Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г л а в а V

СРОКИ СЛУЖБЫ И АМОРТИЗАЦИЯ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАРЬЕРОВ

§ I. ФАКТИЧЕСКИЕ СРОКИ СЛУЖБЫ И АМОРТИЗАЦИЯ КАРЬЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Действующие в настоящее время нормативные сроки службы горнотранспортного оборудования карьеров, положенные в ос­ нову их амортизационного периода, экономически не обосно­ ваны и в ряде случаев выше сроков службы по физическому износу.

Анализ актов списания 190 экскаваторов с емкостью ковша 3—6 м3, выполненный институтом Центрогипрошахт, показал, что фактический средневзвешенный срок их службы составляет 13,4 года, а без учета устаревшей модели СЭ-3— 11,3 года. Нормативный срок службы экскаваторов с указанной емкостью ковша составляет 16,7 года, т. е. существенно выше.

В результате анализа, проделанного институтом НИИОГР, 700 актов списания думпкаров оказалось, что средняя длитель­ ность их эксплуатации на угольных карьерах 13 лет при норма­ тиве 14,3 года. При этом фактический срок службы думпкаров грузоподъемностью 80—105 т — менее 7 лет.

Особенно большое превышение фактических сроков службы

горнотранспортного оборудования над нормативами

отмечено

на карьерах Крайнего Севера (табл. 100).

норматив­

В результате разрыва, образовавшегося между

ным и фактическим сроком службы карьерных машин, имеет место значительная недоамортизация основных фондов. Так, на карьерах угольной промышленности недоамортизация списан­ ных основных фондов по группе «Рабочие машины и оборудо­ вание» составляет более 20% к их первоначальной стоимости,

по группе «Силовые машины

и

оборудование» — свыше 50%

и по группе «Транспортные средства» — 30%.

Исследованиями

института НИИОГР установлено,

что

около

40%

стоимости

оборудования, списанного на

угольных

карьерах

восточных

районов СССР по непригодности,

оказалось

недоамортизиро-

ванным.

 

 

 

 

 

166


Т а б л и ц а 100

 

Количест­

Срок службы,

лет

 

 

 

 

Тип оборудования

во списан­

факти­

норматив­

фактичес­

ных еди­

кий в

 

ниц обо­

ческий

ный

норматив­

 

рудования

 

 

ному

Экскаватор типа Э К Г -4 .........................

13

11,4

13*

87,8

Экскаватор типа Э К Г -8 .........................

7

11,0

25

44

Буровой станок типа БАШ-250 . . . .

6

4, 6

5,8

79,3

Автомобили-самосвалы БелАЗ-540 . .

24

7,5

54,7

Электровозы .............................................

10

16,5

21

78,6

Думпкары до 60 т .................................

30

12,5

14

89,5

Думпкары свыше 60 т .............................

26

10,5

14

75

Бульдозеры свыше 100 л. с....................

34

6,7

7,7

87

* С учетом коэффициента 1,3 при работе в году более

4500 ч.

 

 

Действующие нормы амортизации практически не учитыва­ ют региональные особенности эксплуатации карьерного обору­ дования. В частности, не учитываются тяжелые условия работы и экономические факторы, влияющие на срок службы оборудо­ вания на карьерах Крайнего Севера.

Стоимость ремонтного обслуживания горной техники на карьерах Крайнего Севера значительно дороже, чем в среднем по стране. В связи с этим отрицательные последствия старения

парка машин в этих районах проявляются особенно

ощутимо.

В табл.

101 приводятся сопоставительные данные о стоимо­

сти капитального ремонта экскаватора

на карьерах

Крайнего

Севера и в среднем по стране.

ремонта

экскаватора

Средняя

стоимость капитального

ЭКГ-4 на карьерах Крайнего Севера

на 75%,

а экскаватора

ЭКГ-8 на 109% выше, чем в среднем по стране.

Примерно такое же соотношение в стоимости капитального ремонта наблюдается и по другим видам карьерного оборудо­ вания. Например, средняя стоимость капитального ремонта ав­ тосамосвала БелАЗ-540 на Норильском ГМК на 89% выше, чем на Джезказганском ГМК, бульдозера — на 74 %•

Фактические затраты на производство капитальных ремон­ тов оборудования на карьерах Крайнего Севера намного пре­ вышают предусмотренные нормами амортизационных отчисле­ ний (табл. 102).

На увеличение фактической стоимости капитальных ремон­ тов в известной мере может повлиять недостаточно высокий уровень организации ремонтного обслуживания. В то же время большая абсолютная величина отклонений между норматив­ ными и фактическими затратами на капитальный ремонт (на­ пример, для думпкаров величина выражается в 3,5 раза) сви­ детельствует о занижении действующих норм амортизации на

167


Т а б л и ц а 101

Капитальные ремонты экскавато­ ров в 1968—1972 гг.

Предприятия

суммарная

 

стоимость

 

ремонтов,

 

тыс. руб.

количест­

средняя

стоимость

во ремон­

одного ре­

тов

монта,

 

тыс. руб.

Норильский Г М К

963,5

и

87,6

3263,5

14

233,1

 

Объединение Никель

828

10

82,8

675

5

135

 

Комбинат А патит

207.4

3

69,1

447.5

3

149,2

 

Оленегорский ГОК

975,5

11

8Й, /

 

 

 

Ковдорский Г О К

900

12

75

 

 

95

1

95

Объединение Якуталмаз..........................................

1

130

 

130

И т о г о на карьерах

3969,4

48

82,7

Крайнего Севера . . .

23

196,3

 

4516

В целом по стране (без

16624,9

353

47,1

Крайнего Севера) . . .

59

93,9

 

5538

П р и м е ч а н и е . Числитель—данные по экскаватору типа ЭКГ-4;

знаменатель—типа

ЭКГ-8.

 

 

 

капитальный ремонт горнотранспортного оборудования карье­ ров Крайнего Севера.

Длительные нормативные сроки службы горнотранспортного оборудования, высокие ремонтные затраты, характерные для карьеров Крайнего Севера, приводят к тому, что суммарные затраты на капитальный ремонт машины в несколько раз пре­ вышают ее восстановительную стоимость. По Норильскому ГМК это превышение составляет: по экскаватору ЭКГ-4— 1,42 раза;

экскаватору ЭКГ-8 — 2,96; автосамосвалу

БелАЗ-540 — 3,14;

думпкару ЗВС-50 — 3,52; думпкару ВС-100

— 4,51; бульдозеру

140 л. с. — 2,08 раза.

 

Анализ показывает, что однотипное оборудование, используе­ мое в пределах одной отрасли, имеет большой разброс по сро­ кам службы. Покажем это на примере экскаваторов, работав-

168


Предприятие

Вид оборудования

О

ftt

3

*

>>

к;

<

, лет

срок

Средний

списания

 

Т а б л и ц а

102

Р»

Затраты

на капи­

 

О

RJО

О

тальный

ремонт

S

т х

S .

единицы оборудо­

g o

о к

Н S

вания на срок

 

О X

службы,

о X

_ а

£ в

тыс. руб. *

£ 3

2 о

s я

5 ?

 

 

й 5

Восстановител: единицы обор) тыс. руб.

нормативные отчисления

фактические

Отношение фар трат к нормат! лениям

Норильский

Экскаватор ЭКГ-4

12,7

121,08

123,02

234,99**

1,91

ГМК

То же

11,6

106,71

99,03

165,6

1,67

Объединение Ни­

кель

 

11

106,71

93,9

152,5

1,62

Оленегорский

»

ГОК

Экскаватор ЭКГ-8

13

373,14

245,79

576,09**

2,34

Норильский

ГМК

Автосамосвал

213 тыс. км.

26,51

33,85

44,6

1,31

 

БелАЗ-540

 

Думпкар ЗВС-50

12,5

6,98

3,49

12,29

3,52

 

Думпкар ВС-100

11

15,03

6,61

22,62

3,42

 

Бульдозер 140 л. с.

7,5

20,73

18,66

43,04

2,31

*В ценах, введенных в 1967 г.

**С учетом модернизации.

ших и списанных на карьерах угольной промышленности

(табл.

103).

На

угольных карьерах около 46% экскаваторов СЭ-3 было

списано при сроке их службы 15—17 лет. В то же время 14% этих экскаваторов было списано при сроке службы 12 лет и 19,4% при сроке 18—21 год. Большие колебания сроков службы наблюдаются и у экскаваторов ЭКГ-4. Более 53% экскаваторов этой марки прослужило 10—12 лет, однако 17% списанных ма­ шин имело срок службы только 8 лет. Приведенные данные по­ зволяют сделать вывод о том, что на фактические сроки службы экскаваторов оказывает влияние: наличие и мощность ремонт­ ной базы, обеспеченность карьеров более производительными машинами, возможность и целесообразность перевода морально устаревшей техники на вспомогательные работы и др.

Значительные колебания фактических сроков службы отме­ чаются и по другим видам горнотранспортного оборудования. Так, в комбинатах Челябинскуголь и Вахрушевуголь средняя продолжительность эксплуатации думпкаров составляет 14,4—- 15,4 года, что почти в два раза выше, чем в комбинатах Красноярскуголь и Кемеровоуголь.

В ряде работ высказывается мнение о необходимости разра­ ботки более гибких норм амортизации, которые могли бы в не-

169