Файл: Каневский, В. М. Пособие стрелочнику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 48

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Порядок закрепления вагонов

на станционных путях

Стоящие на станционных путях вагоны должны быть спеплены и в необходимых слу­

чаях надежно закпеплены от ѵхопа ручными

тормозами или тормозными башмаками, по­ рядком, изложенным на стр. 186—189. Неза­ крепленные вагоны при неблагоприятном профиле могут самопроизвольно прийти в движение и загородить проход для принимае­

мых или отправляемых поездов (маневри­ рующих составов) или уйти на перегон.

Особенно внимательным надо быть к за­ креплению от ухода вагонов на роликовых подшипниках. Удельное сопротивление этих вагонов при трогании с места в шесть с лиш­

ним раз меньше, чем вагонов с подшипниками скольжения. Поэтому грузовые вагоны с не­ включенными автотормозами, оборудованные роликовыми подшипниками, должны закреп­ ляться на путях, независимо от профиля, до отцепки локомотива, а также в том случае, когда такие вагоны составляют половину и более всех стоящих на пути вагонов. Вагоны

на роликовых подшипниках, отставляемые на путях станции на длительную стоянку, долж­

ны быть закреплены тормозными башмаками

изаторможены ручными тормозами.

Увагонов, стоящих на станции и не заня­

тых грузовыми операциями или не находя­

щихся под очисткой, дезинфекцией и в ремон­

те, двери должны быть закрыты.

При сильном ветре, когда возникает угро­ за ухода подвижного состава со станционных

путей, стрелочники, как и другие работники

202

станции, ис ожидая особого указания дежур­

ного по станции или маневрового диспетчера, должны проверить, как закреплены стоящие на путях вагоны.

Запрещается производить маневры на станционных путях, расположенных на укло­

нах, где создается опасность

ухода вагонов

на перегон. В исключительных

случаях ма­

невры на таких путях могут

производиться

только с постановкой локомотива со стороны спуска и в необходимых случаях с включени­ ем автотормозов вагонов. При невозможно­ сти постановки локомотива со стороны спуска маневры должны производиться путем осажи­ вания, причем автотормоза вагонов должны

быть включены и опробованы.

Порядок производства маневров, обеспе­ чивающий безопасность движения на стан­ циях, имеющих такие пути, указывается в

TPA.

3. Скорости при маневрах

Запрещается производить маневры со ско­

ростью более:

40 км/ч — при движении локомотива с ва­ гонами, прицепленными сзади, по свободным

путям;

25 км/ч — при движении вагонами вперед по свободным путям;

15 км/ч — при движении с вагонами, за­ нятыми людьми, а также с негабаритными грузами з-и и ч-д степеней;

3 км/ч — при подходе локомотива (с ваго­ нами или без них) к вагонам и при передви-

203


жеиии подвижного состава по вагонным весам.

Скорость роспуска вагонов на сортировоч­ ных горках при различных показаниях гороч­ ных светофоров, а также условия, обеспечи­ вающие безопасность движения и сохран­ ность подвижного состава, устанавливаются

начальником дороги в зависимости от тех­ нического оснащения горок и местных условий.

Скорость подхода отцепа вагонов к друго­ му отцепу в подгорочном парке, а также при

маневрах

толчками должна

быть

не более

5 км/ч, а

для вагонов

с грузами

отдельных

категорий,

требующих

осооой

осторожности

(по перечню, установленному МПС), — не бо­

лее 3 км/ч.

. _

,

При роспуске с сортировочных горок

12-

и

5-вагонных секций, а также автономных ваго­

нов с машинным охлаждением и вагонов-лед­

ников соударение их с вагонами, стоящими на путях подгорочного парка, и с последую­ щими отцепами, направленными на этот же путь, не допускается. В сильный туман, ве­ тер, метель и на неосвещенных путях манев­ ры должны производиться с особой осторож­

ностью, а при необходимости и с пониженной скоростью.

Движение со скоростью, разрешенной при следовании маневровых составов и одиночных

локомотивов по свободным путям, может про­ изводиться лишь в тех случаях, когда маши­ нист предупрежден о свободности пути. В про­ тивном случае машинист должен двигаться с такой скоростью, которая бы обеспечивала

204

остановку локомотива в пределах видимости подвижного состава на путях.

Запрещается пропускать локомотивы и маневровые составы по пути, с которого от­ правляется пассажирский поезд, впредь до полного освобождения им этого пути.

Маневры с вагонами, занятыми людьми и загруженными разрядными грузами, должны производиться с особой осторожностью, без толчков и резких остановок, с соблюдением

установленного прикрытия от локомотива. Вагоны с. разрядными грузами, а также со сжатыми и сжиженными газами должны на­ ходиться на станции вне поездов (кроме на­ ходящихся под накоплением) на особых пу­ тях, указанных в TPA. Эти вагоны необходи­ мо закрепить тормозными башмаками и огра­ дить переносными сигналами остановки. Стрелки, ведущие на эти пути, устанавлива­ ются в положение, исключающее возможность заезда на них, и запираются.

4. Маневры на вытяжных путях

Вытяжной путь представляет собой тупи­

ковый путь, на который имеется выход с путей сортировочного парка, предназначенных для расформирования и формирования поездов.

На вытяжных путях выполняется два ос­

новных вида маневровой работы:' сортировка вагонов, в результате выполнения которой смежные отцепы из маневрового состава в за­ висимости от их назначения размещаются на разных путях сортировочного парка; форми-

205


рование составов, после чего вагоны, разме­ щенные на разных путях, в определенном по­ рядке объединяются в один состав.

Маневры на вытяжных путях могут про­ изводиться тремя способами — осаживанием,

изолированными (одиночными) и серийными толчками.

Маневры осаживанием. При этом локомо­

тив выводит вагоны на вытяжной путь за раз­

делительную стрелку и после ее перевода оса­

живает их на определенный путь сортировоч­ ного парка, где отцепляется крайний отцеп. Затем оставшиеся вагоны снова вытаскивают на вытяжной путь для нового осаживания состава и отцепки следующего отцепа на дру­ гом пути и т. д.

Таким образом, при маневрах этим спосо­

бом локомотив и вагоны передвигаются всегда

вместе.

Маневры осаживанием наиболее непроиз­ водительны и осуществляются лишь:

с вагонами, занятыми людьми (кроме ва­ гонов с проводниками* сопровождающими грузы); с вагонами и специальным подвиж­ ным составом, имеющим трафарет «С горки не спускать», гружеными транспортерами, ло­ комотивами в недействующем состоянии, со­ ставами рефрижераторных поездов, кранами на железнодорожном ходу, пассажирскими вагонами, а также платформами и полуваго­ нами с грузами ó-й и 4-й степеней негабарит­ ности и с грузами с боковой негаоаритностью

¿-и степени;

при расстановке вагонов у фронтов грузо­

вых операции, нодаче вагонов на ремонтные

пути, а также перевеске вагонов;

206

в случае перестановки составов или групп вагонов из одного парка в другой;

при прицепке вагонов к пассажирским по­

ездам и обработке пассажирских составов; на станционных путях, расположенных на

уклонах, где создается опасность ухода ваго­ нов на перегон;

во время сильного ветра, туманов и мете­

лей. а также на неосвещенных путях.

Маневры изолированными (одиночными)

толчками заключаются в том, что, чередуя

разгоны и торможения маневрового состава, приводят в движение отдельные отцепы, кото­ рые по инерции движутся на соответствую­ щий путь и останавливаются в требуемом ме­ сте самостоятельно или с помощью тормозных средств. В этом случае руководитель манев­

ров должен регулировать скорость маневро­ вого состава, необходимую для выполнения толчка, и учитывать ходовые качества и вес

отцепа, свободность сортировочных путей и атмосферные условия, чтобы стрелочники и башмачники имели достаточно времени для перехода через пути, перевода стрелок и свое­

временной укладки тормозных

башмаков.

При нарушении нормального

хода

маневров

(нагон сзади идущим отцепом

впереди иду­

щего, остановка отцепа с заграждением про­ ходов на свободные пути, повреждение ваго­

нов и др.) стрелочники и башмачники должны немедленно подать сигнал остановки и при­

нять меры к остановке очередного движуще­

гося отцепа.

При маневрах одиночными толчками локо­ мотив с вагонами выводится на вытяжной путь за разделительную стрелку и во время

207


остановки локомотива для изменения направ­ ления движения помощник составителя от­ цепляет крайнюю группѵ вагонов, следующую

на определенный путь. После этого маневро­

вый состав разгоняют в сторону сортировоч­ ного парка до скорости, обеспечивающей прохождение отцепом нужного расстояния, к резко тормозят. В результате отпепленна? группа вагонов отрывается от маневрового со­ става и следует по стрелочной зоне по подго­ товленному стрелочниками маршруту на соот­ ветствующий путь сортировочного парка.

В то же время маневровый состав снова вытягивается за разделительную стрелку, где отцепляют следующую группу вагонов, а стрелочники после прохода первого отцепа подготавливают стрелки в направлении пути,

на который должна следовать вторая группа вагонов. Далее следует снова разгон, тормо­ жение. и вторая группа вагонов уходит в

парк. Сортировка продолжается до тех пор. пока в сортировочный парк не уйдет послед­

няя группа вагонов. Таким образом, при ма­ неврах одиночными толчками приходится ме­ нять направление движения и возвращаться с маневровым составом за разделительную стрелку после каждого толчка и ухода в парк лишь одной группы вагонов.

Маневры серийными толчками. Значитель­

но большую интенсивность маневровой рабо­

ты обеспечивают серийные толчки.

При этом способе маневровый состав по­ сле первого толчка не останавливается для обратного вытягивания, а лишь замедляет

свое движение до скорости, обеспечивающей возможность отцепки второй группы вагонов.

208

а в это время первая отцепленная группа уходит по вытяжному пути к стрелочной зоне в сортировочный парк. После отцепки второй

группы маневровый состав вновь разгоняют и затем тормозят, в результате чего второй от­ цеп уходит в парк, а в это время отцепляют третий отцеп и т. д.

Таким образом, в зависимости от длины

вытяжного пути и требуемой скорости разго­ на с одного заезда (не меняя направления

движения) можно делать 3—6 толчков, т. е. на­

правлять в сортировочный парк 3—6 отцепов.

Если состав дойдет до разделительной стрелки раньше, чем закончится сортировка

всех вагонов, его опять оттягивают на вытяж­

ной путь и-продолжают разборку состава в том же порядке.

Минимальное расстояние между отцепами

при этом способе должно быть таким, чтобы можно было успеть в промежутке между их следованием перевести нужные стрелки. Стре­ лочники должны быть внимательными, так как времени для перевода стрелок в этом слу­ чае меньше, чем при одиночных толчках. Этот шособ называется сортировкой серийными одногрупповыми толчками, когда при одном толчке в парк уходит одна группа вагонов (один отцеп).

Дальнейшим совершенствованием спосо­

бов маневровой работы является метод сортировки серийными многогрупповыми

толчками с использованием различных ходо­ вых качеств отцепов, когда при одном толчке

локомотива уходит в парк не одна, а несколь­

ко групп вагонов. При этом используются не горизонтальные, а наклонные профилирован-

209