Файл: Рыбаков, С. Н. С фотоаппаратом под водой и льдами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 53

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

дится сам, он всплывает недалеко от берега. У него все в порядке, но увидев, что я неожиданно исчез, он поднялся на поверхность — узнать, где я.

У меня сильнейшая головная боль, стук в вис­ ках. Причин, вызвавших сегодняшние неприятности, может быть несколько. Сильнейший обжим. Как следствие — нарушение равномерной циркуляции крови в организме. Вполне возможно, что воздух был просто плохо очищен. Судя по признакам — го­ ловная боль, головокружение, стук в висках — это похоже на отравление угарным газом. Возможно и другое. При быстром спуске я дышал слишком час­ то и неглубоко. Мои легкие просто не успевали осво­ бождаться от углекислого газа, поскольку при таком дыхании в газообмене участвует в основном отработанный воздух, находящийся в трубках аква­ ланга. Углекислый газ не удалялся, а накапливался в организме. Первым косвенным признаком увели­ чения концентрации углекислого газа во вдыхаемом воздухе может служить затуманивание стекла мас­ ки, правда, в воде с низкой температурой причиной этого может явиться и конденсат. При сильном воз­ растании концентрации углекислого газа у водолаза наблюдается ощущение полного изнеможения, го­ ловная боль, ухудшается зрение и сердечная дея­ тельность. В отдельных случаях наступает потеря сознания. На ухудшение газообмена также влияет и конструкция мундштучной коробки акваланга. Так как трубки вдоха и выдоха сообщаются между собой, при выдохе часть воздуха заполняет обе труб­ ки. При последующем неглубоком вдохе этот объем воздуха, насыщенный углекислым газом, первым попадает в легкие человека. При частом и неглубо­ ком дыхании поступление свежего воздуха может вообще быть минимальным, при этом концентрация углекислого газа в крови резко возрастает.*

* В наступлении тяжелого состояния большую роль играет сопротивление дыханию и утомление дыхательных мышц. Сопротивление дыханию зависит от увеличения плотности газа на глубине, гидрокостюма, сжимающего грудную клетку, и конструкции акваланга. (Прим, ред.)

44

При нормальном ритме дыхания свежий воздух заполняет полости обеих трубок. При выдохе этот неиспользованный воздух выбрасывается вместе с отработанным и, таким образом, не участвует в га­ зообмене. К следующему погружению я разыскал специальные слюдяные клапаны от кислородного аппарата и установил их в мундштучной коробке. Клапаны разделили полости трубок вдоха, выдоха и мундштучной коробки. Помимо того, что улучшил­ ся газообмен, значительно сократился расход возду­ ха и, следовательно, увеличилось время пребывания водолаза под водой.

Все дальнейшие работы на глубинах 30—55 мет­ ров прошли успешно. В результате каждый из нас смог выработать свое индивидуальное восприятие глубины и был готов к работам на этих глубинах.

Выполнение этой программы завершило сезон 1964 г., и все мы вернулись к своей основной работе. В начале 1965 г. в Ленинграде появился Пропп с по­ трясающей новостью: «Поездка в Антарктику ста­ новится реальной и может состояться в этом же го­ ду». Его предложение применить для изучения при­ брежной зоны Антарктики до глубин 50 метров лег­ ководолазную технику нашло поддержку со сторо­ ны ученых Зоологического института Академии наук СССР и руководства Арктического и антаркти­

ческого института. Предполагается включить отряд

гидробиологов в

состав Одиннадцатой

советской

антарктической

экспедиции на сезон

1965/66 г.

В связи с этим в

Дальних Зеленцах Пропп плани­

рует на летний сезон испытания необходимой техни­ ки. В первую очередь должны быть сделаны гидро­ костюмы из губчатой резины, аппаратура для под­ водного фотографирования и подледного освещения. Предусматривались многочисленные погружения для испытания всей фототехники, внесение в кон­ струкции необходимых исправлений и устранение недоделок. Для участия в работах Пропп пригласил из Ленинграда инженера-оптика Бориса Котлецова и меня, а из Москвы двух авиационных инжене­ ров — Виктора Вахранева и Бориса Володенко.

45


Подводным фотографированием я увлекался уже несколько лет, и не представлял себе лучшего отпуска, чем поездка на Баренцево море и участие в этих работах. Мне опять был необходим отпуск на два с половиной месяца. Получить его было трудно, но вполне возможно. Работая в проектном институте «Теплоэлектропроект» инженером-строителем, я за­ нимался расчетами конструкций тепловых электро­ станций. Нельзя сказать, что просьба предоставить мне дополнительный отпуск, с которой я обращался к руководству института каждый год, вызывала у него радость. Однако я всегда встречал понимание, и в конце концов все улаживалось. Помогал мне в этом и начальник отдела И. С. Литвин, планируя мою работу так, чтобы летом можно было безболез­ ненно уехать на Север. Обошлось все и в этот раз. В начале лета я приехал в Дальние Зеленцы. Здесь уже был Вахранев. Работы, связанные с подготов­ кой к экспедиции в Антарктику, начинали развер­ тываться.

Выбирая гидрокостюмы, остановились пока на варианте из губчатой резины. Этот тип костюма обладает рядом преимуществ перед фирменными ко­ стюмами ГКП-4 и «Садко». Костюм из губки (микропоры) значительно теплее, хотя по мере роста дав­ ления теплозащитные свойства резины ухудшаются вследствие сжатия воздушных пузырьков в ее тол­ ще. Шлем сделан так, что он неплотно прилегает к лицу и позволяет поддувать воздух под костюм для устранения обжима, исключая возможность баро­ травмы уха при погружении и всплытии.

Первый сухой костюм из губки появился у Проп­ па несколько лет назад и за время интенсивной экс­ плуатации хорошо себя зарекомендовал. Костюм, со­ стоящий из штанов и куртки, соединяется в единое целое на поясе с помощью герметизирующего устройства и делается индивидуально по фигуре водолаза, так, чтобы он по возможности не имел складок. Поэтому влезать в такой костюм приходит­ ся змеей, освободиться же от него — целая пробле­ ма. Это является недостатком костюма. Действуя в

46

одиночку, водолаз в лучшем случае сможет снять куртку только наполовину, дальше вся надежда на товарища.

Я начал клеить костюм для себя еще в Ленин­ граде. После очередной примерки, пытаясь снять куртку самостоятельно, я так в ней застрял, что че­ рез четверть часа безрезультатной возни готов был испустить дух. Жена, услышав странные стоны, влетела в комнату, помогла сдернуть куртку, а уви­ дев мое измученное лицо, не выдержав, заметила: «Если ты решил покончить жизнь самоубийством, совершенно незачем залезать в эту ужасную резину и совсем не обязательно ехать в ней нырять».

Уже в Дальних Зеленцах костюм был закончен. Мне предстояло испытать свое детище. Как рыцарь в доспехах, проковылял я на негнущихся ногах от лаборатории к причалу. Следом за мной шел Вахранев с аквалангом и грузами. Помогая мне их надеть, Виктор указал на шлюпку, стоящую в нескольких метрах от причала : «Будешь плавать — подтяни за­ одно и шлюпку. После спуска пойдем ловить тре­ ску».

Спускаюсь по лестнице в воду и, оттолкнувшись, отплываю несколько в сторону от причала. Непри­ вычно большая плавучесть, воздух не только под костюмом, но еще и в самой резине. Чтобы легко погрузиться, следует хорошо обжаться. Перегибаюсь в пояснице и выбрасываю ноги вверх. Неожиданно весь костюм моментально наполняется ледяной во­ дой; значит, либо соскочило уплотнение по поясу, либо костюм лопнул. Плавучесть уменьшается, но не настолько, чтобы меня уложило на дно. Воздух в микропорах помогает мне держаться — еще одно достоинство костюма из губки. В полузатопленном состоянии плыву к причалу. Вылезаю абсолютно мокрым. Куртка оказалась коротковатой и, когда я согнулся в пояснице, сильно натянулась, а посколь­ ку резина оказалась далеко не лучшего качества, от этого усилия она лопнула по всей ширине спины.

Пропп приветствует наше быстрое возвращение и поздравляет меня со вторым местом в соревнова­

47


ниях по минимальному времени пребывания под во­ дой в водолазном костюме. Гордиться мне нечем, ибо пальма первенства принадлежит одному парню, работавшему у Миши до моего приезда. Этот водо­ лаз оказался таких габаритов, что ни один из костю­ мов ГКП-4 ему не подошел. Выручил Саша Пушкин. В его коллекции водолазных костюмов оказался костюм «Эпрон» самого большого размера. Однако, имея ноги, длина которых не предусмотрена ника­ кими стандартами, трудно на что-либо надеяться. Влезать в костюм и ковылять в нем на полусогну­ тых ногах по причалу — мало сказать, что это толь­ ко неудобно. Нужно иметь еще и хорошие нервы, чтобы выслушивать многочисленные замечания остряков, вечно шатающихся по пирсу. Поскольку водолазу расстраиваться перед спуском не рекомен­ дуется, то в конце концов Саша посоветовал новому владельцу костюма либо укоротить негабаритные ноги, либо удлинить костюм. Уже к следующему спуску штаны были разрезаны на уровне голени и надставлены. Реконструированные подобным обра­ зом, они оказались все-таки чуть-чуть коротки и при каждом шаге натягивались в струнку. Очередной спуск был предельно коротким: прыжок с лодки в воду и сразу же выброшенная вверх рука е груза­

ми — знак окончания

погружения и

выхода из

воды.

 

 

Так как дальнейшая борьба за первое место ме­

ня не прельщала, то

я добросовестно

надставил

куртку на солидный кусок. На коленях, задней ча­ сти штанов и локтях рукавов я приклеил по допол­ нительному овальному куску резины. После всех этих дополнений меня уже не спрашивали : «А у вас что, костюм «Калипсо»?» Однако теперь я мог спо­ койно сгибаться, нырять, ползать, шагать, садиться на морских ежей и вставать коленями на дно.

Все это можно было проделать под водой, но только не в нашей лаборатории. Здесь царит перво­ зданный хаос и в костюме передвигаться можно только по замысловатой кривой, обходя многочис­ ленные камеры для подводной съемки. Чаще всего

48

в разобранном виде, они лежат на столах и свобод­ ных стульях, поражая своей фантастической фор­ мой, обилием цветных проводов, герметизирующих уплотнений, заржавленных болтов и гаек. Все это те конструкции, которые доводятся до состояния безотказной работы. Другие, которые никогда не работали и не будут работать, лежат под стеллажа­ ми на полу. Это различные боксы под кино- и фото­ камеры, плод необузданной фантазии любителей подводных снимков, приезжающих сюда ежегодно и оставляющих здесь незавершенные плоды своего труда. В ближайшее время особенно выдающиеся экземпляры из этой коллекции должны быть пове­ шены под потолком вместе с краткой технической характеристикой индивидуальных особенностей каждой из камер. Во избежание осложнений дипло­ матического порядка в этих характеристиках не упоминается имя создателя, но зато подводится итог количеству отснятых кадров, подмоченных и безнадежно испорченных фото- и киноаппаратов. Эта экспозиция призвана отразить не только эволю­ цию боксов и интеллекта их создателей, но и по­ служить своеобразным эталоном, по которому мож­ но будет судить о потенциальных возможностях по­ добного снаряжения подводников, приезжающих в Дальние Зеленцы. Однако желание запечатлеть свою личность среди ламинарий, ежей и рыб оказы­ вается сильнее самых убедительных и осязаемых доводов. Количество испорченных фотоаппаратов и уникальная коллекция боксов постоянно увеличива­ ются, а качество и количество всех полученных снимков значительно уступают тем, что были сде­ ланы Серовым и Проппом в первые годы работы на Баренцевом море.

Подводное фотографирование оказалось много сложнее съемки кинофильма. В фильме выручает динамика происходящего действия. Последователь­ ная смена одного объекта другим, способы монтажа сцен позволяют рассказать об эпизоде целым рядом дополнительных кадров. Кадры динамично сменяют ДРУГ друга на экране, и зритель не успевает заме­

49



тить в них нерезкость по краям или другие техни­ ческие недостатки. Фотографию — совсем наобо­

рот — можно разглядывать сколько

угодно, и —

увы — добиться хорошего результата

здесь гораздо

труднее. Только на небольших глубинах в тропи­ ках, где много солнца и жизни, удается получить вполне приемлемые фотографии. Подводному фото­ графу, работающему в морях высоких широт, где естественная освещенность крайне низка, необходи­ мо применять искусственное освещение, ему требу­ ются надежные и автономные источники света. Вре­ мена, когда энтузиасты подводной съемки сжигали на поверхности воды килограммы магния для осве­ щения подводных пейзажей, давно прошли. Элект­ ронные импульсные лампы позволяют получить мощную вспышку света и хороший снимок практи­ чески на любой глубине. Однако это будет только жалкий фрагмент дна или отдельное животное. Кра­ сивейшие подводные ландшафты оказываются на фотографиях плоскими и убогими. Свет импульсных ламп освещает лишь малую часть пейзажа и унич­ тожает ощущение перспективы, поскольку там, ку­ да свет не попадает, получаются глубокие тени и провалы. Окружающее водолаза сияющее нежно­ голубое пространство воды, в котором, как в дымке, растворяются массы животных и растений, выгля­ дит при этом просто плоским темным фоном.

Сколько раз я наблюдал, как, просматривая журнал с подводными фотографиями, человек или оставался совершенно равнодушным, или же начи­ нал его вертеть во все стороны, желая найти наибо­ лее приемлемое, с его точки зрения, положение изображенного. Дело еще и в том, что люди неподготовлены для восприятия фрагмента непривычного мира. Именно в силу этого обстоятельства следует делать больше фотографий с человеком. Там, где есть человек, все сразу же встает на свои места. У снимка есть верх и низ, масштаб для животных и растений, а удачно выбранное положение человека, парящего в толще воды, дает представление о физи­ ческих законах подводного мира.

50

В течение первых двух недель мы заканчиваем сборку трех вариантов забоксированных электрон­ ных светильников и приступаем к отработке мето­ дики подводного фотографирования. Большие мас­ тера образных и колоритных выражений, Котлецов и Володенко каждой народившейся конструкции дают свое название. Имя «морской змей» получает конструкция Вахранева — соединение осветителя, выполненного в длинной дюралевой трубе, с фир­ менным боксом УПК под фотоаппарат «Ленинград». Осветитель, изготовленный по схеме известного под­ водного фотографа А. Рогова, расположен оптималь­ но относительно фотокамеры и объекта съемки — впереди и сбоку. Блок питания — элементы батареи «Молния», четыре конденсатора — и сопротивления скомпонованы так, что легко помещаются в трубе, служащей одновременно и корпусом осветителя. Герметичный рефлектор вынесен на конец трубы и имеет поворотное устройство, обеспечивающее осве­ щение объекта съемки под различными углами. На­ правление светового потока может быть также из­ менено путем регулирования угла между осветите­ лем и фотокамерой. Недостаток осветителя — одно­ стороннее освещение объекта съемки и затрудняю­ щее работу сопротивление длиной трубы при ее пе­ ремещении в воде. Осветитель конструкции Проппа учитывает недостатки «морского змея». Рефлекторы двух ламп-вспышек, вынесенных вперед на тонких медных трубках с двух сторон от снимаемого объек­ та, позволяют создавать равномерное освещение и обладают минимальным сопротивлением при дви­ жении в воде. Крепятся трубки к корпусу осветите­ ля, в котором находится весь блок питания мощно­ стью 120 джоулей. Осветитель работает в соединении либо с боксом КПФ, приспособленным под фото­ аппарат «Искра», либо с боксом УПК. Результату объединения — устрашающему монстру — присваи­ вается название «морской паук». Корпус моей каме­ ры представляет собой дюралевый цилиндр диамет­ ром 200 миллиметров, в котором одновременно на­ ходятся фотоаппарат «Ленинград» и блок питания.

51