Файл: Силаев, И. С. Система КАНАРСПИ в действии (основные направления повышения качества и надежности изделий).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
Исследования, проведенные с целью выявления характе ристик рассеивания пределов прочности, ударной вязкости и других параметров некоторых материалов в состоянии по ставки, показали, что значения рассеивания соизмеримы с номинальными значениями и достигают значительной величины.
Отсутствие или недостаточность объектных средств и ме тодов оценки качества является также одной из серьезных
причин нестабильности качества изделий. Оценка качества, производимая «на глазок», является субъективной и зависит не только от действительного качества изделий, а во многом
от опыта, квалификации, а часто |
и состояния |
человека, |
контролирующего эти операции. |
|
|
Действие на конструкцию и системы машин внешних фак
торов. В процессе работы в широком диапазоне климатиче ских условий элементы конструкции и системы машин под
вергаются неблагоприятному действию |
климатических фак |
|||
торов: быстрой смене высоких и низких |
температур, давле |
|||
ний, повышенной |
влажности, |
запыленности, |
солнечной |
|
радиации и др. |
|
|
|
|
При низких температурах многие материалы приобрета |
||||
ют хрупкость, в них легче образуются трещины. |
Особенно |
|||
сильно ухудшаются |
характеристики |
изделий из |
резины и |
многих полимеров. При низких температурах густеет смазка в подшипниках, покрываются льдом некоторые наружные и
внутренние детали машин и оборудования, а обледенение антенн, например, уменьшает излучаемую мощность и ухуд
шает условия приема сигналов.
Высокие температуры способствуют распаду органических материалов, потере эластичности резиновых деталей, умень шению вязкости масел и пропиточных сред. Повышенная влажность способствует развитию коррозионных процессов.
Увлажнение изоляции электрических устройств и цепей при водит к появлению неисправностей, так как образуются токопроводящие мостики, возникают замыкания между вит ками трансформаторов, пробои изоляции, утечки в печатных платах. Повышение влажности вызывает снижение чувстви тельности радиоприемных устройств, возникновение утечек и замыканий в соединительных кабелях и высокочастотных разъемах. Увеличивая коррозию, повышенная влажность ѵхудшает проводимость контактных соединений в электри
ческих и радиоэлектронных системах. |
воздуха |
ухудша |
|
При низких давлениях окружающего |
|||
ется отвод тепла, уменьшается |
электрическая |
прочность |
|
радиоэлементов. При низких |
давлениях |
легче |
возникают |
тихие л скользящие разряды |
в негерметизированных вы |
27
соковольтных выпрямителях, элементах антеннофидерны.' систем, что вызывает нарушения нормальной работы аппара туры. В негермнтизированных системах при пониженном дав лении наблюдается перегрев элементов систем.
Высокая запыленность приводит к быстрому износу тру щихся частей, выходу из строя токонесущих колец элек трических машин, сельсинов, токосъемников. Пыль и влаж ность резко снижают сопротивление изоляции радиоаппара туры, имеющей печатный монтаж.
Тепловое и фотохимическое действие солнечных лучей вы зывает ускоренное окисление материалов органического про исхождения, нежелательное изменение их свойств, разруше
. ние лакокрасочных покрытий.
Под действием солнечных лучей сокращается срок служ бы резиновых деталей, деталей из полимеров, высокочастот
ных кабелей, |
усиливается |
процесс |
атмосферной коррозии |
||||
Ошибки операторов при эксплуатации машины. |
Henpe |
||||||
рывный рост |
технических данных машин. |
усложнение их |
|||||
конструкций, |
увеличение |
числа точек |
контроля |
и |
управде |
||
ния на пульте, которое |
возросло до величин, |
порой |
превы |
||||
шающих на |
отдельных |
режимах «пропускную |
способность» |
человека, предъявляют новые дополнительные требования обслуживающему персоналу. Замедленная реакция операто
ра, его утомленность или недостаточная внимательность ча сто приводят к нарушению правил эксплуатации машин.
Управление современной машиной — ответственный про цесс, требующий способности мгновенно оценивать меняю щуюся обстановку и принимать соответствующие правиль ные решения. Высокие скорости процессов, сложность рабо чих режимов, многочисленность приборов и индикаторов, за которыми приходится наблюдать оператору в процессе ра
боты, несмотря на наличие многих автоматических систем делают управление современными механизмами весьма труд ным, требующим высоких знаний и большой практической
подготовки.
На качество эксплуатации машин оказывает влияние так же недостаточная изученность вопросов технической психо логии, эргономики и проектирования машин с учетом Физио
логических возможностей оператора. Известно, что |
органы |
чувств человека имеют верхний и нижний пороги |
чувстви |
тельности, различную реакцию на внешние раздражения в
начале и в конце работы. Ограничены возможности человека
и в распределении внимания, различна |
реакция на цвет, |
звуки, формы предметов. Все эти вопросы |
до последнего |
времени не находили должного отражения в практике проек тирования машин.
28
Часто подготовка операторов, их практическая натрени рованность, знание ими материальной части и условий экс плуатации оказываются недостаточными, что также приво
дит к отказам. Особенно это сказывается в начальный пери
од эксплуатации машины.
Подготовка некоторых сложных современных машин к эксплуатации сопряжена со многими трудностями: много численные системы машин нуждаются в одновременной ра боте большой группы специалистов, требуют от технического персонала рассредоточения внимания, в результате чего мо гут оказаться непроверенными отдельные узлы или элемен
ты. Кроме того, необходимость проверки большого числа па раметров перед пуском машин в эксплуатацию требует дли тельного времени.
Средства объективной оценки готовности машин к эксплуатации пока во многих случаях отсутствуют, поэтому
приходится мириться с оценкой по приборам, установленным
на машине, или, в лучшем случае, по универсальным изме
рительным средствам и приборам. Такая оценка во многом зависит от квалификации и добросовестности исполнителя и является весьма субъективной.
При работе машины оператор получает от приборов мини мальную информацию, непосредственно относящуюся к вы
полняемым машиной функциям. Эта информация является недостаточной для того, чтобы оператор мог судить о степе ни надежности работы машин, о приближающихся неполад ках или отказах. Нет также средств для оценки состояния надежности агрегатов и систем машин при периодических ос
мотрах после их работы.
Правильная эксплуатация осложняется также отсутствием в ряде случаев научно обоснованных методов установления сроков регламентных, профилактических и ремонтных работ, проведение которых связано с большой сложностью и трудо
емкостью.
Неполное знание факторов, определяющих надежность изделий. Увеличение сложности машин, разнообразие внеш них и внутренних условий, при которых работают машины и их элементы, сложность взаимосвязей и характера взаимо
действия отдельных систем и агрегатов приводят к тому, что конструктор при проектировании новой машины во многих случаях не в состоянии предсказать степень ее надежности.
Задавая технические условия на оборудование для новой машины, конструктор зачастую умозрительно или по опыту эксплуатации предыдущих машин задает условия, в которых будет работать оборудование. Часто выявляется, что эти условия в значительной мере отличны от реальных условий
29
эксплуатации, что может также явиться причиной |
ненадеж |
|
ной работы комплектующих изделий. |
|
|
Разнообразные механические, гидравлические, тепловые, |
||
электрические нагрузки, которым |
подвергаются |
элементы |
машин и систем в эксплуатации, |
индивидуальный |
характер |
нагрузок на каждый элемент требуют многообразного обо
рудования для проведения испытаний и исследований. Слож ность этого оборудования, зачастую отсутствие средств и времени приводят к тому, что многие элементы машин за
пускаются в серийное производство без всесторонних иссле
дований и испытаний.
Проведение исследований некоторых явлений не всегда возможно осуществить в лабораторных условиях. Вопросы
же физического, математического моделирования многих яв лений разработаны еще недостаточно.
Испытания изделий на надежность и ресурс, как прави ло, требуют длительного времени. Натурные испытания вследствие быстрого морального старения техники и частой смены объектов производства иногда провести до начала серийного производства не удается. В таких случаях прибе гают к проведению ускоренных испытаний. Существует це
лый ряд работ по методике проведения ускоренных |
испыта |
||
ний. Но вопросы приведения |
результатов |
ускоренных |
испы |
таний к результатам износа |
в реальной |
эксплуатации для |
многих изделий остаются весьма приближенными.
При проведении исследований и испытаний агрегатов и
элементов |
машин приходится неизбежно сталкиваться с |
большим |
рассеиванием результатов испытаний. Известно, |
например, что при исследовании долговечности шарикопод шипников минимальный срок службы отличается от макси мального в 40—50 раз.
При испытаниях в лабораторных условиях на усталость различных материалов, подвергшихся воздействию нагрузок с постоянной амплитудой (минимальной и максимальной),
результаты отличаются в 10— 15 раз.
Из-за большого разброса результатов испытании на на дежность приходится проводить исследования одновременно на большом количестве образцов. Это обстоятельство еще
более усугубляет сложность работ по программе обеспечения надежности, так как к высокой стоимости испытательного оборудования прибавляется стоимость образцов для испыта ний. Кроме того, на надежности современных машин сказы ваются недостатки в ряде теоретических положений, напри мер, отсутствие проверенной практикой теории усталостных разрушений конструкции под воздействием случайных на грузок, теории, учитывающей влияние концентрации напря-
30