ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 1
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
64 |
||
|
Экспериментальные и расчетные значения q для методов |
|
|
|
|||||||
|
|
и графического |
корригирования |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Количество фильтрата, |
м'/м1 |
|
Ошибка, % |
|
||||
Содержа |
|
|
|
расч гтное |
|
|
|
|
|
|
|
ние загряз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Графичес |
|
нений в |
Закупоривание пор |
экспери |
Графичес |
Графичес |
|
||||||
топливе, |
|
|
менталь |
Графичес |
кого |
кор |
кий метод |
кое корри |
|||
% |
|
|
ное |
гирование |
|||||||
|
|
кий метод |
ригирова |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
ния |
|
|
|
|
|
|
,030 |
Полное |
1,94 |
2,44 |
0,568 |
|
12,5 |
|
70,6 |
|
||
|
Постепенное . . . |
1,94 |
1,67 |
2,28 |
|
14,0 |
|
11,8 |
|
||
|
Промежуточное |
1,94 |
2,15 |
2,76 |
|
11,2 |
|
13,9 |
|
||
|
С |
образованием |
1,94 |
2,23 |
2,2 |
|
11,5 |
|
11,3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
0,01 |
Полное |
2,06 |
2,30 |
2,18 |
|
11,2 |
|
5,0 |
|
||
|
Постепеш-.ое . . . |
2,06 |
2,27 |
2,7 |
|
11,01 |
|
31,0 |
|
||
|
Промежуточное . . |
2,06 |
1,96 |
2,26 |
|
4,7 |
|
10,0 |
|
||
|
С |
образованием |
2,06 |
1,49 |
2,31 |
|
27,5 |
|
12,2 |
|
|
осадка |
|
|
|
||||||||
0,005 |
Полное |
2,36 |
2,23 |
2,48 |
|
5,5 |
|
5,0 |
|
||
|
Постепенкое . . . |
2,36 |
1,97 |
2,23 |
|
16,5 |
|
5,5 |
|
||
|
Промежуточное . . |
2,36 |
2,02 |
3,06 |
|
14,5 |
|
29,6 |
|
||
|
С |
образованием |
2,36 |
1,89 |
3,05 |
|
20,0 |
|
29,1 |
|
|
осадка |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
65 |
||
|
Экспериментальные и расчетные значения q для методов |
|
|
|
|||||||
|
|
раздельного |
графического корригирования |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
Количество |
фильтрата, |
л«/.и* |
|
|
|
||
Содержание |
|
|
|
|
|
расчетное |
|
|
|
||
загрязнений |
|
Закупоривание пор |
эксперимен |
(метод раз |
Ошибка, % |
||||||
в топливе, % |
|
|
|
тальное |
|
дельного |
гра |
|
|
|
|
|
|
|
|
фического |
кор |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
ригирования) |
|
|
|
||
0,03 |
|
Постепенное |
|
1,94 |
|
1,96 |
|
|
1,0 |
|
|
0,01 |
|
С образованием |
осадка |
2,06 |
|
2,035 |
|
1,2 |
|
||
0,005 |
|
|
|
2,36 |
|
2,28 |
|
|
3,2 |
|
Из таблиц следует, что фильтрация топлива через хлопчатобу мажную ткань происходит, как и через другие фильтрационные ма териалы (см. табл. 60), в начальный момент с постепенным закупо риванием пор, а затем переходит к фильтрации с образованием осадка. Наибольшую точность при расчетах процесса фильтрации в этом случае (переход от одной закономерности к другой) дает метод раздельного графического корригирования (1—3,2%)-
Таким образом, если одна из зависимостей и = f ( q ) ; — =
1 |
|
|
|
Ц |
= f |
Т. |
f (q) |
имеет линейный характер по |
|
= / ( т ) . ' — |
( т ) И ' — = |
|||
V |
|
q |
|
|
112
всем т или g, т. е. имеет место одна из четырех закономерностей забивки пор, то наиболее целесообразно .применять графический метод определения постоянных К и ѵ. Если все зависимости по т или q имеют криволинейный характер, т. е. фильтрация происходит одновременно по нескольким закономерностям, то наиболее целе-1 сообразно применять метод графического корригирования. И, на конец, если имеет место фильтрация с переходом от одного вида забивки пор к другому, то в этом случае наиболее точные результаты дает применение метода раздельного графического корриги рования для определения постоянных К и ѵ0.
Для очистки авиационных топлив от микрокапель воды широко используется метод фильтрации, который основан на адсорбции в прилипании микрокапель воды к пористой перегородке. В фильт* pax-сепараторах в качестве пористых перегородок применяются натуральные и синтетические волокна.
По принципу работы фильтры-сепараторы разделяются на од ноступенчатые и многоступенчатые. В одноступенчатых одна фильтрационная перегородка, состоящая из различных видов воло кон, осуществляет процесс отделения воды следующим образом: микрокаплй воды осаждаются на поверхности волокон, где слива
ются с другими микрокаплями в капли |
и по волокнам стекают в |
отстойник. |
|
Этот процесс в основном объясняется |
поверхностными силами |
и состоит из следующих стадий [83, 95]: |
|
соприкосновение или встреча микрокапель воды с волокнами; осаждение микрокапель воды на волокнах; коалесценция микрокапель в капли воды на волокнах;
стенание капель воды под действием силы тяжести с волокон; отвод капель воды в отстойник.
В многоступенчатых фильтрах-сепараторах имеется несколько типов перегородок (коагулирующая, водоотталкивающая, фильт рационная), состоящих из различных видов волокон.
Микрокапли воды в них осаждаются на поверхности волокон коагулирующего элемента, где .укрупняются и выносятся потоком топлива из элемента в виде капель, которые осаждаются в отстой нике.
Микрокапли, не успевшие укрупниться и диспергированные, при выходе капли из элемента не осаждаются в отстойнике, а выно сятся потоком к водоотталкивающему элементу, который их задер живает на своей поверхности, и затем они стекают в отстойник. Топливо, не содержащее микрокапель воды, поступает на следую щий фильтрационный элемент.
Современные фильтры-сепараторы могут иметь две ступени очистки (коагулирующая и водоотталкивающая), три (коагулиру ющая, водоотталкивающая и фильтрационная) и более. В послед нем случае ставится по нескольку ступеней коагулирующих, водо отталкивающих или фильтрационных. Здесь процесс отделения во ды более сложный, чем в одноступенчатых фильтрах-сепараторах,- и состоит из следующих стадий:
113
приближение и соприкосновение микрокапель воды с волок нами;
адгезия микрокапель воды с волокнами; коалексация микрокапель в капли воды в потоке и на волок
нах; отрыв капель воды с волокон;
етекание капель воды с волокон; отвод капель воды в отстойник;
течение водотопливной эмульсии через коагулирующую и водо отталкивающую пористые перегородки.
Приближение и соприкосновение микрокапель воды с волокна ми может происходить в результате прямого или инерционного со прикосновения движущейся микрокапли воды с волокнами, а так же в результате броуновской диффузии, седиментации, притяже ния электрическими или ван-дер-ваальсовыми силами.
В зависимости от вида эмульсии, фильтрационной перегородки, условий фильтрации и других факторов соприкосновение микро капель воды с волокнами может происходить по одной из перечис ленных причин или одновременно или последовательно по несколь ким. Так, при увеличении скорости фильтрации и размера микро капель воды влияние броуновской диффузии уменьшается, а инер ционного осаждения увеличивается. При уменьшении скорости фильтрации увеличивается влияние седиментации. Прямое и инер ционное соприкосновение характерно для больших скоростей фильтрации, больших микрокапель воды и малых диаметров во локон.
На эффективность соприкосновения исключительное влияние оказывает диаметр волокон. Уменьшение диаметра волокон с 15 до 0,5 мкм в несколько сот раз увеличивает эффективность сопри косновения.
Адгезия микрокапель воды на волокнах начинается с вытесне ния топливной пленки с поверхности волокон, которое происходит легко на гидрофильной поверхности с высокой поверхностной энер гией.
Процесс адгезии нужно рассматривать на плоской, сферической и цилиндрической поверхностях. Адгезия микрокапли воды к во локну определяется поверхностными свойствами волокон (краевым углом), его диаметром и размером микрокапли воды. Чем больше
размер микрокапли |
воды и меньше диаметр волокна, тем быстрее |
іі легче происходит |
адгезия. |
Коалесценция микрокапель в капли воды в потоке происходит, как правило, у микрокапель размером более 10 мкм. На волокнах имеет место коалесценция микрокапель всех размеров. Коалесцен ция микрокапель приводит к уменьшению свободной поверхност ной энергии, что особенно заметно при слиянии микрокапель оди накового размера. Процесс коалесценции, как и процесс адгезии, нужно рассматривать на плоской, сферической и цилиндрической поверхностях.
и*
Микрокапли воды размером более 10 мкм при коалесценции на волокнах могут образовывать капли большего размера или водя ную пленку.
При высоких скоростях фильтрации и при малых размерах пор микрокапли воды могут дробиться, особенно при выходе из пори стой перегородки.
Процесс коалесценции имеет место в коагулирующих элемен-
тах, поэтому |
(с точки зрения коалесценции) волокнистые материа- |
лы должны |
быть гидрофильными (с высокой поверхностной энер |
гией) . |
|
Отрыв капель воды с гидрофильных волокон требует большей энергии, чем с гидрофобных. Поэтому с точки зрения отрыва ка пель воды коагулирующие элементы должны иметь пористую пере городку из гидрофобных волокон со средней поверхностной энер гией, а водоотталкивающие элементы должны иметь пористую пе
регородку из гидрофобных волокон с малой поверхностной |
энерги |
||
ей, где микрокапли на поверхности |
сохраняют сферическую |
форму |
|
и не проходят через пористую перегородку. |
|
||
Отрыв |
капли воды происходит |
при достижении определенных" |
|
размеров |
под действием гидродинамических сил потока и тяжести |
капли. При этом капля срывается с поверхности волокна или сте кает по волокну до соседнего и образует мостик. В дальнейшем при увеличении размера капля уносится потоком во внутреннюю по лость фильтра-сепаратора, где за счет силы тяжести и резкого из менения скорости осаждается в отстойник.
Течение водотопливной эмульсии через коагулирующий и водо отталкивающий элемент должно быть ламинарным, в противном
случае будет иметь место диспергирование |
микрокапель |
воды и |
|
их вынос из элементов. |
|
|
|
В связи с тем что содержание |
свободной |
воды в авиационных |
|
топливах не превышает нескольких |
сотых долей процента, |
процесс |
можно рассматривать как течение однородной чистой жидкости че
рез пористую |
перегородку. |
г л а в а vi. |
А Э Р О Д Р О М Н Ы Е Ф И Л Ь Т Р Ы |
В соответствии с системами фильтрации авиационных топлив |
|
аэродромные |
фильтры подразделяются на фильтры грубой (пред |
варительной), тонкой очистки и фильтры-сепараторы.
Фильтрами грубой очистки принято считать фильтры, задержи
вающие частицы |
загрязнений, видимые невооруженным глазом, |
т. е. с размером |
более 15—20 мкм, а фильтрами тонкой очистки — |
задерживающие частицы загрязнений менее 15—20 мкм. Фильтра ми-сепараторами считаются фильтры, задерживающие механичен ские примеси и эмульсионную воду.
115
М Е Т О Д Ы И С П Ы Т А Н И Й Ф И Л Ь Т Р О В
Аэродромные фильтры и фильтры-сепараторы испытывают на полноразмерных фильтрационных установках, а также в эксплуа тационных условиях на складах ГСМ аэропортов.
Полноразмерные фильтрационные установки, как правило, со стоят из резервуара хранения топлива, расходного и сливного ре зервуаров, насосов, счетчиков, диафрагм и других средств замера расхода и скоростей течения топлива, предохранительных фильт ров, систем трубопроводов, вентилей и контрольно-измерительных приборов, в том числе приборов для автоматического определения в потоке топлива количества и размера загрязнений и микрокапель воды [2; 6; 96; 97]. Для приготовления и введения в топливо кон центратов загрязнений и водотопливных эмульсий полноразмерные установки оснащаются специальными дозаторами. Емкость резер вуаров и производительность насосов зависят от пропускной спо собности испытуемых фильтров. Некоторые установки изготавли ваются из нержавеющей стали со стеклянными трубопроводами, что очень удобно для испытаний и очистки установок от загряз нений.
На полноразмерных фильтрационных установках определяют следующие характеристики фильтров и фильтров-сепараторов:
гидравлическую; эффективность очистки топлива от загрязне ний (тонкость и полнота фильтрации) и от эмульсионной воды (полнота отделения воды); эффективность противоточной промыв ки; грязеемкость фильтра.
Определение гидравлической характеристики на полноразмер ной установке заключается в прокачивании через испытуемый фильтр, включенный после предохранительного, топлива при раз личных перепадах давления и замера расхода топлива при помо щи счетчика и секундомера или диафрагмы. При этом раздельно определяется гидравлическая характеристика фильтра в сборе и
фильтра |
в сборе без фильтрационного |
чехла (элемента). |
|
|
||||||
|
Результаты испытаний обрабатываются следующим образом. |
|||||||||
|
Определяем перепад давления на фильтрационном чехле: |
|||||||||
Д/Л, = Д/?ф— àpK |
кГісм2, |
|
|
|
|
|
|
|||
г д е Д р ф = / / ф — р " |
ф—перепад |
давления |
на фильтре |
в |
сборе, |
|||||
кГ/см2 |
(здесь |
р'ф |
— давление |
перед |
фильтром |
в сборе, |
|
кГ/см2; |
||
р"ф |
— давление |
после фильтра |
в сборе, |
кГ/см2); |
Арк=р',. |
|
— |
|||
— |
р " к |
— перепад |
давления на |
фильтре в |
сборе |
без фильтрацион |
||||
ного чехла, кГ/см2 |
(здесь р ' к —давление |
перед фильтром |
в |
сборе |
||||||
без фильтрационного чехла, кГ/см2; |
р " к |
—давление после |
фильт |
|||||||
ра в сборе без фильтрационного чехла, |
кГ/см2. |
|
|
|
||||||
|
Находим удельную пропускную способность: |
|
|
|
||||||
а |
= — 2 |
лімин-см1, |
|
|
|
|
|
|
116