Файл: Сенчагов, В. К. Эффективность использования основных фондов (показатели, факторы, стимулы).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 63

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

предоставляются льготы по плате за них; освобождени­ ем от нее планово-убыточных и малорентабельных предприятии. С учетом перечисленных факторов плата за фонды не охватывает более чем 20% всех основных фондов. Кроме того, следует учесть ряд специфических моментов в исчислении платы за фонды с оборотных средств. Примерно треть их кредитуется банком и кон­ тролируется процентом за кредит. Почти полностью ос­ вобождается от платы за фонды нормальная кредитор­ ская задолженность поставщикам. Наконец, плата не распространяется на неиормируемые оборотные сред­ ства, которые составляют около 15% всех оборотных средств. Таким образом, примерно с половины оборот­ ных средств промышленности плата не исчисляется.

Анализ отчетов отдельных предприятий о развитии II внедрении новой техники и аналогичных данных по министерствам показывает, что в этих условиях плата за фонды оказывает недостаточное стимулирующее воз­ действие на эффективность новой техники. Совсем ис­ ключена из сферы ее влияния техника, финансируемая за счет кредитов банка. Из этого источника на развитие и внедрение новой техники в 1970 г. было направлено

23,7%, в 1971 г .— 10,3, в 1972 г. — 7,5% всех едино­ временных затрат; эффективность их регулируется сро­ ками погашения и процентом за кредит. Норматив пла­ ты за фонды намного ниже норматива эффективности капитальных вложений в новую технику. Образование фондов стимулирования предприятий и его собственных финансовых ресурсов непосредственно не связано с нор­ мативом платы за фонды и поставлено в прямую зави­ симость от уровня рентабельности, роста реализации, балансовой прибыли и других показателей. В настоящее время эффективность внедрения новой техники на пред­ приятиях регулируется индивидуальным уровнем рента­ бельности, основной недостаток которой состоит в том, что она зачастую сдерживает внедрение новой техники, эффективность которой превышает установленный нор­ матив. Так, по расчетам Научно-исследовательского фи­ нансового института, в 1971 г. 12,4% всех затрат на вне­ дрение новой техники н научной организации труда имели эффективность ниже уровня рентабельности, но выше норматива эффективности капитальных вло­ жений.

165

Усиление роли платы за фонды обусловливает не­ обходимость совершенствования нормативов платы за фонды. При этом нужно более полно учитывать осо­ бенности этого платежа, его функции и реальные усло­ вия, в которых он применяется.

Ряд экономистов норматив платы за фонды обос­ новывали исходя из ее понимания как воспроизводст­ венной категории1. Но тогда норматив должен опре­ деляться затратами по расширенному воспроизводству основных производственных фондов (капитальные вло­ жения за вычетом амортизационных отчислений). Так как экономия затрат живого труда, обусловленная при­ менением производственных фондов, как правило, выше затрат иа их воспроизводство, то, на наш взгляд, нель­ зя отождествлять норматив платы с затратами на вос­ производство фондов. Более правильно плату за произ­ водственные фонды связывать не с частью экономии затрат живого труда, равной затратам по их воспроиз­ водству, а со всей экономией в ее нормативном разме­ ре. В противном случае требования к эффективности капитальных вложений будут существенно занижены.

Некоторые экономисты предлагали определять нор­ матив платы исходя не нз всех чистых капитальных вложений, а только из той их части, которая финанси­ руется из бюджета. Однако норма платы за фонды при указанном методе ее определения не может быть неизменной на ряд лет, так как бюджетные чистые ка­ питальные вложения не всегда растут темн же темпа­ ми, что и производственные фонды. Это соотношение зависит от изменения доли капитальных вложений, фи­ нансируемых из бюджета. С ее уменьшением должен снижаться и норматив платы за фонды.

В условиях изменения структуры чистых капиталь­ ных вложений (бюджет, прибыль предприятий и кре­

диты

банка) плата

за фонды

может ежегодно

возме­

щать

чистые капитальные вложения,

финансируемые

из государственного

бюджета,

если ее

норма

будет

равна их максимальному отношению к производствен­ ным фондам за плановый период.

! См. Н е м ч и н о в В. С. О дальнейшем совершенствовании планирования п управления народным хозяйством. М., «Эконо­

мика», 1965, с. 21—23;

С т е п а н к о в А.

Цена

и фондоемкость

продукции. — «Плановое

хозяйство», 1966,

№ 6, с.

40.

166


На наш взгляд, наиболее правильно норму платы за фонды определять с учетом факторов роста прибы­ ли. Норматив платы за фонды должен быть рассчитан

из той части прироста

прибыли,

которая

обуслов­

лена увеличением объема

производственных

фондов.

Такой метод был предложен С. Г.

Струмилиным. Ис­

ходнаятеоретическая посылка метода состоит в сле­ дующем: производственные фонды не создают новой стоимости, но повышают фондовооруженность труда и его производительность и тем самым экономят живой труд. Поэтому доля прибыли, которая определяется фондовооруженностью труда, подлежит изъятию в цент­ рализованный доход страны в виде платы за фонды.

Для исчисления норматива платы за фонды нужно рассчитать относительную экономию фонда заработ­ ной платы, получаемую за счет увеличения фондовоору­ женности и производительности труда. С этой целью определяется фонд заработной платы в условиях неиз­ менной фондовооруженности труда, который сравни­ вается с фактическим фондом заработной платы. Раз­ ница между ними показывает относительную экономию фонда заработной платы, достигнутую благодаря ростуфондовооруженности и производительности труда. За- , тем данная экономия относится к объему производст­ венных фондов, в результате определяется норматив

платы за фонды.

1960— 1965

гг. акад.

С.' Г. Струми-

По данным за

лин сделал расчет платы за

фонды;

исходные дан­

ные расчета сведены в табл. 19.

 

 

Как видим, за

счет увеличения фондовооруженно­

сти и производительности труда в 1961—1965 гг. был относительно сэкономлен фонд заработной платы и увеличена прибыль на 9,1 млрд. руб.П роизводствен­ ные основные фонды (оборотные средства в расчете не учтены) в 1965 г. составляли 150 млрд. руб. В резуль­

тате деления

относительной экономии фонда

заработ-1

 

1 «...Чтобы

создать

равный объем

продукции

без

повышения

фондовооруженности

и

производительности

труда, пришлось бы

в нашем случае повысить его затраты

(фонда

заработной платы —

В.

С. ) — в 40,4

млрд. руб. — примерно

на 22,5%,

что

составляет

до

9,1 млрд. руб.»

(Стр у ми лин

С.

Г. Хозяйственный расчет и

проблемы ценообразования. — В сб.:

«Реформа ставит

проблемы».

М.,

«Экономика», 1968, с. 18, 19.)

 

 

 

 

 

167


 

 

 

 

 

 

Та бл и ц а

19

 

Расчет норматива платы за фонды1

 

 

 

 

 

 

 

 

1960 г.

1965 г.

 

Производственные

основные фонды,

80

 

150

 

млрд, руб.............................................

 

 

 

 

 

 

% .........................................................

 

 

 

 

100

 

169

 

Фонд заработной платы,

 

 

 

29,2

 

40,4

 

млрд, руб.............................................

 

 

 

 

 

 

% ..........................................................

 

 

 

 

100

1,225

138

 

Фондовооруженность труда, % . . . .

100

(169:138)

Производительность живого труда:

 

100

 

121

 

по валовой продукции,

%

...............

 

 

 

по чистой продукции,

%

...............

 

100

 

125

 

Фонд заработной

платы

при непзмен-

 

49,5(40,4-122,5)

ной фондовооруженности и

произво­

 

дительности труда, млрд.

руб. .

. .

 

 

100

 

Относительная экономия фонда заработ-

 

 

 

 

ной платы и повышение нормальной

 

 

 

 

прибыли за счет увеличеннялфондо-

 

9,1(49,5—40,4)

вооруженности труда,

млрдфруб.

 

 

Норматив платы за”фонды,

% . . . .

 

/9,1

\

 

6,1

— -100

}

 

 

 

 

 

 

\ 150

1См. Струм илин С. Г. Хозяйственный расчет и проблемы ценообразо­

вания.— В со.: «Реформа ставит проблемы». М.,

«Экономика», 1968,

с. 18.

 

ной платы на объем основных производственных фон­ дов норматив платы составляет 6,1%.

Основные теоретические посылки и методика расче­ та, основанная на расчленении прибыли по факторам ее роста, позволяют правильно подойти к определению нормы платы за фонды. Нельзя согласиться лишь с тем, что экономия заработной платы относится ко всей сумме основных производственных фондов, ведь она достигнута за счет роста фондовооруженности и про­ изводительности труда. Поскольку увеличение фондо­ вооруженности труда обеспечивается вследствие при­ роста основных производственных фондов, а не всего их объема, то, на наш взгляд, относительную экономию фонда заработной платы правильнее относить к при­

росту

основных производственных

фондов,

а не

ко

всему

их объему. С учетом этого

норматив

платы

за

168



фонды будет равен не 6,1%

>а 13%( ^ qITst )'

Для обоснования норматива платы за фонды могут

быть использованы и другие

статистические методы,

основанные на факторном анализе прибыли.

Как известно, масса прибыли растет за счет уве­ личения объема производственных фондов и их рента­ бельности. Первый фактор отражает простое расшире­ ние масштаба применяемых производственных фондов, второй — показывает их качественное совершенствова­ ние. Производственные фонды на начало каждого пла­ нового периода характеризуются определенной рента­ бельностью, повышение которой в плановом периоде можно рассматривать как функцию живого труда.

В связи с различным характером этих двух факто­ ров весь прирост прибыли за плановый период, по на­ шему мнению, можно разложить на две части, одна из которых является следствием роста массы производст­ венных фондов, а другая — повышения их рентабель­ ности. Отсюда очевидно, что плата за фонды должна возрастать в той мере, в какой прирост прибыли обус­ ловлен увеличением объема производственных фондов. Прирост же прибыли, вызванный повышением нормы рентабельности, следует распределить пропорциональ­ но факторам, которые его обусловили.

Если за 1970—1975 гг. прирост прибыли, который должен быть получен за счет роста объема производст­ венных фондов, отнести к приросту производственных

фондов, то это отношение составит: I--------------

— 1о,о%.

Как видим, норматив платы за фонды,

рассчитан­

ный методом разложения национального дохода и прибыли по факторам роста, приближается к нормати­ ву эффективности капитальных вложений, который многие экономисты предлагают взять за основу при взимании платы за фонды.

Отдельные экономисты предлагают норму платы за фонды устанавливать исходя из количественного соот­ ношения между чистой (расчетной) прибылью и платой за фонды, стимулирующего экономию овеществленного труда '. При этом высказывается мнение, что при чрез-1

1 См. Г о л ь д ш м и д т

Р., Л а н г н е р Е. Плата

за про­

изводственные фонды. Пер.

с нем. М., «Финансы», 1967,

с. 29—38.

7— 1694

169