ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 46
Скачиваний: 0
Глава 11
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
1. Габарит
Сооружения и устройства, расположенные возле железнодорожного пути, должны быть не ближе установленного расстояния, а под
вижной состав должен иметь определенные
размеры (по ширине и высоте), чтобы не за
деть находящиеся у пути устройства, а также подвижной состав на соседнем пути. Эти. ус
ловия обеспечиваются соблюдением габари тов приближения строений, подвижного соста ва и погрузки.
Габаритом приближения строений назы вается предельное поперечное (перпендику
лярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооруже ний и устройств, кроме непосредственно вза
имодействующих с подвижным составом (кон тактный провод, вагонные замедлители в ра
бочем состоянии, хобот гидроколонки при на боре воды и др.).
Сооружения и устройства железных дорог и подъездных путей (от станции примыкания до территории промышленных предприятий)
должны удовлетворять требованиям габарита
приближения строений C (рис. 1). Очертания габарита приближения строений C на стан
циях несколько отличаются от очертаний га*
26
барита C на перегонах, что наглядно видно на
рис. 1.
Сооружения и устройства на территории депо, мастерских, грузовых дворов, складов,
речных и морских портов, заводов, фабрик и других промышленных предприятий, а также сооружения и устройства между территория ми промышленных предприятий должны удов летворять требованиям габарита приближе ния строений Cn (рис. 2). очертания которого отличаются от габарита С.
Габаритом подвижного состава называет ся предельное поперечное (перпендикулярное
Рис. 1. Габарит приближения строений C
27
на территории, промышленных |
На перегонах между терри,- |
предприятий и станциях между |
торцями промышленных |
ними (как дне, так и днутри зданий) |
предприятий |
MOO наименьшее расстояние
до оси 2-го гладного пути.
Рис. 2. Габарит приближения строений Cn
оси пути) очертание, в котором, не выходя на ружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установлен
ный на прямом горизонтальном пути. На же лезных, дорогах СССР применяется габарйт
подвижного состава T (рис. 3). ,
Габаритом погрузки (рис. 4) называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя на ружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвиж ном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.
28
Рис. 3. Габарит подвижного состава T
Груз, выходящий за пределы габарита погрузки, называется негабаритным. Пере возка негабаритных грузов осуществляется в соответствии с требованиями специальной ин струкции МПС. Поезда с негабаритными гру зами в пределах станций пропускают по спе циально выделенным для этого путям, указан ным в техническо-распорядительном акте каждой станции.
В соответствии с условиями габарита уста навливают наименьшее расстояние между осями смежных путей на перегонах и стан циях.
29
|
Нормальное |
рас |
|||||
|
стояние |
между |
ося |
||||
|
ми |
смежных |
|
путей |
|||
|
на |
перегонах |
|
двух |
|||
|
путной |
линии |
на |
||||
|
прямых |
|
участках |
||||
|
должно быть не ме |
||||||
|
нее 4100 мм, а меж |
||||||
|
ду |
осями |
второго и |
||||
|
третьего |
путей |
на |
||||
|
перегонах |
трех- |
и |
||||
|
четырехпутных |
|
ли |
||||
|
ний — не |
|
|
менее |
|||
|
5000 мм. |
|
|
|
для |
||
|
|
На станциях |
|||||
|
обеспечения |
личной |
|||||
которые |
безопасности |
людей, |
|||||
могут находиться |
на |
|
между |
||||
путье по условиям работы, |
минимальное |
||||||
расстояние |
между осями |
смежных |
|
путей |
|||
на прямых участках должно |
быть |
не |
менее |
4800 мм, между осями второстепенных стан ционных путей и путей грузовых дворов — не менее 4500 мм. Расстояние между осями пу
тей, предназначенных для непосредственной
перегрузки из вагона в вагон, — не менее
3600 мм. При расположении главных путей на станциях крайними с разрешения МПС допускается расстояние между ними 4100 мм.
Размеры габаритов приближения строе
ний и расстояния между осями смежных пу тей даны для прямых участков пути. В кри вых они увеличиваются до размеров, установ ленных в Указаниях МПС по применению га баритов приближения строений.
Если на междупутье расположены мачты,
зо
столбы, опоры контактной cetH, гидроколон-
ки, помещения стрелочных постов, то расстоя
ния между осями путей увеличиваются так, чтобы габарит приближения строений соблю дался для каждого пути.
Выгруженные или подготовленные к по
грузке около пути грузы должны быть уЛОг жены и закреплены так, чтобы не нарушался
габарит приближения строений. Грузы (кроме
балласта для путевых работ) при высоте от
уровня головки рельса до 120Ú мм должны на ходиться от наружной грани головки рельса не ближе 2 м, а при большей высоте—не бли
же 2,5 м.
2. Путь
Железнодорожный путь состоит из земля ного полотна, искусственных сооружений и
верхнего строения пути. К последнему отно сятся рельсы, шпалы, переводные и мостовые брусья, скрепления, противоугонные устрой ства, балластный слой, а также стрелочные переводы и глухие пересечения.
Для пропуска через железнодорожные пу ти автогужевого транспорта (в одном уров не) устраивают переезды.
Вдоль пути устанавливают путевые и сиг
нальные знаки, сооружают технические зда ния.
В плане (вид сверху) железнодорожный
путь состоит из прямых и кривых участков, а в вертикальном разрезе (перпендикулярном
оси пути) — из горизонтальных участков (площадок) и уклонов (подъемов и спусков).
31
Полоса земли, отведенная для размещения железнодорожного пути и устройств желез ной дороги, а также железнодорожных посел ков и лесонасаждений, называется полосой отвода.
Земляное полотно является опорой для верхнего строения пути.
Так как земная поверхность имеет неров ности, то приходится в пониженных местах насыпать грунт, строя насыпи, а в повышен
ных местах — срезать его, образуя выемки.
Поверхность земляного полотна и полосы отвода планируется так, чтобы вода имела свободный и быстрый отток от земляного по лотна в сторону специальных водоотводных устройств, к ним относятся: у выемок—кюве ты или железобетонные лотки, нагорные и забанкетные канавы; у насыпей — водоотвод
ные канавы и резервы; на станциях—железо бетонные лотки, канавы, коллекторы и кана
лизационные трубы. При большом уклоне ме стности устраивают перепады, быстротоки
пли водобойные колодцы. В водонасыщенных грунтах сооружают дренажные устройства.
Для предупреждения разрушений откосов земляного полотна под влиянием поверхно стных вод, ветра и морозов применяют раз личные способы укрепления откосов (одер-
іювка, мощение камнями, покрытие поверхно стей железобетонными плитами и др.).
Искусственные сооружения устраивают:
при пересечении железнодорожными ли ниями различных препятствий (рек, каналов, оврагов, горных хребтов и др.) — мосты, тон нели, эстакады, виадуки;
32
для обеспечения устойчивости земляного полотна—трубы, лотки, акведуки, галереи, подпорные стенки;
припересечении в разных уровнях желез ных дорог автогужевыми или другими желез ными дорогами — путепроводы.
к искусственным сооружениям относятся
также защитные и струенаправляющие соору жения, служащие для предотвращения по вреждений мостов и труб от подмыва опор или размыва насыпей иа подходах к ним
(дамбы, траверсы и др.).
Верхнее строение пути
Рельсы направляют движение колес по
движного состава, непосредственно восприни
мают от них |
нагрузку и передают ее па опо |
|||
ры — шпалы и |
брусья. Рельсы |
служат также |
||
проводниками сигнального тока |
(на |
участках |
||
с автоматической |
блокировкой) и |
обратного |
||
тягового тока |
(на |
электрифицированных ли |
ниях). Их изготавливают из специальных сор
тов высококачественной стали; состоят они из головки, шейки и подошвы.
По весу и очертанию поперечного сечения
рельсы подразделяются |
на типы. На маги |
||
стральных |
дорогах применяют рельсы типов |
||
Р50, Р65 и |
Р75 (буква |
P означает «рельс», |
|
цифры — округленный вес в |
килограммах на |
||
1 пог. м). Рельсы типа |
Р43 |
используют в ос |
|
новном на |
подъездных |
путях. Стандартная |
длина рельсов 25 м, разрешена укладка 12,5- метровых рельсов. При бесстыковом пути ук ладывают рельсы, соединенные сваркой в плети длиной 400—800 м.
2 Зак. 473 33