Файл: Паньков, Н. П. Надежность автомобильной техники ЧЗХР.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.10.2024
Просмотров: 73
Скачиваний: 0
величиной со своим законом распределения (рис. 5.12,а), то вероятность разрушения /?(алр> о ) является случайной функ цией двух случайных аргументов а и овр.
о)
Рис. 5.11. Кривые плотности вероятностей рабочих напряжений.
При этом предельное напряжение и его распределение для реальной детали и стандартного лабораторного образца различны. Если кривая 1 (рис. 5.12,6) функция распределения напряжений °прР в лабораторном образце, то для детали предельные напря
жения а£р будут, как правило, ниже, а рассеивание их больше
(кривая 2). Причина такого положения кроется в действии кон центратов напряжений, более сложной конфигурации детали, ка честве поверхности, масштабном факторе, условиях нагружения и т. д. Поэтому чтобы сравнивать случайные величины а (кри вая 3) и опр необходимо предварительно перейти от о°®р к а*р.
Из изложенного следует, что рассматриваемые характеристи ки являются по сути не случайными величинами, а случайными функциями. Это характерно для о*р, так как с течением време
ни происходит |
процесс |
накопления |
усталостных |
разрушений, |
|||
появляются |
микротрещины, постепенно развивающиеся в макро |
||||||
трещины |
и |
характеристики прочности |
детали |
ухудшаются. Если |
|||
в начале |
эксплуатации |
( а — Орис. 5.12, в) вероятность разруше |
|||||
ния R (о*р> а ) |
=0, то |
с увеличением |
пробега |
а |
вероятность |
наступления разрушения будет увеличиваться, а вероятность Р безотказной работы падать.
136
Общим правилом для рассматриваемых вопросов является: при надлежащем запасе прочности можно обеспечить сколь угод но высокую вероятность безотказности работы детали. Практи чески сказываются ограничения веса, объема, стоимости материа ла и изготовления.
di
Рис. 5.12. Кривые’ плотности вероятностей рабочих и пре дельных напряжений.
Приведенная выше методика расчета безотказности позволяет при разработке новой конструкции машины ориентировочно оп
ределять и те детали, которые потребуется |
заменить |
в процессе |
ее эксплуатации. Такая постановка задачи |
позволит |
разделить |
функции по обеспечению работающего парка автомобилей между теми, кто конструирует, испытывает и ставит новую модель ма шины на производство и теми, кто организует производство за пасных частей к ним. Задача сводится к тому, чтобы максималь но приблизить производство запасных частей к тому уровню, ко
торый необходим для обеспечения |
работающего парка машин |
и в то же время к минимуму свести |
(а лучше совсем исключить) |
137
производство так называемых неходовых деталей. Этого можно достигнуть в том случае, если потребность в запасных частях и нормы их расхода будет определять тот, кто конструирует ма
шину. Организации, ведающие производством |
запасных |
частей |
||
и их продажей, должны |
корректировать эти |
нормы |
на |
основе |
обобщения фактического |
материала и распределять |
программу |
по заводам-изгоговителям.
Такое распределение функций исключит появление тех ненор мальностей, которые имели место до последнего времени. Доста точно сказать, что автомобиль ГАЗ-51 выпускался у нас с 1946 г.
Нормы расхода запасных частей были составлены |
только в 1955 г. |
и окончательно уточнены в 1961 г., т. е. за 2 года |
до замены этой |
модели другой. В результате промышленность долгое время вы пускала много деталей, ненужных в эксплуатации автомобиля ГАЗ-51. Автомобильные хозяйства испытывали острую нужду в шкворнях, шаровых пальцах, вкладышах поперечных тяг, а про мышленность в изобилии выпускала тяги выключения сцепления, вилки и картера сцепления, поперечные тяги в сборе (без нако нечников), т. е. такие детали, которые обладают большим сроком службы.
Слабым местом карданной передачи автомобиля ГАЗ-51 явля ется подшипник опоры промежуточного вала. Промышленность же выпускала опоры без подшипников.
В 1965 г. в Ульяновской области эксплуатировалось всего лишь 85 новых автомобилей ГАЗ-53Ф со средним пробегом 10—Ь; тыс. км. Для обеспечения их работы в том же году выде лено 180 наименований запасных частей, многие из которых по требуются через 3—4 года после начала эксплуатации автомоби ля, а некоторые вообще не нужны в эксплуатации (маховик, бампер передний, газопровод, картер масляный и т. д.). В то же самое время в выделенных запасных частях не оказалось тормоз ных накладок, резиновых манжет тормозов, ремней вентилятора, т. е. таких деталей, которые должны быть сменены через непро должительное время после начала эксплуатации машины.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ |
НОРМЫ |
ГАРАНТИЙНОГО |
ПРОБЕГА АВТОМОБИЛЕЙ |
В статье 48 |
«Основ |
гражданского |
законодательства Союза |
ССР и союзных республик» понятие «гарантийный срок службы» определено как «срок службы, в течение которого изготовитель гарантирует исправную работу изделия и несет материальную ответственность за возникшие неисправности при условии соблю дения потребителем правил эксплуатации и хранения». Из этого определения следует, что гарантийный срок службы является не только технико-экономической характеристикой, но и юридиче ской категорией, обязывающей завод-изготовитель безвозмездно в согласованный сторонами срок устранять выявленные дефекты. По этой причине интересы заказчика и поставщика диаметрально
138
противоположны. Заказчику выгодно, чтобы гарантийные обяза
тельства |
действовали |
возможно |
дольше, а поставщику — наобо |
рот, чем |
короче срок |
действия |
гарантийных обязательств, тем |
меньше расходы на поддержание выпущенной продукции в рабо тоспособном состоянии. Отсюда частые споры при определении гарантийных обязательств.
Так, например, Кременчугский автомобильный завод устано вил гарантийный срок автомобиля КрАЗ-256 равный одному году эксплуатации, но не более 20 тыс. км пробега.
Опыт показывает, что 20 тыс. км пробега автомобили КрАЗ-256 проходят за 5 месяцев их эксплуатации в карьерах. Поэтому гарантии завода фактически действуют в течение 5 месяцев.
Если же взять армейские условия эксплуатации, то основная масса машин имеет пробег в год не более 1,5—2 тыс. км.Поэтому, чтобы им пройти 20 тыс. км, потребуется 10 лет эксплуатации, а гарантии действуют в течение 1 года.
Отмеченные обстоятельства касаются не только Кременчуг ского, но и других автомобильных заводов страны.
Это обстоятельство настоятельно требует отработки методики определения технически обоснованной нормы гарантийного про бега автомобилей на базе основных положений теории надеж ности.
Исходными предпосылками при определении технически обос нованной нормы гарантийного пробега автомобиля являются:
1. Целесообразность установления норм гарантийных |
пробе |
|
гов не только для автомобиля в целом, но и для |
отдельных его |
|
узлов и агрегатов. |
нормы |
гаран |
2. При определении технически обоснованной |
тийного пробега агрегата автомобиля основной задачей является установление функции распределения технического ресурса, с по мощью которой можно определить количественные показатели надежности, прогнозировать дальнейшую работу отдельных узлов и агрегатов автомобиля и решать практические вопросы техни ческого обслуживания и ремонта.
3. При известном законе распределения технического ресурса агрегата вероятность безотказного пробега находится из выра
жения |
|
|
(5.32) |
/>(/) = 1 - Д / ) , |
|
||
где Д /) — интегральная |
функция распределения. |
|
|
При распределении технического ресурса 'по нормальному за |
|||
кону интегральная функция имеет вид |
|
|
|
|
+00 |
|
|
|
( / - / ) а |
dl, |
(5.33) |
Ѵ |
2 а 2 |
|
|
—QO |
|
|
139
где а — среднеквадратичное отклонение ряда распределения срока службы;
I — переменная случайная величина срока службы агрега та;
I — средняя арифметическая величина ряда распределения срока службы агрегата.
Учитывая, что срок службы агрегатов автомобиля величина положительная (/>0), следует применять нормальный усеченный закон, для которого
I
(5.34)
о
где С — постоянная усечения, определяемая по формуле
С учетом этого вероятность безотказной работы агрегата мо жет быть найдена по формуле
m=l- v ! r j exp |
2о2 |
dl. |
(5.35) |
|
|||
|
|
|
Полученная формула громоздка для расчетов. Поэтому с до статочной для практики точностью вероятность безотказной ра боты агрегата можно найти при помощи интегральной функции Лапласа Ф (t)
(5.36)
Задаваясь величиной P(t) на уровне 0,90—0,97, находят ин тегральную функцию Лапласа Ф (/), после чего по таблицам на ходят квантиль нормального распределения t, отвечающий приня
той вероятности, и затем из формулы t = -— — находят значение
гарантийного пробега
Іт— 1 — t о.
М. Н. Бедняк * установил на примере автомобиля КрАЗ-256, что технический ресурс двигателя ЯМЗ-238 наилучшим образом
* |
Бедняк М. Н. Определение нормы гарантийного пробега автомоби |
лей. |
1972. |
140
апроксимируется функцией нормального распределения, а короб ки передач, ведущих мостов, подвески, — функцией Вейбулла.
В табл. 5.1 приведены уравнения для определения вероятности безотказной работы различных агрегатов автомобиля КрАЗ-256.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 5.1 |
Уравнения для определения вероятности безотказной работы агрегатов |
||||||||||
Наименование |
Уравнение, описывающее |
вероятность |
отсутствия первого |
|||||||
агрегата |
|
рекламируемого |
отказа |
|||||||
Двигатель |
„ „ |
„ |
- / |
e |
x |
p |
f |
' - |
r |
] |
|
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
Сцепление |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
Коробка пере |
Р ( / ) - е х р ( _ |
t |
‘ № |
|
) |
|
||||
дач |
|
|
||||||||
Карданные ва |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
лы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ведущие мосты |
Р < 1 > - е х р ( |
|
|
Г |
|
) |
|
|||
|
w |
|
|
|
7,46-104/ |
|
||||
Подвеска |
|
|
|
|
3,3.10. |
) |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||||
Рулевое управ |
„„X |
|
, |
Г |
|
Г |
|
— 70,2)21 |
||
ление |
з Р ( 0 _ 1 —J expj^— |
560 |
J |
|||||||
|
|
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тормоза |
Р < „ |
= |
. - |
/ е |
* |
р |
[ |
™ |
|
] |
|
|
|
|
о |
|
|
|
|
|
|
Вероятность безотказной работы автомобиля может быть вы ражена в виде произведения вероятности безотказной работы агрегатов
Ң1) = п Pt(l), |
(5.37) |
i=1 |
|
где Pi(l) — вероятность безотказной работы і-го |
агрегата; |
п — количество последовательно соединенных агрегатов.
141