Файл: Каневский, В. М. Пособие стрелочнику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 11

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ УСТРОЙСТВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

1. Габарит

Сооружения и устройства, расположенные возле железнодорожного пути, должны быть не ближе установленного расстояния, а под­

вижной состав должен иметь определенные

размеры (по ширине и высоте), чтобы не за­

деть находящиеся у пути устройства, а также подвижной состав на соседнем пути. Эти. ус­

ловия обеспечиваются соблюдением габари­ тов приближения строений, подвижного соста­ ва и погрузки.

Габаритом приближения строений назы­ вается предельное поперечное (перпендику­

лярное оси пути) очертание, внутрь которого не должны заходить никакие части сооруже­ ний и устройств, кроме непосредственно вза­

имодействующих с подвижным составом (кон­ тактный провод, вагонные замедлители в ра­

бочем состоянии, хобот гидроколонки при на­ боре воды и др.).

Сооружения и устройства железных дорог и подъездных путей (от станции примыкания до территории промышленных предприятий)

должны удовлетворять требованиям габарита

приближения строений C (рис. 1). Очертания габарита приближения строений C на стан­

циях несколько отличаются от очертаний га*

26

барита C на перегонах, что наглядно видно на

рис. 1.

Сооружения и устройства на территории депо, мастерских, грузовых дворов, складов,

речных и морских портов, заводов, фабрик и других промышленных предприятий, а также сооружения и устройства между территория­ ми промышленных предприятий должны удов­ летворять требованиям габарита приближе­ ния строений Cn (рис. 2). очертания которого отличаются от габарита С.

Габаритом подвижного состава называет­ ся предельное поперечное (перпендикулярное

Рис. 1. Габарит приближения строений C

27

на территории, промышленных

На перегонах между терри,-

предприятий и станциях между

торцями промышленных

ними (как дне, так и днутри зданий)

предприятий

MOO наименьшее расстояние

до оси 2-го гладного пути.

Рис. 2. Габарит приближения строений Cn

оси пути) очертание, в котором, не выходя на­ ружу, должен помещаться как груженый, так и порожний подвижной состав, установлен­

ный на прямом горизонтальном пути. На же­ лезных, дорогах СССР применяется габарйт

подвижного состава T (рис. 3). ,

Габаритом погрузки (рис. 4) называется предельное поперечное (перпендикулярное оси пути) очертание, в котором, не выходя на­ ружу, должен размещаться груз (с учетом упаковки и крепления) на открытом подвиж­ ном составе при нахождении его на прямом горизонтальном пути.

28


Рис. 3. Габарит подвижного состава T

Груз, выходящий за пределы габарита погрузки, называется негабаритным. Пере­ возка негабаритных грузов осуществляется в соответствии с требованиями специальной ин­ струкции МПС. Поезда с негабаритными гру­ зами в пределах станций пропускают по спе­ циально выделенным для этого путям, указан­ ным в техническо-распорядительном акте каждой станции.

В соответствии с условиями габарита уста­ навливают наименьшее расстояние между осями смежных путей на перегонах и стан­ циях.

29


 

Нормальное

рас­

 

стояние

между

ося­

 

ми

смежных

 

путей

 

на

перегонах

 

двух­

 

путной

линии

на

 

прямых

 

участках

 

должно быть не ме­

 

нее 4100 мм, а меж­

 

ду

осями

второго и

 

третьего

путей

на

 

перегонах

трех-

и

 

четырехпутных

 

ли­

 

ний — не

 

 

менее

 

5000 мм.

 

 

 

для

 

 

На станциях

 

обеспечения

личной

которые

безопасности

людей,

могут находиться

на

 

между­

путье по условиям работы,

минимальное

расстояние

между осями

смежных

 

путей

на прямых участках должно

быть

не

менее

4800 мм, между осями второстепенных стан­ ционных путей и путей грузовых дворов — не менее 4500 мм. Расстояние между осями пу­

тей, предназначенных для непосредственной

перегрузки из вагона в вагон, — не менее

3600 мм. При расположении главных путей на станциях крайними с разрешения МПС допускается расстояние между ними 4100 мм.

Размеры габаритов приближения строе­

ний и расстояния между осями смежных пу­ тей даны для прямых участков пути. В кри­ вых они увеличиваются до размеров, установ­ ленных в Указаниях МПС по применению га­ баритов приближения строений.

Если на междупутье расположены мачты,

зо


столбы, опоры контактной cetH, гидроколон-

ки, помещения стрелочных постов, то расстоя­

ния между осями путей увеличиваются так, чтобы габарит приближения строений соблю­ дался для каждого пути.

Выгруженные или подготовленные к по­

грузке около пути грузы должны быть уЛОг жены и закреплены так, чтобы не нарушался

габарит приближения строений. Грузы (кроме

балласта для путевых работ) при высоте от

уровня головки рельса до 120Ú мм должны на­ ходиться от наружной грани головки рельса не ближе 2 м, а при большей высоте—не бли­

же 2,5 м.

2. Путь

Железнодорожный путь состоит из земля­ ного полотна, искусственных сооружений и

верхнего строения пути. К последнему отно­ сятся рельсы, шпалы, переводные и мостовые брусья, скрепления, противоугонные устрой­ ства, балластный слой, а также стрелочные переводы и глухие пересечения.

Для пропуска через железнодорожные пу­ ти автогужевого транспорта (в одном уров­ не) устраивают переезды.

Вдоль пути устанавливают путевые и сиг­

нальные знаки, сооружают технические зда­ ния.

В плане (вид сверху) железнодорожный

путь состоит из прямых и кривых участков, а в вертикальном разрезе (перпендикулярном

оси пути) — из горизонтальных участков (площадок) и уклонов (подъемов и спусков).

31

Полоса земли, отведенная для размещения железнодорожного пути и устройств желез­ ной дороги, а также железнодорожных посел­ ков и лесонасаждений, называется полосой отвода.

Земляное полотно является опорой для верхнего строения пути.

Так как земная поверхность имеет неров­ ности, то приходится в пониженных местах насыпать грунт, строя насыпи, а в повышен­

ных местах — срезать его, образуя выемки.

Поверхность земляного полотна и полосы отвода планируется так, чтобы вода имела свободный и быстрый отток от земляного по­ лотна в сторону специальных водоотводных устройств, к ним относятся: у выемок—кюве­ ты или железобетонные лотки, нагорные и забанкетные канавы; у насыпей — водоотвод­

ные канавы и резервы; на станциях—железо­ бетонные лотки, канавы, коллекторы и кана­

лизационные трубы. При большом уклоне ме­ стности устраивают перепады, быстротоки

пли водобойные колодцы. В водонасыщенных грунтах сооружают дренажные устройства.

Для предупреждения разрушений откосов земляного полотна под влиянием поверхно­ стных вод, ветра и морозов применяют раз­ личные способы укрепления откосов (одер-

іювка, мощение камнями, покрытие поверхно­ стей железобетонными плитами и др.).

Искусственные сооружения устраивают:

при пересечении железнодорожными ли­ ниями различных препятствий (рек, каналов, оврагов, горных хребтов и др.) — мосты, тон­ нели, эстакады, виадуки;

32


для обеспечения устойчивости земляного полотна—трубы, лотки, акведуки, галереи, подпорные стенки;

припересечении в разных уровнях желез­ ных дорог автогужевыми или другими желез­ ными дорогами — путепроводы.

к искусственным сооружениям относятся

также защитные и струенаправляющие соору­ жения, служащие для предотвращения по­ вреждений мостов и труб от подмыва опор или размыва насыпей иа подходах к ним

(дамбы, траверсы и др.).

Верхнее строение пути

Рельсы направляют движение колес по­

движного состава, непосредственно восприни­

мают от них

нагрузку и передают ее па опо­

ры — шпалы и

брусья. Рельсы

служат также

проводниками сигнального тока

(на

участках

с автоматической

блокировкой) и

обратного

тягового тока

(на

электрифицированных ли­

ниях). Их изготавливают из специальных сор­

тов высококачественной стали; состоят они из головки, шейки и подошвы.

По весу и очертанию поперечного сечения

рельсы подразделяются

на типы. На маги­

стральных

дорогах применяют рельсы типов

Р50, Р65 и

Р75 (буква

P означает «рельс»,

цифры — округленный вес в

килограммах на

1 пог. м). Рельсы типа

Р43

используют в ос­

новном на

подъездных

путях. Стандартная

длина рельсов 25 м, разрешена укладка 12,5- метровых рельсов. При бесстыковом пути ук­ ладывают рельсы, соединенные сваркой в плети длиной 400—800 м.

2 Зак. 473 33