ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 0
дится сам, он всплывает недалеко от берега. У него все в порядке, но увидев, что я неожиданно исчез, он поднялся на поверхность — узнать, где я.
У меня сильнейшая головная боль, стук в вис ках. Причин, вызвавших сегодняшние неприятности, может быть несколько. Сильнейший обжим. Как следствие — нарушение равномерной циркуляции крови в организме. Вполне возможно, что воздух был просто плохо очищен. Судя по признакам — го ловная боль, головокружение, стук в висках — это похоже на отравление угарным газом. Возможно и другое. При быстром спуске я дышал слишком час то и неглубоко. Мои легкие просто не успевали осво бождаться от углекислого газа, поскольку при таком дыхании в газообмене участвует в основном отработанный воздух, находящийся в трубках аква ланга. Углекислый газ не удалялся, а накапливался в организме. Первым косвенным признаком увели чения концентрации углекислого газа во вдыхаемом воздухе может служить затуманивание стекла мас ки, правда, в воде с низкой температурой причиной этого может явиться и конденсат. При сильном воз растании концентрации углекислого газа у водолаза наблюдается ощущение полного изнеможения, го ловная боль, ухудшается зрение и сердечная дея тельность. В отдельных случаях наступает потеря сознания. На ухудшение газообмена также влияет и конструкция мундштучной коробки акваланга. Так как трубки вдоха и выдоха сообщаются между собой, при выдохе часть воздуха заполняет обе труб ки. При последующем неглубоком вдохе этот объем воздуха, насыщенный углекислым газом, первым попадает в легкие человека. При частом и неглубо ком дыхании поступление свежего воздуха может вообще быть минимальным, при этом концентрация углекислого газа в крови резко возрастает.*
* В наступлении тяжелого состояния большую роль играет сопротивление дыханию и утомление дыхательных мышц. Сопротивление дыханию зависит от увеличения плотности газа на глубине, гидрокостюма, сжимающего грудную клетку, и конструкции акваланга. (Прим, ред.)
44
При нормальном ритме дыхания свежий воздух заполняет полости обеих трубок. При выдохе этот неиспользованный воздух выбрасывается вместе с отработанным и, таким образом, не участвует в га зообмене. К следующему погружению я разыскал специальные слюдяные клапаны от кислородного аппарата и установил их в мундштучной коробке. Клапаны разделили полости трубок вдоха, выдоха и мундштучной коробки. Помимо того, что улучшил ся газообмен, значительно сократился расход возду ха и, следовательно, увеличилось время пребывания водолаза под водой.
Все дальнейшие работы на глубинах 30—55 мет ров прошли успешно. В результате каждый из нас смог выработать свое индивидуальное восприятие глубины и был готов к работам на этих глубинах.
Выполнение этой программы завершило сезон 1964 г., и все мы вернулись к своей основной работе. В начале 1965 г. в Ленинграде появился Пропп с по трясающей новостью: «Поездка в Антарктику ста новится реальной и может состояться в этом же го ду». Его предложение применить для изучения при брежной зоны Антарктики до глубин 50 метров лег ководолазную технику нашло поддержку со сторо ны ученых Зоологического института Академии наук СССР и руководства Арктического и антаркти
ческого института. Предполагается включить отряд |
||
гидробиологов в |
состав Одиннадцатой |
советской |
антарктической |
экспедиции на сезон |
1965/66 г. |
В связи с этим в |
Дальних Зеленцах Пропп плани |
рует на летний сезон испытания необходимой техни ки. В первую очередь должны быть сделаны гидро костюмы из губчатой резины, аппаратура для под водного фотографирования и подледного освещения. Предусматривались многочисленные погружения для испытания всей фототехники, внесение в кон струкции необходимых исправлений и устранение недоделок. Для участия в работах Пропп пригласил из Ленинграда инженера-оптика Бориса Котлецова и меня, а из Москвы двух авиационных инжене ров — Виктора Вахранева и Бориса Володенко.
45
Подводным фотографированием я увлекался уже несколько лет, и не представлял себе лучшего отпуска, чем поездка на Баренцево море и участие в этих работах. Мне опять был необходим отпуск на два с половиной месяца. Получить его было трудно, но вполне возможно. Работая в проектном институте «Теплоэлектропроект» инженером-строителем, я за нимался расчетами конструкций тепловых электро станций. Нельзя сказать, что просьба предоставить мне дополнительный отпуск, с которой я обращался к руководству института каждый год, вызывала у него радость. Однако я всегда встречал понимание, и в конце концов все улаживалось. Помогал мне в этом и начальник отдела И. С. Литвин, планируя мою работу так, чтобы летом можно было безболез ненно уехать на Север. Обошлось все и в этот раз. В начале лета я приехал в Дальние Зеленцы. Здесь уже был Вахранев. Работы, связанные с подготов кой к экспедиции в Антарктику, начинали развер тываться.
Выбирая гидрокостюмы, остановились пока на варианте из губчатой резины. Этот тип костюма обладает рядом преимуществ перед фирменными ко стюмами ГКП-4 и «Садко». Костюм из губки (микропоры) значительно теплее, хотя по мере роста дав ления теплозащитные свойства резины ухудшаются вследствие сжатия воздушных пузырьков в ее тол ще. Шлем сделан так, что он неплотно прилегает к лицу и позволяет поддувать воздух под костюм для устранения обжима, исключая возможность баро травмы уха при погружении и всплытии.
Первый сухой костюм из губки появился у Проп па несколько лет назад и за время интенсивной экс плуатации хорошо себя зарекомендовал. Костюм, со стоящий из штанов и куртки, соединяется в единое целое на поясе с помощью герметизирующего устройства и делается индивидуально по фигуре водолаза, так, чтобы он по возможности не имел складок. Поэтому влезать в такой костюм приходит ся змеей, освободиться же от него — целая пробле ма. Это является недостатком костюма. Действуя в
46
одиночку, водолаз в лучшем случае сможет снять куртку только наполовину, дальше вся надежда на товарища.
Я начал клеить костюм для себя еще в Ленин граде. После очередной примерки, пытаясь снять куртку самостоятельно, я так в ней застрял, что че рез четверть часа безрезультатной возни готов был испустить дух. Жена, услышав странные стоны, влетела в комнату, помогла сдернуть куртку, а уви дев мое измученное лицо, не выдержав, заметила: «Если ты решил покончить жизнь самоубийством, совершенно незачем залезать в эту ужасную резину и совсем не обязательно ехать в ней нырять».
Уже в Дальних Зеленцах костюм был закончен. Мне предстояло испытать свое детище. Как рыцарь в доспехах, проковылял я на негнущихся ногах от лаборатории к причалу. Следом за мной шел Вахранев с аквалангом и грузами. Помогая мне их надеть, Виктор указал на шлюпку, стоящую в нескольких метрах от причала : «Будешь плавать — подтяни за одно и шлюпку. После спуска пойдем ловить тре ску».
Спускаюсь по лестнице в воду и, оттолкнувшись, отплываю несколько в сторону от причала. Непри вычно большая плавучесть, воздух не только под костюмом, но еще и в самой резине. Чтобы легко погрузиться, следует хорошо обжаться. Перегибаюсь в пояснице и выбрасываю ноги вверх. Неожиданно весь костюм моментально наполняется ледяной во дой; значит, либо соскочило уплотнение по поясу, либо костюм лопнул. Плавучесть уменьшается, но не настолько, чтобы меня уложило на дно. Воздух в микропорах помогает мне держаться — еще одно достоинство костюма из губки. В полузатопленном состоянии плыву к причалу. Вылезаю абсолютно мокрым. Куртка оказалась коротковатой и, когда я согнулся в пояснице, сильно натянулась, а посколь ку резина оказалась далеко не лучшего качества, от этого усилия она лопнула по всей ширине спины.
Пропп приветствует наше быстрое возвращение и поздравляет меня со вторым местом в соревнова
47
ниях по минимальному времени пребывания под во дой в водолазном костюме. Гордиться мне нечем, ибо пальма первенства принадлежит одному парню, работавшему у Миши до моего приезда. Этот водо лаз оказался таких габаритов, что ни один из костю мов ГКП-4 ему не подошел. Выручил Саша Пушкин. В его коллекции водолазных костюмов оказался костюм «Эпрон» самого большого размера. Однако, имея ноги, длина которых не предусмотрена ника кими стандартами, трудно на что-либо надеяться. Влезать в костюм и ковылять в нем на полусогну тых ногах по причалу — мало сказать, что это толь ко неудобно. Нужно иметь еще и хорошие нервы, чтобы выслушивать многочисленные замечания остряков, вечно шатающихся по пирсу. Поскольку водолазу расстраиваться перед спуском не рекомен дуется, то в конце концов Саша посоветовал новому владельцу костюма либо укоротить негабаритные ноги, либо удлинить костюм. Уже к следующему спуску штаны были разрезаны на уровне голени и надставлены. Реконструированные подобным обра зом, они оказались все-таки чуть-чуть коротки и при каждом шаге натягивались в струнку. Очередной спуск был предельно коротким: прыжок с лодки в воду и сразу же выброшенная вверх рука е груза
ми — знак окончания |
погружения и |
выхода из |
воды. |
|
|
Так как дальнейшая борьба за первое место ме |
||
ня не прельщала, то |
я добросовестно |
надставил |
куртку на солидный кусок. На коленях, задней ча сти штанов и локтях рукавов я приклеил по допол нительному овальному куску резины. После всех этих дополнений меня уже не спрашивали : «А у вас что, костюм «Калипсо»?» Однако теперь я мог спо койно сгибаться, нырять, ползать, шагать, садиться на морских ежей и вставать коленями на дно.
Все это можно было проделать под водой, но только не в нашей лаборатории. Здесь царит перво зданный хаос и в костюме передвигаться можно только по замысловатой кривой, обходя многочис ленные камеры для подводной съемки. Чаще всего
48
в разобранном виде, они лежат на столах и свобод ных стульях, поражая своей фантастической фор мой, обилием цветных проводов, герметизирующих уплотнений, заржавленных болтов и гаек. Все это те конструкции, которые доводятся до состояния безотказной работы. Другие, которые никогда не работали и не будут работать, лежат под стеллажа ми на полу. Это различные боксы под кино- и фото камеры, плод необузданной фантазии любителей подводных снимков, приезжающих сюда ежегодно и оставляющих здесь незавершенные плоды своего труда. В ближайшее время особенно выдающиеся экземпляры из этой коллекции должны быть пове шены под потолком вместе с краткой технической характеристикой индивидуальных особенностей каждой из камер. Во избежание осложнений дипло матического порядка в этих характеристиках не упоминается имя создателя, но зато подводится итог количеству отснятых кадров, подмоченных и безнадежно испорченных фото- и киноаппаратов. Эта экспозиция призвана отразить не только эволю цию боксов и интеллекта их создателей, но и по служить своеобразным эталоном, по которому мож но будет судить о потенциальных возможностях по добного снаряжения подводников, приезжающих в Дальние Зеленцы. Однако желание запечатлеть свою личность среди ламинарий, ежей и рыб оказы вается сильнее самых убедительных и осязаемых доводов. Количество испорченных фотоаппаратов и уникальная коллекция боксов постоянно увеличива ются, а качество и количество всех полученных снимков значительно уступают тем, что были сде ланы Серовым и Проппом в первые годы работы на Баренцевом море.
Подводное фотографирование оказалось много сложнее съемки кинофильма. В фильме выручает динамика происходящего действия. Последователь ная смена одного объекта другим, способы монтажа сцен позволяют рассказать об эпизоде целым рядом дополнительных кадров. Кадры динамично сменяют ДРУГ друга на экране, и зритель не успевает заме
49
тить в них нерезкость по краям или другие техни ческие недостатки. Фотографию — совсем наобо
рот — можно разглядывать сколько |
угодно, и — |
увы — добиться хорошего результата |
здесь гораздо |
труднее. Только на небольших глубинах в тропи ках, где много солнца и жизни, удается получить вполне приемлемые фотографии. Подводному фото графу, работающему в морях высоких широт, где естественная освещенность крайне низка, необходи мо применять искусственное освещение, ему требу ются надежные и автономные источники света. Вре мена, когда энтузиасты подводной съемки сжигали на поверхности воды килограммы магния для осве щения подводных пейзажей, давно прошли. Элект ронные импульсные лампы позволяют получить мощную вспышку света и хороший снимок практи чески на любой глубине. Однако это будет только жалкий фрагмент дна или отдельное животное. Кра сивейшие подводные ландшафты оказываются на фотографиях плоскими и убогими. Свет импульсных ламп освещает лишь малую часть пейзажа и унич тожает ощущение перспективы, поскольку там, ку да свет не попадает, получаются глубокие тени и провалы. Окружающее водолаза сияющее нежно голубое пространство воды, в котором, как в дымке, растворяются массы животных и растений, выгля дит при этом просто плоским темным фоном.
Сколько раз я наблюдал, как, просматривая журнал с подводными фотографиями, человек или оставался совершенно равнодушным, или же начи нал его вертеть во все стороны, желая найти наибо лее приемлемое, с его точки зрения, положение изображенного. Дело еще и в том, что люди неподготовлены для восприятия фрагмента непривычного мира. Именно в силу этого обстоятельства следует делать больше фотографий с человеком. Там, где есть человек, все сразу же встает на свои места. У снимка есть верх и низ, масштаб для животных и растений, а удачно выбранное положение человека, парящего в толще воды, дает представление о физи ческих законах подводного мира.
50
В течение первых двух недель мы заканчиваем сборку трех вариантов забоксированных электрон ных светильников и приступаем к отработке мето дики подводного фотографирования. Большие мас тера образных и колоритных выражений, Котлецов и Володенко каждой народившейся конструкции дают свое название. Имя «морской змей» получает конструкция Вахранева — соединение осветителя, выполненного в длинной дюралевой трубе, с фир менным боксом УПК под фотоаппарат «Ленинград». Осветитель, изготовленный по схеме известного под водного фотографа А. Рогова, расположен оптималь но относительно фотокамеры и объекта съемки — впереди и сбоку. Блок питания — элементы батареи «Молния», четыре конденсатора — и сопротивления скомпонованы так, что легко помещаются в трубе, служащей одновременно и корпусом осветителя. Герметичный рефлектор вынесен на конец трубы и имеет поворотное устройство, обеспечивающее осве щение объекта съемки под различными углами. На правление светового потока может быть также из менено путем регулирования угла между осветите лем и фотокамерой. Недостаток осветителя — одно стороннее освещение объекта съемки и затрудняю щее работу сопротивление длиной трубы при ее пе ремещении в воде. Осветитель конструкции Проппа учитывает недостатки «морского змея». Рефлекторы двух ламп-вспышек, вынесенных вперед на тонких медных трубках с двух сторон от снимаемого объек та, позволяют создавать равномерное освещение и обладают минимальным сопротивлением при дви жении в воде. Крепятся трубки к корпусу осветите ля, в котором находится весь блок питания мощно стью 120 джоулей. Осветитель работает в соединении либо с боксом КПФ, приспособленным под фото аппарат «Искра», либо с боксом УПК. Результату объединения — устрашающему монстру — присваи вается название «морской паук». Корпус моей каме ры представляет собой дюралевый цилиндр диамет ром 200 миллиметров, в котором одновременно на ходятся фотоаппарат «Ленинград» и блок питания.
51