Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 79

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Время простоя оборудования определяется ив следующего выражения:

 

Т п = 7’реж + Т р ш + f рез +

Гтех + Т кл +

Т п ,0 + Т п ,а,

(49)

где

Греж — простой,

связанный

с режимом

работы предприя­

тия,

оборудования,

ч; Грем — простой в

плановых ремонтах, ч;

Трез — время нахождения оборудования

в

резерве, ч;

Т Тех

время простоя или работы оборудования не по основному своему назначению, а связанное с технологией работ (производство Длительных по времени взрывных работ, перегон оборудова­ ния), ч; Т нл — простои по климатическим условиям, ч; Т т 0 — простои по организационным причинам, ч; Т л , а — простои из-за

аварий.

На основании анализа данных о фактическом пребывании

оборудования

в простое

Т л обосновывается

необходимый

(нор­

мативный) их

размер

Т „ .

Зная величину

Т„, можно

найти

нормативное время пребывания оборудования в работе Т р :

 

 

Т'Р =

Т Х - Г „ .

 

(50)

Тогда нормативный коэффициент использования календар­

ного фонда времени Кэ.к определится по формуле

 

К э . к =

'

' (51)

 

* К

 

Таким образом, нахождение Кэ.к сводится в конечном счете

к обоснованию нормативного размера всех составляющих вели­

чины Т -n и определения на их основе значения Т Методы и

порядок такого обоснования рассматриваются далее.

Режим работы карьеров и основного горнотранспортного оборудования должен устанавливаться на основании отрасле­ вых рекомендаций, а его обоснование является важной само­ стоятельной задачей.

Режимы работы оборудования могут быть аналогичными или отличаться от режима работы карьера и устанавливаются с учетом:

режима работы предприятия; процесса, на котором используется оборудование; мощности оборудования;

обеспечения нормальных условий проведения профилактиче­ ских осмотров и ремонта оборудования.

В результате наличия большого числа факторов, оказы­ вающих влияние на выбор режима работы оборудования, реко­ мендовать в качестве оптимального какой-либо один режим его

работы невозможно. Отсюда следует, что и величина Греж бу­ дет менять свое значение в зависимости от принятого в соот-

11 Каменецкий Л . Е.

161


ветствии с отраслевыми рекомендациями режима работы оборудования.

Время нахождения оборудования в плановом ремонте Т рем

принимается по отраслевым ремонтным нормативам, основные

направления

совершенствования

которых рассмотрены в

§ 2

гл. IV.

 

 

 

 

Количество и время пребывания оборудования в резерве Т рез

определяется

расчетом, методика

которого приведена

в

§ 3,

гл. IV.

 

 

 

 

Определение величины Т тех ДО ЛЖ Н О ПРОИЗВОДИТЬСЯ

НЭ

ОСНО~

вании данных о среднефактической величине этих показателей

за ряд прошлых лет по

карьерам отрасли. Аналогично уста-

Н П ВЛИ В 36ТСЯ И В 6Л И Ч И П З

Т к л , которая должна быть дифферен­

цирована в зависимости от района расположения карьера и учитывать увеличивающиеся масштабы поступления техники, выполненной для карьеров, расположенных на Крайнем Севере.

Если включение рассмотренных выше составляющих кален­ дарного фонда времени в нормативную величину простоя обо­ рудования принципиальных возражений вызывать не может, то с величинами Т л , 0 и Т л а дело обстоит иначе.

Существует мнение, согласно которому устранимые простои не должны учитываться при расчете нормативов использования оборудования. Если с этим согласиться, то простои оборудова­ ния по организационным и аварийным причинам не должны

входить в состав Т и , это увеличит нормативное время работы Т р и коэффициент использования оборудования по времени К э . к •

Рассмотрение материалов статистической отчетности и дан­ ных фотохронометражных наблюдений (см. гл. III) указывает па наличие значительных простоев оборудования, которые носят устойчивый характер и не обнаруживают тенденции к суще­ ственному снижению. Это, конечно, не означает, что их величина не может быть снижена. Повышение надежности и обновление парка горнотранспортного оборудования, большая степень со­ гласованности параметров выемочного и транспортного обору­ дования, внедрение на карьерах автоматизированных систем оперативного управления и многие другие прогрессивные меро­ приятия должны привести к сокращению простоев машин. Однако было бы нереальным ставить сейчас вопрос о полной ликвидации простоев вследствие большой абсолютной их вели­ чины, сложных условий использования карьерного оборудова­ ния, с которыми не приходится сталкиваться в других отраслях промышленности. Кроме того, осуществление в широких мас­ штабах мероприятий, способствующих сокращению простоев оборудования, требует продолжительного времени и значитель­ ных капитальных вложений. Поэтому какая-то часть простоев оборудования, размер которой должен быть обоснован, на дан­

162


ном этапе должна включаться в нормативную величину про­ стоев. Такой подход к определению коэффициента использо­ вания оборудования по времени обеспечит, с одной стороны, высокий нормативный его уровень, а с другой — реальность его достижения на практике1.

Материалами для обоснования величины простоев оборудо­ вания по организационным и аварийным причинам, включае­

мой в Т п, являются:

данные о среднеотраслевом уровне простоев оборудования за ряд предшествующих лет с указанием основных причин их возникновения;

то же, по передовым предприятиям отрасли; основные организационно-технические мероприятия по плану

технического развития отрасли, направленные на более полное и эффективное использование оборудования.

За базу для определения нормативной величины простоя по

организационным причинам Гп.о можно принять их фактиче­ скую величину на передовых предприятиях, которая всегда ниже среднеотраслевой. Затем эта величина должна быть скоррек­ тирована в сторону снижения на основании организационно­ технических мероприятий министерства по повышению эффек­ тивности использования оборудования. Та часть мероприятий, которая будет распространяться на все предприятия отрасли, должна учитываться общим понижающим коэффициентом к ве­ личине простоев, принятых за базу. Примером таких мероприя­ тий является поставка на карьеры автосамосвалов большой грузоподъемности и сокращения за счет этого простоев экска­ ваторов из-за ожидания транспортных средств. Крупные меро­ приятия, которые будут внедрены на отдельных карьерах, учи­ тываются только по этим предприятиям в виде повышающих поправочных коэффициентов к нормативному коэффициенту

использования оборудования /С э.к. К таким мероприятиям от­ носится создание и внедрение автоматизированных систем опе­ ративного управления горнотранспортиым оборудованием и др.

Определение нормативной величины простоев оборудования

из-за аварий Т п .а производится на основании материалов, ха­

рактеризующих надежность его работы (см. § 3, гл. IV), и мероприятий, направленных на ее повышение. В качестве базы

для определения Т п.а по аналогии с расчетом Т „ . 0 принимаются

показатели, характеризующие размер аварийных простоев на передовых предприятиях отрасли. Далее оценивается возмож­ ность их снижения за счет мероприятий заводов-изготовителей, отраслевого министерства и предприятий по повышению на­

1 Необходимость реального

подхода к возможностям повышения уров­

ня экстенсивного использования

оборудования

подчеркивалась и Д. М. Пал-

теровичем при анализе использования машин

в промышленности [22].

П* 163


дежности работы оборудования. Аварии, продолжительность которых уменьшена в результате указанных выше мероприятий, группируются на аварии с длительным и коротким периодом восстановления. В том случае, если первые из них компенси­ руются резервным оборудованием, размер нормативных ава­ рийных простоев определится продолжительностью аварий с коротким периодом восстановления. При нецелесообразности

резервирования оборудования длительность Т „ . а складывается

из суммарного времени аварий двух вышеуказанных групп. Теперь есть все необходимые данные для определения об­

щего нормативного времени простоя оборудования в календар­ ный период времени:

Тп = Треж + Трем Т~ Трез -{- Тхех + Ткл + Тп.0 + Тп а. (52)

Нормативы производительности оборудования. Нормативная производительность списочного парка машин Яс определяется

по формуле

 

Л'с = -^7,

(53)

где Р — годовой объем продукции, работы; N с — нормативная

величина списочного парка машин, шт. Величина N c находится из выражения

Nc=NXm. (54)

где N p — нормативный рабочий парк машин, шт.; К и я — норма­

тивная величина коэффициента инвентарное™.

Определение нормативной величины рабочего парка машин производится по формуле

(55)

пс^Д

где Ясм— сменная производительность машин по нормировочнику; п — число смен работы машин в сутки по установленному режиму; Д — число дней работы машин за год в соответствии

с установленным режимом.

Для определения N c остается найти нормативную величину

коэффициента инвентарное™ К и н -

Инвентарный парк машин должен превышать рабочий на величину, которая позволяет обеспечить выполнение заданного годового объема работы с учетом всех нормативных простоев рабочих машин.

Каждая рабочая машина в течение года не работает время, равное 7"п [формула (52)1. Поскольку при определении величи­

164


ны рабочего парка машин режим их работы уже был учтен, время нормативного простоя Т'п для нахождения размеров ин­

вентарного парка машин должно быть уменьшено на Греж.

Тогда нормативный коэффициент инвентарноети /Син. характе­ ризующий превышение списочного парка машин над рабочим, может быть найден по формуле

 

К п „ =

Т к

 

_

 

 

 

 

Г к -(

к - т

; еж)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(56)

— (

Т р е м

+ Т рез +

Т тех +

Т к л +

Т п . о +

^ п .а )

 

Так как Т к — Т раб +

Т'п , формула

(56)

может иметь

вид:

К'пп = —

----------------------;-----=

.

Т к

, •

(57)

Г р а б + ^ -Г н + Г .реж

Г

_L Т

 

 

раб ~

* реж

 

Коэффициент инвентарноети, рассчитанный по

формуле

(57), увязан с нормативным использованием

машин

во вре­

мени, что позволяет обоснованно определить размеры

их спи-

/

 

 

 

 

 

*

 

 

сочного парка N c

и его производительность Я с.