Файл: Балыгин, И. Е. Электрические свойства твердых диэлектриков-1.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 0
роли технических средств как усилителей и преобразо вателей человеческих функций и возможностей. Это в свою очередь создает предпосылки и условия для си стематического преобразования динамичной технической среды в «естественную среду человека», для гармонич ного включения в нее человека.
Современные машины существенным образом изме няют деятельность человека, формируют у него новые способности, создают новые функциональные системы его мозга. В связи с этим возникает проблема актив ного формирования способностей самого человека в со ответствии с требованиями, которые предъявляет к нему технический прогресс, и возможностями, которые перед ним открываются с развитием техники. «Очеловечива ние машин», являющееся общей целью эргономических исследований, должно стать одним из эффективных средств «очеловечивания человека». При такой ориен
тации эргономика внесет свой вклад |
в решение истори |
|
ческой задачи — превращения труда |
в |
первую жизнен |
ную потребность, когда определяющим, |
побудительным |
мотивом трудовой деятельности станет содержание са мой деятельности.
Г л а в а 11
СОДЕРЖАНИЕ, ЭТАПЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
I. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРА
Учет «человеческого фактора» при создании новой техники предполагает выявление условий, в которых протекает трудовая деятельность, и аналитическое опи сание существенных характеристик этой деятельности. В делом такое описание называют профессиографией, понимая под этим выявление содержания трудового процесса, присущих тому или иному виду трудовой деятельности психических и психофизиологических функций.
Вкаждом отдельном случае состав этих функций и их взаимосвязь в общей структуре трудового процесса являются различными.
Внауках о трудовой деятельности человека к на стоящему времени сложились следующие методы полу чения исходной информации, необходимой для составле
ния профессиограммы: описательное профессиографирование и инструментальное профессиографирование.
Описательное профессиографирование включает:
1)анализ технической и эксплуатационной доку ментации;
2)эргономическое и инженерно-психологическое об
следование оборудования и сопоставление результатов обследования с существующими руководящими и нор мативными документами по учету «человеческого фак тора»;
3)наблюдение за ходом рабочего процесса и пове дением оператора;
4)беседу с оператором;
29
5)самоотчет оператора в процессе трудовой дея тельности;
6)анкетирование и экспертную оценку;
7)хронометраж отчетливо различимых составляю щих рабочего процесса;
8)количественную оценку эффективности трудовой деятельности.
Инструментальное профессиографирование предпо лагает:
1)измерение показателей факторов среды;
2) регистрацию и последующий анализ ошибок, до пускаемых операторами в работе;
3) |
объективную |
регистрацию энергетических затрат |
|
и функционального |
состояния |
организма оператора. |
|
Для |
этих целей используется |
комплекс медико-биоло |
гических показателей и регистрируются частота пульса, кровяное давление, частота дыхания, кожно-гальваниче ская реакция и др.;
4) объективную регистрацию и измерение трудно различимых составляющих рабочего процесса, таких, как направление и переключение внимания, оперирова ние органами управления и др. Для регистрации этих составляющих используется киносъемка направления взгляда оператора и показаний приборов с последую щим наложением траектории взгляда на приборную па нель; циклография 1 или кинорегистрация движений рук, измерение силы сопротивления органов управления, магнитофонная регистрация речевых сообщений. Подоб ные средства регистрации используются непосредствен но в процессе трудовой деятельности, а регистрируемые параметры соотносятся с хронограммой трудового про цесса;
5) объективную регистрацию и измерение показате лей физиологических функциональных систем, обеспе чивающих процессы обнаружения сигналов, выделения информативных признаков, информационного поиска, оперирования исходными данными для принятия реше ний, а также исполнительные (двигательные или рече вые) действия. К числу таких показателей относится,
1 Циклография — фотосъемка в динамике на одном и том же фотокадре траектории движения как отдельных светящихся точек, так и целых объектов.
30
например, состояние периферического и центрального звеньев зрительной системы, речевого и двигательного аппарата. Соответственно регистрации подлежат дви жения глаз наблюдателя, громкая и внутренняя речь рабочие движения и тремор рук12, а также электриче ская активность зрительной, речевой и двигательной об ластей коры головного мозга. Регистрация перечислен ных показателей осуществляется с помощью довольно сложного электрофизиологического оборудования, и ее результаты требуют громоздкой математической обра ботки. Поэтому исследования подобного типа проводят ся, как правило, в лабораторных условиях, где возмож на имитация некоторых существенных составляющих трудовой деятельности оператора. В рабочих условиях используются лишь отдельные показатели физиологиче ских функциональных систем.
Перечисленные приемы профессиографического ис следования используются в зависимости от степени сложности изучаемой деятельности и требуемой полно ты ее описания. Во многих случаях достаточно исполь зовать методы описательного профессиографирования.
Вто же время нередко для описания более сложных видов деятельности и проникновения в их структуру применение методов инструментального профессиогра фирования и имитация составляющих этой деятельности
влабораторных условиях оказываются недостаточными.
Вэтих случаях приходится обращаться к методам со временной экспериментальной психологии и психофизи ологии, в частности к методам микрогенетического и микроструктурного анализа познавательной и исполни тельной деятельности. Эти методы требуют применения сложной индикационной техники и электронных вычис лительных машин для управления режимом предъявле ния информации наблюдателю и для регистрации и опе ративной обработки его ответных реакций. Результаты таких исследований представляются в виде функцио нальных и математических моделей познавательных и исполнительных действий и оказываются в высшей сте-
1 Под |
внутренней речью в психологии понимают беззвучную, |
|
мысленную |
речь, которая возникает в тот момент, |
когда мы думаем |
о чем-либо, решаем в уме задачи и т. д. |
называют малоам |
|
2 Тремором рук в физиологии и психологии |
||
плитудные |
колебания рук, имеющие достаточно |
высокую частоту. |
31
пени полезными (несмотря на их кажущуюся абстракт ность) для понимания строения наиболее сложных ви дов деятельности оператора, и особенно для разработки рекомендаций по организации новых видов деятельности.
Применение различных методов профессиографирования и проведение большого числа экспериментальных исследований в естественных и лабораторных условиях позволило описать многочисленные виды трудовой дея тельности, в том числе и деятельность операторов раз личных систем управления. Ниже будет дана общая характеристика деятельности оператора и наиболее ти пичных ее видов, а также будут перечислены наиболее важные требования, которые необходимо учитывать при организации указанной деятельности. При учете этих требований следует иметь в виду большую вариатив ность количественных характеристик деятельности чело века. Вариативность определяется прежде всего инди видуальными различиями между людьми, обусловленны ми особенностями их нервно-психической организации, а также социально-психологическими условиями обуче ния и воспитания. Другим значимым в этом отношении фактором является степень совершенства навыка выпол нения самой рабочей функции. Весьма существенное влияние на количественные характеристики оказывают возрастные особенности и функциональное состояние че ловека в момент выполнения деятельности (напряжение, утомление, стресс и др.). И наконец, наибольшее влия ние на временные, точностные и другие характеристики трудовых операций и действий человека оказывает кон кретное своеобразие деятельности, в которую включена та или иная операция.
Для человека характерна большая гибкость, пластич ность нервной системы, позволяющая ему с большей или меньшей легкостью приспосабливаться к новым услови ям, перестраивать применительно к ним особенности своей деятельности. При этом отдельные операции, поновому включаясь в деятельность, занимая другое место в его структуре, могут менять и свои количественные характеристики'. В экспериментальных исследованиях1
1 Очевидно, именно это обстоятельство привело некоторых аме риканских исследователей к пессимистическому выводу о том, что приспособляемость делает любое математическое выражение, опи сывающее поведение человека в одной конкретной замкнутой систе
32
это проявляется в большой зависимости полученных ре зультатов от особенностей методики. Поэтому при ис пользовании количественных характеристик оператор ской деятельности необходимо учитывать следующие ог раничения
1.Индивидуальные особенности выполнения опера ций (крайние случаи), как правило, не рассматривают ся. Поскольку показатели деятельности существенно за висят от индивидуальных различий, постольку во внима ние принимаются лишь средние данные, полученные на основе достаточно представительных выборок.
2.Выработка навыка сопровождается значительным изменением количественных показателей, поэтому, как правило, рассматриваются данные о тренированных опе раторах, параметры действий которых носят стабильный характер.
3.Рассматриваются лишь данные, полученные в обычных рабочих условиях, исключающих явные функ циональные сдвиги в состоянии оператора.
4.Возрастные различия, как и индивидуальные, не учитываются. Анализируются показатели деятельности
операторов (испытуемых) в возрасте 18—40 лет. В этом возрастном диапазоне основные психофизиологические характеристики деятельности достигают максимального развития и являются наиболее стабильными.
5. В качестве критерия надежности работы операто ра, наряду с вероятностью безошибочного выполнения одного элементарного психофизиологического акта или действия, следует использовать также более распростра ненный в психологических исследованиях критерий — точность выполнения, выражающуюся относительным количеством ошибок (в процентах). При этом следует оперировать данными о тех видах ошибок, которые наи более типичны и вероятны для данного вида оператор ской деятельности.1
меуправления, недействительным для другого варианта системы «человек — машина»; по-видимому, «передаточные функции, свойст венные человеку», являются лишь научной приманкой, которая мо
жет завлечь разработчика |
системы |
в бесполезные и нескончаемые |
поиски. |
этих |
ограничений авторам указала |
1 На важность учета |
||
Н. И. Майзель. |
|
|
2—727 |
33 |
6. Ограничение, на котором следует остановиться подробнее, касается темповых особенностей исследуе мых элементов деятельности. Дело в том, что времен ные и точностные (надежностные) показатели могут ре гистрироваться при двух различных способах темповой организации деятельности: предельном и рабочем, услов но-свободном !. В первом случае деятельность оператора осуществляется на пределе его возможностей, и получен ные результаты показывают, на что способен человек, на какие показатели его деятельности следует рассчиты вать в крайнем случае. Однако более или менее дли тельно работать в этих условиях, на пределе возмож ностей, человек не может. Как показывают эксперимен тальные данные, предельный, принудительный темп деятельности снижает надежность и временную стабиль ность результатов и тем самым оказывает отрицательное влияние на общую эффективность деятельности опера тора. Наконец, следует иметь в виду, что реальные жиз ненные ситуации, требующие действий в предельных условиях, являются скорее исключением, чем правилом.
Исследование предельных возможностей человека весьма важно лишь для некоторых видов деятельности (например, водительских специальностей), для большин ства же других практического значения не имеет. Работа оператора в автоматизированной системе управления, хотя и протекает в строго ограниченных временных рам ках, практически почти никогда не осуществляется в предельном режиме. Поэтому при использовании в ра счетах количественных характеристик тех или иных опе раций целесообразно отдавать предпочтение данным, полученным в непредельном, рабочем режиме деятель ности.
7. В связи с тем что количественные характеристики деятельности человека сильно зависят от ряда внешних и внутренних условий, в которых она протекает, дан ные, полученные различными авторами об одних и тех же функциях, не идентичны. Поэтому нередко необходи мо получать собственные количественные оценки деятель ности оператора, работающего в том или ином режиме.1
1 Условно-свободным темпом мы называем темп, который, буду чи практически свободным для большинства людей, не может быть ниже некоторой заранее заданной величины, определенной условия ми деятельности.
34
2.СОДЕРЖАНИЕ И ЭТАПЫ ОПЕРАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Всамом общем виде деятельность оператора в АСУ может быть определена так: человек должен восприни мать и оценивать получаемую информацию, принимать своевременные и правильные решения, осуществлять не обходимую управляющую (командно-исполнительную) деятельность (воздействия), оперируя при этом соответ ствующими органами управления.
Наиболее характерная черта деятельности оператора в АСУ состоит в том, что он лишен возможности непо средственно наблюдать управляемые объекты и вынуж ден пользоваться информацией, которая поступает к не му по каналам связи. Иными словами, человек имеет дело не с реальными объектами управления, а с их ин формационными моделями, т. е. с отображением реаль ных объектов.
Информационная модель представляет собой сово купность информации о состоянии и функционировании объекта управления и внешней среды. Она является своеобразным имитатором, отражающим все существен но важные для управления свойства реальных объектов, т. е. тем источником информации, на основе которого оператор формирует образ реальной обстановки, про изводит анализ и оценку сложившейся ситуации, плани рует исполнительную деятельность, принимает решения, обеспечивающие правильную работу системы и выполне ние возложенных на нее задач, а также наблюдает и оценивает результаты их реализации.
Объем информации, включенный в модель, и прави ла ее организации должны соответствовать задачам и способам управления. Физически информационная мо дель реализуется с помощью устройств отображения информации.
Наиболее существенной особенностью работы чело века с информационной моделью является необходимость соотнесения сведений, получаемых с помощью приборов, экранов, табло, как между собой, так и с реальными управляемыми объектами. Отсюда понятно, что построе ние адекватной информационной модели — одна из важ нейших задач конструирования системы управления в целом. Если информационная модель отображает обста новку неадекватно или не позволяет оператору быстро
2 |
35 |