Файл: Каневский, В. М. Пособие стрелочнику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 47

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ные вытяжные пути и требуется большой опыт в работе составителя.

Для создания или увеличения интервалов между движущимися отцепами, необходимых для перевода разделительных стрелок, отцепы подтормаживают на тормозных позициях,

оборудованных башмакосбрасывателями.

В этом случае необходимо своевременно оповещать по громкоговорящей связи стре­ лочников и башмачников о пути следования очередного отцепа. Обычно старший стрелоч­

ник на основании указания составителя или по сведениям сортировочного листка опове­

щает заранее стрелочников, на какие пути бу­ дут идти первые 2—3 отцепа. Стрелочник

подготавливает маршруты для этих первых отцепов. Затем по громкоговорящей связи объявляется о пути назначения каждого оче­

редного отцепа, и стрелочники подготавливают стрелки после прохода предыдущего отцепа.

Целесообразность применения того или иного способа маневров зависит от квалифи­ кации составительских и локомотивных бригад и от путевого развития в маневровых районах, количества вагонов в отцепах, условий пого­ ды и времени года. Практически при маневрах

на вытяжках применяют в зависимости от об­ становки все три способа сортировки.

5. Маневры на сортировочных горках

Сортировку вагонов на сортировочных станциях, а при большом объеме переработки

и на участковых, и грузовых станциях произ­ водят на сортировочных горках,

210

Сортировочные горки разделяют на:

немеханизированные, на которых

вагоны тормозятся автоматическими или руч­ ными тормозными башмаками, а стрелки пе­ реводятся вручную или централизованно;

механизированные, на которых тор­ можение вагонов осуществляется вагонными замедлителями и управление стрелками цен­ трализованное.

Место, где тормозятся вагоны, называется тормозной позицией. На немеханизированных горках устраивают, как правило, две тормоз­ ные позиции на спускной части и одну — на путях сортировочного парка.

Первая тормозная позиция располагается перед первой разделительной стрелкой и на­

зывается интервальной. Она предназна­ чена для создания необходимых интервалов между отцепами и обеспечения перевода стре­ лок при направлении отцепов на различные

пути. Вторая тормозная позиция (перед каж­ дым пучком путей), называемая прицель­ ной, служит для регулирования скорости входа отцепов в подгорочный парк.

Эти две тормозные позиции на спускной части сортировочной горки оборудуются баш­ макосбрасывателями, на которых башмак со­ скальзывает с рельса, а отцеп (или вагон) следует на соответствующий путь сортировоч­ ного парка с пониженной скоростью. Третья тормозная позиция на путях сортировочного парка (торможение осуществляют башмачни­

ки ручными тормозными башмаками) пред­ назначена для точного торможения отцепов,

т. е. для остановки их на определенном месте

211


пути и обеспечения безопасности подхода к стоящим в парке вагонам.

Для каждой горки разрабатывается в за­ висимости от местных условий детальный по­ рядок торможения вагонов, указываемый в Инструкции по работе сортировочной горки. На немеханизированных горках в целях меха­ низации укладки башмаков на рельс применя­

ются автоматические тормозные башмаки, ко­ торые механически укладываются на рельс и

снимаются с него, а также применяются полу­ автоматические башмаконакладыватели.

Стрелочные посты на горке устраивают из расчета обслуживания одним постом от 5 до 12 стрелок. Помещения постов устанавлива­

ются с внешней стороны горловины или па широких междупутьях в месте расположения стрелок данного поста.

Процесс сортировки вагонов с горки со­ стоит из надвига состава на горб горки и рос­

пуска. При параллельном расположении пар­ ка приема и сортировочного парка перед на­ двигом маневровый состав вытягивают на го­ рочный вытяжной путь за разделительную стрелку пути надвига.

Составы на горке распускают в соответ­ ствии с данными сортировочного листка, ко­ пии которого до начала роспуска должны быть вручены дежурному по горке (гороч­ ному составителю), старшему башмачнику и старшему стрелочнику. В сортировочном ли­ стке указывается порядок расположения от­ цепов, основные данные о вагонах, входящих в отцеп, и указания о порядке торможения вагонов.

212

В процессе роспуска оператор при подходе каждого отцепа к горбу горки объявляет по громкоговорящей связи, на какой путь сле­ дует отцеп, сколько в нем вагонов, указывая характеристику отдельных отцепов на основе данных сортировочного листка. Старший стрелочник горки совместно со стрелочниками организует перевод стрелок, руководствуясь

информацией, поступающей по громкогово­ рящей сети. При необходимости стрелочники также тормозят отдельные отцепы ручными тормозными башмаками. Для торможения больших отцепов подкладывают тормозные башмаки не только под крайние скаты, но и с

помощью специальных вилок или башмако­

накладывателей — под средние скаты. Осо­

бое внимание следует уделять спуску отцепов с шестиосными и восьмиосными вагонами на роликовых подшипниках, для удержания ко­ торых необходимы усиленные тормозные средства. Меры безопасности при роспуске составов устанавливаются в инструкции.

По окончании роспуска состава горочный

составитель должен убедиться в наличии про­ ходов для следования подвижного состава на

каждый сортировочный путь.

Иногда отдельные отцепы не подходят вплотную в стоящим на путях вагонам и между ними образуются промежутки, назы-

выемые «окнами». Это вызывает необходи­ мость осаживания вагонов для ликвидации этих «окон» и создания возможности для дальнейшего направления вагонов на данные пути. Осаживание вагонов в сортировочном парке необходимо согласовать с составителем поездов, работающим на вытяжке с другой

213


стороны парка, или старшим стрелочником противоположного конца сортировочного пар­ ка. Осаживать вагоны должны не чаще, чем после роспуска 3—4 составов. Перед осажи­ ванием вагонов и перестановкой их в парк

отправления составительская бригада обяза­ на убедиться в отсутствии тормозных башма­ ков под вагонами и в нормальном (вертикаль­

ном) положении расцепных рычагов авто­ сцепки.

6.Передвижение вагонов вручную

Висключительных случаях и только на

путях, расположенных на площадке или на уклоне не круче 0,0025 (а для вагонов на роликовых подшипниках — только на гори­ зонтальных путях), разрешается передвиже­

ние отдельных вагонов вручную со скоростью не более 3 км/ч не более одного груженого

или двух порожних вагонов, причем послед­ ние должны быть сцеплены. Чаще всего это делают для перестановки вагонов вдоль фронта погрузки и выгрузки. При этом погру­ зочные мостики, слеги и другие приспособле­ ния, мешающие передвижению вагонов, дол­

жны быть сняты.

Передвигать вагоны вручную (кроме под­

гонки их башмачниками на путях сортировоч­ ного парка) можно только под непосредствен­

ным наблюдением ответственного лица, выде­ ленного начальником ' соответствующего ли­ нейного предприятия и знающего требования правил по технике безопасности (на станции— дежурный по станции, приемосдатчик и т. п.).

214

Запрещается: передвигать вагоны вруч­ ную на главных и приемо-отправочных путях станции, а также на любых путях — вагонов,

занятых людьми или

 

загруженных

разряд­

ными

и

опасными

 

грузами;

подталкивать

' один

вагон

другим,

выкатывать

вагоны за

предельный столбик

в

направлении

главных

и приемо-отправочных

путей, подкладывать

под колеса для торможения вагонов шпалы, камни, ломы и другие предметы;

передвигать вагоны вручную, не имея руч­

ных тормозных башмаков, только

которыми

и можно пользоваться

для

торможения или

остановки вагонов.

 

 

 

Перед - началом передвижения

вагонов

следует проверить:

 

вне

 

наличие свободного

места

рельсовой

колеи для прохода

людей,

передвигающих

вагоны; отсутствие посторонних предметов, о

которые можно споткнуться. Работники, пере­ двигающие вагоны, должны находиться вне рельсовой колеи сзади или по сторонам ваго­ на, но не впереди передвигаемых вагонов (на­ катывать вагоны на себя запрещено). При передвижении вагонов вдоль грузовых фрон­ тов запрещается находиться между вагонами и грузом, сложенным вдоль путей, или меж­ ду вагонами и платформами грузовых скла­

дов.

Порядок передвижения вагонов кабеста­

нами, электрошпилями и другими механиче­ скими средствами в зависимости от местных условий устанавливается специальными ин­

струкциями, утверждаемыми начальником от­ деления дороги,

215


Глава XI

ОБЯЗАННОСТИ СТРЕЛОЧНИКОВ

ПРИ ПРОИЗВОДСТВЕ РАБОТ,

СВЯЗАННЫХ C НАРУШЕНИЕМ ГАБАРИТА ИЛИ ЦЕЛОСТНОСТИ ПУТИ

1.Порядок оформления начала работ

идопуска к производству работ на станции

Места производства работ с па рушением габарита приближения строений, целостности и устойчивости пути, устройств контактной се­ ти и сооружений ограждаются переносными сигналами. В необходимых случаях маши­ нистам поездов и маневровых локомотивов выдаются предупреждения о идущих ра­ ботах.

На станционных путях работы, требующие ограждения сигналами остановки или умень­ шения скорости, могут выполняться ТОЛЬКО C согласия дежурного по станции. Во всех слу­ чаях при таких работах обязательным явля­ ется предварительная запись об этом руково­ дителя работ в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ, связи

и контактной сети. Запись в Журнале ос­ мотра делается также тогда, когда место ра­ боты, ограждаемое сигналами остановки, на­

ходится на перегоне вблизи станции, со сто­

роны которой оно не может быть

ограждено

в

соответствии с требораниямц

Инструкции

по

сигнализации,

 

216

К работам, требующим предварительного

согласия дежурного по станции, относится также работа на станционных путях путевого вагончика и других съемных единиц.

Возможность производства ремонтных ра­ бот, требующих ограждения сигналами оста­ новки или уменьшения скорости, производи­ тель работ согласовывает заранее с началь­ ником станции.

Перед началом работ в Журнале осмот­ ра указывается место работы, какие пути и 'стрелки с какого времени закрываются для движения или требуют сокращения скорости движения, а также какие стрелки и в каком положении должны быть закрыты на замок или зашиты костылями. Дежурный по стан­ ции, ознакомившись с содержанием записи руководителя работ в Журнале осмотра, расписывается под этой записью и дает ука­ зания о запрещении заезда на те или иные

пути (части путей) или о сокращении скоро­ сти, или об особой бдительности при следова­ нии по путям, где производятся работы.

При выполнении работ, требующих ограж­ дения сигналами остановки, движение под­ вижного состава по соответствующим путям и стрелочным переводам прекращается. До на­ чала работ должны быть выставлены в необ­ ходимых местах сигналисты и соответствую­ щие сигналы.

Получив разрешение дёжурного по стан­

ции и убедившись в ограждении места работ соответствующими сигналами, стрелочник допускает производство работ на стрелке или станционном пути.

217


Стрелочник должен помнить, что нельзя допускать каких-либо работ на стрелках и станционных путях без разрешения дежурно­ го по станции.

2. Ограждение мест производства работ на станции

При ограждении на станционных путях места препятствия или производства работ

сигналами остановки все стрелки, ведущие к этому месту, устанавливаются в положение, исключающее попадание туда подвижного со­ става, запираются на замок или зашиваются костылями. Если место препятствия или уча­ сток работы изолировать нельзя, то сигналы остановки устанавливаются на расстоянии 50 м от его границ.

При производстве работ на стрелочном пе­

реводе красные сигналы устанавливаются со стороны крестовины — по оси каждого из

сходящихся путей против предельного стол­ бика, а с противоположной стороны — на рас­ стоянии 50 м от остряка стрелки (рис. 38, а).

Если вблизи стрелочного перевода, подле­ жащего ограждению, расположена другая

стрелка, которую можно поставить в положе­

ние, исключающее выход подвижного состава на первую стрелку, то другая стрелка в та­

ком положении запирается (или зашивается)

и ограждение с этой стороны не производится

(рис. 38,

б).

Если место препятствия или производства

работ находится:

 

на входной стрелке, то со стороны пере­

гона оно

ограждается закрытым входным

218

δj

Предельный CmQJibun

 

 

 

 

предельный

 

Место препятствия.

н

столбин

 

 

 

 

Z-------------

I

Входной сигнол

l^^°*

 

 

J

κ

 

 

 

Рис. 38. Порядок

ограждения

работ на стрелочном пе

 

реводе. Условные обозначения:

 

К — красный сигнал

 

Место-аррпятстбия

 

Предельный

столбик

~^ ~''V∕∕Δ

 

ʌ ------------------------------------------

 

 

ь-О»

 

к

ʌ`

---------- -----------------

 

*

Входной сигнал

 

Рис.

39. Порядок

ограждения работ,

производящихся

между входной

стрелкой

и входным сигналом (услов­

ные обозначения сигналов те же, что и на рис. 38)

319