Файл: Рыбаков, К. В. Фильтрация авиационных топлив.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.10.2024

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

где Уф — объем топлива,

прошедшего через фильтр за время за­

мера, л; Ат — время замера, в течение которого топливо данного

объема прошло через фильтр, сек; F4 — площадь фильтрацион­

ного чехла, см2.

 

Изменения q = f р)

представляются в виде графика.

Определение эффективности очистки топлива от загрязнений на полноразмерной установке заключается в отборе и анализе проб загрязненного топлива до и после испытуемого фильтра при номи­

нальной пропускной способности. В качестве загрязнителя

приме­

няются

лёссовая

пыль

(фракционный состав см. в гл. IV), карбо­

нильное

железо (СТУ N° 10-21062),

цинковая

пыль (ТУ

ГАПУ

420—54 или

ТУ

МС-09-1-57, стиракрил ТШ (СТУ 30

14290—65), бутакриз

(МРТУ-42 № 5836—66), кварцевая

пыль с

удельной поверхностью

10 500 см2

и другие материалы.

 

 

Вводятся загрязнения в топливо в виде концентратов, обеспе­

чивая содержание их в топливе при испытании

фильтров

грубой

очистки (предварительной) 0,001%, а при испытании фильтров тон­ кой очистки и фильтров-сепараторов 0,0005% по весу.

Определение эффективности очистки топлива от эмульсионной воды заключается в отборе и анализе проб обводненного топлива до и после испытуемого фильтра. Водотопливные эмульсии вво­ дятся во всасывающую линию основного насоса полноразмерной установки или в расходный резервуар и должны обеспечивать общую обводненность топлива в пределах 0,008—0,01% по весу.

Определение эффективности противоточной промывки фильтра­ ционных чехлов или элементов на полноразмерной установке за­ ключается в прокачке через загрязненный испытуемый фильтр в обратном направлении чистого топлива после предохранительных фильтров с замером перепада давления и расхода топлива. Про­ мывка проводится циклично с постепенным увеличением перепада давления и расхода. После каждого цикла промывки определяется перепад давления на фильтре при номинальной пропускной способ­ ности процесса фильтрации. Эффективность противоточной про­ мывки определяется зависимостью перепада давления процесса фильтрации при номинальной пропускной способности от количест­ ва топлива, израсходованного на промывку при перепадах давле­

ния промывки от 0,5 с интервалом 0,5 кГ/см2

до максимально допу­

стимого перепада.

 

 

 

 

 

 

 

Определение

грязеемкости

фильтра

на

полноразмерной уста­

новке заключается в прокачке

через

испытуемый фильтр

топлива

с повьгйіенным содержанием естественных загрязнений

(для фильт­

ров грубой очистки — 0,01%,

для

фильтров

тонкой

очистки и

фильтров-сепараторов — 0,005% по весу)

до максимально

допусти­

мого перепада давления и взвешивании чехлов

(элементов).

Результаты

испытаний обрабатываются

следующим

образом:

определяем

грязеемкость 1 м2 поверхности

чехла

 

 

117


где

A G — масса загрязнений,

задержанных

фильтром

при работе

до

максимально

допустимого

перепада,

кг;

F —

поверхность

фильтрации чехла

(элемента),

м2;

 

 

 

 

 

 

массу загрязнений определяем по формуле

 

 

 

где

оф—-масса чистого фильтрационного

чехла

(элемента), кг;

б ' ф — м а с с а загрязненного

фильтрационного

чехла

(элемента)

после достижения

максимально

допустимого

перепада давления,

кг.

 

 

 

 

 

 

 

 

Для сравнительных исследований отдельных конструктивных элементов аэродромных фильтров используют специальные экспе­ риментальные фильтры, включающие все конструктивные вариан­ ты отдельных элементов.

Корпус

экспериментального фильтра имеет разъем в нижней

и верхней

частях.

Для визуального наблюдения за распределением потока топЛива внутри корпуса фильтра сделаны смотровые окна из органи­ ческого стекла — два в корпусе и одно в крышке фильтра.

Топливо в корпус фильтра может вводится через один из шести патрубков, которые расположены в верхней части (радиальный, радиальный с отбойником и касательный) ; нижней (радиальный и касательный) и донной части корпуса (радиальный).

Выводится топливо из корпуса фильтра через центральную тру­ бу и нижний патрубок.

Для подключения манометра входные и выходной патрубки имеют специальные штуцера. Для отбора проб по высоте корпуса фильтра равномерно расположены четыре штуцера.

В корпусе фильтра на центральной трубе могут устанавливать­ ся следующие фильтрационные пакеты: корзинчатый; спиральный; дисковый; дисковый с увязочными шейками; дисковый с разделите­ лями; чечевично-дисковый с чехлом зигзаг; чечевично-дисковый с литыми звездочками; чечевично-дисковый со штампованными дис­ ками.

Для выбора оптимальной конструкции корпуса фильтра и фильтрационного пакета (топливо с плотностью 0,825 г/см2) про­ ведены гидравлические испытания экспериментального образца фильтра с различными вводами в следующей комплектации:

корпус фильтра без фильтрационного элемента; корпус фильтра с фильтрационным элементом корзинчатого

типа; корпус фильтра с фильтрационным элементом корзинчатого ти­

па и чехлом из нетканого материала в один слой; корпус фильтра с дисками, имеющими увязочные шейки;

корпус фильтра с дисками, имеющими увязочные шейки, и чех­ лом из капрона (артикул 22059) в один слой;

корпус фильтра с дисками-звездочками;

118


корпус фильтра с дисками-звездочками и чехлами из нетканого материала в два слоя;

корпус фильтра с фильтрационным элементом спирального типа;

корпус фильтра с фильтрационным элементом спирального ти­ па и чехлом из ткани фильтродиагональ в один слой;

корпус фильтра с фильтрационным элементом чечевично-диско­ вого типа;

корпус фильтра с фильтрационным элементом чечевично-дис­ кового типа с чехлом зигзаг из нетканого материала.

Наименьшие гидравлические потерн имеет корпус фильтра с нижним и верхним радиальным вводом топлива. Применение от­ бойника и донный ввод топлива увеличивают гидравлические по­ тери. Наибольшие потери имеет корпус фильтра с вводом топлива

по

касательной.

В этом случае в корпусе

происходит завихрение

потока топлива

и образуется воронка, над

которой

поддерживает­

ся

постоянный

вакуум.

 

 

 

При установке в корпусе фильтрационного пакета

корзинчатого

типа с чехлами из нетканого материала в один слой наибольшие гидравлические потери при малых перепадах давления дают вводы топлива нижний и верхний по касательной и донный; при больших перепадах наибольшие потерн дают вводы по касательной и с от­ бойником.

При установке в корпусе фильтрационного пакета с дисками, имеющими увязочные шейки, и чехла из капрона наименьшие гид­ равлические потери будут при нижнем и верхнем радиальном вво­ де топлива, а наибольшие — при вводе по касательной и донном; при установке в корпусе фильтрационного пакета с дисками-звез­ дочками и чехлами из нетканого материала в два слоя — при дон­ ном вводе, нижнем касательном и верхнем радиальном.

При установке в корпусе фильтрационного пакета спирального типа с чехлом из фильтродиагонали в один слой (рис. 29) наиболь­ шие гидравлические потери наблюдаются при донном вводе топли­ ва и верхнем касательном, а при малых перепадах — при касатель­ ном вводе топлива.

При установке в корпус фильтрационного пакета чечевично-дис­ кового с чехлом зигзаг и с индивидуальным чехлом из нетканого материала наименьшие гидравлические потери создаются при ниж­ нем радиальном вводе, а наибольшие — при донном, верхнем ради­ альном и касательном вводах топлива.

Анализ гидравлических характеристик, полученных на экспери­ ментальном фильтре, показывает, что лучшими являются фильтры

срадиальным нижним вводом топлива.

Взависимости от места и расположения ввода топлива в кор­ пус фильтра, а также величины скорости потока загрязнения топ­ лива могут распределяться в корпусе фильтра различно.

При касательном нижнем вводе загрязненность топлива по вы­ соте корпуса фильтра может быть равномерной и убывающей в радиальном к центру направлении. В этом случае под действием

119


Q, л/мин

'' центробежных сил частицы

загрязнений прижимаются к наружной стенке корпуса фильтра, а восходящий по­ ток топлива не дает им осаждаться под действием силы тяжести. В результате на фильтрационный элемент не поступают крупные час­ тицы загрязнений, которые после прекращения процесса фильтрации оседают вдоль стенок на дно фильтра и мо­ гут быть удалены при сливе отстоя. Поэтому ресурс ра­ боты фильтрационного паке­ та с одной стороны должен увеличиваться за счет цент­ робежного эффекта и с дру­ гой — снижаться вследствие неравномерной забивки эле­ мента в радиальном направ­ лении.

 

 

 

 

 

 

При

касательном

верх­

 

 

 

 

 

 

нем вводе топлива загряз­

 

 

 

 

 

 

ненность

по

высоте

может

 

 

 

 

 

 

быть

 

увеличивающейся

ко

 

 

 

 

 

 

дну

фильтра

и

уменьшаю­

Рис. 29. Гидравлические

характеристи­

 

щейся в радиальном

направ­

 

лении

к центру. В этом слу­

ки экспериментального фильтра

(па­

 

чае

под

действием

центро­

кет спиральный), топливо

плотностью

 

0,825 г/см3:

 

 

 

 

 

бежных сил частицы

загряз­

1—6 — фильтр в сборе с пакетом н

чехлом

из

нений

прижимаются

к

на­

фнльтродиагоналп

в

один

слоіі;

Г—6'

ружной

стенке

корпуса

и

фильтр в сборе с пакетом

б е з чехла; 3 —

под действием силы тяжести

фильтр без пакета

н

центральной

трубы

 

 

 

 

 

 

 

оседают

на дно.

В

резуль­

тате этого на фильтрационный элемент не поступают крупные час­ тицы загрязнений, которые в процессе фильтрации и после ее пре­ кращения оседают вдоль стенок корпуса на дно фильтра и могут быть удалены при сливе отстоя. Поэтому в этом случае ресурс ра­ боты фильтрационного элемента, с одной стороны, должен увели­ чиваться за счет центробежного эффекта, а с другой — умень­ шаться за счет неравномерной забивки элемента по высоте и в ра­ диальном направлении.

При радиальном нижнем и донном вводах загрязненность топ­ лива по высоте и в радиальном направлении корпуса фильтра мо­ жет быть равномерной. В этом случае происходит интенсивное пе­ ремешивание топлива, и восходящий поток топлива препятствует осаждению частиц на дно корпуса фильтра. На фильтрационный

120


элемент поступает топливо с равномерной загрязненностью, что мо­ жет дать увеличение ресурса работы фильтрационного элемента.

При радиальном верхнем вводе загрязненность топлива должна быть равномерной в радиальном направлении и увеличивающейся ко дну корпуса. Вследствие перемешивания топлива в радиальном направлении загрязненность равномерна, однако под действием силы тяжести происходит осаждение частиц на дно корпуса фильт­ ра. В результате ,на фильтрационный элемент поступает топливо, неравномерно загрязненное по высоте, что уменьшает ресурс рабо­ ты элемента. Установка отбойников при радиальном верхнем, нижнем и донном вводах топлива принцип распределения загряз­ нений не меняет, а при касательном вводе должна увеличить эф­ фект центробежной очистки.

Проведенные исследования гидравлических характеристик экс­ периментального фильтра при различных вводах топлива показа­ ли, что касательный ввод топлива создает большие гидравлические потери, а образующаяся вакуумная воронка выключает из работы верхнюю часть фильтрационного элемента, поэтому его применение на фильтрах нецелесообразно.

В связи с этим исследование распределения загрязнений топли­ ва по высоте корпуса фильтра было произведено на эксперимен­ тальном фильтре при радиальном верхнем и нижнем вводах со спиральными, чечевично-дисковыми с увязочными шейками, чече­ вично-дисковыми с чехлом зигзаг, фильтрационными пакетами.

Исследование проводилось на топливе, загрязненном 0,025'% лёссовой пыли. При пропускной способности 5, 10 и 20 м3с четы­ рех уровней из корпуса фильтра отбирались пробы топлива, в ко­ торых определялось весовое содержание и дисперсный состав за­ грязнений. По данным анализов строились кривые распределения загрязнений по высоте корпуса фильтра. Результаты исследований показали, что при верхнем и нижнем радиальных вводах топлива загрязненность топлива по высоте корпуса фильтра практически одинакова как по весовому содержанию, так и по дисперсному со­ ставу, т. е. движение топлива настолько интенсивно, что осажде­

ния

частиц загрязнений по высоте корпуса

фильтра практически

не

наблюдается.

 

 

Таким образом, проведенные исследования показали, что распо­

ложение входного радиального патрубка на

загрязенность топли­

ва в корпусе фильтра по высоте практического влияния не оказы­ вает, поэтому выбор верхнего или нижнего радиального ввода топ­ лива должен определяться общей компоновкой, условиями монта­ жа и обслуживания фильтра.

А Э Р О Д Р О М Н Ы Е Ф И Л Ь Т Р Ы Г Р У Б О Й О Ч И С Т К И

 

Для грубой очистки авиационных топлив применяются

фильт­

ры с фильтрационными, перегородками из тканей, нетканых

мате­

риалов, войлока, фетра, сетки, металлокерамики, керамики,

пори-

121