметрами изделия и техноло­ гическими возможностями предприятия-изготовителя. Координация технических, эргономических, экономиче­ ских, эстетических и других параметров будущего изде­ лия — главная линия работы художника-конструктора на этапе разработки художественно-конструкторского про­ екта.

В зависимости от назначения изделия приходится от­ давать предпочтение той или иной группе формообразу­ ющих условий: эргономическим требованиям — при про­ ектировании пультов управления, жестким аэродинамиче­ ским требованиям — при конструировании самолетов, оптимальному ассортименту и внешнему виду — при раз­ работке бытовых вещей.

--<*> В качестве примера художественно-конструкторской разработки оборудования рабочего места с учетом не только эргономических требований, но и современных требований к максимальной унификации элементов и обеспечению необходимого разнообразия компоновок рабочего места можно привести комплект рабочей мебели для разработчиков радиоаппаратуры. Разработчики ра­ дио и электронной аппаратуры выполняют следующие основные виды работ: ведение записей и расчетов, произңодство различных монтажных работ, наблюдение за показаниями измерительной аппаратуры, работу со спра­ вочной и технической литературой, с ГОСТами, хранение необходимых деталей и инструмента, подготовку измери­ тельной аппаратуры, питающих устройств и т. д.

-^. Художники-конструкторы выявили четыре основных элемента, из которых оказалось возможным выполнить более 20 вариантов рабочих мест, в частности линейной, Г- й П-образной формы. В состав оборудования рабочего места вошли рабочий стол с тумбой, стационарная при-

201

Рис. 38. Рабочее место разработчика радиоаппаратуры, спроек­ тированное художниками-конструкторами

ставка (с тумбой) к столу, передвижной стол-приставка и стеллаж с распределительным щитком блока питания. Предусмотрена возможность легкой перестановки тумбы. В ящиках имеются специальные кассы для укладки де­ талей и инструмента. Передвижной стол-приставка, рав­ ный по высоте рабочему столу, позволяет с помощью специальных зажимов легко расширять верхнюю плос­ кость рабочего стола. Широкая вариантность использова­ ния модульных элементов наряду с возможностью само­ стоятельного использования каждого из этих модулей по­ зволяет рационально и в едином стиле компоновать рабочие места (рис. 38).

В качестве основного геометрического модуля можно принять модуль 5 см. Откорректированные по модулю 5 см габаритные и частные размеры рабочего места со­ гласуются с антропометрическими данными и с системой предпочтительных пропорций.

Удачное сочетание требований унификации и художе-

202