Файл: Рыбаков, К. В. Фильтрация авиационных топлив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 93

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

64

 

Экспериментальные и расчетные значения q для методов

 

 

 

 

 

и графического

корригирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество фильтрата,

м'/м1

 

Ошибка, %

 

Содержа­

 

 

 

расч гтное

 

 

 

 

 

 

ние загряз­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Графичес­

нений в

Закупоривание пор

экспери­

Графичес­

Графичес­

 

топливе,

 

 

менталь­

Графичес­

кого

кор­

кий метод

кое корри­

%

 

 

ное

гирование

 

 

кий метод

ригирова­

 

 

 

 

 

 

 

 

ния

 

 

 

 

 

,030

Полное

1,94

2,44

0,568

 

12,5

 

70,6

 

 

Постепенное . . .

1,94

1,67

2,28

 

14,0

 

11,8

 

 

Промежуточное

1,94

2,15

2,76

 

11,2

 

13,9

 

 

С

образованием

1,94

2,23

2,2

 

11,5

 

11,3

 

 

 

 

 

 

 

0,01

Полное

2,06

2,30

2,18

 

11,2

 

5,0

 

 

Постепеш-.ое . . .

2,06

2,27

2,7

 

11,01

 

31,0

 

 

Промежуточное . .

2,06

1,96

2,26

 

4,7

 

10,0

 

 

С

образованием

2,06

1,49

2,31

 

27,5

 

12,2

 

осадка

 

 

 

0,005

Полное

2,36

2,23

2,48

 

5,5

 

5,0

 

 

Постепенкое . . .

2,36

1,97

2,23

 

16,5

 

5,5

 

 

Промежуточное . .

2,36

2,02

3,06

 

14,5

 

29,6

 

 

С

образованием

2,36

1,89

3,05

 

20,0

 

29,1

 

осадка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

65

 

Экспериментальные и расчетные значения q для методов

 

 

 

 

 

раздельного

графического корригирования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество

фильтрата,

л«/.и*

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

расчетное

 

 

 

загрязнений

 

Закупоривание пор

эксперимен­

(метод раз­

Ошибка, %

в топливе, %

 

 

 

тальное

 

дельного

гра­

 

 

 

 

 

 

 

фического

кор­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ригирования)

 

 

 

0,03

 

Постепенное

 

1,94

 

1,96

 

 

1,0

 

0,01

 

С образованием

осадка

2,06

 

2,035

 

1,2

 

0,005

 

 

 

2,36

 

2,28

 

 

3,2

 

Из таблиц следует, что фильтрация топлива через хлопчатобу­ мажную ткань происходит, как и через другие фильтрационные ма­ териалы (см. табл. 60), в начальный момент с постепенным закупо­ риванием пор, а затем переходит к фильтрации с образованием осадка. Наибольшую точность при расчетах процесса фильтрации в этом случае (переход от одной закономерности к другой) дает метод раздельного графического корригирования (1—3,2%)-

Таким образом, если одна из зависимостей и = f ( q ) ; — =

1

 

 

 

Ц

= f

Т.

f (q)

имеет линейный характер по

= / ( т ) . ' —

( т ) И ' — =

V

 

q

 

 

112


всем т или g, т. е. имеет место одна из четырех закономерностей забивки пор, то наиболее целесообразно .применять графический метод определения постоянных К и ѵ. Если все зависимости по т или q имеют криволинейный характер, т. е. фильтрация происходит одновременно по нескольким закономерностям, то наиболее целе-1 сообразно применять метод графического корригирования. И, на­ конец, если имеет место фильтрация с переходом от одного вида забивки пор к другому, то в этом случае наиболее точные результаты дает применение метода раздельного графического корриги­ рования для определения постоянных К и ѵ0.

Для очистки авиационных топлив от микрокапель воды широко используется метод фильтрации, который основан на адсорбции в прилипании микрокапель воды к пористой перегородке. В фильт* pax-сепараторах в качестве пористых перегородок применяются натуральные и синтетические волокна.

По принципу работы фильтры-сепараторы разделяются на од­ ноступенчатые и многоступенчатые. В одноступенчатых одна фильтрационная перегородка, состоящая из различных видов воло­ кон, осуществляет процесс отделения воды следующим образом: микрокаплй воды осаждаются на поверхности волокон, где слива­

ются с другими микрокаплями в капли

и по волокнам стекают в

отстойник.

 

Этот процесс в основном объясняется

поверхностными силами

и состоит из следующих стадий [83, 95]:

 

соприкосновение или встреча микрокапель воды с волокнами; осаждение микрокапель воды на волокнах; коалесценция микрокапель в капли воды на волокнах;

стенание капель воды под действием силы тяжести с волокон; отвод капель воды в отстойник.

В многоступенчатых фильтрах-сепараторах имеется несколько типов перегородок (коагулирующая, водоотталкивающая, фильт­ рационная), состоящих из различных видов волокон.

Микрокапли воды в них осаждаются на поверхности волокон коагулирующего элемента, где .укрупняются и выносятся потоком топлива из элемента в виде капель, которые осаждаются в отстой­ нике.

Микрокапли, не успевшие укрупниться и диспергированные, при выходе капли из элемента не осаждаются в отстойнике, а выно­ сятся потоком к водоотталкивающему элементу, который их задер­ живает на своей поверхности, и затем они стекают в отстойник. Топливо, не содержащее микрокапель воды, поступает на следую­ щий фильтрационный элемент.

Современные фильтры-сепараторы могут иметь две ступени очистки (коагулирующая и водоотталкивающая), три (коагулиру­ ющая, водоотталкивающая и фильтрационная) и более. В послед­ нем случае ставится по нескольку ступеней коагулирующих, водо­ отталкивающих или фильтрационных. Здесь процесс отделения во­ ды более сложный, чем в одноступенчатых фильтрах-сепараторах,- и состоит из следующих стадий:

113


приближение и соприкосновение микрокапель воды с волок­ нами;

адгезия микрокапель воды с волокнами; коалексация микрокапель в капли воды в потоке и на волок­

нах; отрыв капель воды с волокон;

етекание капель воды с волокон; отвод капель воды в отстойник;

течение водотопливной эмульсии через коагулирующую и водо­ отталкивающую пористые перегородки.

Приближение и соприкосновение микрокапель воды с волокна­ ми может происходить в результате прямого или инерционного со­ прикосновения движущейся микрокапли воды с волокнами, а так­ же в результате броуновской диффузии, седиментации, притяже­ ния электрическими или ван-дер-ваальсовыми силами.

В зависимости от вида эмульсии, фильтрационной перегородки, условий фильтрации и других факторов соприкосновение микро­ капель воды с волокнами может происходить по одной из перечис­ ленных причин или одновременно или последовательно по несколь­ ким. Так, при увеличении скорости фильтрации и размера микро­ капель воды влияние броуновской диффузии уменьшается, а инер­ ционного осаждения увеличивается. При уменьшении скорости фильтрации увеличивается влияние седиментации. Прямое и инер­ ционное соприкосновение характерно для больших скоростей фильтрации, больших микрокапель воды и малых диаметров во­ локон.

На эффективность соприкосновения исключительное влияние оказывает диаметр волокон. Уменьшение диаметра волокон с 15 до 0,5 мкм в несколько сот раз увеличивает эффективность сопри­ косновения.

Адгезия микрокапель воды на волокнах начинается с вытесне­ ния топливной пленки с поверхности волокон, которое происходит легко на гидрофильной поверхности с высокой поверхностной энер­ гией.

Процесс адгезии нужно рассматривать на плоской, сферической и цилиндрической поверхностях. Адгезия микрокапли воды к во­ локну определяется поверхностными свойствами волокон (краевым углом), его диаметром и размером микрокапли воды. Чем больше

размер микрокапли

воды и меньше диаметр волокна, тем быстрее

іі легче происходит

адгезия.

Коалесценция микрокапель в капли воды в потоке происходит, как правило, у микрокапель размером более 10 мкм. На волокнах имеет место коалесценция микрокапель всех размеров. Коалесцен­ ция микрокапель приводит к уменьшению свободной поверхност­ ной энергии, что особенно заметно при слиянии микрокапель оди­ накового размера. Процесс коалесценции, как и процесс адгезии, нужно рассматривать на плоской, сферической и цилиндрической поверхностях.

и*


Микрокапли воды размером более 10 мкм при коалесценции на волокнах могут образовывать капли большего размера или водя­ ную пленку.

При высоких скоростях фильтрации и при малых размерах пор микрокапли воды могут дробиться, особенно при выходе из пори­ стой перегородки.

Процесс коалесценции имеет место в коагулирующих элемен-

тах, поэтому

(с точки зрения коалесценции) волокнистые материа-

лы должны

быть гидрофильными (с высокой поверхностной энер­

гией) .

 

Отрыв капель воды с гидрофильных волокон требует большей энергии, чем с гидрофобных. Поэтому с точки зрения отрыва ка­ пель воды коагулирующие элементы должны иметь пористую пере­ городку из гидрофобных волокон со средней поверхностной энер­ гией, а водоотталкивающие элементы должны иметь пористую пе­

регородку из гидрофобных волокон с малой поверхностной

энерги­

ей, где микрокапли на поверхности

сохраняют сферическую

форму

и не проходят через пористую перегородку.

 

Отрыв

капли воды происходит

при достижении определенных"

размеров

под действием гидродинамических сил потока и тяжести

капли. При этом капля срывается с поверхности волокна или сте­ кает по волокну до соседнего и образует мостик. В дальнейшем при увеличении размера капля уносится потоком во внутреннюю по­ лость фильтра-сепаратора, где за счет силы тяжести и резкого из­ менения скорости осаждается в отстойник.

Течение водотопливной эмульсии через коагулирующий и водо­ отталкивающий элемент должно быть ламинарным, в противном

случае будет иметь место диспергирование

микрокапель

воды и

их вынос из элементов.

 

 

 

В связи с тем что содержание

свободной

воды в авиационных

топливах не превышает нескольких

сотых долей процента,

процесс

можно рассматривать как течение однородной чистой жидкости че­

рез пористую

перегородку.

г л а в а vi.

А Э Р О Д Р О М Н Ы Е Ф И Л Ь Т Р Ы

В соответствии с системами фильтрации авиационных топлив

аэродромные

фильтры подразделяются на фильтры грубой (пред­

варительной), тонкой очистки и фильтры-сепараторы.

Фильтрами грубой очистки принято считать фильтры, задержи­

вающие частицы

загрязнений, видимые невооруженным глазом,

т. е. с размером

более 15—20 мкм, а фильтрами тонкой очистки —

задерживающие частицы загрязнений менее 15—20 мкм. Фильтра­ ми-сепараторами считаются фильтры, задерживающие механичен ские примеси и эмульсионную воду.

115


М Е Т О Д Ы И С П Ы Т А Н И Й Ф И Л Ь Т Р О В

Аэродромные фильтры и фильтры-сепараторы испытывают на полноразмерных фильтрационных установках, а также в эксплуа­ тационных условиях на складах ГСМ аэропортов.

Полноразмерные фильтрационные установки, как правило, со­ стоят из резервуара хранения топлива, расходного и сливного ре­ зервуаров, насосов, счетчиков, диафрагм и других средств замера расхода и скоростей течения топлива, предохранительных фильт­ ров, систем трубопроводов, вентилей и контрольно-измерительных приборов, в том числе приборов для автоматического определения в потоке топлива количества и размера загрязнений и микрокапель воды [2; 6; 96; 97]. Для приготовления и введения в топливо кон­ центратов загрязнений и водотопливных эмульсий полноразмерные установки оснащаются специальными дозаторами. Емкость резер­ вуаров и производительность насосов зависят от пропускной спо­ собности испытуемых фильтров. Некоторые установки изготавли­ ваются из нержавеющей стали со стеклянными трубопроводами, что очень удобно для испытаний и очистки установок от загряз­ нений.

На полноразмерных фильтрационных установках определяют следующие характеристики фильтров и фильтров-сепараторов:

гидравлическую; эффективность очистки топлива от загрязне­ ний (тонкость и полнота фильтрации) и от эмульсионной воды (полнота отделения воды); эффективность противоточной промыв­ ки; грязеемкость фильтра.

Определение гидравлической характеристики на полноразмер­ ной установке заключается в прокачивании через испытуемый фильтр, включенный после предохранительного, топлива при раз­ личных перепадах давления и замера расхода топлива при помо­ щи счетчика и секундомера или диафрагмы. При этом раздельно определяется гидравлическая характеристика фильтра в сборе и

фильтра

в сборе без фильтрационного

чехла (элемента).

 

 

 

Результаты испытаний обрабатываются следующим образом.

 

Определяем перепад давления на фильтрационном чехле:

Д/Л, = Д/?фàpK

кГісм2,

 

 

 

 

 

 

г д е Д р ф = / / ф — р "

ф—перепад

давления

на фильтре

в

сборе,

кГ/см2

(здесь

р

— давление

перед

фильтром

в сборе,

 

кГ/см2;

р"ф

— давление

после фильтра

в сборе,

кГ/см2);

Арк=р',.

 

р " к

— перепад

давления на

фильтре в

сборе

без фильтрацион­

ного чехла, кГ/см2

(здесь р ' к —давление

перед фильтром

в

сборе

без фильтрационного чехла, кГ/см2;

р " к

—давление после

фильт­

ра в сборе без фильтрационного чехла,

кГ/см2.

 

 

 

 

Находим удельную пропускную способность:

 

 

 

а

= — 2

лімин-см1,

 

 

 

 

 

 

116