Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
с другими |
затратами на содержание резервного оборудования |
в рабочем |
состоянии; |
сокращении эксплуатационных затрат за счет роста объема производства, обеспечиваемого резервным оборудованием в мо мент продолжительных по времени аварийных простоев рабо чего парка машин.
Расчетам по экономическому обоснованию целесообразности резервирования оборудования должен предшествовать анализ надежности их работы.
В качестве показателей, характеризующих надежность ра боты карьерного оборудования, целесообразно принять: нара ботку на отказ /ср и среднее время восстановления t B. ср.
Наработка на отказ — это средняя длительность исправной работы машины между двумя соседними отказами:
П
(41)
где t V i — время исправной работы машины между отказами за
рассматриваемый период эксплуатации, ч; за этот же период эксплуатации.
Под средним временем восстановления понимается средне арифметическое время нахождения машины в ремонте в ре зультате наступления отказа:
П
2 |
{вс |
= |
(42) |
|
п |
где t Bl — время восстановления |
машины за рассматриваемый |
период эксплуатации.
На основании характеристики отказов по длительности их устранения можно судить о масштабах возможного использо вания резервного оборудования. Отказы с коротким периодом восстановления ликвидируются обычно силами экипажа машины и не требуют использования резервного оборудования. Если Период восстановления машины составляет 3—4 ч и более, то ремонт может производиться силами ремонтной бригады, в то время как основной экипаж продолжает работу на резервном оборудовании.
Данные, характеризующие фактическую структуру отказов экскаваторов ЭКГ-8И по длительности их устранения на карье рах Медвежий ручей Норильского ГМК и Центральный комби ната Апатит, приведены в табл. 99.
Из приведенных в табл. 99 данных видно, что частота отка зов с периодом восстановления более 3 ч составляет 51% по Карьеру Медвежий ручей и 57,5% по карьеру Центральный;
157
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
^9 |
|
|
Карьер Медвежий ручей |
Карьер Центральный |
|
||||
Время вос |
|
относи |
|
|
|
|
|
становле |
количест |
накоплен |
количество |
относитель |
накопленная |
||
ния tQ , |
тельная |
||||||
|
во отказов |
частота, |
ная часто |
отказов |
ная частота, |
частота, % |
|
|
|
% |
та, % |
|
% |
|
|
1 |
288 |
18,97 |
18,97 |
40 |
4,5 |
4,5 |
|
2 |
218 |
14,36 |
33,33 |
182 |
20,51 |
25,01 |
|
3 |
238 |
15,68 |
49,01 |
155 |
17,45 |
42,46 |
|
4 |
215 |
14,16 |
63,17 |
137 |
15,43 |
57,89 |
|
5 |
177 |
11,66 |
74,84 |
66 |
7,43 |
65,32 |
|
6 |
102 |
6,72 |
81,55 |
76 |
8,59 |
73,91 |
|
7 |
63 |
4,15 |
85,7 |
29 |
3,27 |
77,18 |
|
8 |
62 |
4,08 |
89,78 |
33 |
3,72 |
80,90 |
|
9 |
39 |
2,57 |
92,35 |
15 |
1,69 |
82,59 |
|
10 |
23 |
1,52 |
93,87 |
15 |
1,69 |
84,28 |
|
11 |
14 |
0,92 |
94,79 |
16 |
1,8 |
86,08 |
|
12 |
16 |
1,05 |
95,84 |
31 |
3,49 |
89,57 |
|
13 |
8 |
0,53 |
96,37 |
2 |
0,22 |
89,79 |
|
14 |
11 |
0,92 |
97,09 |
10 |
1,13 |
90,92 |
|
15 |
9 |
0,59 |
97,68 |
6 |
0,68 |
91,6 |
|
16 |
3 |
0,2 |
97,88 |
6 |
0,68 |
92,28 |
|
17 |
2 |
0,13 |
98,01 |
5 |
0,56 |
92,84 |
|
18 |
2 |
0,13 |
98,14 |
9 |
1,01 |
93,85 |
|
19 |
5 |
0,33 |
98,47 |
2 |
0,22 |
94,07 |
|
20 |
2 |
0,13 |
98,6 |
7 |
0,79 |
94,86 |
|
21 |
2 |
0,13 |
98,73 |
4 |
0,45 |
95,31 |
|
22 |
2 |
0,13 |
98,86 |
6 |
0,68 |
95,99 |
|
23 |
3 |
0,2 |
99,06 |
2 |
0,22 |
96,21 |
|
24 |
1 |
0,07 |
99,13 |
3 |
0,34 |
97,62 |
|
25 |
1 |
0,07 |
99,2 |
3 |
0,34 |
96,89 |
|
26 |
2 |
0,13 |
99,33 |
1 |
0,11 |
97 |
|
27 |
1 |
0,07 |
99,4 |
___ |
___ |
97 |
|
28 |
2 |
0,13 |
99,53 |
4 |
0,45 |
97,45 |
|
29 |
— |
— |
99,53 |
1 |
0,11 |
97,56 |
|
30 |
— |
— |
99,53 |
4 |
0,45 |
98,01 |
|
Свыше 30 |
7 |
0,47 |
100 |
18 |
1,99 |
100 |
|
И т о г о |
1518 |
100 |
— |
888 |
100 |
— |
|
П р и м е ч а н и е . |
Среднесписочное число наблюдаемых |
экскаваторов: |
карьер |
М ед |
|||
вежий ручей—4 ,6 ; Центральный—4 ,1 . |
|
|
|
|
при периоде восстановления более 4 .ч — соответственно 36,8 и 42,1%. Если условно принять, что переход на работу на резерв ное оборудование целесообразен при длительности восстанов ления аварийной машины не менее 3 ч, то возможное время работы резервного экскаватора в анализируемом периоде со ставит на карьерах Медвежий ручей — 5119 ч и Центральный — 5288 ч. Отсюда видно, что на карьерах имеются значительные простои экскаваторов с длительным периодом восстановления, это подтверждает правомерность постановки вопроса о целе
158
сообразности резервирования карьерных машин. В связи с тем что абсолютная величина этих простоев будет выше на крупных карьерах, эксплуатирующих большие рабочие парки машин, потребность в резервном оборудовании проявится здесь в боль шей степени, чем на относительно небольших предприятиях.
Рассмотрим методику экономического обоснования резерви рования оборудования на примере экскаваторов.
Общие затраты карьера, связанные с содержанием резерв ного экскаватора Зрез, могут быть выражены в виде приведен ных затрат
З рез = С + Е а К , |
(43) |
где С — эксплуатационные расходы, связанные с содержанием резервного экскаватора, руб.; Е и — нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; К — капитальные за
траты, связанные с резервированием экскаватора, руб.
Затраты на резервирование должны включать в себя все расходы по организации резервного экскаваторного забоя. Ис ходя из этого величина С может быть определена по формуле
С = Лреы 5 уст М -f- 3 , |
(44) |
где Лрен — амортизационные отчисления на реновацию основных фондов резервного забоя (экскаватор, автоподъездные до роги, железнодорожные пути и др. в объемах, необходимых для
резервного забоя), руб.; |
Э уст — плата |
за установленную мощ |
ность электродвигателей |
в резервном |
забое, руб.; М — стои |
мость материалов на поддержание в рабочем состоянии резерв ного экскаватора и обслуживающих его основных фондов, руб.; 3 — затраты по заработной плате на обслуживание резервного
забоя (профилактический осмотр и др.), руб.
Капитальные вложения, связанные с организацией резерв ного забоя, включают в себя стоимость резервного экскаватора, а также часть затрат на автодороги, железнодорожные пути, контактные сети, буровую установку, горно-капитальные работы по выполаживанию бортов карьера и др. Кроме того, величина капитальных вложений включает в себя дополнительные за траты, связанные с расширением производственных мощностей заводов-изготовителей на покрытие увеличенной потребности в экскаваторах.
Далее следует определить экономический ущерб от простоев экскаваторов, имеющих длительный период восстановления Эщ,. Для добычных экскаваторов величина 5 пр находится по формуле
•^пр = |
Ci (Да ДО» |
(45) |
где С 1 — удельная величина |
условно-постоянных расходов |
на |
1 т добычи по карьеру, руб/т; Д \ '— годовая добыча полезного
ископаемого при наличии аварийных простоев с длительным периодом восстановления, т; Дг — то же, при организации ре-
159
зервного забоя и ликвидации простоев с длительным периодом восстановления.
Величина Д2 определяется |
по формуле |
|
Д 2 = Д |
1 + Тп.а.дДч> |
(46) |
где Гл. а. д — годовое число часов простоя экскаваторов |
в ава |
риях с длительным периодом восстановления; Рч — нормативная
часовая производительность экскаватора, т. |
определяется по |
|
Величина условно-постоянных |
затрат С |
|
формуле 1 |
|
|
С = 5 + |
Е НФ , |
(47) |
где 5 — годовая величина условно-постоянных затрат по карьеру, руб.; Ф — стоимость основных фондов, простаивающих при воз
никновении простоев экскаваторов, руб.
Удельная величина условно-постоянных расходов Ci нахо дится делением величины С на годовуюдобычу полезного иско паемого Д \ . Условие целесообразности создания резервного за
боя: 3пр>3р€з. При небольшом числе рабочих экскаваторов ущерб от их простоев из-за аварий с длительным периодом восстановления может быть относительно небольшим, а 5 ЦР< -<3рез. Путем перебора величины Эпр в зависимости от числа работающих экскаваторов находим минимальное их число, при котором целесообразна организация резервного забоя.
Допустим, что организация резервного забоя целесообразна при минимальном числе рабочих экскаваторов, равном 10. Это означает, что на каждые 10 рабочих машин необходимо иметь одну резервную, т. е. норматив резерва равен 10% величины рабочего парка машин. Норматив резерва может быть выра жен и во времени. В данном случае он будет равен 10% календарного фонда времени экскаватора Гкал.
§ 4. НОРМАТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ КАРЬЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Нормативы использования оборудования. На первом этапе
расчетов нормативов анализируются фактические данные, ха рактеризующие использование календарного фонда времени обо рудования Т к .
Календарный фонд времени определяется из выражения |
|
Тк= т9+ тю |
(48) |
где Гр — время пребывания оборудования в работе в кален дарный период, ч; Гп — время простоя оборудования за кален дарный период времени, ч.
1 Более подробно о методике определения условно-постоянных затрат см. А. С. Астахов и др. «Анализ простоев оборудования на угольных шах тах и карьерах». М., изд. ЦНИЭИуголь. 1970, стр. 89.
160