Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 0
Г л а в а V
СРОКИ СЛУЖБЫ И АМОРТИЗАЦИЯ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАРЬЕРОВ
§ I. ФАКТИЧЕСКИЕ СРОКИ СЛУЖБЫ И АМОРТИЗАЦИЯ КАРЬЕРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Действующие в настоящее время нормативные сроки службы горнотранспортного оборудования карьеров, положенные в ос нову их амортизационного периода, экономически не обосно ваны и в ряде случаев выше сроков службы по физическому износу.
Анализ актов списания 190 экскаваторов с емкостью ковша 3—6 м3, выполненный институтом Центрогипрошахт, показал, что фактический средневзвешенный срок их службы составляет 13,4 года, а без учета устаревшей модели СЭ-3— 11,3 года. Нормативный срок службы экскаваторов с указанной емкостью ковша составляет 16,7 года, т. е. существенно выше.
В результате анализа, проделанного институтом НИИОГР, 700 актов списания думпкаров оказалось, что средняя длитель ность их эксплуатации на угольных карьерах 13 лет при норма тиве 14,3 года. При этом фактический срок службы думпкаров грузоподъемностью 80—105 т — менее 7 лет.
Особенно большое превышение фактических сроков службы
горнотранспортного оборудования над нормативами |
отмечено |
на карьерах Крайнего Севера (табл. 100). |
норматив |
В результате разрыва, образовавшегося между |
ным и фактическим сроком службы карьерных машин, имеет место значительная недоамортизация основных фондов. Так, на карьерах угольной промышленности недоамортизация списан ных основных фондов по группе «Рабочие машины и оборудо вание» составляет более 20% к их первоначальной стоимости,
по группе «Силовые машины |
и |
оборудование» — свыше 50% |
|||
и по группе «Транспортные средства» — 30%. |
Исследованиями |
||||
института НИИОГР установлено, |
что |
около |
40% |
стоимости |
|
оборудования, списанного на |
угольных |
карьерах |
восточных |
||
районов СССР по непригодности, |
оказалось |
недоамортизиро- |
|||
ванным. |
|
|
|
|
|
166
Т а б л и ц а 100
|
Количест |
Срок службы, |
лет |
|
|
|
|
|
|
Тип оборудования |
во списан |
факти |
норматив |
фактичес |
ных еди |
кий в %к |
|||
|
ниц обо |
ческий |
ный |
норматив |
|
рудования |
|
|
ному |
Экскаватор типа Э К Г -4 ......................... |
13 |
11,4 |
13* |
87,8 |
Экскаватор типа Э К Г -8 ......................... |
7 |
11,0 |
25 |
44 |
Буровой станок типа БАШ-250 . . . . |
6 |
4, 6 |
5,8 |
79,3 |
Автомобили-самосвалы БелАЗ-540 . . |
24 |
4Д |
7,5 |
54,7 |
Электровозы ............................................. |
10 |
16,5 |
21 |
78,6 |
Думпкары до 60 т ................................. |
30 |
12,5 |
14 |
89,5 |
Думпкары свыше 60 т ............................. |
26 |
10,5 |
14 |
75 |
Бульдозеры свыше 100 л. с.................... |
34 |
6,7 |
7,7 |
87 |
* С учетом коэффициента 1,3 при работе в году более |
4500 ч. |
|
|
Действующие нормы амортизации практически не учитыва ют региональные особенности эксплуатации карьерного обору дования. В частности, не учитываются тяжелые условия работы и экономические факторы, влияющие на срок службы оборудо вания на карьерах Крайнего Севера.
Стоимость ремонтного обслуживания горной техники на карьерах Крайнего Севера значительно дороже, чем в среднем по стране. В связи с этим отрицательные последствия старения
парка машин в этих районах проявляются особенно |
ощутимо. |
|||
В табл. |
101 приводятся сопоставительные данные о стоимо |
|||
сти капитального ремонта экскаватора |
на карьерах |
Крайнего |
||
Севера и в среднем по стране. |
ремонта |
экскаватора |
||
Средняя |
стоимость капитального |
|||
ЭКГ-4 на карьерах Крайнего Севера |
на 75%, |
а экскаватора |
ЭКГ-8 на 109% выше, чем в среднем по стране.
Примерно такое же соотношение в стоимости капитального ремонта наблюдается и по другим видам карьерного оборудо вания. Например, средняя стоимость капитального ремонта ав тосамосвала БелАЗ-540 на Норильском ГМК на 89% выше, чем на Джезказганском ГМК, бульдозера — на 74 %•
Фактические затраты на производство капитальных ремон тов оборудования на карьерах Крайнего Севера намного пре вышают предусмотренные нормами амортизационных отчисле ний (табл. 102).
На увеличение фактической стоимости капитальных ремон тов в известной мере может повлиять недостаточно высокий уровень организации ремонтного обслуживания. В то же время большая абсолютная величина отклонений между норматив ными и фактическими затратами на капитальный ремонт (на пример, для думпкаров величина выражается в 3,5 раза) сви детельствует о занижении действующих норм амортизации на
167
Т а б л и ц а 101
Капитальные ремонты экскавато ров в 1968—1972 гг.
Предприятия |
суммарная |
|
стоимость |
|
ремонтов, |
|
тыс. руб. |
количест |
средняя |
стоимость |
|
во ремон |
одного ре |
тов |
монта, |
|
тыс. руб. |
Норильский Г М К |
963,5 |
и |
87,6 |
|
3263,5 |
14 |
233,1 |
||
|
||||
Объединение Никель |
828 |
10 |
82,8 |
|
675 |
5 |
135 |
||
|
||||
Комбинат А патит |
207.4 |
3 |
69,1 |
|
447.5 |
3 |
149,2 |
||
|
||||
Оленегорский ГОК |
975,5 |
11 |
8Й, / |
|
|
|
|
||
Ковдорский Г О К |
900 |
12 |
75 |
|
— |
— |
— |
||
|
||||
|
95 |
1 |
95 |
|
Объединение Якуталмаз.......................................... |
1 |
130 |
||
|
130 |
|||
И т о г о на карьерах |
3969,4 |
48 |
82,7 |
|
Крайнего Севера . . . |
23 |
196,3 |
||
|
4516 |
|||
В целом по стране (без |
16624,9 |
353 |
47,1 |
|
Крайнего Севера) . . . |
59 |
93,9 |
||
|
5538 |
|||
П р и м е ч а н и е . Числитель—данные по экскаватору типа ЭКГ-4; |
знаменатель—типа |
|||
ЭКГ-8. |
|
|
|
капитальный ремонт горнотранспортного оборудования карье ров Крайнего Севера.
Длительные нормативные сроки службы горнотранспортного оборудования, высокие ремонтные затраты, характерные для карьеров Крайнего Севера, приводят к тому, что суммарные затраты на капитальный ремонт машины в несколько раз пре вышают ее восстановительную стоимость. По Норильскому ГМК это превышение составляет: по экскаватору ЭКГ-4— 1,42 раза;
экскаватору ЭКГ-8 — 2,96; автосамосвалу |
БелАЗ-540 — 3,14; |
думпкару ЗВС-50 — 3,52; думпкару ВС-100 |
— 4,51; бульдозеру |
140 л. с. — 2,08 раза. |
|
Анализ показывает, что однотипное оборудование, используе мое в пределах одной отрасли, имеет большой разброс по сро кам службы. Покажем это на примере экскаваторов, работав-
168
Предприятие |
Вид оборудования |
О
ftt
3
\о
*
>>
к;
< |
, лет |
срок |
|
Средний |
списания |
|
Т а б л и ц а |
102 |
|
Р» |
Затраты |
на капи |
|
О |
RJО |
||
О |
тальный |
ремонт |
|
S |
т х |
||
S . |
единицы оборудо |
g o |
|
о к |
|||
Н S |
вания на срок |
|
|
О X |
службы, |
о X |
|
_ а |
|||
£ в |
тыс. руб. * |
£ 3 |
|
2 о |
s я |
||
5 ? |
|
|
й 5 |
Восстановител: единицы обор) тыс. руб. |
нормативные отчисления |
фактические |
Отношение фар трат к нормат! лениям |
Норильский |
Экскаватор ЭКГ-4 |
12,7 |
121,08 |
123,02 |
234,99** |
1,91 |
ГМК |
То же |
11,6 |
106,71 |
99,03 |
165,6 |
1,67 |
Объединение Ни |
||||||
кель |
|
11 |
106,71 |
93,9 |
152,5 |
1,62 |
Оленегорский |
» |
|||||
ГОК |
Экскаватор ЭКГ-8 |
13 |
373,14 |
245,79 |
576,09** |
2,34 |
Норильский |
||||||
ГМК |
Автосамосвал |
213 тыс. км. |
26,51 |
33,85 |
44,6 |
1,31 |
|
БелАЗ-540 |
|||||
|
Думпкар ЗВС-50 |
12,5 |
6,98 |
3,49 |
12,29 |
3,52 |
|
Думпкар ВС-100 |
11 |
15,03 |
6,61 |
22,62 |
3,42 |
|
Бульдозер 140 л. с. |
7,5 |
20,73 |
18,66 |
43,04 |
2,31 |
*В ценах, введенных в 1967 г.
**С учетом модернизации.
ших и списанных на карьерах угольной промышленности |
|
(табл. |
103). |
На |
угольных карьерах около 46% экскаваторов СЭ-3 было |
списано при сроке их службы 15—17 лет. В то же время 14% этих экскаваторов было списано при сроке службы 12 лет и 19,4% при сроке 18—21 год. Большие колебания сроков службы наблюдаются и у экскаваторов ЭКГ-4. Более 53% экскаваторов этой марки прослужило 10—12 лет, однако 17% списанных ма шин имело срок службы только 8 лет. Приведенные данные по зволяют сделать вывод о том, что на фактические сроки службы экскаваторов оказывает влияние: наличие и мощность ремонт ной базы, обеспеченность карьеров более производительными машинами, возможность и целесообразность перевода морально устаревшей техники на вспомогательные работы и др.
Значительные колебания фактических сроков службы отме чаются и по другим видам горнотранспортного оборудования. Так, в комбинатах Челябинскуголь и Вахрушевуголь средняя продолжительность эксплуатации думпкаров составляет 14,4—- 15,4 года, что почти в два раза выше, чем в комбинатах Красноярскуголь и Кемеровоуголь.
В ряде работ высказывается мнение о необходимости разра ботки более гибких норм амортизации, которые могли бы в не-
169