Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 0
Время простоя оборудования определяется ив следующего выражения:
|
Т п = 7’реж + Т р ш + f рез + |
Гтех + Т кл + |
Т п ,0 + Т п ,а, |
(49) |
||
где |
Греж — простой, |
связанный |
с режимом |
работы предприя |
||
тия, |
оборудования, |
ч; Грем — простой в |
плановых ремонтах, ч; |
|||
Трез — время нахождения оборудования |
в |
резерве, ч; |
Т Тех |
время простоя или работы оборудования не по основному своему назначению, а связанное с технологией работ (производство Длительных по времени взрывных работ, перегон оборудова ния), ч; Т нл — простои по климатическим условиям, ч; Т т 0 — простои по организационным причинам, ч; Т л , а — простои из-за
аварий.
На основании анализа данных о фактическом пребывании
оборудования |
в простое |
Т л обосновывается |
необходимый |
(нор |
|
мативный) их |
размер |
Т „ . |
Зная величину |
Т„, можно |
найти |
нормативное время пребывания оборудования в работе Т р : |
|||||
|
|
Т'Р = |
Т Х - Г „ . |
|
(50) |
Тогда нормативный коэффициент использования календар
ного фонда времени Кэ.к определится по формуле |
|
|
К э . к = |
' |
' (51) |
|
* К |
|
Таким образом, нахождение Кэ.к сводится в конечном счете
к обоснованию нормативного размера всех составляющих вели
чины Т -n и определения на их основе значения Т Методы и
порядок такого обоснования рассматриваются далее.
Режим работы карьеров и основного горнотранспортного оборудования должен устанавливаться на основании отрасле вых рекомендаций, а его обоснование является важной само стоятельной задачей.
Режимы работы оборудования могут быть аналогичными или отличаться от режима работы карьера и устанавливаются с учетом:
режима работы предприятия; процесса, на котором используется оборудование; мощности оборудования;
обеспечения нормальных условий проведения профилактиче ских осмотров и ремонта оборудования.
В результате наличия большого числа факторов, оказы вающих влияние на выбор режима работы оборудования, реко мендовать в качестве оптимального какой-либо один режим его
работы невозможно. Отсюда следует, что и величина Греж бу дет менять свое значение в зависимости от принятого в соот-
11 Каменецкий Л . Е. |
161 |
ветствии с отраслевыми рекомендациями режима работы оборудования.
Время нахождения оборудования в плановом ремонте Т рем
принимается по отраслевым ремонтным нормативам, основные
направления |
совершенствования |
которых рассмотрены в |
§ 2 |
|
гл. IV. |
|
|
|
|
Количество и время пребывания оборудования в резерве Т рез |
||||
определяется |
расчетом, методика |
которого приведена |
в |
§ 3, |
гл. IV. |
|
|
|
|
Определение величины Т тех ДО ЛЖ Н О ПРОИЗВОДИТЬСЯ |
НЭ |
ОСНО~ |
вании данных о среднефактической величине этих показателей
за ряд прошлых лет по |
карьерам отрасли. Аналогично уста- |
Н П ВЛИ В 36ТСЯ И В 6Л И Ч И П З |
Т к л , которая должна быть дифферен |
цирована в зависимости от района расположения карьера и учитывать увеличивающиеся масштабы поступления техники, выполненной для карьеров, расположенных на Крайнем Севере.
Если включение рассмотренных выше составляющих кален дарного фонда времени в нормативную величину простоя обо рудования принципиальных возражений вызывать не может, то с величинами Т л , 0 и Т л а дело обстоит иначе.
Существует мнение, согласно которому устранимые простои не должны учитываться при расчете нормативов использования оборудования. Если с этим согласиться, то простои оборудова ния по организационным и аварийным причинам не должны
входить в состав Т и , это увеличит нормативное время работы Т р и коэффициент использования оборудования по времени К э . к •
Рассмотрение материалов статистической отчетности и дан ных фотохронометражных наблюдений (см. гл. III) указывает па наличие значительных простоев оборудования, которые носят устойчивый характер и не обнаруживают тенденции к суще ственному снижению. Это, конечно, не означает, что их величина не может быть снижена. Повышение надежности и обновление парка горнотранспортного оборудования, большая степень со гласованности параметров выемочного и транспортного обору дования, внедрение на карьерах автоматизированных систем оперативного управления и многие другие прогрессивные меро приятия должны привести к сокращению простоев машин. Однако было бы нереальным ставить сейчас вопрос о полной ликвидации простоев вследствие большой абсолютной их вели чины, сложных условий использования карьерного оборудова ния, с которыми не приходится сталкиваться в других отраслях промышленности. Кроме того, осуществление в широких мас штабах мероприятий, способствующих сокращению простоев оборудования, требует продолжительного времени и значитель ных капитальных вложений. Поэтому какая-то часть простоев оборудования, размер которой должен быть обоснован, на дан
162
ном этапе должна включаться в нормативную величину про стоев. Такой подход к определению коэффициента использо вания оборудования по времени обеспечит, с одной стороны, высокий нормативный его уровень, а с другой — реальность его достижения на практике1.
Материалами для обоснования величины простоев оборудо вания по организационным и аварийным причинам, включае
мой в Т п, являются:
данные о среднеотраслевом уровне простоев оборудования за ряд предшествующих лет с указанием основных причин их возникновения;
то же, по передовым предприятиям отрасли; основные организационно-технические мероприятия по плану
технического развития отрасли, направленные на более полное и эффективное использование оборудования.
За базу для определения нормативной величины простоя по
организационным причинам Гп.о можно принять их фактиче скую величину на передовых предприятиях, которая всегда ниже среднеотраслевой. Затем эта величина должна быть скоррек тирована в сторону снижения на основании организационно технических мероприятий министерства по повышению эффек тивности использования оборудования. Та часть мероприятий, которая будет распространяться на все предприятия отрасли, должна учитываться общим понижающим коэффициентом к ве личине простоев, принятых за базу. Примером таких мероприя тий является поставка на карьеры автосамосвалов большой грузоподъемности и сокращения за счет этого простоев экска ваторов из-за ожидания транспортных средств. Крупные меро приятия, которые будут внедрены на отдельных карьерах, учи тываются только по этим предприятиям в виде повышающих поправочных коэффициентов к нормативному коэффициенту
использования оборудования /С э.к. К таким мероприятиям от носится создание и внедрение автоматизированных систем опе ративного управления горнотранспортиым оборудованием и др.
Определение нормативной величины простоев оборудования
из-за аварий Т п .а производится на основании материалов, ха
рактеризующих надежность его работы (см. § 3, гл. IV), и мероприятий, направленных на ее повышение. В качестве базы
для определения Т п.а по аналогии с расчетом Т „ . 0 принимаются
показатели, характеризующие размер аварийных простоев на передовых предприятиях отрасли. Далее оценивается возмож ность их снижения за счет мероприятий заводов-изготовителей, отраслевого министерства и предприятий по повышению на
1 Необходимость реального |
подхода к возможностям повышения уров |
|
ня экстенсивного использования |
оборудования |
подчеркивалась и Д. М. Пал- |
теровичем при анализе использования машин |
в промышленности [22]. |
П* 163
дежности работы оборудования. Аварии, продолжительность которых уменьшена в результате указанных выше мероприятий, группируются на аварии с длительным и коротким периодом восстановления. В том случае, если первые из них компенси руются резервным оборудованием, размер нормативных ава рийных простоев определится продолжительностью аварий с коротким периодом восстановления. При нецелесообразности
резервирования оборудования длительность Т „ . а складывается
из суммарного времени аварий двух вышеуказанных групп. Теперь есть все необходимые данные для определения об
щего нормативного времени простоя оборудования в календар ный период времени:
Тп = Треж + Трем Т~ Трез -{- Тхех + Ткл + Тп.0 + Тп а. (52)
Нормативы производительности оборудования. Нормативная производительность списочного парка машин Яс определяется
по формуле |
|
Л'с = -^7, |
(53) |
где Р — годовой объем продукции, работы; N с — нормативная
величина списочного парка машин, шт. Величина N c находится из выражения
Nc=NXm. (54)
где N p — нормативный рабочий парк машин, шт.; К и я — норма
тивная величина коэффициента инвентарное™.
Определение нормативной величины рабочего парка машин производится по формуле
(55)
пс^Д
где Ясм— сменная производительность машин по нормировочнику; п — число смен работы машин в сутки по установленному режиму; Д — число дней работы машин за год в соответствии
с установленным режимом.
Для определения N c остается найти нормативную величину
коэффициента инвентарное™ К и н -
Инвентарный парк машин должен превышать рабочий на величину, которая позволяет обеспечить выполнение заданного годового объема работы с учетом всех нормативных простоев рабочих машин.
Каждая рабочая машина в течение года не работает время, равное 7"п [формула (52)1. Поскольку при определении величи
164
ны рабочего парка машин режим их работы уже был учтен, время нормативного простоя Т'п для нахождения размеров ин
вентарного парка машин должно быть уменьшено на Греж.
Тогда нормативный коэффициент инвентарноети /Син. характе ризующий превышение списочного парка машин над рабочим, может быть найден по формуле
|
К п „ = |
Т к |
|
_ |
|
|
||
|
|
Г к -( |
к - т |
; еж) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(56) |
— ( |
Т р е м |
+ Т рез + |
Т тех + |
Т к л + |
Т п . о + |
^ п .а ) |
|
|
Так как Т к — Т раб + |
Т'п , формула |
(56) |
может иметь |
вид: |
||||
К'пп = — |
----------------------;-----= |
. |
Т к |
, • |
(57) |
|||
Г р а б + ^ -Г н + Г .реж |
Г |
_L Т |
|
|||||
|
раб ~ |
* реж |
|
|||||
Коэффициент инвентарноети, рассчитанный по |
формуле |
|||||||
(57), увязан с нормативным использованием |
машин |
во вре |
||||||
мени, что позволяет обоснованно определить размеры |
их спи- |
|||||||
/ |
|
|
|
|
|
* |
|
|
сочного парка N c |
и его производительность Я с. |
|
|