Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
слоя и др. Особенно чувствительны к |
чистоте |
поверхности |
|
высокопрочные стали; с повышением |
чистоты |
поверхности |
|
увеличивается выносливость и алюминиевых сплавов. |
|||
При конструировании важен выбор |
допусков, |
обеспечи |
|
вающих безотказную работу элементов |
систем на |
протяже |
нии заданного периода времени. Сюда относятся допуски на геометрические размеры, сопротивление изоляции, амортизи
рующие данные подвесок, выходные параметры элементов
электрических и других систем. Большую помощь конструкто ру в выборе допусков может оказать теория функциональной
взаимозаменяемости.
Большое значение имеет применение в конструкции стан дартных элементов, надежность которых уже проверена в хо де эксплуатации предыдущих типов машин. Важно, чтобы стандартные элементы применялись в соответствующих усло виях и чтобы конструкции их постоянно совершенствовались.
При разработке |
конструкции |
элементов, |
влияющих на |
|
работу |
жизненно важных агрегатов и систем машин, необ |
|||
ходимо |
определять |
методику их |
обкатки или |
тренировки |
Назначение обкатки или тренировки отдельных элементов, а
иногда и изделия в целом, должно |
исходить из характера |
|||
распределения отказов. |
конструкциях |
макси |
||
Как известно, |
в многодетальных |
|||
мальное число отказов приходится |
на |
начальный |
период |
|
эксплуатации или |
период приработки, |
когда выявляются |
случайные дефекты в изготовлении элементов. Затем числе
отказов падает и наступает период нормальной эксплуата ции. Позднее, когда начинает сказываться износ деталей ма
шины, количество отказов снова увеличивается.
В общем случае время тренировки или обкатки элементов должно равняться времени приработки, с тем чтобы период, в который происходит максимум отказов, элемент или изде лие проработали на стенде или на заводе. Для этого необхо димо ввести более жесткий режим приработки элементов, чтобы время обкатки было минимальным.
Для того чтобы правильно сделать выбор конструктивных элементов и узлов, вновь вводимых в конструкцию изделий и
их систем, проводят всесторонние испытания на прочность,
циклические нагрузки, перегрузки, повышенные и понижен ные температуры, повышенную влажность, запыленность
и т. п. в условиях, близких к тем, в которых они будут рабо тать при эксплуатации.
Проектирование систем изделий. Выбор правильной схе
мы систем изделия во многом определяет его надежность. Поэтому при выборе необходимо руководствоваться рядом принципов.
45
Система по возможности должна быть наиболее простой (наименьшее количество элементов, соединений, переходов, короткие коммуникации и т. д.). Схема системы выбирается такой, чтобы входящие в нее элементы не оказывали вредных воздействий друг на друга.
Элементы системы должны быть рассчитаны на работу в условиях, обеспечивающих их нормальное надежное функ ционирование (температура окружающей среды, темпы пере пада температур, вибрационные, ударные нагрузки, условия влажности, запыленности ит. п.) Длительная работа элемен тов на перегрузочных режимах недопустима.
Компоновка систем должна давать возможность панелирования.
Большое внимание уделяют оптимальным температур
ным режимам, распределению температурных полей, выра
ботке на основании этих сведений рекомендаций для проек
тирования узлов и блоков изделий. |
Одновременно разраба |
тывают средства охлаждения. |
обычно определяют на |
Температурный режим изделия |
последних этапах его разработки, поэтому очень важно зара нее провести все мероприятия по установлению оптимально го температурного режима. Для конструирования и расчетов температурных режимов блоков и агрегатов изделий с есте
ственным охлаждением нет готовых надежных формул; конструирование их до сих пор остается сложной проблемой.
Тем не менее знание закономерностей распределения тепла
облегчает решение этой проблемы.
Выбор оптимальных температурных режимов узлов и рациональная компоновка деталей в блоках позволяют зна чительно увеличить удельную рассеиваемую мощность в блоках и повысить показатели надежности изделий.
При проектировании системы, исходя из степени надежно сти ее элементов, необходимо предусматривать резервирова ние. Цель резервирования — повышение надежности. Резер
вирование может принимать различные формы. Одна из них состоит в выполнении расчетов с большим запасом. Вторая форма заключается в том, что в систему вводятся резервные
элементы, |
которые |
подключаются параллельно |
рабочим |
||
элементам |
системы. |
При отказе |
основного |
элемента его |
|
функции выполняет |
резервный. |
В этом случае надежность |
|||
системы повышается, так как вероятность |
отказа |
парал |
лельно включенных элементов равна произведению вероятно стей отказа каждого элемента.
Однако резервирование усложняет систему, увеличивает вес, объем и стоимость изделия. К тому же автоматические устройства, включающие в работу резервный элемент по вы
46
ходе из строя основного, сами не обладают |
абсолютной |
на |
|
дежностью. Поэтому вопросы резервирования |
должны |
ре |
|
шаться в каждом случае с учетом этих обстоятельств. |
|
||
При разработке систем должны быть решены |
вопросы |
||
их контролепригодности, предусмотрена возможность |
их |
на |
стройки и контроля объективными и по возможности автома
тизированными средствами. C этой целью системы снабжают специальными разъемами для присоединения настроечной и контрольной аппаратуры.
Во многих случаях предусматривают встроенный контроль и самонастройку систем, выдачу информации о режимах ра
боты и возникших неисправностях, а иногда даже и прогно зирование возможных отказов. Для многих сложных систем еще не определены параметры, по которым можно было бы судить об изменении надежности той или иной системы, не разработаны методы контроля изменения технического со стояния систем и их элементов.
Необходимо провести исследовательские работы по опре
делению тех элементов и агрегатов |
машин, |
по которым в |
процессе эксплуатации обязательно |
должен |
производиться |
контроль изменений технического состояния. Если информа
цию об !изменении |
технического состояния этих |
агрегатов |
нельзя вывести на |
приборы, установленные на |
машине, ее |
необходимо получить при помощи специальных или универ сальных средств обслуживания перед началом работы маши
ны. Большой эффект дает применение самописцев, непрерыв но записывающих параметры систем в процессе работы. Обработка этих записей может быть использована для про гнозирования возможных отказов.
Система должна проектироваться с расчетом на работу при оптимально широком поле допусков на параметры ее элементов. При изготовлении же элементов систем должны быть обеспечены более узкие допуски на их параметры. В этом случае достигается запас точности, и система работает продолжительное время без дополнительной настройки или замены элементов.
Важным направлением обеспечения надежности сложных машин и их систем в процессе проектирования являются панелирование и агрегатирование монтажей. Основы панелирования должны быть заложены при проектировании. Па нелирование монтажей заключается в рациональном разме щении на общих зональных панелях аппаратуры и коммуни каций. На рис. 10 показан образец монтажной панели гидро агрегатов. Панелирование, при котором сотни элементов ком муникаций, электросистем удается собрать в несколько комму никационных блоков, позволяет значительно улучшить под-
47
4δ
Г'ідроагрегаты
Рис. 10. Монтажная панель гидооагоегатов
ходы к приборам, уменьшить число коммуникаций, упорядо чить монтажи, сократить длину коммуникаций.
Создание зональных монтажей панелей позволяет со вершенно по-новому организовать технологический процесс. Обычно каждый прибор при монтаже ставится на собранную машину. Это удлиняет цикл, создает неблагоприятные усло
вия для клепки, пайки и монтажа систем, |
засоряет объемы |
машины. |
на отдельных |
Зональные монтажные панели собирают |
специально оборудованных рабочих местах с широким при
менением средств механизации и автоматизации. Оконча тельно собранную панель проверяют при помощи объектив ных средств контроля и только после этого устанавливают на машину.
Наряду с созданием зональных монтажных панелей необ ходимо создавать блоки коммутационной аппаратуры, трас сы коммуникаций, жгуты проводов, которые можно было бы также собирать вне машины.
Панелирование создает условия для механизации монтаж ных работ, которые до сего времени механизированы мень ше, чем какие-либо другие операции.
При проектировании в конструкции предусматривают компенсаторы, способствующие уменьшению монтажных на пряжений, напряжений, возникающих вследствие деформа ции отдельных агрегатов машины в эксплуатации. Кроме того, создают наиболее благоприятные условия для работы
аппаратуры и оборудования машины, ее системы и комму
никаций. обеспечивают теплоизоляцию или отвод тепла и выхлопных газов, минимальный уровень вибраций и нежела тельных влияний одной системы на работу других систем,
герметизацию и изоляцию отдельных приборов и агрегатов,
амортизацию, защиту от пыли, влаги и других неблагоприят ных условий эксплуатации.
Большое значение для повышения надежности имеет созда
ние комплексированных приборов и агрегатирование элементов
конструкции и систем (рис. |
11). В этом случае за счет при |
|
менения общих корпусов |
сокращается число |
сочленений, |
улучшается герметичность, |
жесткость агрегата, |
а следова |
тельно, и его надежность. |
|
|
Проектируемое изделие должно обладать высокой произ водственной и ремонтно-эксплуатационной технологичностью.
Производственная технологичность определяется сово купностью свойств конструкции, позволяющих применить при ее изготовлении наиболее совершенные технологические про
цессы и обеспечить высокое качество при минимальных за
тратах труда и времени.
4--1638 |
49 |
50
Рис. 11. Располож ение клапанов топливной системы:
а —индивидуальное; б —в общем корпусе