Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 91
Скачиваний: 0
Анализ структуры ЛЭч.ф, рассматриваемой в общей структуре оценки эффективности, является весьма слож ным и трудоемким делом. Показатель ЛЭч.ф может быть представлен как сложная функция времени и вероятно сти безотказного (или безошибочного) выполнения г-й за дачи, подзадачи, блока операций или операций.
Такое представление, хотя и не удовлетворяет пол ностью расчетным требованиям, тем не менее пригодно для «эвристического» анализа проблемы. По-видимому, целесообразно двигаться от «частного к общему», т. е. переходить от оценок точности, своевременности и на дежности выполнения отдельных операций, блоков опе раций, подзадач и задач к оценкам более крупных еди ниц операторской деятельности. При этом остается спра ведливым утверждение о неправомерности простого суммирования этих оценок.
Может возникнуть вопрос: если анализ эффективно сти так сложен, то оправданы ли затраты на его прове дение? Нельзя ли обходиться качественными, интуитив ными соображениями? Во многих случаях так и делают. Однако часто применяющиеся методы сравнения затрат на создание и эксплуатацию системы с ожидаемой эф фективностью не дают ответов на вопросы о сравнении вариантов проектов, сравнении ожидаемых данных с нор мативными и, самое главное, о зависимости показателя эффективности от различных переменных. Вот почему мы специально акцентируем важность получения количест венных оценок характеристик деятельности людей в си стемах «человек — машина».
Особо следует отметить необходимость тщательного анализа и проверки точности и достоверности методи ческой правильности выбора данных, применяемых для количественных оценок. При этом должны быть соблю дены, особенно при моделировании, все требования, обеспечивающие:
представительность выборки при формировании ха рактеристик деятельности «типового» или «расчетного» оператора;
единство признаков формирования групп операторов (состояние здоровья, возраст, степень подготовки и т. п.); адекватность деятельности реальным условиям (усло вия внешней среды, режим работы, степень напряжен
ности, однотипность мотивации и т. д.).
187
При выборе переменных, относительно которых дол жен производиться анализ факторов потерь эффектив ности, следует также пользоваться определенной концеп туальной схемой. За основу такой схемы мы берем представление о средствах деятельности операторов Ч Так, при учете факторов, влияющих на эффективность работы с информационными моделями, должны прини маться во внимание:
соответствие информационной модели методам реше ния задачи операторами;
рациональная сенсорная загрузка операторов; наилучшее сочетание интегральных и детальных ин
формационных моделей, а также средств отображения коллективного и индивидуального пользования;
рациональное распределение информации по каналам восприятия операторов;
наилучшие условия предъявления информации; оптимальность темпа обновления информации.
При создании рабочих мест и органов управления такой учет должен включать:
оптимальное расположение (компоновку) зон инди кации и сигнализации и операционных полей на панелях и пультах рабочих мест;
оптимальное распределение органов управления на операционном поле пульта;
рациональное размещение рабочих мест в оператив ных помещениях;
соблюдение всех антропологических, гигиенических и других эргономических требований в целях обеспечения комфортных условий работы операторов;
удобство тренажа и подготовки операторов на рабо чих местах.
При подготовке операторов и организации их дея тельности должны быть предусмотрены:
четкая классификация профессионального профиля операторов с уточнением специфических требований к знаниям, навыкам и личным качествам операторов;
проведение (при необходимости) специального пси хофизиологического отбора и специальной подготовки операторов;
рациональные режимы деятельности.1
1 См. § 4 гл. 2.
188
Представляют интерес попытки формализации пере численных требований и их трансформации в количест венную форму. Например, в работе А. М. Карасева и др. строится математическая модель процесса обучения, структура которой основана на представлении о неупо рядоченности деятельности оператора ’. В модель зало жена экспоненциальная зависимость эффективности ра боты оператора от количества использованной операто ром при обучении «управляющей» информации. Авторы этой работы в конечном счете приходят к оценке роста эффективности за счет увеличения времени на подготов ку операторов. Для некоторых переменных могут быть в принципе разработаны аналогичные или другие зави симости. В частности, при анализе требований к загруз ке операторов, принимающих и оценивающих входную информацию, могут использоваться модели, основанные на теории массового обслуживания. Несмотря на упро щение алгоритма операторской деятельности, для неко торых систем такие модели оказываются пригодными.
Для широкого круга операторских функций в систе мах «человек — машина» важное влияние на эффектив ность деятельности (и на эффективность всей системы) оказывают факторы, вызывающие стресс—-нарушение деятельности из-за чрезмерной психологической или пси хофизиологической напряженности. К таким факторамстрессорам относятся:
дефицит времени на решение задачи; сенсорная перегрузка или недогрузка; психологическая несовместимость в группе;
экстремальное воздействие факторов окружающей среды;
недостаточный уровень профессиональной подго
товки; ложная мотивация или установка и многие другие.
Пока не удается формализовать воздействие стрес соров в форме более или менее адекватной природе их воздействия, хотя некоторые особенности могут быть учтены при математическом моделировании деятельно сти операторов и ее оценке. В частности, это может быть1
1 См. К а р а с е в А. М. и др. Математические модели обучае мости. —■В сб.: «Эргономика. Принципы и рекомендации». Вып. 2. М„ ВНИИТЭ, 1971.
189
сделано, например, для определения интенсивности или длительности воздействия стрессора.
В заключение отметим, что повышения эффективно сти систем «человек — машина» (снижения АЗч.ф) следу ет добиваться во многих направлениях. Главные из них следующие:
рациональное распределение функций между челове ком и техническими средствами автоматизации, а также между операторами;
согласование информационных и алгоритмических возможностей машины с психофизиологическими и ин теллектуальными возможностями людей;
повышение уровня профессиональной подготовки операторов;
создание нормативов деятельности, отвечающих наи лучшим комфортным условиям деятельности, на основе выполнения комплекса эргономических требований и норм.
Глубокое проникновение в психологические механиз мы операторской деятельности, определение и анализ их количественных характеристик и взаимозависимостей позволят существенно повысить уровень эффективности систем и максимально приблизить его к потенциальному.
Г л а в а XI
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА1
Художественное конструирование является неотъем лемой составной частью процесса проектирования про мышленных изделий (предназначенных для непосредст венного использования человеком). Это видно из табл. 7.
Цель художественного конструирования — создание промышленных изделий, максимально соответствующих условиям их эксплуатации, имеющих гармонически цело стную форму и высокие эстетические качества. Художест венное конструирование, по образному выражению анг лийского специалиста Б. Бонфилда, есть не что иное, как мост между инженерным конструированием и челове- ком-потребителем. Художественное конструирование имеет свои особые задачи, его процесс отличается от процесса инженерного проектирования.
Художественное конструирование имеет свою мето |
|
дику и свою технику (рисунок, специфическая графика, |
|
макетирование). Художественное |
конструирование — |
это, по существу, объемное проектирование. Моделиро |
|
вание изделия сначала в масштабе, а затем в натураль |
|
ную величину позволяет тщательно |
отрабатывать ком |
поновку, композицию и эстетическую выразительность изделия, проверять его удобство в эксплуатации и тех
нологичность.
Изучение практики художественно-конструкторской разработки проектов интерьеров операторских залов, це
хов промышленных |
предприятий |
позволило |
прийти к |
|
1 В данной |
главе |
использованы |
материалы |
архитекторов |
В. В. Зефельда, |
Ю. С. Лапина, А. Г. Устинова. |
|
191
Таблица 7
Единый процесс инженерного и художественного конструирования
Стадии |
Этапы художественного кон |
Результаты работы |
инженерного |
||
проектирова |
струирования промышленных |
художника-конструктора |
ния |
изделий |
|
Техническое
задание
Техническое предложение
Эскизный
проект
Разработка технического задания
Предварительный анализ про ектной ситуации
Формулировка художествен но-конструкторской про блемы
Участие в составлении тех нического задания на про ектирование
Разработка художествен- но-конструкторских предложений
Исследования по соответствующим проблемам соци ологии, эргономики, ти пологии и т. п. с целью получения необходимых данных для проектирова ния изделия
Определение требований технической эстетики и эргономики к разрабатывае мому изделию
Определение художественноконструкторской задачи
Разработка предварительных вариантов художественно конструкторских предложе ний
Согласование художественноконструкторских предложе ний
Эскизное проектирование
Анализ и выбор вариантов художественно-конструк- торских предложений
Изучение конструкций, материалов и технологии изготовления изделия
Техническое задание
X удожественно-конст- рукторские предложения
Данные предпроектных исследований
Требования технической эстетики и эргономики к изделию
Формулирование художе- ственно-конструкторской задачи
Варианты компоновочных схем изделия
Художественноконструкторские предложения
Эскизный проект
Варианты художественноконструкторских предложений
Данные о конструктивных решениях, свойствах материалов и технологии
192
|
|
П р о д о л ж ен и й |
Стадии |
Этапы художественного |
Результаты работы |
инженерного |
||
проектирова |
конструирования промышленных |
художника-конструктора |
ния |
изделий |
|
Разработка эскизных вари антов изделия в графике и в объеме (с учетом дан ных эргономики и др.)
Анализ и выбор эскизных вариантов
Технический Разработка художественпроект но-конструкторского про
екта
Окончательная компоновка изделия
Художественноконструктор ская проработка формы
Разработка сложных поверх ностей
Выбор конструкционных и от делочных материалов
Моделирование и макетиро вание
Экономические обоснования решения
Оформление проекта Согласование технического
проекта
Разработка Рабочее проектирование
рабочей
Разработка теоретических докумен чертежей сложных по
тации
верхностей Разработка чертежей узлов
и деталей
Согласование рабочей до кументации
Эскизы и поисковые мо дели изделия
Окончательный вариант эскизного решения из делия
Художественно-конст рукторский проект
Компоновочные чертежи
Чертежи внешнего вида изделия
Эскизы узлов внешней формы
Эскизы сложных поверх ностей
Модель или макет изде лия
Пояснительная записка
Рабочие чертежи
Теоретические чертежи сложных поверхностей
Чертежи узлов и деталей, наиболее существенных для внешнего вида из делия
выводу об особой значимости рабочего места в компози ции интерьера. Рабочее место выступает как начальное и основное звено любой производственной структуры. Поэтому задачи художника-конструктора, проектиру-
193
Ющего оборудование рабочего места, тесно переплета ются с задачами архитектора, разрабатывающего ком позиционное решение интерьера.
Эстетические требования к оборудованию следует рассматривать в определенной и, как правило, подчи ненной связи с функциональными и эргономическими требованиями.
В общей форме эстетические требования к оборудо ванию, как они представлены в современной литературе по художественному конструированию, приводятся в табл. 8.
Т а б л и ц а 8
Вид требований |
Содержание требований |
Отражение современного пред ставления об эстетической ценности структуры и фор мы оборудования
Отражение художественными средствами в форме обору дования его фѵнквионгль- но-технического назначения
Достижение целостной формы оборудования с помощью композиционных средств
Создание эстетически вырази тельного внешнего вида оборудования с высоким ка чеством исполнения поверх ностей и промышленной гра фики
Уровень эстетического |
совершенства |
|||
оборудования |
исходя |
из |
тенденции |
|
проі> ышленного |
формообразования, |
|||
раскрытия связи |
изделия |
и функцио |
||
нально-предметной среды с человеком, |
||||
проявления |
признаков |
|
фирменного |
стиля и т. д.
Отражение в форме функции оборудо вания и эргономических показателей. Выявление в форме технологии изго товления оборудования и специфики применяемых материалов. Уровень информативности формы оборудова ния и его элементов
Объемно-пространственная структура и тектоника формы. Ритмическое по строение, пластика, пропорциональ ность, масштабность форм оборудо вания и его элементов. Цвет и фак тура поверхности оборудования. Гра фическое решение символов, знаков, указателей, текстовых таблиц ит. д.
Тщательность выполнения видимых элементов формы. Качество защитно декоративных покрытий. Уровень вы полнения художественнографических элементов. Рациональность конструк ции и красивый внешний вид упаков ки. Информативность рекламно-со проводительной документации, а так же выразительность ее графического и цветового решения
194