Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
В настоящее время проводятся исследования по вы работке более общего, интегрального коэффициента оперативности. Такой коэффициент можно получить, оце нивая количество информации, содержащейся в экспе риментальной ситуации, и время реакции оператора. Отношение этих двух величин иначе определяется как «пропускная • способность» оператора в данных услови ях. Более подробное его определение оказывается преж девременным, так как и сам коэффициент, и его эмпи рическое основание требуют проверки и доработки. Од нако можно отметить, что между формулой, по которой определяется интегральный коэффициент оперативно сти, блок-схемой процесса переработки информации и дифференциальным коэффициентом оперативности пред полагается четкая связь: фиксируя в формуле интеграль ной пропускной способности некоторые параметры, со ответствующие условиям эксперимента, можно получить значения пропускной способности отдельных блоков иерархической системы переработки информации.
Авторы сочли нужным привести достаточно подроб ное описание новой методики автоматизированной оцен ки функциональных состояний операторов. Эта методика обладает рядом несомненных достоинств. С ее помощью можно тестировать функциональные блоки и системы переработки информации с точки зрения их оператив ности. В ЭВМ может храниться «индивидуальный порт рет»— дифференциальный или интегральный коэффи циент оперативности того или иного оператора, получен ный в результате нескольких предварительных испытаний. При оценке динамики изменения функциональных со стояний, возникающих под влиянием тех или иных на грузок, ЭВМ сравнивает текущие значения функциональ ных состояний с фоновыми и выдает на печать разницу между ними. Разумеется, эта методика не отменяет и не заменяет методов оценки функциональных состояний, основанных на использовании физиологических показа телей и характеризующих не столько возможности опе ратора перерабатывать информацию, сколько энергети ческие затраты организма. Напротив, предстоит серьез ная работа по согласованию и уточнению различных ме тодов оценки функциональных состояний операторов, в том числе и описанных в настоящей главе.
Глава X
НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМ «ЧЕЛОВЕК — МАШИНА»
Определение эффективности систем «человек — ма шина» является важной практической задачей, решать которую приходится на этапах как разработки системы, так и ее эксплуатации. Несмотря на значительное коли чество публикаций по вопросам оценки эффективности сложных систем, принципы оценки эффективности сис тем, включающих «человеческое» звено, еще слабо раз работаны, встречаются разные подходы, противоречи вые концепции, различные термины. Некоторые авторы пытаются расчленить деятельность оператора до эле ментарных операций (психофизиологических актов) и количественные оценки последних рассматривать как компоненты оценки эффективности системы *. Другие считают необходимым оценивать «социальную организа цию системы деятельности»12. Одни авторы указывают на исключительность показателей эффективности для систем «человек — машина», не сводимых к параметрам машинных, технических систем3, другие допускают ис пользование слегка подправленных показателей надеж ности для оценки качества систем или вообще предпо
1 См. Г у б и н с к и й А. И. и др. Надежность комплексных систем «человек—техника». Материалы II Всесоюзного симпозиума по
надежности |
комплексных систем. |
Ч. II |
и III. Л., 1970. |
* |
2 См. Д |
у б р о в с к и й В. Я-, |
Щ е д |
р о в и ц к и й Л. П. Проблемы |
системного инженерно-психологического проектирования. М., Изд-во
МГУ, |
1971. |
3 |
См. Л е о н т ь е в А. Н. Автоматизация и человек. — В сб.: |
«Психологические исследования» Вып. 2. М., Изд-во МГУ, 1970.
181
читают говорить вместо эффективности о надежности Продолжаются попытки аналитически представить
зависимость показателя эффективности от всех возмож ных характеристик работы оператора и машинных звень ев21. Наконец, в некоторых работах оцениваются фак торы, определяющие эффективность взаимодействия пользователя и ЭВМ3.
Тем не менее такое положение не кажется нам обес кураживающим, а необходимость ставить и решать за дачи оценки (и прогнозирования) эффективности систем «человек — машина» стимулирует дальнейшие усилия в этой области. В самом деле, эффективность системы — это главный критерий ее целесообразности. На основе результатов оценки эффективности принимаются реше ния об изготовлении системы, о ее модернизации, обус ловливающие выбор конкурсных проектов, прогнозиру ются тенденции научно-технического прогресса, роста производительности труда и т. п. Результаты оценки эф фективности решающим образом определяют весь ком плекс вопросов, связанных с социально-экономическими программами развития народного хозяйства в целом.
В настоящее время накоплен уже немалый опыт си стемных исследований. Не вызывает сомнений, что поиск методов оценки эффективности систем следует ве сти применительно к целям и задачам системы. Ясно также, что показатели эффективности должны быть вы ражены в количественной форме и должны быть соблю дены простые «эвристические» требования, сформулиро ванные еще в первых работах по системотехнике. Повидимому, основные трудности оценки эффективности на ранних стадиях создания системы связаны с коли чественным выражением задачи, точнее, с трансформа цией цели системы (целевой функции) в количественные параметры задач системы или составляющих задачи компонентов. Надо отметить, что для широкого класса систем «человек — машина» такая трансформация не очевидна, особенно для систем организационного управ
1 |
См. |
Военно-инженерная психология. М., Воениздат, 1971. |
|
2 |
См. |
К о р о л е в Б. А., Ш л а е н П. Я. |
К вопросу оценки эффек |
тивности |
систем «человек — машина». — В |
сб.: «Эргономика. Прин |
|
ципы и рекомендации». Вып. 1. М., ВНИИТЭ, 1970. |
|||
3 |
См. |
Г л у ш к о в В. М. и др. Человек и вычислительная техника. |
|
Киев, |
«Наукова думка», 1971. |
|
182
ления (систем управления социальными и экономически ми процессами).
Такие системы обладают неопределенностью функ ционирования или поведения, и поэтому не все их выход
ные параметры |
могут |
быть количественно |
выражены. |
В связи с этим |
часто приходится прибегать |
к анализу |
|
набора искусственно |
детерминированных |
параметров |
функционирования системы. Анализ этого набора пара метров, проводимый высококвалифицированными экспер тами, во многих случаях облегчает прогнозирование ожидаемой эффективности системы. К этим параметрам обычно относят такие, которые в той или иной степени характеризуют снижение (потери) эффективности за счет различного рода факторов и позволяют оценивать реальный и потенциальный уровни эффективности
Такой подход позволяет превратить оценку эффек тивности в рабочий инструмент проектирования систе мы, так как она ориентирует разработчиков на конкрет ный учет факторов, влияющих на эффективность си стемы.
Мы исходим из принятого в системном анализе опре деления и понимаем под эффективностью системы ее способность выполнять поставленные задачи в опреде ленных условиях функционирования.
Существует традиция21 записывать показатель эффек тивности, выражающий эту степень приспособленности, в виде сложной функции
где |
— вектор, |
9 = f ( x |
і , |
х |
г. . . . , * „ ) , |
|
|
||||
|
Х{- |
характеризующий тот или иной выход |
ной параметр системы.
Это выражение является не более чем формулиров кой общей концепции, которая, несмотря на трудности конкретизации, оказывается полезной. Добавим, что пе ременные Хі могут быть как измеримыми, так и неизме римыми. Измеримые переменные можно разделить на контролируемые и неконтролируемые в статистическом смысле. В моделях оценки эффективности учитываются, разумеется, измеримые переменные.
1 См. |
вышеупомянутую работу Королева Б. А. и Шлаена П. Я. |
2 См. |
В е н т н е л ь Е. С. Введение в исследование операций. М., |
«Советское радио», 1964.
183
Необходимо иметь в виду, что на общую эффектив ность системы влияет ряд факторов, не относящихся не посредственно к деятельности операторов. Из их числа можно выделить в качестве главных следующие факто ры — назовем их факторами потерь эффективности:
организационно-структурные факторы, определяющие оптимальность структуры системы и выбранных режи мов ее функционирования (например, централизован ный, децентрализованный, смешанный режимы; наличие необходимых контуров обратной связи; структура ин формационного обмена при переходе с одного уровня иерархии на другой и т. п.) — АЗстр;
некачественная входная информация (недостаточ ность или неупорядоченность показателей, характеризую щих объект управления или внешнюю среду, случайные или преднамеренные помехи и т. п.) — АЗвх.ИНф;
несовершенные машинные алгоритмы решения за дач (чрезмерная сложность и неэкономичность, нерацио нальная организация вычислительных процессов и про цессов обработки информации и т. п .)— АЭалг;
недостаточная надежность технических средств (ап паратуры сбора, хранения, обработки, отображения и передачи информации)— АЭНап'>
недостаточный уровень организации и обеспечения деятельности операторов, руководящего и обслуживаю щего персонала — АЭЧф.
При таком понимании места и значения «человече ского» и других факторов можно оценить разницу в уровнях потенциальной и реальной эффективности.
На практике обычно имеет место каждый из перечис ленных факторов потерь, однако не следует считать, что общие потери чрезмерно велики. Необходимо иметь в виду, что потери происходят неодновременно, что чело век может корректировать или предотвращать потери эффективности, вызванные отказом аппаратуры, нека чественными машинными решениями, некачественной входной информацией и т. д.
Учитывая все сказанное, можно записать выражение для суммарных потерь эффективности АЗл:
АЗе = 2 г А Зг — S А ЗгЗ;. + S З гЗ ;-Эг...
Иijk
Это выражение имеет эвристический характер и, ес тественно, нуждается в обосновании.
184
Следующий шаг в повышении точности оценки ДЗЕ можно было бы сделать, если бы удалось найти способы взвешивать указанные факторы потерь и сравнивать их между собой. Однако, как показывает опыт, такое взве шивание, как правило, осуществить не удается — слиш ком велико количество переменных, которые пришлось бы учитывать. На сегодняшний день такая «многоэтаж ная» задача в общем виде для сложных систем неразре шима. Однако в некоторых случаях корреляцию различ ных факторов потерь эффективности можно учитывать методами статистической линеаризации и решать задачу методами статистического моделирования на ЭВМ.
Разумеется, все сказанное здесь не должно ослаблять усилия по учету и реализации требований и различного рода рекомендаций, направленных на уменьшение по терь эффективности. В настоящее время ресурсы, имею щиеся в области учета «человеческого фактора», т. е. ресурсы, направленные на уменьшение потерь эффек тивности и оптимизацию деятельности операторов в си стемах «человек — машина», весьма значительны. Выяв ление и использование этих ресурсов в ряде случаев экономически более обоснованно, чем попытки умень шить потери эффективности за счет иных факторов.
Для того чтобы выяснить природу и структуру упо мянутых ресурсов, т. е. еще не реализованных возмож ностей повышения эффективности деятельности людей в системах «человек — машина», необходимо выбрать ос новные, опорные показатели эффективности деятельно сти операторов любого профиля. К таким показателям следует отнести точность, своевременность (оператив ность) и надежность выполнения возложенных на опе раторов функций'.
Совокупность этих трех характеристик деятельности должна лечь в основу оценки эффективности не только деятельности людей, но и функционирования систем «че ловек-— машина» в целом.
Точность, оперативность и надежность выполнения заданных функций и составляющих их операций — три главных критерия оценки потерь эффективности за счет «человеческого» фактора — Д Эч.ф.1
1 Мы подчеркиваем, что выполнение возложенных на операторов функций включает и совместное с ЭВМ решение задач управления.
L85
Чем же определяются опорные показатели — точ ность, оперативность и надежность решения задачи или отдельных операций, составляющих процесс решения?
Следует выделить такие группы факторов, влияющих на эти показатели:
1) структура (или алгоритм) операторской деятель ности, в том числе тип и характер выполняемых функ ций, характер распределения функций, степень напря женности, способ организации коллективной работы и др.; 2) эксплуатационные качества оборудования, обеспе чивающего операторскую деятельность (размещение, конструкция и удобство пользования аппаратурой,
средствами индикации и органов управления);
3)условия внешней среды (температура и другие параметры микроклимата, шум, вибрация, освещенность
ит. п.);
4)режим деятельности (продолжительность смен, организация отдыха и т. п.);
5)уровень профессиональной подготовки оператора (его знания, навыки, опыт, готовность и т. п.);
6)индивидуальные особенности людей (психофизи ологические и антропометрические характеристики, ин теллектуальные способности, эмоциональная и мотива ционная устойчивость и другие черты психологического склада личности).
Очевидно, проблема оценки эффективности в части
учета «человеческого» фактора была бы решена, если бы удалось связать или даже рассчитать совокупное влияние перечисленных факторов на АЭч.ф.
Расчетные (аналитические, теоретические) методы существуют лишь для элементарных алгоритмов дея тельности при известных ограничениях по другим груп пам факторов. Но такие простые и хорошо определен ные ситуации встречаются редко. Методы физического моделирования при возможности варьирования значе ниями переменных могут дать лучшие результаты, по этому модели оценки эффективности, на основе которых могут быть получены количественные значения ДЗч.ф, рассматривают как перспективные средства анализа.
Традиционные экспериментальные методы, а также методы профессиографического обследования могут дать немало для выявления зависимости опорных показате лей от влияющих факторов,
186