Файл: Баимов, Н. И. Оптимизация процессов прокатки на блюминге.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 97
Скачиваний: 0
начальное фазовое состояние х 0, одно конечное фазовое состоя ние х ъ одно условное оптимальное управление Ulonr, которое и будет оптимальным управлением в этом пропуске.
После доведения процесса поиска до состояния х 0 осуще ствляется обратное движение от первого пропуска к последнему и составляется оптимальная стратегия управления Иот (г), опти мальная фазовая траектория х ( 0 ОпТ fz] и определяется оптималь ное суммарное значение функционала
<7опт — ?1опт + • • ■ + Q z -X опт + q z опт-
Из рассмотрения метода динамического программирования при менительно к рассматриваемой задаче оптимального управления процессом прокатки на реверсивном обжимном стане видно, что этот метод по сравнению с методом нелинейного программиро вания значительно сложнее и более трудоемок.
Кроме перечисленных выше, этот метод имеет еще ряд особен ностей, которые еще более усложняют его. Основные из них
перечислены |
ниже. |
|
|
Критерий оптимизации q при расчетах по методу динамиче |
|||
ского |
программирования должен обладать |
свойством аддитив- |
|
|
|
z |
|
ности |
R = |
Rz- В наших задачах этим |
свойством обладает |
только критерий Т, другой же критерий (также применяемый) УИ,Шуказанным свойством не обладает. Если критерий оптимиза ции не аддитивен, то расчеты по методу динамического програм
мирования еще более осложняются. |
|
||
Обычно |
нам задается |
начальное состояние слитка х 0 = (# 0, |
|
В0, Ьо, 06), |
т. е. задаются |
геометрические размеры слитка и |
его |
температура 0о. Конечное же состояние слитка задается не |
пол |
ностью: xz = (Hz, Bz, Lz, ?),так как конечная температура слитка 02 заранее не известна и не может быть определена, если не задано управление Uonr (2). Таким образом, конечная температура слитка определяется начальным фазовым состоянием слитка х„, непол ным заданным конечным состоянием его xz (без температуры Q'z) и управлением Uom (2), которое требуется найти.
Отсюда следует, что при применении метода динамического программирования необходимо в начале расчета выбрать темпе ратуру 0zЗатем в результате расчета, дойдя до начального со стояния слитка х 0, получим расчетную начальную температуру слитка, которая может оказаться не равной заданной начальной температуре 0о. В этом случае придется повторить весь расчет, выбрав новое значение Q'z , и так поступать до тех пор, пока не достигнем равенства расчетной и заданной начальных температур слитка. Необходимость применять указанный итерационный ме тод при решении задачи методом динамического программирова ния осложняет это решение и в несколько раз увеличивает и без того более значительный по сравнению с методом нелинейного программирования объем вычислительных работ.
3: |
35 |
Метод динамического программирования имеет и принци пиальные недостатки [31 ], которые лишают его строгого логи ческого обоснования, а применение этого метода не всегда целе сообразно. Это относится частично и к рассматриваемой задаче.
Из-за сложности и трудоемкости расчетов по методу динами ческого программирования требуется значительно большее время для расчета оптимального режима прокатки слитка. В резуль тате определения оптимального способа управления процессом прокатки на реверсивном обжимном стане по методу динамиче ского программирования для каждого пропуска получается свое оптимальное управление, т. е. все параметры режима скоростей, включая а, b и пп, для каждого пропуска получаются разные. Осуществить такое оптимальное управление без потерь практи чески возможно лишь при внедрении весьма сложной и надежной автоматизации. Разработать же и внедрить такую автоматиза цию для указанных сложных режимов управления очень сложно.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее приемлемым методом, отвечающим современным условиям прокатки на блюминге, является метод нелинейного программирования. Этот математический метод и принят нами за основу при исследовании и решении поставлен ной задачи. При этом из методов нелинейного программирования (метод поочередного изменения переменных, метод градиента, метод наискорейшего спуска) наиболее удобным является метод поочередного изменения переменных с некоторыми дополнениями, связанными с особенностями рассматриваемой задачи.
Однако совсем не следует понимать, что метод динамического программирования нельзя применять для решения поставлен ной задачи. Наоборот, применение этого метода в данном случае, а также для решения других задач прокатки на реверсивных об жимных станах представляет большой интерес.
Последовательность решения задачи
Рассматриваемая задача состоит из:
расчета множества возможных вариантов режимов прокатки при различных возможных совокупностях параметров управления;
поиска из этого множества оптимального варианта режима прокатки и соответствующей ему оптимальной совокупности па раметров управления.
Для выполнения первой части задачи необходимо иметь мате матическую модель процесса прокатки. В эту модель входят группы зависимостей, уравнений и ограничений для расчета вариантов режима обжатий, режима скоростей (при любом возможном их сочетании) и показателей режима прокатки в целом.
В связи с большим числом независимых переменных парамет ров управления, несмотря на систему ограничений, множество возможных режимов прокатки получается весьма большим, а вы бор из этого множества оптимального варианта — весьма слож
36
ным. Поэтому в первой части задачи решается вопрос о макси мальной оптимизации самой математической модели процесса прокатки с тем, чтобы каждый вариант режима прокатки, рас считанный по этой модели, был уже частично оптимизирован. Это может быть достигнуто в результате исследования режима обжатий и режима скоростей, установления оптимальных уравне ний связи между параметрами этих режимов и включения этих уравнений в математическую модель процесса прокатки.
В результате такой оптимизации математической модели про цесса прокатки число независимых переменных параметров упра вления процессом прокатки может быть существенно сокращено и рассматриваемая задача будет упрощена.
Для выполнения второй части задачи необходимо на основа нии принятого метода нелинейного программирования и оптимизи рованной математической модели процесса прокатки разработать методику поиска оптимального варианта режима прокатки и соот ветствующей ему оптимальной совокупности параметров упра вления. Таким образом, принимается следующая последователь ность решения задачи:
исследование режима обжатий о целью установления опти мальных уравнений связи между его параметрами и разработки методики расчета оптимизированного варианта режима обжатий; исследование режима скоростей с целью установления опти мальных уравнений связи между его параметрами и разработки методики расчета оптимизированного варианта режима скоростей;
оптимизация математической модели процесса прокатки; разработка методики поиска оптимального варианта режима
прокатки и соответствующей ему оптимальной совокупности пара метров управления (оптимальной совокупности вариантов режима обжатий и режима скоростей).
3. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ПРОКАТКИ НА БЛЮМИНГЕ
Режим обжатий
Параметры режима обжатий
Любой вариант режима обжатий Пг характеризуется следую щими параметрами (см. табл. 1):
схемой прокатки
Z* + Z2 + Z3 + . . . + Z3 = Z,
суммарными обжатиями по этапам прокатки
£днъ £дя2, £дя3, .... Бдяэ,
обжатиями по пропускам ДЯ2,
размерами раската по пропускам Яг, Вг, Lz (Яг), длиной очага деформации по пропускам
37
Из указанных параметров независимыми переменными могут быть: Э, Z3, Z, Н„
где Э = 1, |
2, |
3, |
. . . , Э, |
г = 0, |
1, |
2, |
3, . . . , Z. |
Таким образом, при расчете варианта режима обжатий тре |
|||
буется выбрать |
схему прокатки, т. е. принять параметры Э, Z3, |
Z, а также выбрать суммарные обжатия по этапам прокатки и обжатия по пропускам, т. е. принять параметры Нг.
Напомним, что здесь рассматривается наиболее распростра ненная задача для условий действующего блюминга — расчет режима обжатий при заданном слитке и заданной калибровке валков.
Методика расчета режима обжатий
В настоящее время нет общепризнанных научно обоснованных методов калибровки валков блюминга и расчета режима обжатий. Однако в течение длительной эксплуатации блюмингов установлены
Вш |
Вш |
8ц |
Bj |
Рис. |
7. |
Варианты калибровки валков блюминга 1300 (а) и схемы прокатки слитка |
4Х4 |
Х 1 |
(б) |
отдельные закономерности и ограничения, использование кото рых позволяет обосновать выбор калибровки валков и режима обжатий для конкретных условий стана.
При расчете режима обжатий для условий блюминга при за данной калибровке валков обычно руководствуются требованиями и рекомендациями (рис. 7), приведенными ниже:
38
1. Схема прокатки на гладкой бочке зависит от исходных раз меров слитка Яо и В 0, схема прокатки в последующих ящичных калибрах (до конца прокатки)— от размеров прокатываемого сечения Я2 и Вг и ширины калибров Дк1|, Вк1п, BK]V. При пе редаче раската после кантовки в ящичный калибр его ширина должна примерно соответствовать ширине калибра по дну. При последнем пропуске этапа прокатки в этом калибре ширина рас ката должна быть не больше ширины калибра в разъеме [6].
2. При прокатке на гладкой бочке отношение высоты исход ного сечения к его ширине из условия устойчивой прокатки должно быть ч-' 1,3. Отсюда и суммарное обжатие за этап про катки на бочке при условии последующей прокатки снова на бойке должно быть таким, чтобы в конце этапа отношение ширины се чения к его высоте было 1,3. В последнем этапе прокатки на гладкой бочке суммарное обжатие можно доводить до высоты сечения, равной ширине первого ящичного калибра, в который слиток передается с кантовкой после прокатки на бочке. При этом отношение ширины сечения к его высоте в последнем пропуске на гладкой бочке из условия устойчивой прокатки в следующем пропуске должно быть ^ 1,5.
Для условий блюмингов допустимое отношение высоты исход ного сечения к его ширине из условия устойчивой прокатки должно быть в пределах 1,3—1,8 [6,40—46].
Во избежание деформации поперечного сечения раската в па раллелограмм и сваливания блюма при прокатке с большими обжатиями следует проверять устойчивость прокатки с учетом
первоначальной |
ромбичности |
слитка [43,47] по условию |
|
|||||
|
|
В2 |
- ЗС), |
|
|
|
|
(II.6) |
АЯг^ А Я уст = 0,23т1-|-(1 |
|
|
|
|
||||
где |
С |
C„(b I/Bz) — коэффициент |
ромбичности |
полосы; |
||||
С„ = |
-^-ТЛЯо + В20 — начальный |
коэффициент |
ромбич- |
|||||
|
|
|
ности слитка; |
сечения |
|
|||
|
|
Ad — разность диагоналей |
|
|||||
|
|
|
слитка; |
|
зависящий |
от |
ра |
|
|
|
т 1— коэффициент, |
||||||
|
|
|
диуса скругления углов профиля |
|||||
|
|
|
г, при г/Вк = |
0,1 |
= |
0,87. |
4 |
|
3. Число пропусков при прокатке блюмов должно быть |
(лишь при необходимости может быть >4). Поэтому при кан товке слитков только с Передней стороны стана во всех этапах прокатки, кроме последнего, число пропусков должно быть равно 2 или 4. В последнем же этапе это число должно быть 1 или 3. В связи с формированием окончательного сечения раската в по следнем пропуске и трудностью точного расчета уширения целе сообразно после последней кантовки, т. е. в последнем этапе,
39