ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 49
Скачиваний: 0
гоны-рестораны, почтовые, багажные и спе циального назначения (служебные, путеизме рительные, лаборатории, клубы, санитарные
идр.).
Взависимости от дальности перевозок пассажирские вагоны разделяют на три ос новные группы: дальнего, межобластного и пригородного сообщений. Парк пассажирских вагонов, предназначенных для дальнего сооб щения, состоит из четырехосных цельнометал лических вагонов (ЦМВ), имеющих большую вместимость, прочность и необходимое обору
дование для отопления, освещения и вентиля ции. Эти вагоны могут быть мягкими и жест кими и по расположению мест для пассажи ров— купейными и некупейными.
Межобластное сообщение обслуживается вагонами с креслами для сидения, люмине сцентным освещением, электрическим отопле
нием и вентиляцией. Для пригородного сооб щения неэлектрифицированных участков пред
назначены жесткие некупейные вагоны.
Грузовые вагоны в зависимости от рода перевозимых грузов подразделяют на кры
тые, платформы, полувагоны, цистерны, изо термические и вагоны специального назначе ния. В зависимости от количества колесных пар грузовые вагоны бывают двухосные, че
тырехосные, шестиосные, восьмиосные и мно гоосные.
Крытые вагоны предназначены для пере возки разнообразных грузов, требующих за щиты от атмосферных осадков. На платфор мах перевозят длинномерные и громоздкие грузы, а также различные станки, машины,
42
автомобили и контейнеры. Полувагоны пред
назначены для перевозки массовых навалоч ных грузов (угля, руды, флюсов и др.), а так
же длинномерных грузов. Полувагоны имеют боковые стены, что повышает их вместимость
по сравнению с платформами, а также люки в полу для разгрузки сыпучих материалов.
Цистерны служат для перевозки различ ных жидких и газообразных грузов. Они име ют в верхней части цилиндрического котла люки для налива груза, а в нижней части —
устройства для слива груза. Некоторые типы цистерн устройств для нижнего слива не
имеют.
В изотермических вагонах летом перево зят скоропортящиеся грузы (мясо, рыбу, мо локо, фрукты и т. п.), а зимой — грузы, боя щиеся замерзания (овощи, фрукты, молоко, минеральные воды). К изотермическим отно сятся вагоны-ледники, в которых необходимая
температура для перевозимых грузов поддер живается с помощью льдосоляной смеси, и вагоны-рефрижераторы, оборудованные аппа ратурой для механического (машинного) ох лаждения летом и электрического отопления зимой. Последние эксплуатируют в виде от
дельных (автономных) вагонов с самостоя тельной холодильной установкой, а также
секций и поездов с центральной холодильной установкой.
К вагонам специального назна
чения относят: транспортеры—многоосные платформы для перевозки громоздких и тяже
ловесных грузов весом до 300 т, живорыбные
вагоны, вагоны для перевозки битума и дру
43
гих высоковязких нефтяных продуктов, а так же вагоны для технических и бытовых нужд
железных дорог (контрольные |
платформы |
для проверки вагонных весов, |
вагоны-мас |
терские, вагоны-лавки, бани и др.).
Основными частями вагона являются: хо
довые части, рама, кузов, ударно-тяговые при боры и тормоза.
Ходовые части состоят из колесных
пар, рамы тележек, буксовых узлов и рессор ного подвешивания.
Колесная пара состоит из двух колес, на глухо насаженных на ось. Колеса, изготовля
емые из стали, могут быть бандажными и цельнокатаными. Последние не имеют съемно
го бандажа и по прочности надежнее бандаж
ных; поэтому они |
являются |
основным |
типом |
|
вагонных |
колес |
(бандажные |
колеса больше |
|
не изготовляют). |
|
|
|
|
Рама |
тележки объединяет |
колесные |
пары |
сбуксами, систему рессорного подвешивания
ичасти тормозной рычажной передачи.
Буксы передают нагрузку от кузова и ра мы вагона на шейку оси, ограничивают пере мещение колесных пар, сохраняют запас смазки и защищают подшипники и шейки оси от попадания пыли и влаги. Буксы бывают с подшипниками двух типов: скольжения и ка
чения (роликовые). Последние обладают су щественными преимуществами: уменьшают
сопротивление подвижного состава при тро гании с места и в движении, что позволяет увеличить скорость и вес поездов.
Рессорное подвешивание предназначено
для смягчения ударов и толчков при движе-
44
нии по неровностям пути и обеспечения спо койного и плавного хода вагона.
Рама вагона, являясь основанием ку зова, воспринимает все усилия, которым под
вергается вагон при движении в поездах и маневровой работе.
Кузов грузовых вагонов служит для раз мещения перевозимого груза, в пассажир
ских — для размещения пассажиров.
Современные вагоны выпускаются с ме таллическим каркасом и деревянной обшив кой и цельнометаллическими кузовами, со ставляющими единое целое с рамой, что де
лает конструкцию вагона более прочной.
Удар н о-тяговым прибором явля ется автосцепка, которая воспринимает удар ные и тяговые усилия, возникающие от локо мотива и передаваемые от одного вагона к другому. Эти усилия, смягченные поглащающим аппаратом автосцепки, передаются на раму вагона. Подвижной состав железных до
рог СССР оборудован автосцепкой типа СА-3.
Вагоны сцепляются между собой и с локомо тивом автоматически при соударении друг с другом, а расцепляются путем поворота рас-
цепного рычага, находящегося сбоку на кон цевой балке вагона или локомотива.
Если автосцепки вагонов не сцеплены, то на замках обеих автосцепок снаружи видны
сигнальные отростки (рис. 6). При сцеплении
вагонов сигнальные отростки уходят внутрь корпуса автосцепки и не видны.
Тормоза служат для уменьшения ско рости или остановки поезда посредством на жатия тормозных колодок на поверхности ко-
45
Рис. 6. Автосцепка типа СА-3:
а — автосцепки .сцеплены; |
б — автосцепки расцеплены |
лес. Они бывают двух |
видов: автоматические |
и ручные.
Автоматическими тормозами оборудованы почти все вагоны, ручными—часть грузовых и все пассажирские вагоны. Действие автомати
ческих и ручных тормозов заключается в том, что специальные колодки прижимаются к ко лесам или специальным дискам, укрепленным на осях колесных пар, и возникающей силой трения замедляют вращение колес.
Автоматические тормоза работают при по
мощи сжатого воздуха и управляются маши-
46
нистом посредством крана, находящегося в кабине локомотива. Торможение происходит
путем понижения давления воздуха в тормоз ной магистрали, а отпуск тормозов — по средством повышения давления в магистрали.
Кроме того, можно затормозить и остано
вить поезд из любого вагона, оборудованного краном экстренного торможения. Он разме щается внутри пассажирских вагонов, в мо торвагонных поездах и на грузовых вагонах с тормозной площадкой.
При ручных тормозах прижатие тормоз ных колодок к колесам осуществляется путем
вращения по направлению часовой стрелки
рукоятки (штурвала) винта, находящегося на тормозной площадке или сбоку вагона. Руч ные тормоза применяются лишь для закреп ления вагонов во время их стоянки.
Предприятиями вагонного хозяйства явля
ются вагонные депо, специализированные на ремонте определенных типов вагонов. Вагон
ные депо для грузовых вагонов размещают, как правило, на сортировочных станциях и на станциях массовой выгрузки.
Пассажирские вагоны ремонтируют в депо,
размещаемых на станциях формирования пас сажирских составов. Вагонные депо осуществ ляют плановый ремонт пассажирских и грузо вых вагонов.
Для обеспечения исправного содержания вагонов в течение всего периода между пла новыми видами ремонта предназначены пунк ты технического осмотра (ПТО), на которых выполняют осмотр, текущий безотцепочный ремонт вагонов и подготавливают грузовые вагоны под погрузку.
47
Для безотцепочного ремонта вагонов отво дятся специальные пути, междупутья которых оборудуются необходимыми ремонтными сред ствами и стеллажами для вагонных запасных частей.
ПТО размещаются на станциях массовой погрузки и выгрузки, на сортировочных и
участковых станциях и пунктах смены локо мотивов или локомотивных бригад.
В пунктах массового налива и слива неф тепродуктов сооружаются промывочно-пропа
рочные станции, на которых очищают и под готавливают под налив цистерны. Для осмот
ра и ремонта наиболее ответственных деталей
вагонов в некоторых вагонных депо организу ют контрольные пункты автотормозов и авто
сцепки.
К подразделениям вагонного хозяйства от
носятся также резервы проводников и конто ры обслуживания пассажиров, предназначен ные для подготовки пассажирских составов в рейс и обеспечения обслуживания пассажи ров в пути следования.
5. Устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)
Безопасность движения и необходимую пропускную способность железнодорожной ли нии обеспечивают устройства сигнализации,
централизации стрелок и сигналов и.путевой блокировки (СЦБ), а также связи. К этим устройствам относятся:
Автоматическая блокировка — является
наиболее совершенным средством сигнализа-
48
ции при движении поездов. При автоматиче ской блокировке перегоны между станциями
делят на блок-участки, ограждаемые проход ными светофорами. Они изменяют свои пока зания автоматически при движении поезда.
Это позволяет на перегоне между двумя станциями находиться одновременно несколь ким попутно следующим поездам. Связь дви жущегося поезда с сигналами Обеспечивается с помощью электрических цепей, в которых проводником тока служат рельсовые нити. Устройства автоблокировки не допускают от крытия выходного или проходного сигнала до освобождения ограждаемого им блок-участка.
Кроме того, сигналы принимают закрытое положение при нарушении целостности рель совых цепей (лопнувшем или изъятом рельсе, обрыве стыковых соединителей и др.).
Входные и выходные светофоры открыва ются дежурным по станции, а закрываются
автоматически при |
вступлении |
первого |
ската |
||
поезда на участок за сигналом. |
|
||||
На станциях, расположенных на линиях, |
|||||
оборудованных |
автоблокировкой, должны |
||||
быть устройства: |
|
|
входного свето |
||
не допускающие открытия |
|||||
фора при |
маршруте, установленном на |
заня |
|||
тый путь; |
l |
|
на аппарате управления |
||
обеспечивающие |
|||||
контроль занятости путей и стрелок. |
|
||||
Отсутствие указанных устройств для от |
|||||
дельных станций допускается |
только с |
разре |
|||
шения МПС. |
|
|
|
стан |
|
Если на |
участке с автоблокировкой |
ции оборудуют электрической централизацией стрелок и сигналов, а управление ими на всех
49