Файл: Сенчагов, В. К. Эффективность использования основных фондов (показатели, факторы, стимулы).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 65
Скачиваний: 0
общественной кооперации и разделения труда и не мо гут изменяться в результате приложения труда.
Добавочная прибыль, возникающая под действием указанных факторов, существует длительное время и носит для отраслей в целом устойчивый характер. По этому не случайно, что в этих отраслях она обособляет ся в особый вид взносов типа рентных (фиксирован ные платежи). Добавочная прибыль может также быть следствием и других объективных факторов, которые приводят к образованию дифференциальной ренты II.
Как известно, дифференциальная рента II связана с различиями в эффективности добавочных вложений. При разной эффективности капитальных вложений в произ водство однородной продукции цена устанавливается на таком уровне, чтобы были выгодны не только самые эффективные производства, но и менее эффективные, продукция которых необходима для удовлетворения об щественных потребностей.
Добавочную прибыль могут получать предприятия, применяющие высокоэффективную новую технику. Пер воначальные объемы производства такой техники, как правило, не удовлетворяют всех потенциальных ее по требителей. Хотя на такую технику цена установливается на высоком уровне, все же первые ее потребители оказываются в привилегированном положении по срав нению с другими предприятиями, заказы которых нель зя сразу удовлетворить. Особое положение некоторых предприятий, которое порождается научно-техническим прогрессом, может сохраняться довольно длительный период, пока объем производства такой техники не рас ширится до масштабов, удовлетворяющих потребности большинства потребителей. Например, предприятия, применяющие станки с программным управлением, не смотря на их высокую цену, получают от их эксплуата ции дополнительную прибыль. Некоторые экономисты, правильно отмечая повышенную эффективность дефи цитной новой техники, предлагают устанавливать на нее повышенную плату за фонды. Нам представляется, что такие предложения не учитывают особого экономическо го характера повышенного экономического эффекта но вой техники. Этот эффект проявляется в добавочной прибыли, носителем которой служит не плата за фонды, а дифференциальная рента. Поэтому за такие средства
156
производства наряду с обычной нормой платы за фонды нужно уплачивать также ренту.
Отмечая общие свойства в образовании добавочной прибыли и возникновении ренты в добывающей и об рабатывающей промышленности, в то же время надо не забывать и ту особенность добавочной прибыли об рабатывающей промышленности, на которую указывал К. Маркс. В земледелии и добывающей промышленно сти добавочная прибыль имеет относительно прочную основу. В обрабатывающей же промышленности факто ры, порождающие добавочную прибыль, постоянно ме няются и тесно переплетаются с теми, которые непо средственно зависят от результатов работы предприятий. Вот почему в этих отраслях выделение рентного дохода связано с большими методологическими трудностями, в связи с чем фиксированные платежи в настоящее время не получили широкого распространения.
Таким образом, из сопоставления платы за фонды с рентой следует, что эти категории, имея ряд общих черт, существенно отличаются. Они в денежной форме выра жают производственные отношения между социалисти ческим государством и предприятиями по поводу поль зования производственными фондами и природными ресурсами. Эти ресурсы различны по своему характеру; одни созданы трудом человека, а другие даны приро дой. Однако использование и тех и других оказывает большое влияние на производительность общественного труда. Поэтому природные ресурсы и производственные фонды, несмотря на различия в своем «происхождении», могут Соизмеряться в денежной форме. Общий их при знак состоит в том, что они в системе отношений «госу дарство — предприятие» не являются объектом куплипродажи, а предоставляются государством в пользова ние. Кроме того, земля и запасы полезных ископаемых в отличие от других средств производства не могут быть проданы одним предприятием другому. Отношения пользования предполагают не' безвозмездное наделение предприятий производственными ресурсами, а за опре деленную плату.
При пользовании производственными фондами 'Пред приятия и объединения должны заплатить эквивалент их ценности в виде обычной нормы прибыли. При поль зовании природными ресурсами эквивалентом их ценно
157
сти служит добавочная прибыль. В этом одно из суще ственных различий между платностью фондов и рентой. Из него непосредственно вытекают различия в методике установления платы за фонды и рентных (фиксирован ных) платежей.
Рентный платеж, источником которого служит доба вочная -прибыль, должен быть дифференцированным, так как добавочная прибыль каждого предприятия имеет свою индивидуальную меру отклонения от обычной нормы прибыли. Изменчивость естественных условий производства обусловливает резкие колебания результа тивных показателей работы предприятий добывающих отраслей и сельского хозяйства и делает необходимым иметь шкалу ставок рентных (фиксированных) плате жей.
Обычная норма прибыли в динамическом аспекте имеет достаточную устойчивость и поэтому норматив платы за фонды является относительно стабильной ве личиной. Предложения же о дифференциации платы за фонды по видам оборудования с учетом дефицитности и различий в его эффективности не учитывают этих существенных различий между платой за фонды и рен той. Поэтому, на наш взгляд, целесообразно как в добы вающей, так и в обрабатывающей промышленности ис пользование единого норматива платы за фонды и иметь шкалу ставок рентных (фиксированных) плате жей.
Сравнение прокатной оценки с рентой обнаруживает существенные различия между ними. Рентные отноше ния, как отмечалось, развертываются на базе добавоч ной прибыли; прокатная оценка, дифференцируясь по видам оборудования, частично улавливает различия в эффективности оборудования. Вместе с тем, поскольку прокатная оценка в пределах одного вида оборудования едина для всех сфер его использования и равна инди видуальной оценке оборудования, которое замыкает его баланс, неправильно было бы ее называть рентой с обо рудования. Источником прокатной оценки является не дополнительная экономия от снижения себестоимости, обусловленная применением одной машины по сравне нию с другой, а минимальная экономия себестоимости, которая получается за счет замены ручного труда ма шинным. Прокатная оценка не равна индивидуальной
158
оценке каждого вида оборудования и не улавливает дополнительного эффекта, который дает применение более производительных машин. Нерентный характер прокатной оценки становится особенно очевидным при рассмотрении так называемой нормальной прокатной оценки, которая совпадает с единым нормативным коэф фициентом эффективности капитальных вложений.
Итак, прокатная оценка, имея отдельные черты пла
ты за фонды и ренты, в то же |
время не равнозначна |
ни одной из этих категорий. |
за фонды в системе |
Теоретический анализ платы |
оценок, стимулирующих использование ресурсов произ водства (арендной платы, прокатной оценки, рентных платежей), показывает, что плата за фонды не тожде ственна ни одной из них, хотя имеет с ними общие чер ты. Специфичность платы за фонды реализуется в ме ханизме экономического стимулирования.
На XXIV съезде партии подчеркивалась необходи мость совершенствования экономических рычагов уп равления производством и усиления воздействия финан сово-кредитной системы на повышение эффективности производства.
Определяя направление совершенствования системы платы за фонды, надо иметь в виду ее особенности и не распространять на нее свойства других экономических рычагов, а построить механизм их взаимодействия так, чтобы плата за фонды дала наибольший экономический эффект.
Г л а в а IV
ПЛАТА ЗА ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ В СИСТЕМЕ СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
. Роль платы за производственные фонды как эконо мической категории проявляется в системе экономичес кого стимулирования. Она обеспечивает повышение за интересованности и ответственности предприятий и объе динений в рациональном применении производственных основных фондов и оборотных средств, стимулирует сокращение сверхнормативных запасов оборудования и товарно-материальных ценностей, способствует своевре менному освоению производственных мощностей и их полной загрузке, дальнейшему развитию и повышению эффективности всего производства.
Плата за производственные фонды вводится с 1966 г. по мере перевода отраслей народного хозяйства на но вые условия планирования и экономического стимулиро вания. В настоящее время на большинстве предприятий промышленности, транспорта и связи плата за фонды уже введена. Начиная с 1970 г. на новую систему пла нирования и экономического стимулирования переводят ся строительно-монтажные организации, которые также, как и промышленные предприятия, вносят плату за фонды. Кроме того, она распространяется на производ ственные фонды промышленных, строительных, транс портных предприятий, входящих в состав проектных снабженческих и торговых организаций и предприятий бытового обслуживания, но имеющих самостоятельный баланс и расчетный счет в банке.
С 1967 г. плата за фонды введена в совхозах и дру гих государственных сельскохозяйственных предприя тиях, переведенных на полный хозяйственный расчет.
160
Всфере бытового обслуживания плата за фонды ус танавливается для крупных специализированных пред приятий с высоким уровнем технической оснащенности. Здесь действует особый порядок ее взноса: она пере числяется не в бюджет, а в распоряжение вышестоящей организации.
Всистеме экономического стимулирования плата за производственные фонды выполняет ряд важных функ ций. Прежде всего она стимулирует использование
производственных фондов, указывая границу эффектив ности, ниже которой данные фонды применять экономи чески нецелесообразно. Норматив платы является так же критерием эффективности внедрения новой техники. Требование внесения платы за производственные фонды выступает как мера эффективности затрат для общест ва; на каком уровне установлена норма платы за фон ды, такова нижняя граница эффективности единовремен ных затрат, осуществляемых государством на предприя тиях и в объединениях.
В прямой зависимости от стимулирующей функции находится способность платы за фонды выравнивать ус ловия хозяйствования предприятий и объединений, т. е. элиминировать влияние различий в объеме производст венных фондов на результаты живого труда. Эта функ ция способствует наиболее полному осуществлению со циалистического принципа оплаты труда. Вместе с тем плата за фонды, выделяя часть прибыли, которая обу словлена применением производственных фондов, регу лирует взаимоотношения предприятий и объединений с государственным бюджетом. В отличие от других пла тежей в государственный бюджет взносы платы 'за фон ды не зависят от выполнения плана прибыли и поэтому доход бюджета в этом случае является гарантирован ным.
Некоторые экономисты считают, что плата за фонды не может выравнивать условия хозяйствования пред приятий и объединений. По их мнению, эту роль выпол няют рентные и фиксированные платежи. Однако все платежи в бюджет в той или иной мере наделены хоз расчетными функциями выравнивания условий хозяйст вования и каждый из них выполняет эту функцию спе цифическим для него образом. Так, плата за фонды призвана элиминировать влияние различий в объеме
6— |
1694 |
161 |
производственных фондов, находящихся в распоряжении предприятий и объединений, рентные платежи — факто ры, связанные с особо благоприятными природными ус ловиями, фиксированные платежи — факторы, связан ные с повышенной эффективностью некоторых средств
производства, |
пользующихся высоким спросом; на |
||
лог |
с оборота |
обусловлен |
особенностями формирова |
ния |
пропорций |
между I и |
II подразделениями общест |
венного производства и реализацией созданного в этих подразделениях прибавочного продукта.
Опыт осуществления хозяйственной реформы свиде тельствует, что плата за фонды вместе с показателем рентабельности способствует улучшению использования производственных фондов. Это выражается прежде все го в стремлении предприятий и объединений освободить ся от ненужного оборудования и сверхнормативных ос татков сырья и материалов. В 1966—1972 гг. в промыш ленности продано и передано безвозмездно основных производственных фондов на сумму 16,4 млрд. руб.
Наряду с реализацией излишнего оборудования мно-
. гие предприятия, особенно в момент перевода на новую систему хозяйствования, улучшили использование основ ных производственных фондов за счет повышения коэф фициента использования мощностей, увеличения смен ности, ускорения освоения проектной, производительно сти оборудования и сокращения простоев. Предприятия и объединения стали больше уделять внимания эконо мической оценке мероприятий по техническому совер шенствованию действующего производства. Они стара ются не внедрять экономически неэффективную технику, требующую крупных единовременных капитальных вло жений и не обеспечивающую достаточное снижение се бестоимости продукции.
В промышленности, как отмечалось, в 1966—1970 гг. прекратилось снижение показателя фондоотдачи, исчис ленного по валовой продукции, и повысился показатель фондоотдачи, исчисленный по чистой продукции, кото рый до осуществления хозяйственной реформы снижал ся. Однако наметившийся сдвиг в отношении предприя тий к использованию производственных фондов еще не удалось закрепить и развить. В 1971—1973 гг. фондо отдача в промышленности несколько снизилась. В этих условиях важно обобщить опыт применения платы за
162
фонды и наметить мероприятия по активизации ее роли в системе стимулирования эффективности использова ния производственных фондов. Прежде всего, на наш взгляд, нужно определить оптимальный норматив пла ты за фонды, установить правильное соотношение меж ду ним и другими нормативами, регулирующими уро вень эффективности затрат, усилить зависимость между размером платы за фонды и фондами экономического стимулирования предприятий и объединений.
1. Норматив платы за производственные фонды
Воздействие платы за фонды на улучшение исполь зования производственных фондов во многом зависит от размера ее норматива. Норматив определяет тот ми нимальный эффект, который должно получить государ ство от капитальных затрат на расширение производст венных фондов, заставляет предприятия и объединения внедрять новую технику, обеспечивающую реальный экономический эффект (прирост прибыли). От уровня норматива платы за фонды зависит соотношение между поступлениями прибыли в государственный бюджет и расходом государства на финансирование капитальных вложений, а также размер прибыли, оставляемой в рас поряжении предприятий и объединений, и степень влия ния платы за фонды на материальную заинтересован ность .коллективов предприятий и объединений в по стоянном улучшении использования производственных фондов.
В настоящее время норматив платы за фонды для большинства промышленных предприятий установлен в размере 6%; в некоторых отраслях промышленности — 3%. В отдельных подотраслях пищевой промышленно сти (производство табака, сигарет, папирос, а также в чайной промышленности) норматив платы установлен в размере 10%. В ряде случаев норматив платы за фон ды установлен в размере 2% и 1% с тем, чтобы эко номическое стимулирование осуществлялось на боль шем числе промышленных предприятий. Имеются ис ключения и в некоторых других отраслях промышлен ности. В электроэнергетике, например, норматив платы за фонды установлен с учетом технико-экономических
6* |
163 |
особенностей и уровня рентабельности электростанции: по конденсационным электростанциям—'6%, по тепло электроцентралям — 3, по электросетям — 4, по тепло вым сетям — 2, по гидроэлектростанциям — 4, по всем другим предприятиям и хозяйствам злектрообъединения — 6%. В нефтедобывающей промышленности, учи тывая тесную связь между износом основных фондов данной отрасли и изменением рентабельности, норматив платы за фонды принят в размере 11,8% к остаточной стоимости основных производственных фондов, а не к первоначальной, как в других отраслях. За нормируе мые оборотные средства предприятия и объединения этой отрасли платят 6%.
Установление нормы платы за фонды в промыш ленности на уровне, как правило, 6% объяснялось: необходимостью оставления у предприятий .прибыли, достаточной для формирования фондов экономического стимулирования и покрытия их плановых затрат; согла сованием норматива платы за фонды с процентом за кредит в оборотные средства; предусмотренным в проек тировке новых цен уровнем рентабельности; стремлением распространить стимулирующий механизм платы за фон ды на большее число предприятий; необходимостью воз мещения расходов бюджета на централизованные капи тальные вложения в расширенное воспроизводство (за вычетом амортизации на реновацию).
Однако действующие нормативы платы за фонды не стимулируют в полной мере рационального использова ния производственных фондов, поскольку удельный вес ее в балансовой прибыли недостаточен для воздействия на размер фондов экономического стимулирования. Так, в 1972 г. удельный вес платы за фонды в балансовой прибыли в среднем по промышленности составил 19,0%, что в 2 раза меньше, чем предусматривалось в начале осуществления хозяйственной реформы. Расхождение между ранее намеченными и фактическими пропорция ми распределения прибыли обусловлено рядом причин: более высоким уровнем рентабельности и резкой ее дифференциацией по отраслям и предприятиям; много численностью высокорентабельных предприятий; незна чительным распространением финансовых и ценностных методов регулирования рентабельности; большим удель ным весом основных фондов тех предприятий, которым
164