Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
Конструкция изделия является технологичной в том слу чае, если она обеспечивает получение наибольшего числа взаимозаменяемых узлов и деталей, дает возможность приме нять при изготовлении изделия прогрессивные высокопроиз
водительные технологические процессы, механизированные и
автоматизированные средства производства и контроля, ве сти работы широким фронтом, использовать типовые техно
логические процессы и оснастку, требует для своего изготов
ления наименьшей трудоемкости.
Признаками высокой технологичности конструкции явля
ются простота |
форм деталей |
и хорошая обрабатываемость |
материалов, из |
которых они |
сделаны, рациональное члене |
ние конструкции на агрегаты, панели и узлы, рациональное
использование в конструкции монолитных элементов, изго товляемых методами точного литья, объемной штамповки, химическим травлением.
Повышению технологичности изделий способствует реали зация принципа агрегатирования— метода создания новых изделий из унифицированных узлов и агрегатов, максималь ное использование в конструкции стандартных узлов и эле
ментов. Степень |
производственной |
взаимозаменяемости |
мо |
|||||
жет оцениваться |
коэффициентом |
|
|
|
|
|||
|
|
|
L' |
_ |
О |
|
|
|
|
|
|
zX∏.B ~ |
, |
|
|
|
|
где |
Tfí — трудоемкость |
сборки |
ʃ |
IÍ |
полной взаимозаме |
|||
в случае |
||||||||
|
няемости, ч; |
трудоемкость, ч. |
|
|
|
|||
|
Tk— фактическая |
|
коэффициентом, |
|||||
|
Технологичность монтажей определяется |
|||||||
учитывающим степень панелирования: |
|
|
|
|||||
где |
Tm r — трудоемкость монтажных работ, |
выполняемых вне |
||||||
|
изделия (сборка панелей, монтаж блоков), ч; |
|
||||||
|
Tm — общая трудоемкость всех монтажных работ, ч. |
|
||||||
|
Аналогичным образом можно оценивать и другие произ |
|||||||
водственно-технические характеристики |
проектируемой |
ма |
||||||
шины. Высокая ремонтная технологичность |
или ремонтопри |
годность изделий обеспечивается повышением взаимозаменяе мости основных агрегатов, узлов и элементов, свободным подходом к основным агрегатам и к местам возможных по вреждений, возможностью контроля, блочностью конструк ций, наличием базовых деталей и узлов, которые дают воз
можность производить замену вышедших из строя деталей и элементов оборудования, нивелированием сроков службы де талей.
4’ |
51 |
Повышению эксплуатационной и ремонтной технологич ности способствует применение конструкций, у которых
быстроизнашивающиеся детали являются регулируемыми или легкосъемными. Технологичным конструктивным решени
ем будет такое размещение агрегатов и узлов систем, при котором съем одного из них для осмотра или замены не тре бует демонтажа расположенных рядом агрегатов.
Большое значение имеет упорядочение срока службы де талей, что позволяет при очередном ремонте определенные группы деталей машины, имеющие одинаковый срок службы, заменять все одновременно. Большое разнообразие сроков службы деталей одной и той же машины приводит к затруд
нению назначения оптимальных |
сроков профилактических, |
текущих и капитальных ремонтов. |
Кроме того, замена изно |
шенных деталей часто влечет за собой замену большого ко
личества других сопрягаемых с ними деталей, хотя последние к тому времени и не требуют замены.
Конструкция изделия должна позволять быстро обнару
живать неисправности, а еще лучше — сигнализировать об их приближении.
Эксплуатация предъявляет свои требования к изделиям.
Кроме основных эксплуатационных качеств изделие должно обладать рядом свойств, облегчающих его эксплуатацию. Эти свойства — простота обслуживания, минимальные затраты труда на подготовку к эксплуатации, автоматизации контро
ля готовности к эксплуатации, механизация и автоматизация
таких подготовительных операций, как заправка |
топливом, |
смазочными маслами, зарядка аккумуляторов и |
др. Кроме |
того, изделие должно быть хорошо приспособлено к длитель
ному хранению и транспортированию.
Созданию конструкций, технологичных в производствен
ном и эксплуатационном отношении, способствует реализа ция в проекте принципов функциональной взаимозаменяемо
сти. Функциональная взаимозаменяемость обеспечивает
взаимозаменяемость агрегатов, блоков, оборудования |
по |
|
служебным характеристикам и дает возможность |
прогнози |
|
ровать основные эксплуатационные показатели |
изделий |
в |
зависимости от изменений геометрических и других парамет ров агрегатов и узлов изделия.
Часто причиной отказа являются ошибки операторов при эксплуатации машины. Очень часто эти отказы обусловлива ются тем, что система управления машиной, особенно рабочее место оператора, спроектирована без учета физиологических и психологических особенностей оператора. Пульт управле ния сложной машиной, как правило, бывает насыщен различ
ными приборами, сигнализаторами, рычагами, кнопками,
52
переключателями и т. д. Управление машиной с точки зре
ния оператора представляет собой органическое единство
процесса восприятия, мыслительного |
процесса и действия. |
Время, которым располагает оператор |
для наблюдения за |
приборами, принятия решения и осуществления движений по управлению машиной, обратно пропорционально скорости
процесса. И если условия работы требуют частого обращения к различным приборам на пульте, у оператора быстро насту
пает утомляемость.
Весьма большое значение для надежной работы машин
имеют эстетические и эргономические показатели, |
которым |
|
не всегда уделяется должное внимание: отсутствует |
гармо |
|
ния в линиях панелей, размещении приборов; |
имеет место |
|
значительная засоренность зрительного поля |
крепежными и |
технологическими элементами; пульт и отдельные приборы окрашены в цвет, повышающий утомляемость оператора; имеются дублированные надписи; шкалы на приборах распо
ложены неудобно для считывания |
показаний; |
форма и на |
клон всевозможных рычагов и других органов |
управления |
|
не соответствуют оптимальным |
требованиям |
инженерной |
психологии. Вот почему вопросы технической эстетики долж ны найти обязательное применение при проектировании но вых сложных машин.
Очень важно установить оптимальные показатели надеж ности машины, ее отдельных узлов и агрегатов. Установле ние норм надежности для агрегатов, систем и машины в це лом является сложной задачей. При решении этой задачи учитывается назначение машины, функции ее отдельных эле ментов и систем, разнообразное влияние внешних условий, а также взаимное влияние агрегатов и систем машины друг на
друга.
При разработке схемы любой системы необходимо произ
вести анализ надежности всех ее вариантов и выбрать опти
мальный. При этом используются известные |
данные о на |
|
дежности входящих в систему элементов. |
Для определения |
|
степени надежности элементов, вводимых |
в |
систему вновь, |
обязательно необходимо производить их испытания.
Чтобы назначить те или иные показатели надежности для агрегатов и систем изделия и особенно для обоснования их, необходимо провести глубокий анализ отказов агрегатов и систе-м по частоте, степени влияния их на работоспособность
изделия в целом, на безопасность экипажа и пассажиров, а также экономические последствия отказа. Для предваритель ного расчета надежности системы необходимо знать нагрузки
и условия, при которых она будет работать. C этой целью
используются материалы по эксплуатации предшествующих
53
машин, эксплуатации аналогичных машин, а также расчет ные методы. Однако эти материалы могут дать лишь прибли
зительное представление об условиях работы новой машины
и ее оборудования. Поэтому при испытании первого образца машины должны быть поставлены задачи по более точному определению внешних нагрузок и условий работы, внесены
коррективы в расчеты надежности систем и в технические условия на узлы, агрегаты и системы машины.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ХАРАКТЕРИСТИК НАДЕЖНОСТИ
Одним из основных средств повышения надежности ма
шин на стадии проектирования, как и на последующих эта пах, является проведение испытаний и исследований. Цель испытаний — быстрое получение наиболее полной информа ции о проектируемом изделии и его элементах.
Необходимость проведения широкой программы испыта ний и исследований при создании новой машины обусловли
вается сложностью механических, физических и химических процессов, протекающих в соединениях нагруженных деталей, сложностью действия внешних нагрузок и внешних условий эксплуатации, влиянием одних систем машины на другие. В этих случаях для проектирования надежных машин и систем одних теоретических положений недостаточно. Испытания де талей и агрегатов машин, элементов систем и изделий в це лом должны быть всесторонними и максимально приближен
ными к эксплуатационным условиям.
Результаты испытаний должны выявить:
характер внешних нагрузок, действующих на агрегаты ма шины, и вызываемые ими усталостные повреждения;
способность противодействия і этим нагрузкам конструк ции машины и отдельных ее элементов;
характер нагружения агрегатов и систем машины от дви гателя и других силовых установок;
действие температурных напряжений от внешнего нагрева и внутренних источников тепла;
функционирование сложных систем машины; влияние одних систем на другие;
приспособленность к работе в различных климатических
условиях и в трудных условиях эксплуатации; показатели долговечности, ресурса и надежности агрега
тов и систем машины;
наиболее характерные дефекты и отказы;
параметры, подлежащие контролю в эксплуатации;
54
оптимальные сроки регламентных работ и необходимость уточнения инструкций по эксплуатации.
Испытаниям могут подвергаться отдельные элементы
конструкции машины и систем в лабораторных условиях на
испытательных установках. Эти же элементы |
испытываются |
в системе комплексно с другими элементами |
на натурном |
стенде, в качестве которого может служить технологический или макетный экземпляр машины. И, наконец, машину под
вергают всесторонним эксплуатационным испытаниям в ре альных условиях эксплуатации.
Особо важным является проведение ускоренных испыта ний, так как во многих случаях проводить натурные испыта ния при эксплуатационных нагрузках не представляется воз
можным из-за их длительности.
Проведение ускоренных испытаний вызывает необходи мость замены длительных испытаний на различных режимах испытаниями на одном или нескольких наиболее напряжен ных режимах, встречающихся в эксплуатации или искусст венно создаваемых. При испытаниях создаются механические, тепловые, электрические и другие нагрузки, приводящие к
ускоренному разрушению, износу, старению образцов и воз никновению отказов. В этом случае вводятся так называемые эквивалентные режимы. Так, в случае действия механических нагрузок, вызывающих усталостные разрушения, эти режимы устанавливаются исходя из теории накопления повреждении
и математически-выражаются следующей формулой:
V,
Σ — — а,
N1
где ni — число действующих циклов напряжений определенной амплитуды;
Ni— число циклов напряжений той же амплитуды, необ ходимое для разрушения;
а — величина, зависящая от материала, формы и разме
ров детали.
C ростом нагрузки увеличивается интенсивность отказов.
Зависимость характеристик надежности от нагрузки |
во мно |
|
гих случаях степенная и приближенно выражается |
следую |
|
щей |
формулой: |
|
|
A = (⅛" |
|
|
λ0 'N0 / ’ |
|
где .Vc — номинальная нагрузка; |
|
|
λ∙ll, |
Л/ — нагрузка при испытаниях; |
|
λ — интенсивности отказов под действием соответствую |
щей нагрузки.
55
Для средних наработок до отказа формула имеет вид
і |
— t |
. — |
|
где К V = — . |
|
i<N |
|
|
|
|
|
N0 |
показатель степени |
п известен. Он |
|
Для многих изделии |
|||
колеблется в широких пределах. |
Например, |
для электриче |
ских осветительных ламп (если под нагрузкой иметь в виду
напряжение) n=13, для |
конденсаторов |
n=2÷10, для под |
шипников качения л = 3. |
Но для многих |
изделий соотноше |
ния времени ускоренных испытаний и времени фактической
эксплуатации еще не найдены.
На стадии проектирования очень часто приходится прибе гать к различным методам моделирования, поскольку прове дение испытаний натурных образцов (особенно для сложных машин), крайне затруднено.
При этом необходимо помнить, что при ускоренных испы таниях натурных образцов или моделей время является важ нейшим фактором. При всех испытаниях вопросы старения от времени или «отдыха» элементов конструкции между оче редными нагружениями в реальной эксплуатации остаются неучтенными. Опыт многих заводов и конструкторских орга низаций в нашей стране и за рубежом показывает, что объем
экспериментальных и испытательных работ на стадии проек тирования все увеличивается. Если до недавнего времени
конструкторы для отработки функционирования систем и машин в комплексе пользовались в основном методами фи
зического моделирования, то в настоящее время все больше
начинают внедряться методы математического |
моделирова |
ния с использованием разнообразных средств |
аналоговой и |
цифровой техники. |
|
В процессе конструктивной разработки и доводки машин проводятся следующие группы испытаний: изолированные
испытания в лабораторных условиях; комплексные испыта
ния систем на натурных стендах; эксплуатационные испыта ния.
При проведении испытаний сложных систем приходится сталкиваться с рядом проблем.
Если в области испытаний на повторные нагрузки корпу сов и кинематических цепей машин уже накоплен определен ный опыт, то положение с испытаниями систем и элементов агрегатов, связанных с системами, обстоит гораздо хуже.
Речь идет о комплексных испытаниях гидросистем совместно с подвижными частями агрегатов, с механизмами шасси, с рулевыми устройствами и т. д.
56