Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т а б л и ц а '103

 

 

Количество списанных экскаваторов

 

 

Срок служ бы

с э - з

 

 

Э К Г -4

Э Ш -4/40

 

экскаватора,

 

 

 

 

 

 

лет

ШТ.

%

ШТ.

%

ШТ.

%

 

4

_

 

1

2 , 2

 

 

 

 

 

 

7

•—

1

2 ,2

1

3 , 9

 

8

8

1 7 ,0

1

3 , 9

9

3

6 , 3

2

7 ,5

10

3

4 , 2

9

1 8 ,8

3

1 1 ,6

11

1

1 , з

10

2 2 ,0

5

1 9 ,2

12

10

1 4 ,0

6

1 2 ,6

2

7 . 5

13

5

7 ,0

4

8 , 4

3

1 1 ,6

14

3

4 , 2

2

4 , 2

3

1 1 ,6

15

17

2 3 ,5

3

6 , 3

5

1 9 ,3

16

10

1 4 ,0

1

3 , 9

 

17

6

8 , 4

18

2

2 , 7

19

3

4 , 2

20

4

5 , 5

21

5

7 ,0

22

1

1 ,3

23

2

2,7

----- .

~

 

 

 

 

 

 

И т о г о

72

100

4 7

100

26

100

обходимых случаях учитывать влияние на срок службы обору­ дования объективно действующих факторов [27]. Принципиально это правильно. Однако часто колебания фактических сроков службы оборудования являются не следствием объективно дей­ ствующих факторов, а результатом того, что оборудование ,Не предназначено для данных условий эксплуатации. Последнее об­ стоятельство, конечно, не может рассматриваться как аргумент в пользу большей дифференциации норм амортизационных от­ числений.

Большой диапазон колебаний отмечается не только сроков службы однотипного оборудования, но и затрат на их ремонтное обслуживание. Для экскаваторов с ковшом емкостью от 6 'до ГЗ м3 величина затрат на капитальный ремонт по отраслям при­ ведена в табл. 104.

Наиболее высокие затраты на ремонтное обслуживание экс­ каваторов имеет цветная металлургия. Это связано с тем, что в этой отрасли относительно больше, чем в других отраслях, эксплуатируются карьеры, расположенные на Крайнем Севере, где стоимость ремонтного обслуживания особенно велика.

Внутриотраслевой диапазон колебаний затрат на капиталь­ ные ремонты карьерного оборудования также имеет большую величину.

170


Т а б л и ц а 104

Средняя стоимость одного капитального

ремонта, тыс. руб.

Отрасль промышленности

первый

второй ре-

 

 

ремонт

МОНТ

Угольная ..........................................................................................

91,6

106,1

Черная металлургия..................................................................

98,7

104,1

Цветная металлургия..................................................................

133,3

207,2

Строительные материалы..........................................................

78,8

84,1

Химическая...................................................................................

73,4

93,2

Так, например, по комбинату Башкируголь капитальный ре­ монт думпкара обходится 1,5 тыс. руб., в то время как в ком­ бинате Средазуголь — 4,1 тыс. руб., а в среднем по комбинату Кемеровоуголь — 6,1 тыс. руб.

Нормы амортизационных отчислений на капитальный ре­ монт не могут и не должны учитывать колебаний в стоимости их проведения, если они связаны с отсутствием или недостаточ­ ным развитием собственной ремонтной базы, низким уровнем организации ремонтных работ, повышенным износом оборудова­ ния из-за неправильной его эксплуатации. Ориентация норм амортизации на передовые методы организации ремонтного дела должна являться стимулирующим началом в снижении за­ трат на проведение капитальных ремонтов оборудования.

Действующие нормы амортизационных отчислений на капи­ тальный ремонт определены с учетом затрат на средний ремонт оборудования, проводимый с периодичностью свыше одного года. Их величина применительно к карьерному оборудованию подвержена значительно меньшим колебаниям, чем затраты на капитальный ремонт. Для экскаваторов с ковшом емкостью 6—13 м3 стоимость среднего ремонта с периодичностью про­

ведения более одного года приведена в табл.

105.

 

 

 

Т а б л и в а

105

 

Стоимость среднего

 

ремонта,

тыс.

руб.

О трасль промышленности

 

 

 

 

первого

второго

У гольная........................................................................................

4 6

4 6 ,9

Черная металлугия.................................................. ....................

4 1 ,3

3 6 ,8

Цветная металлургия...................................................................

4 6 ,1

4 4 ,6

Строительные материалы..........................................................

3 1 ,3

3 4 ,8

Химическая....................................................................................

4 3 ,6

 

 

171


Соотношение приведенных выше затрат на капитальные и средние ремонты экскаваторов в расчете на один год характери­ зуется данными, приведенными в табл. 106.

Т а б л и ц а 106

' Годовая стоимость одного ремонта экскавато­ ра по отраслям , ты с. руб.

О чередность и вид ремонта

 

 

 

строительные материалы

 

j

угольная

черная ме­ таллургия

цветная ме­ таллургия

химическая

в среднем

Первый капитальный ремонт . . . .

15,5

13,4

20,5

10,4

п,б

15,6

Первый средний ремонт.........................

9,4

7,1

8,9

6,9

6,5

8,6

Отношение стоимости

капитального

165

189

230

151

179

195

ремонта к среднему,

% .....................

Второй капитальный ремонт.................

44,3

37,2

69

42

54

Второй средний ремонт.........................

13

18,4

31,8

24,8

21,8

Отношение стоимости капитального ре-

331

202

217

169,5

 

248

монта к среднему, %

.........................

 

Одной из причин больших колебаний годовой стоимости ка­

питальных и средних ремонтов

экскаваторов

по отраслям

яв­

ляется различная продолжительность ремонтного цикла машин. Для анализируемой группы экскаваторов продолжительность первого ремонтного цикла составляет 5,9 года на угольных карьерах, 6,5 и 7,4 года на карьерах цветной и черной метал­ лургии.

Поскольку нормы амортизационных отчислений на капиталь­ ный ремонт не дифференцированы по отраслям, отмеченные выше колебания в стоимости ремонтов влияют на уровень обес­ печенности отрасли и предприятий финансовыми ресурсами для их выполнения. В перспективе, по мере усовершенствования системы ППР, внедрения научной организации труда, увеличе­ ния доли ремонтов, выполненных специализированными орга­ низациями, произойдет уменьшение затрат на ремонты, а так­ же сгладится разница в стоимости их проведения по отраслям.

Горнотранспортное оборудование карьеров постоянно подвер­ гается модернизации.

Анализ динамики производства одноковшовых экскаваторов по годам и маркам, выполненный институтом Центрогипрошахт, показал, что на заводах-изготовителях непрерывно ведутся ра­ боты по модернизации машин.

Основными направлениями работ по модернизации явля­ ются увеличение мощности экскаваторов и их параметров, по­ вышение надежности и сроков службы узлов, деталей и экска­ ватора в целом.

172


В табл. 10? в качестве примера приводятся данные о сроках проведения и основном содержании модернизации экскаваторов, выпускаемых Уралмашзаводом.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

107

Марка экска-

Год Прове­

 

 

 

 

 

Марка экска­

дения мо­

Основное содержание модернизации

 

Ьатора до мо­

дерниза­

 

ватора

после

дернизации

ции

 

 

 

 

 

модернизации

сэ-з

1956

Увеличена емкость ковша

до 4

м3,

за­

ЭКГ-4

 

 

мена гидросистемы пневмосистемой

 

 

ЭКГ-4,6

ЭКГ-4

1962

Увеличена емкость ковша до 4,6

м3

 

ЭКГ-4,6

1965

Повышена долговечность ряда узлов;

ЭКГ-4,6А

 

 

сокращена продолжительность цикла

эк­

 

 

 

 

скавации до 23 с

 

 

 

 

ЭКГ-4,6Б

ЭКГ-4,6А

1967

Усилена рукоять и ковш машины

 

 

ЭШ-14/65

1952

Увеличены рабочие параметры

и произ­

ЭШ-14/75

ЭШ-15/90

1965

водительность машины

работоспособ­

ЭШ-15/90А

Повышена надежность,

ЭШ-25/100

1967

ность, долговечность узлов

 

 

 

 

ЭШ-25/100

Повышена работоспособность машин; со­

№ 1

1971

кращен цикл с 72 до 65 с

 

 

меха­

№ 2

ЭШ-25/100

Применен безредукторный привод

ЭШ-25/100

№ 2

 

низма поворота; сокращен цикл

с

65 до

№ 3

 

 

63 с

 

 

 

 

 

 

Анализ динамики производства экскаваторов цикличного дей­ ствия с ковшом емкостью 3—5 м3 показал, что принятая перво­ начально модель машины подвергается коренной модернизации

каждые 5—7 лет. Учитывая относительно

длительные

сроки

службы экскаваторов (для данной группы

машин

примерно

11 лет) потребность в их модернизации сохранится

и в

буду­

щем. Это должно быть учтено в новых нормах амортизацион­ ных отчислений на экскаваторы.

На карьерах значительный объем работ по модернизации экскаваторов выполняется одновременно с проведением их ка­ питального ремонта. Затраты на ее осуществление на карьерах Крайнего Севера составили 10—15% общей суммы затрат на капитальные ремонты за период 1967—1971 гг.

Более чем десятилетний период применения на карьерах дей­ ствующих норм амортизационных отчислений вскрыл ряд их серьезных недостатков, которые были показаны выше.

Направление в области амортизации основных фондов на данном этапе развития народного хозяйства выражается в стремлении ускорить замену и модернизацию морально устарев­ ших машин и агрегатов, предусмотрев необходимое развитие соответствующих отраслей машиностроения. Предусматривается разработать и постепенно вводить новые, более короткие сроки амортизации производственного оборудования, ограничивая

173


объемы малоэффективного капитального ремонта и увеличивая долю амортизационных отчислений, выделяемых на замену изношенного и морально устаревшего оборудования.

§2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СРОКОВ СЛУЖБЫ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАРЬЕРОВ

Продолжительность эксплуатации машин и оборудования оказывает влияние как на технические, так и на экономические характеристики их работы. При увеличении срока службы ма­ шин это влияние проявляется в основном в:

снижении надежности работы машин и, как следствие, в воз­ растании времени аварийных простоев;

сокращении продолжительности межремонтных циклов; снижении годовой производительности машин; росте затрат на ремонтное обслуживание и содержание;

возможном увеличении экономических потерь от морального износа как первой, так и, особенно, второй формы;

снижении темпов накопления амортизационного фонда — одного из важных источников финансирования затрат на модер­ низацию и обновление парка оборудования.

В то же время продление срока эксплуатации машины осво­ бождает от необходимости в данный момент поставки машины, которая имела бы место при прекращении эксплуатации (списа­ нии) работающей машины. Это, в свою очередь, связано с эко­ номией на капиталовложениях в развитие горного машинострое­ ния и сопряженных с ним отраслей промышленности и строи­ тельства. В условиях дефицитности капиталовложений такая экономия имеет важное значение. Кроме того, увеличение срока службы машины позволяет снизить себестоимость про­ дукции на предприятии по элементу «Амортизация» за счет уменьшения размера годовых реновационных отчислений.

Таким образом, срок службы машины оказывает разнона­ правленное влияние на экономические показатели работы как предприятия, так и народного хозяйства в целом.

Методология оптимизации срока службы машин рассматри­ валась в работах советских ученых-экономистов В. В. Новожи­ лова, А. С. Консона, Р. Н. Колегаева, С. Е. Канторера, В. А. Воротилова, Л. М. Кантора, А. С. Астахова и др. Трудность ис­ пользования имеющихся методологических разработок «в чистом виде» применительно к горнотранспортному оборудованию карьеров обусловлена:

многообразием предлагаемых критериев оптимальности (ми­ нимум приведенных затрат, минимум себестоимости, максимум рентабельности за весь срок службы машины, стоимость очеред­ ного капитального ремонта и др.);

отсутствием требуемой исходной информации;

174