Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
Содержание эстетических требований к проектируе мому оборудованию может быть проиллюстрировано примерным комплексом вопросов (приложение 2).
Рассмотрим несколько примеров художественного конструирования оборудования рабочего места.
На рис. 33 изображен прототип вертикально-фрезер ного станка, модернизация которого была поручена ху- дожникам-конструкторам. Художественно-конструктор ская разработка проекта началась с анализа формы станка, цель которого — установить объективные предпо сылки формообразования путем выявления функцио нальных связей между элементами, образующими рабочие зоны, между узлами станка, группами деталей и отдельными деталями.
Принципы группировки элементов определились в процессе рассмотрения особенностей функционального назначения изделия, принципов его работы и конструк тивных особенностей.
В |
соответствии с этим были |
выделены |
следующие |
основные группы элементов формы: |
(исполни |
||
1) |
рабочая группа функциональной зоны |
||
тельный механизм) — фрезерная головка, стол; |
|||
2) |
двигательно-передаточный |
механизм — электро |
|
мотор, |
трансмиссии; |
|
|
3)органы управления операторской зоны — пульты, кнопки, рычаги, маховички, шкалы, освещение;
4)несущая конструкция и защитные кожухи — ста нина, кожухи, люки;
5) средства коммуникации — электропровода, шланги;
6) инструктивно-информационная графика — шильды, таблицы, марки и т. д.
Анализ показал, что форма прототипа вертикально фрезерного станка несовершенна. После изучения фор мы отдельных деталей были сделаны следующие заме
чания; исходя из конструктивных и кинематических особен
ностей схемы станка его форма может быть улучшена и облегчена главным образом благодаря отработке эле ментов несущей системы;
форма органов управления станков, которые должны соответствовать антропометрическим размерам, требу ет дополнительной проработки.
195
Рис. 33. Вертикально-фрезерный станок, конструкция и форма которого созданы без использования методов художественного конструирования (слева), и станок, разработанный с участиемхудоТни-
ков-конструкторов ВНИИТЭ
Анализ позволил также сделать выводы относительно композиционно-пластических качеств формы станка:
форма станка выражает не функции, а лишь конст руктивные связи его элементов, поэтому он не выглядит цельным;
не выдержаны правильные пропорции станка. Зритель но тяжелая форма консоли, образованная плоскостями, не согласуется с внешними формами станины, которые образованы цилиндрическими поверхностями и плоскос тями со сложными, геометрически незакономерными переходами (на это указывает характерный излом све тового блика);
отдельные детали формы не приведены к стилевому единству и нуждаются в композиционно-пластической отработке;
цветовая форма станка не сочетается с объемной. Стремление добиться взаимодействия конструктивных
и композиционных факторов в процессе проектирования станка было основным содержанием творческих поисков коллектива проектировщиков начиная с первых стадий работы. Конструкция изделия еще не получает конкретно го выражения, но именно на этой стадии художник-кон структор оказывает влияние на принципиальные конст руктивные решения, определяющие эстетически совер шенную форму станка.
Чрезвычайно важное значение имеет стадия компо новки, в процессе которой закладываются основные черты будущей модели. Компоновка — один из самых ответст венных моментов разработки художественно-конструктор ских предложений эскизов. Узлы рабочего механизма и элементы формы компонуются в различных вариан тах, идут поиски наиболее рациональных и композицион но целостных соподчинений основных объемов. Инженер определяет основные узлы, входящие в изделие, их габа риты и взаимное расположение. Художник-конструктор находит возможные варианты компоновки и соответству ющие композиционные решения. После этого инженер прорабатывает выбранные варианты, производя необхо димый расчет конструкции. На этой стадии выполняются уже более точные ортогональные изображения изделия (габаритные чертежи общих видов) и построения пер спектив, в отдельных случаях возможны изображения в изометрии или аксонометрии.
197
Основой для разработки компоновочной и композици онной схемы послужили взаиморасположение и кинема тика главных элементов конструкции прототипа станка, их оси и Г-образная балка несущей системы, схематиче ски представляющая конструктивную сущность станины
(рис. 34).
В процессе поисков был найден некоторый композици онно-конструктивный центр, совпадающий с рабочей зо-
Рис. 34. Тектоническая структура |
Рис. 35. Поиски новых |
|||
и основные функциональные и ком |
композиционно-конструк |
|||
позиционно-конструктивные |
оси |
тивных осей и ритми |
||
станка (анализ прототипа) |
|
ческих |
движений |
масс, |
|
|
выявляющих центр |
ком |
|
|
|
позиции, |
совпадающий с |
|
|
|
рабочей зоной |
|
ной, где выполняется основная функция — обработка де тали (рис. 35). В новом решении нашли выражение функ ционально-конструктивное назначение станка и связь его
счеловеком.
Вконфигурации форм станины, консоли и фрезерной головки должна быть реализована композиционная идея. Поэтому на следующем этапе была проведена перекомпо новка электроаппаратуры, позволившая создать конст рукцию с учетом композиционной задачи, и расчетами подтверждена возможность наклона задней стенки ста нины. Новая компоновка электроаппаратуры и срез пе редней нижней части консоли дали возможность пере
198
дать в очертаниях станины, консоли и фрезерной головки схему направления конструктивной системы к функцио нально-композиционному центру. Это объединило компо зиционно главные элементы и тем самым зрительно орга низовало функциональную зону станка. Подчеркивать указанное направление должны были и другие средства композиции. Так, заложенное в конструкции станка рит мическое его нарастание от станины через консоль к центру выделили конфигурационным родством элементов формы, предопределенным композиционно-конструктив ной схемой. Для организации более цельного зрительно го восприятия формы методом геометрического подобия было достигнуто гармоничное соотношение основных элементов формы, уточнены их пропорции. Подобие кон туров станины и консоли подчеркивается учащающим ся в направлении к рабочей зоне ритмом элементов ком позиции. При конструировании станины сохранена ее Г-образная форма.
Выявление главных конструктивных элементов формы продолжалось и в процессе художественно-конструктив ной отработки элементов и их сочленений. В первую оче редь был проработан стык фрезерной головки со стани ной. Фрезерная головка имеет особое значение: она распо лагается близко к композиционному центру и реализует основную функцию станка. Поэтому фрезерная головка требует наиболее точного пластического решения. Яв ляясь поворотной, многопозиционной, она воспринимает ся на фоне статичной станины и тем самым обосаблива ется в функциональном и композиционном плане. Для цельного восприятия станка ее нужно было зрительно со единить со станиной и решить в общем стилевом ключе. Пластические превращения головки вызывают соответ ствующие преобразования формы станины, и в свою оче редь ее изменения оказывают обратное воздействие на процесс формообразования головки.
Изучая форму станка, можно заметить, что ритмиче ское учащение элементов и Г-образная форма станины на рушают равновесие композиционной системы (рис. 36). Поэтому было предложено использовать выступающий сзади двигатель, накрытый кожухом, чтобы его масса зрительно уравновесила систему (рис. 37).
Поиски оптимального художественно-конструктивного решения станка продолжались на макетах, пока не были
199
выбраны наилучшие их варианты. Поиски цветовой фор мы привели к четкому подчинению ее основной компози ционной задаче (композиция фрезерного станка построе на на нюансных соотношениях формы, на согласовании различных элементов формы). Окраска станка не имеет сконцентрированных крупных цветовых пятен: основные цвета, соответствующие главным элементам станка (бе
Рис. 36. |
Анализ формы |
Рис. 37. Композиционное уравно |
станка, |
выявившего от |
вешивание масс вертикально-фре |
сутствие равновесия масс |
зерного станка |
жевый и серый), сближены по светлотным характеристи кам, а синий цвет, контрастный этим двум, разбит на небольшие пятна, что делает его композиционно второсте пенным и не нарушающим основные нюансные соотноше ния формы.
Выбранный вариант художественно-конструкторского предложения прорабатывается в первую очередь в техни ческом отношении. Инженеры-конструкторы и технологи тщательно проверяют, осуществимо ли принятое решение конструктивно, целесообразны ли конструктивные узлы, экономичен ли процесс сборки изделия, может ли заводизготовитель освоить изделие без особых издержек и т. д. Параллельно анализируется с инженерных позиций ком поновочная схема.
200
В процессе проектирования станка возникли сомнения, например, конструктивного порядка: сможет ли новое сечение станины выдержать необходимые нагрузки. Был проведен расчет наиболее ответственного сечения, кото рый подтвердил правильность предложений художниковконструкторов.
Другим аспектом работы над художественно-конст рукторским проектом является эргономический анализ. Требования эргономики так же, как и композиционный замысел художника-конструктора, могут прийти в столк новение с техническими параметрами изделия и техноло гическими возможностями предприятия-изготовителя. Координация технических, эргономических, экономиче ских, эстетических и других параметров будущего изде лия — главная линия работы художника-конструктора на этапе разработки художественно-конструкторского про екта.
В зависимости от назначения изделия приходится от давать предпочтение той или иной группе формообразу ющих условий: эргономическим требованиям — при про ектировании пультов управления, жестким аэродинамиче ским требованиям — при конструировании самолетов, оптимальному ассортименту и внешнему виду — при раз работке бытовых вещей.
--<*> В качестве примера художественно-конструкторской разработки оборудования рабочего места с учетом не только эргономических требований, но и современных требований к максимальной унификации элементов и обеспечению необходимого разнообразия компоновок рабочего места можно привести комплект рабочей мебели для разработчиков радиоаппаратуры. Разработчики ра дио и электронной аппаратуры выполняют следующие основные виды работ: ведение записей и расчетов, произңодство различных монтажных работ, наблюдение за показаниями измерительной аппаратуры, работу со спра вочной и технической литературой, с ГОСТами, хранение необходимых деталей и инструмента, подготовку измери тельной аппаратуры, питающих устройств и т. д.
-^. Художники-конструкторы выявили четыре основных элемента, из которых оказалось возможным выполнить более 20 вариантов рабочих мест, в частности линейной, Г- й П-образной формы. В состав оборудования рабочего места вошли рабочий стол с тумбой, стационарная при-
201
Рис. 38. Рабочее место разработчика радиоаппаратуры, спроек тированное художниками-конструкторами
ставка (с тумбой) к столу, передвижной стол-приставка и стеллаж с распределительным щитком блока питания. Предусмотрена возможность легкой перестановки тумбы. В ящиках имеются специальные кассы для укладки де талей и инструмента. Передвижной стол-приставка, рав ный по высоте рабочему столу, позволяет с помощью специальных зажимов легко расширять верхнюю плос кость рабочего стола. Широкая вариантность использова ния модульных элементов наряду с возможностью само стоятельного использования каждого из этих модулей по зволяет рационально и в едином стиле компоновать рабочие места (рис. 38).
В качестве основного геометрического модуля можно принять модуль 5 см. Откорректированные по модулю 5 см габаритные и частные размеры рабочего места со гласуются с антропометрическими данными и с системой предпочтительных пропорций.
Удачное сочетание требований унификации и художе-
202