Файл: Сенчагов, В. К. Эффективность использования основных фондов (показатели, факторы, стимулы).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
предоставляются льготы по плате за них; освобождени ем от нее планово-убыточных и малорентабельных предприятии. С учетом перечисленных факторов плата за фонды не охватывает более чем 20% всех основных фондов. Кроме того, следует учесть ряд специфических моментов в исчислении платы за фонды с оборотных средств. Примерно треть их кредитуется банком и кон тролируется процентом за кредит. Почти полностью ос вобождается от платы за фонды нормальная кредитор ская задолженность поставщикам. Наконец, плата не распространяется на неиормируемые оборотные сред ства, которые составляют около 15% всех оборотных средств. Таким образом, примерно с половины оборот ных средств промышленности плата не исчисляется.
Анализ отчетов отдельных предприятий о развитии II внедрении новой техники и аналогичных данных по министерствам показывает, что в этих условиях плата за фонды оказывает недостаточное стимулирующее воз действие на эффективность новой техники. Совсем ис ключена из сферы ее влияния техника, финансируемая за счет кредитов банка. Из этого источника на развитие и внедрение новой техники в 1970 г. было направлено
23,7%, в 1971 г .— 10,3, в 1972 г. — 7,5% всех едино временных затрат; эффективность их регулируется сро ками погашения и процентом за кредит. Норматив пла ты за фонды намного ниже норматива эффективности капитальных вложений в новую технику. Образование фондов стимулирования предприятий и его собственных финансовых ресурсов непосредственно не связано с нор мативом платы за фонды и поставлено в прямую зави симость от уровня рентабельности, роста реализации, балансовой прибыли и других показателей. В настоящее время эффективность внедрения новой техники на пред приятиях регулируется индивидуальным уровнем рента бельности, основной недостаток которой состоит в том, что она зачастую сдерживает внедрение новой техники, эффективность которой превышает установленный нор матив. Так, по расчетам Научно-исследовательского фи нансового института, в 1971 г. 12,4% всех затрат на вне дрение новой техники н научной организации труда имели эффективность ниже уровня рентабельности, но выше норматива эффективности капитальных вло жений.
165
Усиление роли платы за фонды обусловливает не обходимость совершенствования нормативов платы за фонды. При этом нужно более полно учитывать осо бенности этого платежа, его функции и реальные усло вия, в которых он применяется.
Ряд экономистов норматив платы за фонды обос новывали исходя из ее понимания как воспроизводст венной категории1. Но тогда норматив должен опре деляться затратами по расширенному воспроизводству основных производственных фондов (капитальные вло жения за вычетом амортизационных отчислений). Так как экономия затрат живого труда, обусловленная при менением производственных фондов, как правило, выше затрат иа их воспроизводство, то, на наш взгляд, нель зя отождествлять норматив платы с затратами на вос производство фондов. Более правильно плату за произ водственные фонды связывать не с частью экономии затрат живого труда, равной затратам по их воспроиз водству, а со всей экономией в ее нормативном разме ре. В противном случае требования к эффективности капитальных вложений будут существенно занижены.
Некоторые экономисты предлагали определять нор матив платы исходя не нз всех чистых капитальных вложений, а только из той их части, которая финанси руется из бюджета. Однако норма платы за фонды при указанном методе ее определения не может быть неизменной на ряд лет, так как бюджетные чистые ка питальные вложения не всегда растут темн же темпа ми, что и производственные фонды. Это соотношение зависит от изменения доли капитальных вложений, фи нансируемых из бюджета. С ее уменьшением должен снижаться и норматив платы за фонды.
В условиях изменения структуры чистых капиталь ных вложений (бюджет, прибыль предприятий и кре
диты |
банка) плата |
за фонды |
может ежегодно |
возме |
|
щать |
чистые капитальные вложения, |
финансируемые |
|||
из государственного |
бюджета, |
если ее |
норма |
будет |
равна их максимальному отношению к производствен ным фондам за плановый период.
! См. Н е м ч и н о в В. С. О дальнейшем совершенствовании планирования п управления народным хозяйством. М., «Эконо
мика», 1965, с. 21—23; |
С т е п а н к о в А. |
Цена |
и фондоемкость |
продукции. — «Плановое |
хозяйство», 1966, |
№ 6, с. |
40. |
166
На наш взгляд, наиболее правильно норму платы за фонды определять с учетом факторов роста прибы ли. Норматив платы за фонды должен быть рассчитан
из той части прироста |
прибыли, |
которая |
обуслов |
лена увеличением объема |
производственных |
фондов. |
|
Такой метод был предложен С. Г. |
Струмилиным. Ис |
ходнаятеоретическая посылка метода состоит в сле дующем: производственные фонды не создают новой стоимости, но повышают фондовооруженность труда и его производительность и тем самым экономят живой труд. Поэтому доля прибыли, которая определяется фондовооруженностью труда, подлежит изъятию в цент рализованный доход страны в виде платы за фонды.
Для исчисления норматива платы за фонды нужно рассчитать относительную экономию фонда заработ ной платы, получаемую за счет увеличения фондовоору женности и производительности труда. С этой целью определяется фонд заработной платы в условиях неиз менной фондовооруженности труда, который сравни вается с фактическим фондом заработной платы. Раз ница между ними показывает относительную экономию фонда заработной платы, достигнутую благодаря ростуфондовооруженности и производительности труда. За- , тем данная экономия относится к объему производст венных фондов, в результате определяется норматив
платы за фонды. |
1960— 1965 |
гг. акад. |
С.' Г. Струми- |
По данным за |
|||
лин сделал расчет платы за |
фонды; |
исходные дан |
|
ные расчета сведены в табл. 19. |
|
|
|
Как видим, за |
счет увеличения фондовооруженно |
сти и производительности труда в 1961—1965 гг. был относительно сэкономлен фонд заработной платы и увеличена прибыль на 9,1 млрд. руб.П роизводствен ные основные фонды (оборотные средства в расчете не учтены) в 1965 г. составляли 150 млрд. руб. В резуль
тате деления |
относительной экономии фонда |
заработ-1 |
|||||||
|
1 «...Чтобы |
создать |
равный объем |
продукции |
без |
повышения |
|||
фондовооруженности |
и |
производительности |
труда, пришлось бы |
||||||
в нашем случае повысить его затраты |
(фонда |
заработной платы — |
|||||||
В. |
С. ) — в 40,4 |
млрд. руб. — примерно |
на 22,5%, |
что |
составляет |
||||
до |
9,1 млрд. руб.» |
(Стр у ми лин |
С. |
Г. Хозяйственный расчет и |
|||||
проблемы ценообразования. — В сб.: |
«Реформа ставит |
проблемы». |
|||||||
М., |
«Экономика», 1968, с. 18, 19.) |
|
|
|
|
|
167
|
|
|
|
|
|
Та бл и ц а |
19 |
|
|
Расчет норматива платы за фонды1 |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
1960 г. |
1965 г. |
|
|
Производственные |
основные фонды, |
80 |
|
150 |
|
|||
млрд, руб............................................. |
|
|
|
|
|
|
||
% ......................................................... |
|
|
|
|
100 |
|
169 |
|
Фонд заработной платы, |
|
|
|
29,2 |
|
40,4 |
|
|
млрд, руб............................................. |
|
|
|
|
|
|
||
% .......................................................... |
|
|
|
|
100 |
1,225 |
138 |
|
Фондовооруженность труда, % . . . . |
100 |
(169:138) |
||||||
Производительность живого труда: |
|
100 |
|
121 |
|
|||
по валовой продукции, |
% |
............... |
|
|
|
|||
по чистой продукции, |
% |
............... |
|
100 |
|
125 |
|
|
Фонд заработной |
платы |
при непзмен- |
|
49,5(40,4-122,5) |
||||
ной фондовооруженности и |
произво |
|
||||||
дительности труда, млрд. |
руб. . |
. . |
|
|
100 |
|
||
Относительная экономия фонда заработ- |
|
|
|
|
||||
ной платы и повышение нормальной |
|
|
|
|
||||
прибыли за счет увеличеннялфондо- |
|
9,1(49,5—40,4) |
||||||
вооруженности труда, |
млрдфруб. |
|
|
|||||
Норматив платы за”фонды, |
% . . . . |
|
/9,1 |
\ |
||||
|
6,1 |
— -100 |
} |
|||||
|
|
|
|
|
|
\ 150 |
||
1См. Струм илин С. Г. Хозяйственный расчет и проблемы ценообразо |
||||||||
вания.— В со.: «Реформа ставит проблемы». М., |
«Экономика», 1968, |
с. 18. |
|
ной платы на объем основных производственных фон дов норматив платы составляет 6,1%.
Основные теоретические посылки и методика расче та, основанная на расчленении прибыли по факторам ее роста, позволяют правильно подойти к определению нормы платы за фонды. Нельзя согласиться лишь с тем, что экономия заработной платы относится ко всей сумме основных производственных фондов, ведь она достигнута за счет роста фондовооруженности и про изводительности труда. Поскольку увеличение фондо вооруженности труда обеспечивается вследствие при роста основных производственных фондов, а не всего их объема, то, на наш взгляд, относительную экономию фонда заработной платы правильнее относить к при
росту |
основных производственных |
фондов, |
а не |
ко |
всему |
их объему. С учетом этого |
норматив |
платы |
за |
168
фонды будет равен не 6,1% |
>а 13%( ^ qITst )' |
Для обоснования норматива платы за фонды могут |
|
быть использованы и другие |
статистические методы, |
основанные на факторном анализе прибыли.
Как известно, масса прибыли растет за счет уве личения объема производственных фондов и их рента бельности. Первый фактор отражает простое расшире ние масштаба применяемых производственных фондов, второй — показывает их качественное совершенствова ние. Производственные фонды на начало каждого пла нового периода характеризуются определенной рента бельностью, повышение которой в плановом периоде можно рассматривать как функцию живого труда.
В связи с различным характером этих двух факто ров весь прирост прибыли за плановый период, по на шему мнению, можно разложить на две части, одна из которых является следствием роста массы производст венных фондов, а другая — повышения их рентабель ности. Отсюда очевидно, что плата за фонды должна возрастать в той мере, в какой прирост прибыли обус ловлен увеличением объема производственных фондов. Прирост же прибыли, вызванный повышением нормы рентабельности, следует распределить пропорциональ но факторам, которые его обусловили.
Если за 1970—1975 гг. прирост прибыли, который должен быть получен за счет роста объема производст венных фондов, отнести к приросту производственных
фондов, то это отношение составит: I-------------- |
— 1о,о%. |
Как видим, норматив платы за фонды, |
рассчитан |
ный методом разложения национального дохода и прибыли по факторам роста, приближается к нормати ву эффективности капитальных вложений, который многие экономисты предлагают взять за основу при взимании платы за фонды.
Отдельные экономисты предлагают норму платы за фонды устанавливать исходя из количественного соот ношения между чистой (расчетной) прибылью и платой за фонды, стимулирующего экономию овеществленного труда '. При этом высказывается мнение, что при чрез-1
1 См. Г о л ь д ш м и д т |
Р., Л а н г н е р Е. Плата |
за про |
изводственные фонды. Пер. |
с нем. М., «Финансы», 1967, |
с. 29—38. |
7— 1694 |
169 |