Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нормативами. Короткие нормативные сроки службы оборудо­ вания при небольшой разнице между ними и длительностью первого ремонтного цикла могут сделать целесообразным пол­ ный отказ от проведения капитального ремонта этого оборудо­ вания и замену его другими, менее дорогими видами ремонта. Например, если нормативный срок службы машины 8 лет, а длительность ремонтного цикла 6 лет, то вопрос о целесо­ образности капитального ремонта этой машины нуждается в экономическом обосновании, поскольку время работы после ремонта составляет всего 2 года, а затраты на его осуществле­ ние весьма велики. С другой стороны, если проработать без капитального ремонта свыше 6 лет нельзя, а нормативный срок службы оборудования 8 лет, то возможно целесообразно про­ вести этот ремонт на год раньше и обеспечить тем самым более надежную и производительную его работу во второй период эксплуатации.

Выше было показано, что длительность ремонтного цикла сокращается после каждого очередного капитального ремонта. Отсюда следует, что ремонтные нормативы должны быть по­ строены таким образом, чтобы иметь возможность реагировать на возраст оборудования и связанное с ним число осуществлен­ ных капитальных ремонтов этого оборудования.

Производство ремонтов в районах с суровыми климатиче­ скими условиями особенно дорого, поскольку там действуют повышенные районные коэффициенты к заработной плате, имеют место высокие накладные расходы на снабженческие услуги и другие удорожающие факторы. Все эти негативные стороны эксплуатации оборудования в суровых климатических условиях должны находить отражение при экономическом обос­ новании нормативного срока его службы, который будет там меньше, чем в районах с более благоприятными климатическими условиями. Поскольку срок службы оборудования выступает как самостоятельный фактор, влияющий на нормативы ремонта, то через него в нормативах проявятся и климатические условия эксплуатации оборудования. Кроме того, эти условия предъяв­ ляют повышенные требования к надежности оборудования в эксплуатации. Выполнение этих требований может быть связано с сокращением времени межремонтного периода, увеличением времени нахождения оборудования 6 ремонте. Особенно это относится к оборудованию, изготовленному не для условий Крайнего Севера, количество которого на карьерах достаточно велико.

Часть ремонтов карьерного оборудования осуществляется на специализированных заводах, находящихся на большом рас­ стоянии от карьеров, что приводит к удорожанию стоимости ремонта и удлинению его сроков. Например, заводские ремонты электровозов, используемых на Норильском ГМК, осуществля­ ются в г. Свердловске, а тепловозов — в г, Астрахани. Комбинат

152


Красноярскуголь из-за отсутствия ремонтного завода осущест­ вляет ремонт экскаваторов на Коркинском ЭВРЗ, находящемся за 2,5 тыс. км от комбината. Средняя продолжительность капи­ тального ремонта экскаватора на Коркинском ЭВРЗ составляет 25—27 суток, а для комбината Красноярскуголь при отправке экскаваторов в г. Коркино — 2—3 мес.

Ремонтные нормативы не могут быть ориентированы на отсутствие надлежащей ремонтной базы, но и не учитывать этого обстоятельства для ряда районов, где создание такой базы эко­ номически не оправдано или не может быть осуществлено в ближайшее время, было бы неправильным.

Сроки и качество ремонтов, которые производятся непосред­ ственно на карьерах, во многом зависят от состояния и осна­ щенности ремонтно-складского хозяйства карьера. Последние, в свою очередь, зависят от величины предприятия, времени сдачи его в эксплуатацию, местонахождения. Нормативные тре­ бования к срокам и трудоемкости ремонтов горнотранспортного оборудования должны подкрепляться материальной базой. Только в этом случае нормативы будут реально выполнимы.

Прогрессивным направлением развития ремонтного дела является централизация ремонтов на специализированных пред­ приятиях. Анализ показывает, что капитальный ремонт обо­ рудования, осуществляемый в централизованном порядке на специализированных предприятиях, обходится в 2—4 раза де­ шевле, чем ремонт тех же видов оборудования, проводимый в мелких ремонтно-механических цехах и участках. Причем стоимость централизованного ремонта может быть еще суще­ ственно снижена, поскольку производственные мощности боль­ шинства специализированных ремонтных предприятий значи­ тельно меньше оптимальных.

Обеспеченность горной промышленности специализирован­ ными предприятиями по ремонту карьерного оборудования недо­ статочна и имеет неравномерный внутриотраслевой характер. В угольной промышленности каждый комбинат независимо от количества единиц имеющегося у него оборудования имеет по одному рудоремонтному заводу. Так, комбинат Кемеровоуголь на 1250 единиц оборудования имеет один рудоремонтный завод, а комбинат Востсибуголь, имеющий в четыре раза меньше еди­ ниц оборудования, тоже обслуживается одним заводом.

Ремонтные нормативы должны учитывать современный и перспективный (в пределах намечаемого срока действия нор­ мативов) уровень специализации ремонтов, который скажется на снижении времени, трудоемкости и стоимости ремонтов.

При разработке ремонтных нормативов необходимо ориенти­ роваться на научную организацию труда при осуществлении ремонтов, на агрегатно-узловой метод ремонта. Преимуществами этого метода по сравнению с индивидуальным являются:

153


резкое сокращение сроков ремонтов, поскольку продолжи­ тельность простоев машин в ремонте при агрегатно-узловом методе определяется в основном временем для снятия неисправ­ ных и установки запасных, ранее отремонтированных узлов и агрегатов;

повышение качества ремонтов; улучшения условий труда рабочих в результате выполнения

основного объема работ в цеховых условиях; возможность применения наиболее эффективных способов

восстановления (реставрации) деталей.

Применение агрегатно-узлового метода ремонта экскаваторов на карьерах комбината Челябинскуголь позволило снизить про­ должительность годовых ремонтов с 507 до 149 ч, а средних —

с718 до 301 ч, что свидетельствует о высокой его эффектив­ ности.

Сложным и методологически нерешенным остается вопрос создания ремонтных нормативов на новое горнотранспортное оборудование с высокими параметрами. Эксплуатация такого оборудования предъявляет особенно высокие требования к его надежности, так как экономический ущерб от аварийных про­ стоев здесь будет несравненно большим, чем при простоях обычно применяемой горной техники. Поддержание требуемого уровня надежности не может обеспечиваться длительным на­ хождением оборудования в ремонте, так как его простой связан

сневосполнимыми потерями объемов продукции или работы. Рассматриваемое оборудование имеет обычно большую

массу и основные размеры и требует создания специальных условий для осуществления ремонта. Для иллюстрации ска­ занного сопоставим некоторые параметры нового экскаватора ЭШ-80/100 и экскаватора ЭШ-15/90 (табл. 98).

 

 

 

Т а б л и ц а

98

Тип экскаватора

Емкость ковша, м8

Мощность сетевых

Рабочая масса,

т

двигателей, кВт

ЭШ-80/100

80

14 400

10 300

 

ЭШ-15/90А

15

1 900

1 600

 

Намечаемая поставка ЭШ-80/100 на реконструируемый Назаровский карьер комбината Красноярскуголь требует решения многочисленных вопросов, связанных с ремонтом. Например, для заварки ковша экскаватора, масса корпуса которого дости­ гает 80 т, необходимо иметь теплый ангар с установкой там мостового крана грузоподъемностью 100 т. Ремонт на месте всех зубчатых соединений этого экскаватора практически невоз­ можен. Для оперативной ликвидации возникающих аварий, а

154


также осуществления плановых ремонтов экскаватора необходим неснижаемый запас крупных узлов и деталей, поставляемых карьеру в централизованном порядке.

С необходимостью иметь ремонтные нормативы на новую горную технику с большими параметрами прежде всего стал­ киваются при проектировании карьеров. Поскольку информа­ ции об ее использовании еще быть не может, обычные методы расчета нормативных ремонтных показателей здесь неприем­ лемы. Определение таких показателей должно осуществляться главным образом на основании рекомендаций заводов — изгото­ вителей машин, опирающихся на представление об их конст­ руктивных особенностях, надежности и ремонтносложности. Важную роль при этом играет экономическая обоснованность нормативных показателей, поскольку высокая стоимость и про­ изводительность машин обусловливает большой экономический ущерб при длительном их простое в ремонтах.

Рассмотрение действующих нормативов на ремонт горно­ транспортного оборудования карьеров показывает, что в методо­ логическом отношении они нуждаются в совершенствовании. Это нужно иметь в виду при разработке нормативов произ­ водительности карьерных машин, которая должна осущест­ вляться с учетом нормативной продолжительности простоя обо­ рудования в ремонтах.

§ 3. МЕТОД РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ РЕЗЕРВА КАРЬЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Действующими отраслевыми нормативами не предусмотрено наличие на карьерах резервного оборудования.

Мотивом для отказа от планирования резервного горнотранс­ портного оборудования карьеров обычно является его дорого­ визна. Но, во-первых, карьеры фактически содержат резервное оборудование, в ничем не регламентированных границах; вовторых, в определенных условиях наличие резервного оборудо­ вания экономически оправдано. Реальность такова, что при существующем уровне организации производственного процесса и надежности оборудования в ближайшие годы не удается пол­ ностью устранить неплановые простои горнотранспортного обо­ рудования карьеров. Более того, существует экономическая гра­ ница снижения простоев оборудования, за пределами которой дальнейшее уменьшение неплановых простоев связано с неоправ­ данно большими затратами средств. В этих условиях резервное оборудование должно рассматриваться как компенсатор на случай неожиданного выхода из строя рабочей машины. При этом целесообразность резервирования должна обосновываться технико-экономическим расчетом, содержанием которого яв­ ляется сопоставление затрат на создание резерва с экономи­

155


ческим ущербом от снижения объема продукции (работы) в результате простоев оборудования.

Не всегда наличие резервного оборудования показывается в отчетности карьеров. В ряде случаев оно завуалировано под рабочее оборудование, количество которого превышает плано­ вую потребность. Формы скрытого резервирования оборудования разнообразны. Они могут иметь вид планирования работы от­ дельных машин неполное число смен в сутки; при необходимости эти машины переводятся на круглосуточный режим работы и тем самым компенсируют снижение объемов добычи или ра­ боты, вызванное аварийными или организационными простоями других машин. Анализом установлено, что в ряде случаев в отчетности карьеров зафиксированы большие простои машин из-за отсутствия рабочих. В то же время плановые задания по объему работы в анализируемые периоды времени на карьерах успешно выполнялись. По существу, целосменные простои ма­ шин из-за отсутствия рабочих являются ничем иным, как одной из форм скрытого резервирования оборудования.

На карьерах резервирование оборудования может осущест­ вляться с целью:

компенсации отказов действующего оборудования с длитель­ ным периодом восстановления;

создания оптимальных условий использования оборудования на основных рабочих процессах;

усреднения качества добываемой из основных действующих забоев руды в случае отклонения этого качества от норматив­ ных требований.

Карьер, если это экономически оправдано, должен иметь определенный резерв установленного оборудования (например, экскаватор в резервном забое, который в любое время суток может заменить другой, вышедший из строя в результате ава­ рии или по другим причинам и ремонт которого требует зна­ чительных затрат времени).

Наличие резервного транспортного оборудования позволит существенно уменьшить простои экскаваторов из-за отсутствия транспортных средств и тем самым повысить их производи­ тельность. Поскольку при этом производительность транспорт­ ных средств может снижаться, целесообразность их резерви­ рования на карьере должна быть экономически обоснована.

В экономическом аспекте наличие резервного оборудования проявляется в:

увеличении абсолютного размера основных фондов карьера; росте потребности карьера в данном виде оборудования и, следовательно, необходимости увеличения их выпуска заво-

дами-изготовителями;

увеличении эксплуатационных затрат, связанных с ростом амортизационных отчислений на реновацию оборудования и

156