Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исследования, проведенные с целью выявления характе­ ристик рассеивания пределов прочности, ударной вязкости и других параметров некоторых материалов в состоянии по­ ставки, показали, что значения рассеивания соизмеримы с номинальными значениями и достигают значительной величины.

Отсутствие или недостаточность объектных средств и ме­ тодов оценки качества является также одной из серьезных

причин нестабильности качества изделий. Оценка качества, производимая «на глазок», является субъективной и зависит не только от действительного качества изделий, а во многом

от опыта, квалификации, а часто

и состояния

человека,

контролирующего эти операции.

 

 

Действие на конструкцию и системы машин внешних фак­

торов. В процессе работы в широком диапазоне климатиче­ ских условий элементы конструкции и системы машин под­

вергаются неблагоприятному действию

климатических фак­

торов: быстрой смене высоких и низких

температур, давле­

ний, повышенной

влажности,

запыленности,

солнечной

радиации и др.

 

 

 

 

При низких температурах многие материалы приобрета­

ют хрупкость, в них легче образуются трещины.

Особенно

сильно ухудшаются

характеристики

изделий из

резины и

многих полимеров. При низких температурах густеет смазка в подшипниках, покрываются льдом некоторые наружные и

внутренние детали машин и оборудования, а обледенение антенн, например, уменьшает излучаемую мощность и ухуд­

шает условия приема сигналов.

Высокие температуры способствуют распаду органических материалов, потере эластичности резиновых деталей, умень­ шению вязкости масел и пропиточных сред. Повышенная влажность способствует развитию коррозионных процессов.

Увлажнение изоляции электрических устройств и цепей при­ водит к появлению неисправностей, так как образуются токопроводящие мостики, возникают замыкания между вит­ ками трансформаторов, пробои изоляции, утечки в печатных платах. Повышение влажности вызывает снижение чувстви­ тельности радиоприемных устройств, возникновение утечек и замыканий в соединительных кабелях и высокочастотных разъемах. Увеличивая коррозию, повышенная влажность ѵхудшает проводимость контактных соединений в электри­

ческих и радиоэлектронных системах.

воздуха

ухудша­

При низких давлениях окружающего

ется отвод тепла, уменьшается

электрическая

прочность

радиоэлементов. При низких

давлениях

легче

возникают

тихие л скользящие разряды

в негерметизированных вы­

27


соковольтных выпрямителях, элементах антеннофидерны.' систем, что вызывает нарушения нормальной работы аппара туры. В негермнтизированных системах при пониженном дав лении наблюдается перегрев элементов систем.

Высокая запыленность приводит к быстрому износу тру щихся частей, выходу из строя токонесущих колец элек трических машин, сельсинов, токосъемников. Пыль и влаж ность резко снижают сопротивление изоляции радиоаппара туры, имеющей печатный монтаж.

Тепловое и фотохимическое действие солнечных лучей вы зывает ускоренное окисление материалов органического про исхождения, нежелательное изменение их свойств, разруше

. ние лакокрасочных покрытий.

Под действием солнечных лучей сокращается срок служ бы резиновых деталей, деталей из полимеров, высокочастот

ных кабелей,

усиливается

процесс

атмосферной коррозии

Ошибки операторов при эксплуатации машины.

Henpe

рывный рост

технических данных машин.

усложнение их

конструкций,

увеличение

числа точек

контроля

и

управде

ния на пульте, которое

возросло до величин,

порой

превы

шающих на

отдельных

режимах «пропускную

способность»

человека, предъявляют новые дополнительные требования обслуживающему персоналу. Замедленная реакция операто

ра, его утомленность или недостаточная внимательность ча сто приводят к нарушению правил эксплуатации машин.

Управление современной машиной — ответственный про цесс, требующий способности мгновенно оценивать меняю щуюся обстановку и принимать соответствующие правиль ные решения. Высокие скорости процессов, сложность рабо чих режимов, многочисленность приборов и индикаторов, за которыми приходится наблюдать оператору в процессе ра

боты, несмотря на наличие многих автоматических систем делают управление современными механизмами весьма труд ным, требующим высоких знаний и большой практической

подготовки.

На качество эксплуатации машин оказывает влияние так­ же недостаточная изученность вопросов технической психо­ логии, эргономики и проектирования машин с учетом Физио­

логических возможностей оператора. Известно, что

органы

чувств человека имеют верхний и нижний пороги

чувстви­

тельности, различную реакцию на внешние раздражения в

начале и в конце работы. Ограничены возможности человека

и в распределении внимания, различна

реакция на цвет,

звуки, формы предметов. Все эти вопросы

до последнего

времени не находили должного отражения в практике проек­ тирования машин.

28


Часто подготовка операторов, их практическая натрени­ рованность, знание ими материальной части и условий экс­ плуатации оказываются недостаточными, что также приво­

дит к отказам. Особенно это сказывается в начальный пери­

од эксплуатации машины.

Подготовка некоторых сложных современных машин к эксплуатации сопряжена со многими трудностями: много­ численные системы машин нуждаются в одновременной ра­ боте большой группы специалистов, требуют от технического персонала рассредоточения внимания, в результате чего мо­ гут оказаться непроверенными отдельные узлы или элемен­

ты. Кроме того, необходимость проверки большого числа па­ раметров перед пуском машин в эксплуатацию требует дли­ тельного времени.

Средства объективной оценки готовности машин к эксплуатации пока во многих случаях отсутствуют, поэтому

приходится мириться с оценкой по приборам, установленным

на машине, или, в лучшем случае, по универсальным изме­

рительным средствам и приборам. Такая оценка во многом зависит от квалификации и добросовестности исполнителя и является весьма субъективной.

При работе машины оператор получает от приборов мини­ мальную информацию, непосредственно относящуюся к вы­

полняемым машиной функциям. Эта информация является недостаточной для того, чтобы оператор мог судить о степе­ ни надежности работы машин, о приближающихся неполад­ ках или отказах. Нет также средств для оценки состояния надежности агрегатов и систем машин при периодических ос­

мотрах после их работы.

Правильная эксплуатация осложняется также отсутствием в ряде случаев научно обоснованных методов установления сроков регламентных, профилактических и ремонтных работ, проведение которых связано с большой сложностью и трудо­

емкостью.

Неполное знание факторов, определяющих надежность изделий. Увеличение сложности машин, разнообразие внеш­ них и внутренних условий, при которых работают машины и их элементы, сложность взаимосвязей и характера взаимо­

действия отдельных систем и агрегатов приводят к тому, что конструктор при проектировании новой машины во многих случаях не в состоянии предсказать степень ее надежности.

Задавая технические условия на оборудование для новой машины, конструктор зачастую умозрительно или по опыту эксплуатации предыдущих машин задает условия, в которых будет работать оборудование. Часто выявляется, что эти условия в значительной мере отличны от реальных условий

29


эксплуатации, что может также явиться причиной

ненадеж­

ной работы комплектующих изделий.

 

Разнообразные механические, гидравлические, тепловые,

электрические нагрузки, которым

подвергаются

элементы

машин и систем в эксплуатации,

индивидуальный

характер

нагрузок на каждый элемент требуют многообразного обо­

рудования для проведения испытаний и исследований. Слож­ ность этого оборудования, зачастую отсутствие средств и времени приводят к тому, что многие элементы машин за­

пускаются в серийное производство без всесторонних иссле­

дований и испытаний.

Проведение исследований некоторых явлений не всегда возможно осуществить в лабораторных условиях. Вопросы

же физического, математического моделирования многих яв­ лений разработаны еще недостаточно.

Испытания изделий на надежность и ресурс, как прави­ ло, требуют длительного времени. Натурные испытания вследствие быстрого морального старения техники и частой смены объектов производства иногда провести до начала серийного производства не удается. В таких случаях прибе­ гают к проведению ускоренных испытаний. Существует це­

лый ряд работ по методике проведения ускоренных

испыта­

ний. Но вопросы приведения

результатов

ускоренных

испы­

таний к результатам износа

в реальной

эксплуатации для

многих изделий остаются весьма приближенными.

При проведении исследований и испытаний агрегатов и

элементов

машин приходится неизбежно сталкиваться с

большим

рассеиванием результатов испытаний. Известно,

например, что при исследовании долговечности шарикопод­ шипников минимальный срок службы отличается от макси­ мального в 40—50 раз.

При испытаниях в лабораторных условиях на усталость различных материалов, подвергшихся воздействию нагрузок с постоянной амплитудой (минимальной и максимальной),

результаты отличаются в 10— 15 раз.

Из-за большого разброса результатов испытании на на­ дежность приходится проводить исследования одновременно на большом количестве образцов. Это обстоятельство еще

более усугубляет сложность работ по программе обеспечения надежности, так как к высокой стоимости испытательного оборудования прибавляется стоимость образцов для испыта­ ний. Кроме того, на надежности современных машин сказы­ ваются недостатки в ряде теоретических положений, напри­ мер, отсутствие проверенной практикой теории усталостных разрушений конструкции под воздействием случайных на­ грузок, теории, учитывающей влияние концентрации напря-

30