Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
нормативами. Короткие нормативные сроки службы оборудо вания при небольшой разнице между ними и длительностью первого ремонтного цикла могут сделать целесообразным пол ный отказ от проведения капитального ремонта этого оборудо вания и замену его другими, менее дорогими видами ремонта. Например, если нормативный срок службы машины 8 лет, а длительность ремонтного цикла 6 лет, то вопрос о целесо образности капитального ремонта этой машины нуждается в экономическом обосновании, поскольку время работы после ремонта составляет всего 2 года, а затраты на его осуществле ние весьма велики. С другой стороны, если проработать без капитального ремонта свыше 6 лет нельзя, а нормативный срок службы оборудования 8 лет, то возможно целесообразно про вести этот ремонт на год раньше и обеспечить тем самым более надежную и производительную его работу во второй период эксплуатации.
Выше было показано, что длительность ремонтного цикла сокращается после каждого очередного капитального ремонта. Отсюда следует, что ремонтные нормативы должны быть по строены таким образом, чтобы иметь возможность реагировать на возраст оборудования и связанное с ним число осуществлен ных капитальных ремонтов этого оборудования.
Производство ремонтов в районах с суровыми климатиче скими условиями особенно дорого, поскольку там действуют повышенные районные коэффициенты к заработной плате, имеют место высокие накладные расходы на снабженческие услуги и другие удорожающие факторы. Все эти негативные стороны эксплуатации оборудования в суровых климатических условиях должны находить отражение при экономическом обос новании нормативного срока его службы, который будет там меньше, чем в районах с более благоприятными климатическими условиями. Поскольку срок службы оборудования выступает как самостоятельный фактор, влияющий на нормативы ремонта, то через него в нормативах проявятся и климатические условия эксплуатации оборудования. Кроме того, эти условия предъяв ляют повышенные требования к надежности оборудования в эксплуатации. Выполнение этих требований может быть связано с сокращением времени межремонтного периода, увеличением времени нахождения оборудования 6 ремонте. Особенно это относится к оборудованию, изготовленному не для условий Крайнего Севера, количество которого на карьерах достаточно велико.
Часть ремонтов карьерного оборудования осуществляется на специализированных заводах, находящихся на большом рас стоянии от карьеров, что приводит к удорожанию стоимости ремонта и удлинению его сроков. Например, заводские ремонты электровозов, используемых на Норильском ГМК, осуществля ются в г. Свердловске, а тепловозов — в г, Астрахани. Комбинат
152
Красноярскуголь из-за отсутствия ремонтного завода осущест вляет ремонт экскаваторов на Коркинском ЭВРЗ, находящемся за 2,5 тыс. км от комбината. Средняя продолжительность капи тального ремонта экскаватора на Коркинском ЭВРЗ составляет 25—27 суток, а для комбината Красноярскуголь при отправке экскаваторов в г. Коркино — 2—3 мес.
Ремонтные нормативы не могут быть ориентированы на отсутствие надлежащей ремонтной базы, но и не учитывать этого обстоятельства для ряда районов, где создание такой базы эко номически не оправдано или не может быть осуществлено в ближайшее время, было бы неправильным.
Сроки и качество ремонтов, которые производятся непосред ственно на карьерах, во многом зависят от состояния и осна щенности ремонтно-складского хозяйства карьера. Последние, в свою очередь, зависят от величины предприятия, времени сдачи его в эксплуатацию, местонахождения. Нормативные тре бования к срокам и трудоемкости ремонтов горнотранспортного оборудования должны подкрепляться материальной базой. Только в этом случае нормативы будут реально выполнимы.
Прогрессивным направлением развития ремонтного дела является централизация ремонтов на специализированных пред приятиях. Анализ показывает, что капитальный ремонт обо рудования, осуществляемый в централизованном порядке на специализированных предприятиях, обходится в 2—4 раза де шевле, чем ремонт тех же видов оборудования, проводимый в мелких ремонтно-механических цехах и участках. Причем стоимость централизованного ремонта может быть еще суще ственно снижена, поскольку производственные мощности боль шинства специализированных ремонтных предприятий значи тельно меньше оптимальных.
Обеспеченность горной промышленности специализирован ными предприятиями по ремонту карьерного оборудования недо статочна и имеет неравномерный внутриотраслевой характер. В угольной промышленности каждый комбинат независимо от количества единиц имеющегося у него оборудования имеет по одному рудоремонтному заводу. Так, комбинат Кемеровоуголь на 1250 единиц оборудования имеет один рудоремонтный завод, а комбинат Востсибуголь, имеющий в четыре раза меньше еди ниц оборудования, тоже обслуживается одним заводом.
Ремонтные нормативы должны учитывать современный и перспективный (в пределах намечаемого срока действия нор мативов) уровень специализации ремонтов, который скажется на снижении времени, трудоемкости и стоимости ремонтов.
При разработке ремонтных нормативов необходимо ориенти роваться на научную организацию труда при осуществлении ремонтов, на агрегатно-узловой метод ремонта. Преимуществами этого метода по сравнению с индивидуальным являются:
153
резкое сокращение сроков ремонтов, поскольку продолжи тельность простоев машин в ремонте при агрегатно-узловом методе определяется в основном временем для снятия неисправ ных и установки запасных, ранее отремонтированных узлов и агрегатов;
повышение качества ремонтов; улучшения условий труда рабочих в результате выполнения
основного объема работ в цеховых условиях; возможность применения наиболее эффективных способов
восстановления (реставрации) деталей.
Применение агрегатно-узлового метода ремонта экскаваторов на карьерах комбината Челябинскуголь позволило снизить про должительность годовых ремонтов с 507 до 149 ч, а средних —
с718 до 301 ч, что свидетельствует о высокой его эффектив ности.
Сложным и методологически нерешенным остается вопрос создания ремонтных нормативов на новое горнотранспортное оборудование с высокими параметрами. Эксплуатация такого оборудования предъявляет особенно высокие требования к его надежности, так как экономический ущерб от аварийных про стоев здесь будет несравненно большим, чем при простоях обычно применяемой горной техники. Поддержание требуемого уровня надежности не может обеспечиваться длительным на хождением оборудования в ремонте, так как его простой связан
сневосполнимыми потерями объемов продукции или работы. Рассматриваемое оборудование имеет обычно большую
массу и основные размеры и требует создания специальных условий для осуществления ремонта. Для иллюстрации ска занного сопоставим некоторые параметры нового экскаватора ЭШ-80/100 и экскаватора ЭШ-15/90 (табл. 98).
|
|
|
Т а б л и ц а |
98 |
Тип экскаватора |
Емкость ковша, м8 |
Мощность сетевых |
Рабочая масса, |
т |
двигателей, кВт |
||||
ЭШ-80/100 |
80 |
14 400 |
10 300 |
|
ЭШ-15/90А |
15 |
1 900 |
1 600 |
|
Намечаемая поставка ЭШ-80/100 на реконструируемый Назаровский карьер комбината Красноярскуголь требует решения многочисленных вопросов, связанных с ремонтом. Например, для заварки ковша экскаватора, масса корпуса которого дости гает 80 т, необходимо иметь теплый ангар с установкой там мостового крана грузоподъемностью 100 т. Ремонт на месте всех зубчатых соединений этого экскаватора практически невоз можен. Для оперативной ликвидации возникающих аварий, а
154
также осуществления плановых ремонтов экскаватора необходим неснижаемый запас крупных узлов и деталей, поставляемых карьеру в централизованном порядке.
С необходимостью иметь ремонтные нормативы на новую горную технику с большими параметрами прежде всего стал киваются при проектировании карьеров. Поскольку информа ции об ее использовании еще быть не может, обычные методы расчета нормативных ремонтных показателей здесь неприем лемы. Определение таких показателей должно осуществляться главным образом на основании рекомендаций заводов — изгото вителей машин, опирающихся на представление об их конст руктивных особенностях, надежности и ремонтносложности. Важную роль при этом играет экономическая обоснованность нормативных показателей, поскольку высокая стоимость и про изводительность машин обусловливает большой экономический ущерб при длительном их простое в ремонтах.
Рассмотрение действующих нормативов на ремонт горно транспортного оборудования карьеров показывает, что в методо логическом отношении они нуждаются в совершенствовании. Это нужно иметь в виду при разработке нормативов произ водительности карьерных машин, которая должна осущест вляться с учетом нормативной продолжительности простоя обо рудования в ремонтах.
§ 3. МЕТОД РАСЧЕТА НОРМАТИВОВ РЕЗЕРВА КАРЬЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Действующими отраслевыми нормативами не предусмотрено наличие на карьерах резервного оборудования.
Мотивом для отказа от планирования резервного горнотранс портного оборудования карьеров обычно является его дорого визна. Но, во-первых, карьеры фактически содержат резервное оборудование, в ничем не регламентированных границах; вовторых, в определенных условиях наличие резервного оборудо вания экономически оправдано. Реальность такова, что при существующем уровне организации производственного процесса и надежности оборудования в ближайшие годы не удается пол ностью устранить неплановые простои горнотранспортного обо рудования карьеров. Более того, существует экономическая гра ница снижения простоев оборудования, за пределами которой дальнейшее уменьшение неплановых простоев связано с неоправ данно большими затратами средств. В этих условиях резервное оборудование должно рассматриваться как компенсатор на случай неожиданного выхода из строя рабочей машины. При этом целесообразность резервирования должна обосновываться технико-экономическим расчетом, содержанием которого яв ляется сопоставление затрат на создание резерва с экономи
155
ческим ущербом от снижения объема продукции (работы) в результате простоев оборудования.
Не всегда наличие резервного оборудования показывается в отчетности карьеров. В ряде случаев оно завуалировано под рабочее оборудование, количество которого превышает плано вую потребность. Формы скрытого резервирования оборудования разнообразны. Они могут иметь вид планирования работы от дельных машин неполное число смен в сутки; при необходимости эти машины переводятся на круглосуточный режим работы и тем самым компенсируют снижение объемов добычи или ра боты, вызванное аварийными или организационными простоями других машин. Анализом установлено, что в ряде случаев в отчетности карьеров зафиксированы большие простои машин из-за отсутствия рабочих. В то же время плановые задания по объему работы в анализируемые периоды времени на карьерах успешно выполнялись. По существу, целосменные простои ма шин из-за отсутствия рабочих являются ничем иным, как одной из форм скрытого резервирования оборудования.
На карьерах резервирование оборудования может осущест вляться с целью:
компенсации отказов действующего оборудования с длитель ным периодом восстановления;
создания оптимальных условий использования оборудования на основных рабочих процессах;
усреднения качества добываемой из основных действующих забоев руды в случае отклонения этого качества от норматив ных требований.
Карьер, если это экономически оправдано, должен иметь определенный резерв установленного оборудования (например, экскаватор в резервном забое, который в любое время суток может заменить другой, вышедший из строя в результате ава рии или по другим причинам и ремонт которого требует зна чительных затрат времени).
Наличие резервного транспортного оборудования позволит существенно уменьшить простои экскаваторов из-за отсутствия транспортных средств и тем самым повысить их производи тельность. Поскольку при этом производительность транспорт ных средств может снижаться, целесообразность их резерви рования на карьере должна быть экономически обоснована.
В экономическом аспекте наличие резервного оборудования проявляется в:
увеличении абсолютного размера основных фондов карьера; росте потребности карьера в данном виде оборудования и, следовательно, необходимости увеличения их выпуска заво-
дами-изготовителями;
увеличении эксплуатационных затрат, связанных с ростом амортизационных отчислений на реновацию оборудования и
156