Файл: Рыбаков, К. В. Фильтрация авиационных топлив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 94

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 60

Характеристика фильтрационных материалов, для которых определены

 

закономерности фильтрации

топлива

 

 

Фильтрационный

материал

Тонкость фильт­

 

Примечание

рации, мкм

 

Фильтродиагональ . . . .

30—40

ГОСТ 504—41

 

Фильтросванбой

 

30—40

ГОСТ 13029—67

 

Нетканый материал . . . .

20—30

ТУ РСФСР-17-1385-67

Капрон

 

20-30

Артикул

22059

ВНИИ ПХВ

Анид

 

20—25

Артикул

22183

ВНИИ ПХВ

ФЭП (в)

 

15—20

МРТУ-6 h 02-357—68

Сетка 80/720

из фрак­

12—16

ТУ 1—61

 

 

Металлокерамика

10-15

 

 

 

ций 100 мкм . .

. . . . . .

КТБ-МИ

 

 

Бумага АФБ-1К

 

8—12

ТУ 374—59

 

Фильтромиткаль

 

5—10

ГОСТ 487—41

 

Фильтробельтннг . . . . . .

5—10

ГОСТ 332—41

 

Плац-палатка

 

5—10

 

 

 

Металлокерамика

(лента)

5 - 7

ГПИ

 

 

Бумага БФМ

 

5—10

ТУ 81-04-2—70

 

Были построены зависимости ѵ = / (а), — = f (т),

— =

f (т)

и — =

f (q). Анализ

зависимостей показывает, что инфильтрация

Я

содержащего

от 0,005 до 0,03% загрязнений,

через

мате­

топлива,

риалы с размерами пор от 5 до 40 мк происходит в начальный пе­

риод с постепенным закупориванием

пор, а

затем переходит в

фильтрацию

с образованием

осадка. Ни одна

из зависимостей не

представлена

в виде прямой

линии на всем участке т или q. Нача­

ло перехола

от одной закономерности

к другой зависит от содер­

жания загрязнений в топливе и размера пор фильтрационного ма­

териала или тонкости

фильтрации. Для исследованных

фильтра­

ционных материалов оно наступает после фильтрации

0,7—3

м32

топлива (табл.61).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

61

Переход фильтрации с

постепенным закупориванием пор к

фильтрации

 

с

образованием

осадка

 

 

 

 

 

 

Количество

фильтрата, м'/м*,

полученное

к началу

 

 

перехода,

при содержании

в топливе загрязнений

 

Фильтрационный материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,03%

0,01%

 

0,005%

 

 

 

1,35

1.8

 

2,5—3,0

 

Нетканый материал . . .

.

0,8

1,0

 

 

1,2

 

 

 

0,7

0,9

 

 

1,0

 

108


Обычно постоянные К и ѵ0 определяют графическим методом и. при необходимости, проверяют аналитически. Для проверки в основное уравнение данного вида забивки пор у = Кх-\-Ь под­ ставляется значение К, полученное графически, и для нескольких значений у и х определяется ѵ0 = b. Затем ѵ0 расчетное сравни­ вается с ѵ0 графическим.

Для топлива, содержащего загрязнения полидисперсного харак­

тера, применение графического метода определения

постоянных К

и » о довольно приближенно и приводит к большим

погрешностям,

так как закономерности забивки пор в чистом виде не наблюда­ ются.

Большую точность дает применение метода графического кор­ ригирования [94], при котором наиболее близкая к прямой зависи­ мость заменяется ломаной, прямой линией (обычно с двумя, тремя участками). Для каждого прямого участка ломаной линии раз­ дельно определяются постоянные К и ѵ0, затем для каждого участка раздельно по формулам вычисляются значения q и ѵ, ко­ торые суммируются для всего участка т или q.

 

Для

определения

постоянных

К и ѵ0 более

точным является

метод раздельного графического

корригирования,

заключающийся

в

том,

что

на

кривых

зависимостей ѵ — f (q); —

= f (т);

— •=

 

 

 

 

 

 

q

 

V

=

f (x)

и

= f (q)

находятся

прямые отрезки. По осям

абсцисс

 

 

 

ч

 

 

 

 

 

данных зависимостей устанавливаются границы прямых отрезков. Процесс фильтрации рассматривается как последовательный пе­ реход от фильтрации с одним видом забивки пор к фильтрации с другим. Для нашего случая это последовательный переход от фильтрации с постепенным закупориванием пор к фильтрации с образованием осадка.

Для каждого участка отрезков прямых этих зависимостей опре­ деляются постоянные К и ѵ0, затем вычисляются значения q и ѵ, которые далее суммируются для всего участка т или q.

Преимущества этого метода видны на примерах расчета тремя методами процесса фильтрации топлива, содержащего 0,03; 0,01 и 0,005% загрязнений, через хлопчатобумажную ткань — фильтродиагональ.

Экспериментальные зависимости q = f(x), полученные на без­ насосной лабораторной установке и рассчитанные по ним парамет-'

ры

для

построения

зависимостей ѵ = f (q) ; —

= f (x) ; —

=

=

f (x)

и — = f (q),

представлены в табл. 62.

 

 

 

По

q

v

= f(q), характеризующей

фильтрацию

с

 

зависимости

полным закупориванием пор, постоянная величина К' определяется

как тангенс угла наклона

прямой линии. Постоянная ѵ0

является

отрезком оси ординат, который отсекает прямая линия.

 

Аналогичным образом

по зависимости — =f(x),

характери-

109


 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 62

 

Фильтруемость

топлива

через фильтродвигатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1/v,

 

сек

Д д, мл

à q, J I 3 / . « 1

g,

мл

q, м*(м*

—1

м

— 1

- 1

 

 

 

 

 

vtM -сек

сек

сек-м

 

 

 

 

 

 

 

 

С о д е р ж а н и е

з а г р я з н е н и й

0,03°/о

 

 

 

15

89

0,445

89

0,445

0,0297

 

33,7

33,7

30

57

0,285

146

0,73

0,019

 

52,6

41,1

45

32,5

0,162

178,5

0,89

0,0108

 

92,7

50,5

60

23,5

0,117

202

1,01

0,0078

128,2

59,4

75

21

0,105

223

1,11

0,007

142,8

67,6

90

17,5

0,087

240,5

1,2

0,0058

172,4

75,0

105

16,5

0,082

257

1,28

0,0055

182,0

82,1

120

13,5

0,067

271

1,35

0,0045

222,0

89,0

135

13

0,065

284

1,42

0,0043

233,0

95,2

150

12

0,06

296

1,48

0,004

250,0

101,4

165

11,5

0,057

307,5

1,53

0,0038

263,0

108,0

180

10,5

0,052

318

1,59

0,0035

286,0

113,1

195

10

0,05

328

1,64

0,0033

303,0

119,0

210

9,5

0,047

337,5

1,68

0,0031

323,0

325,0

225

9

0,045

346,5

1,73

0,003

330,0

131,0

240

9

0,045

355,5

1,77

0,003

333,0

135,6

255

8,5

0,042

364

1,82

0,0028

357,0

140,0

270

8,5

0,042

372,5

1,86

0,0028

357,0

145,0

295

8,5

0,042

381

1,9

0,0028

357,0

150,0

300

8

0,04

389

1,94

0,0027

370,0

155,0

315

8

0,04

397

1,98

0,0027

370,0

159,0

330

8

0,04

405

2,02

0,0027

370,0

163,5

345

7,5

0,037

412,5

2,06

0,0025

400,0

167,5

зующей фильтрацию с постепенным закупориванием пор, опреде­ ляется величина К-

По

зависимости —

= f(x),

характеризующей фильтрацию с

 

 

V

 

 

 

 

 

закупориванием

пор по промежуточному виду, постоянная

величи­

на К!" определяется как тангенс

угла наклона этой

зависимости

или прямой линии. На оси ординат

эта зависимость

или прямая

 

 

 

 

1

%

 

=f(q),

линия

отсекает

отрезок,

р а в н ы й —

. По зависимости—

 

 

 

 

v0

q

 

 

характеризующей фильтрацию с образованием осадка, постоянная

величина К"" определяется как удвоенный тангенс угла

наклона

этой зависимости или прямой

линии. На оси ординат эта зависи­

мость или прямая линия отсекает отрезок, равный—•

 

Для

графического

метода

расчеты

проведены для т от 0 до

300 сек и для q от 0 до 3 м3/лі2.

Для метода графического

корриги­

рования

расчеты, произведены

для ті от 0 до 150 сек; для qt от 0

до 1,5 мг% и для т2 от 150 до 300 сек и 172 от 1,5 до 3,0

мъ2.

В табл. 63 приведены величины постоянных К и ѵ0. Расчет про­

цесса фильтрации для сравнительной

оценки методов был произве­

ден путем определения

фильтрации

q =

f (т) по следующим зави­

симостям:

 

 

 

 

 

НО

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 63

Значения

постоянных

К и і>0при

фильтрации топлива через

 

фильтродиагональ

 

 

 

Содержание загрязнений, о/

 

 

 

 

0,03

 

0,01

 

/0

0,005

 

 

 

 

 

Закупоривание пор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К

 

К

ѵ0

 

К

V,

 

 

М е т о д г р а ф и ч е с к и й

 

 

 

 

 

0,015

0,037

0,016

0,37

 

0,02

0,045

Постепенное . . .

0,96

0,028

0,7

0,037

 

0,86

0,0435

Промежуточное . .

1,54

0,053

1,27

0,029

 

1,0

0,022

С. образованием

106,6

0,062

204

0,0227

133,2

0,031

осадка

. . . . . .

 

М е т о д г р а ф и ч е с к о г о

к о р р и г и р о в а н и я

 

 

 

0,025

0,04

0,023

0,038

 

0,033

0,058

 

 

0,0018

0,004

0,0033

0,0045

 

0,005

0,0065

Постепенное . . .

1,15

0,031

0,84

0,045

 

0,8

0,055

 

 

0,65

0,01

0,8

0,0105

 

0,66

0,0122

Промежуточное . .

1,66

0,17

1.8

0,090

 

1,5

0,2

С образованием

0,8

0,004

1,0

0,004

 

1,0

0,0045

150

0,5

122

0,139

 

80

0,167

 

 

 

 

 

213,6

0,009

200

0,0105

160

0,0179

М е т о д р а з д е л ь н о г о

г р а ф и ч е с к о г о

к о р р и г и р о в а н и я

Постепенное . . .

1,15

0,36

0,84

0,055

 

0,8

 

Собразованием

осадка

213,6

0,007

200

0,0089

160

1) Ч — ^"( 1е К

2) q —

A4 , 1

~2~ + 1 ^ Г

)—полное закупоривание пор;

—постепенное закупоривание пор;

3)

<7=

 

 

—промежуточный вид заоивки пор;

л.)

д —

1

+ - | /

1

I '2* —забивка пор с образо-

'

Ч

~

К""

о ~ V

К""2 и*

К""

ванием

осадка.

 

 

 

По этим формулам были рассчитаны величины q к моменту фильтрации т = 300 сек по трем методам. Значения q были срав­ нены с экспериментально определенными значениями q и вычисле­ ны соответствующие ошибки.

В табл. 64 и 65 представлены результаты определения значений q и соответствующих ошибок.