Файл: Каменецкий, Л. Е. Экономическая эффективность основных фондов на карьерах.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
Т а б л и ц а '103
|
|
Количество списанных экскаваторов |
|
|
||
Срок служ бы |
с э - з |
|
|
Э К Г -4 |
Э Ш -4/40 |
|
экскаватора, |
|
|
|
|
|
|
лет |
ШТ. |
% |
ШТ. |
% |
ШТ. |
% |
|
4 |
_ |
|
1 |
2 , 2 |
|
|
|
|
|
|
|||
7 |
•— |
— |
1 |
2 ,2 |
1 |
3 , 9 |
|
||||||
8 |
— |
— |
8 |
1 7 ,0 |
1 |
3 , 9 |
9 |
— |
— |
3 |
6 , 3 |
2 |
7 ,5 |
10 |
3 |
4 , 2 |
9 |
1 8 ,8 |
3 |
1 1 ,6 |
11 |
1 |
1 , з |
10 |
2 2 ,0 |
5 |
1 9 ,2 |
12 |
10 |
1 4 ,0 |
6 |
1 2 ,6 |
2 |
7 . 5 |
13 |
5 |
7 ,0 |
4 |
8 , 4 |
3 |
1 1 ,6 |
14 |
3 |
4 , 2 |
2 |
4 , 2 |
3 |
1 1 ,6 |
15 |
17 |
2 3 ,5 |
3 |
6 , 3 |
5 |
1 9 ,3 |
16 |
10 |
1 4 ,0 |
— |
— |
1 |
3 , 9 |
|
||||||
17 |
6 |
8 , 4 |
— |
— |
— |
— |
18 |
2 |
2 , 7 |
— |
— |
— |
— |
19 |
3 |
4 , 2 |
— |
— |
— |
— |
20 |
4 |
5 , 5 |
— |
— |
— |
— |
21 |
5 |
7 ,0 |
— |
— |
— |
— |
22 |
1 |
1 ,3 |
— |
— |
— |
— |
23 |
2 |
2,7 |
— |
— |
----- . |
~ |
|
|
|
|
|
|
|
И т о г о |
72 |
100 |
4 7 |
100 |
26 |
100 |
обходимых случаях учитывать влияние на срок службы обору дования объективно действующих факторов [27]. Принципиально это правильно. Однако часто колебания фактических сроков службы оборудования являются не следствием объективно дей ствующих факторов, а результатом того, что оборудование ,Не предназначено для данных условий эксплуатации. Последнее об стоятельство, конечно, не может рассматриваться как аргумент в пользу большей дифференциации норм амортизационных от числений.
Большой диапазон колебаний отмечается не только сроков службы однотипного оборудования, но и затрат на их ремонтное обслуживание. Для экскаваторов с ковшом емкостью от 6 'до ГЗ м3 величина затрат на капитальный ремонт по отраслям при ведена в табл. 104.
Наиболее высокие затраты на ремонтное обслуживание экс каваторов имеет цветная металлургия. Это связано с тем, что в этой отрасли относительно больше, чем в других отраслях, эксплуатируются карьеры, расположенные на Крайнем Севере, где стоимость ремонтного обслуживания особенно велика.
Внутриотраслевой диапазон колебаний затрат на капиталь ные ремонты карьерного оборудования также имеет большую величину.
170
Т а б л и ц а 104
Средняя стоимость одного капитального
ремонта, тыс. руб.
Отрасль промышленности |
первый |
второй ре- |
|
||
|
ремонт |
МОНТ |
Угольная .......................................................................................... |
91,6 |
106,1 |
Черная металлургия.................................................................. |
98,7 |
104,1 |
Цветная металлургия.................................................................. |
133,3 |
207,2 |
Строительные материалы.......................................................... |
78,8 |
84,1 |
Химическая................................................................................... |
73,4 |
93,2 |
Так, например, по комбинату Башкируголь капитальный ре монт думпкара обходится 1,5 тыс. руб., в то время как в ком бинате Средазуголь — 4,1 тыс. руб., а в среднем по комбинату Кемеровоуголь — 6,1 тыс. руб.
Нормы амортизационных отчислений на капитальный ре монт не могут и не должны учитывать колебаний в стоимости их проведения, если они связаны с отсутствием или недостаточ ным развитием собственной ремонтной базы, низким уровнем организации ремонтных работ, повышенным износом оборудова ния из-за неправильной его эксплуатации. Ориентация норм амортизации на передовые методы организации ремонтного дела должна являться стимулирующим началом в снижении за трат на проведение капитальных ремонтов оборудования.
Действующие нормы амортизационных отчислений на капи тальный ремонт определены с учетом затрат на средний ремонт оборудования, проводимый с периодичностью свыше одного года. Их величина применительно к карьерному оборудованию подвержена значительно меньшим колебаниям, чем затраты на капитальный ремонт. Для экскаваторов с ковшом емкостью 6—13 м3 стоимость среднего ремонта с периодичностью про
ведения более одного года приведена в табл. |
105. |
|
|
|
Т а б л и в а |
105 |
|
|
Стоимость среднего |
||
|
ремонта, |
тыс. |
руб. |
О трасль промышленности |
|
|
|
|
первого |
второго |
|
У гольная........................................................................................ |
4 6 |
4 6 ,9 |
|
Черная металлугия.................................................. .................... |
4 1 ,3 |
3 6 ,8 |
|
Цветная металлургия................................................................... |
4 6 ,1 |
4 4 ,6 |
|
Строительные материалы.......................................................... |
3 1 ,3 |
3 4 ,8 |
|
Химическая.................................................................................... |
4 3 ,6 |
|
|
171
Соотношение приведенных выше затрат на капитальные и средние ремонты экскаваторов в расчете на один год характери зуется данными, приведенными в табл. 106.
Т а б л и ц а 106
' Годовая стоимость одного ремонта экскавато ра по отраслям , ты с. руб.
О чередность и вид ремонта
|
|
|
строительные материалы |
|
j |
угольная |
черная ме таллургия |
цветная ме таллургия |
химическая |
в среднем |
Первый капитальный ремонт . . . . |
15,5 |
13,4 |
20,5 |
10,4 |
п,б |
15,6 |
|
Первый средний ремонт......................... |
9,4 |
7,1 |
8,9 |
6,9 |
6,5 |
8,6 |
|
Отношение стоимости |
капитального |
165 |
189 |
230 |
151 |
179 |
195 |
ремонта к среднему, |
% ..................... |
||||||
Второй капитальный ремонт................. |
44,3 |
37,2 |
69 |
42 |
— |
54 |
|
Второй средний ремонт......................... |
13 |
18,4 |
31,8 |
24,8 |
— |
21,8 |
|
Отношение стоимости капитального ре- |
331 |
202 |
217 |
169,5 |
|
248 |
|
монта к среднему, % |
......................... |
|
|||||
Одной из причин больших колебаний годовой стоимости ка |
|||||||
питальных и средних ремонтов |
экскаваторов |
по отраслям |
яв |
ляется различная продолжительность ремонтного цикла машин. Для анализируемой группы экскаваторов продолжительность первого ремонтного цикла составляет 5,9 года на угольных карьерах, 6,5 и 7,4 года на карьерах цветной и черной метал лургии.
Поскольку нормы амортизационных отчислений на капиталь ный ремонт не дифференцированы по отраслям, отмеченные выше колебания в стоимости ремонтов влияют на уровень обес печенности отрасли и предприятий финансовыми ресурсами для их выполнения. В перспективе, по мере усовершенствования системы ППР, внедрения научной организации труда, увеличе ния доли ремонтов, выполненных специализированными орга низациями, произойдет уменьшение затрат на ремонты, а так же сгладится разница в стоимости их проведения по отраслям.
Горнотранспортное оборудование карьеров постоянно подвер гается модернизации.
Анализ динамики производства одноковшовых экскаваторов по годам и маркам, выполненный институтом Центрогипрошахт, показал, что на заводах-изготовителях непрерывно ведутся ра боты по модернизации машин.
Основными направлениями работ по модернизации явля ются увеличение мощности экскаваторов и их параметров, по вышение надежности и сроков службы узлов, деталей и экска ватора в целом.
172
В табл. 10? в качестве примера приводятся данные о сроках проведения и основном содержании модернизации экскаваторов, выпускаемых Уралмашзаводом.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
107 |
||
Марка экска- |
Год Прове |
|
|
|
|
|
Марка экска |
|
дения мо |
Основное содержание модернизации |
|
||||||
Ьатора до мо |
дерниза |
|
ватора |
после |
||||
дернизации |
ции |
|
|
|
|
|
модернизации |
|
сэ-з |
1956 |
Увеличена емкость ковша |
до 4 |
м3, |
за |
ЭКГ-4 |
||
|
|
мена гидросистемы пневмосистемой |
|
|
ЭКГ-4,6 |
|||
ЭКГ-4 |
1962 |
Увеличена емкость ковша до 4,6 |
м3 |
|
||||
ЭКГ-4,6 |
1965 |
Повышена долговечность ряда узлов; |
ЭКГ-4,6А |
|||||
|
|
сокращена продолжительность цикла |
эк |
|
|
|||
|
|
скавации до 23 с |
|
|
|
|
ЭКГ-4,6Б |
|
ЭКГ-4,6А |
1967 |
Усилена рукоять и ковш машины |
|
|
||||
ЭШ-14/65 |
1952 |
Увеличены рабочие параметры |
и произ |
ЭШ-14/75 |
||||
ЭШ-15/90 |
1965 |
водительность машины |
работоспособ |
ЭШ-15/90А |
||||
Повышена надежность, |
||||||||
ЭШ-25/100 |
1967 |
ность, долговечность узлов |
|
|
|
|
ЭШ-25/100 |
|
Повышена работоспособность машин; со |
||||||||
№ 1 |
1971 |
кращен цикл с 72 до 65 с |
|
|
меха |
№ 2 |
||
ЭШ-25/100 |
Применен безредукторный привод |
ЭШ-25/100 |
||||||
№ 2 |
|
низма поворота; сокращен цикл |
с |
65 до |
№ 3 |
|||
|
|
63 с |
|
|
|
|
|
|
Анализ динамики производства экскаваторов цикличного дей ствия с ковшом емкостью 3—5 м3 показал, что принятая перво начально модель машины подвергается коренной модернизации
каждые 5—7 лет. Учитывая относительно |
длительные |
сроки |
|
службы экскаваторов (для данной группы |
машин |
примерно |
|
11 лет) потребность в их модернизации сохранится |
и в |
буду |
щем. Это должно быть учтено в новых нормах амортизацион ных отчислений на экскаваторы.
На карьерах значительный объем работ по модернизации экскаваторов выполняется одновременно с проведением их ка питального ремонта. Затраты на ее осуществление на карьерах Крайнего Севера составили 10—15% общей суммы затрат на капитальные ремонты за период 1967—1971 гг.
Более чем десятилетний период применения на карьерах дей ствующих норм амортизационных отчислений вскрыл ряд их серьезных недостатков, которые были показаны выше.
Направление в области амортизации основных фондов на данном этапе развития народного хозяйства выражается в стремлении ускорить замену и модернизацию морально устарев ших машин и агрегатов, предусмотрев необходимое развитие соответствующих отраслей машиностроения. Предусматривается разработать и постепенно вводить новые, более короткие сроки амортизации производственного оборудования, ограничивая
173
объемы малоэффективного капитального ремонта и увеличивая долю амортизационных отчислений, выделяемых на замену изношенного и морально устаревшего оборудования.
§2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СРОКОВ СЛУЖБЫ ГОРНОТРАНСПОРТНОГО ОБОРУДОВАНИЯ КАРЬЕРОВ
Продолжительность эксплуатации машин и оборудования оказывает влияние как на технические, так и на экономические характеристики их работы. При увеличении срока службы ма шин это влияние проявляется в основном в:
снижении надежности работы машин и, как следствие, в воз растании времени аварийных простоев;
сокращении продолжительности межремонтных циклов; снижении годовой производительности машин; росте затрат на ремонтное обслуживание и содержание;
возможном увеличении экономических потерь от морального износа как первой, так и, особенно, второй формы;
снижении темпов накопления амортизационного фонда — одного из важных источников финансирования затрат на модер низацию и обновление парка оборудования.
В то же время продление срока эксплуатации машины осво бождает от необходимости в данный момент поставки машины, которая имела бы место при прекращении эксплуатации (списа нии) работающей машины. Это, в свою очередь, связано с эко номией на капиталовложениях в развитие горного машинострое ния и сопряженных с ним отраслей промышленности и строи тельства. В условиях дефицитности капиталовложений такая экономия имеет важное значение. Кроме того, увеличение срока службы машины позволяет снизить себестоимость про дукции на предприятии по элементу «Амортизация» за счет уменьшения размера годовых реновационных отчислений.
Таким образом, срок службы машины оказывает разнона правленное влияние на экономические показатели работы как предприятия, так и народного хозяйства в целом.
Методология оптимизации срока службы машин рассматри валась в работах советских ученых-экономистов В. В. Новожи лова, А. С. Консона, Р. Н. Колегаева, С. Е. Канторера, В. А. Воротилова, Л. М. Кантора, А. С. Астахова и др. Трудность ис пользования имеющихся методологических разработок «в чистом виде» применительно к горнотранспортному оборудованию карьеров обусловлена:
многообразием предлагаемых критериев оптимальности (ми нимум приведенных затрат, минимум себестоимости, максимум рентабельности за весь срок службы машины, стоимость очеред ного капитального ремонта и др.);
отсутствием требуемой исходной информации;
174