Файл: Добролюбов, А. И. Автоматизация проектирования систем управления технологическими машинами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
не все свойства реального объекта, а только некоторую часть их, поэтому число технологических функций в каж дом конкретном случае обычно невелико.
В рассматриваемой нами модели технологической ма шины основными характеристиками технологического процесса, отражающими функциональное взаимодействие элементов машины, являются время, путь и скорость ра
бочих органов. |
Это определяет выбор |
технологических |
|
функций как функций времени, пути и скорости. |
|
||
Рассмотрим |
технологические функции для каждого |
||
из шести элементов цикла рабочего органа (см. |
рис. 6). |
||
На участках остановов рабочего органа |
(п—1, 4, |
6) тех |
|
нологическая функция одна — это функция времени F\,\— |
|||
= ^ 1,4 = Fx,6 = t. |
На участках движения с постоянной ско |
ростью (п —2, 3, 5), кроме функций времени F = t, техно логической функцией является путь:
F2,2 = V2t\ F2,3 = ] / F2,5= Vst.
Во время работы технологической машины технологи ческие функции в каждый момент времени принимают конкретные текущие значения. Набор этих значений опре деляет точку траектории технологического процесса в пространстве параметров. Назовем набор значений этих функций в момент t текущими координатами процесса в момент t.
Моделирование работы механической части техноло гической машины заключается в вычислении текущих координат ее рабочих органов в каждый момент времени t. В принятой нами модели функционирования техноло гической машины считаем время натуральным числом
^=0, 1,2, 3...
Характерной чертой технологической машины, как уже отмечалось, является наличие двух разнородных
взаимодействующих частей — релейной |
системы управ |
ления и механических рабочих органов, |
совершающих |
движения. Контакт этих двух частей осуществляется че рез датчики (обратные воздействия рабочих органов на схему управления) и через исполнительные аппараты (управляющее воздействие схемы на рабочие органы). Характерными датчиками технологических машин явля ются датчики путевого контроля, датчики давления, вре мени, температуры и т. п. Исполнительные аппараты сис тем управления — это магнитные пускатели, электромаг ниты, гидравлические цилиндры и т. п.
44
Рассмотрим теперь механизм взаимодействия механи ческой части технологической машины с ее релейной сис темой управления и затем построим модель комплекса «механическая система— управляющее релейное устрой ство».
Управляющее релейное устройство (РУ) в общем слу чае представляет собой конечный автомат с памятью, который имеет р входов и т выходов. Каждый вход лц соответствует входному аппарату схемы управления. Каждый выход Z{ соответствует выходному аппарату схе мы. Если входные и выходные аппараты являются аппа ратами двоичного действия, то каждый вход лц и выход z, релейного устройства является двоичной (булевой) пере менной, принимающей значения 0 и 1. Тогда состояние входов и соответствующее ему устойчивое состояние вы ходов в момент t представляют собой двоичные наборы:
Xt~Xi, Х2 ,...,Хр,
Xt = z 1 , Z2,..., z m,
которые будем называть соответственно входным и вы ходным набором РУ в момент t.
Функционирование РУ заключается в получении опре деленной выходной последовательности Z\, Z2,...,Zk, соот ветствующей заданной входной последовательности Х2,...,Хи. Синтез РУ заключается в получении схемы, реа
лизованной на тех или иных логических элементах и обеспечивающей получение соответствия между заданны ми входными и выходными последовательностями.
Релейное устройство, управляющее технологической машиной, является составной частью этой машины. Функционирование РУ в этом случае подчинено задаче обеспечения заданного функционирования рабочих орга нов машины. Входная последовательность РУ, управля ющего машиной, определяется последовательностью сос тояний входных аппаратов — кнопок управления, путе вых переключателей, датчиков давления, времени, темпе ратуры и т. п. Выходная последовательность РУ опреде ляет временную диаграмму работы исполнительных орга нов машины: двигателей, гидроцилиндров, электромагни тов и т. п., т. е. определяет собственно функционирование технологической машины.
Блок-схема технологической машины, состоящей из механической системы (МС) и управляющего РУ, пред ставлена на рис. 8. По каналам 1 и 6 поступают внешние
45
входные воздействия на машину, например действия опе ратора, других систем и т. п. По каналу 4 передаются воздействия релейного устройства на вход механической системы. Эти воздействия являются выходными по отно шению к РУ и входными по отношению к МС. По каналу 3 передаются обратные воздействия механической систе мы на РУ (через датчики). По каналам 2 и 5 передаются внутренние обратные воздействия соответственно РУ и
Ъ
МС. В дальнейшем, за исключением особых случаев, воз действия, передаваемые по каналам 5 и 6, нами не будут приниматься в расчет, так как синтез и анализ механи ческих систем не входит в нашу задачу.
Блок РУ на рис. 8 представляет собой дискретное устройство, перерабатывающее входную последователь ность Хи X2,...,Xk в выходную Zj, Z2, ...,Z&.
Механическая система представляет собой устройство непрерывного действия, реализующее на п-и технологи ческом участке функции Fq, п.
Характер технологических функций и их число опре деляются в каждый момент времени t значением выход ного набора Zf релейного устройства в этот момент вре мени.
«Время существования» каждого выходного набора РУ равно продолжительности п-то элемента цикла техно логической машины. Течение технологического процесса на п-м участке моделируется в каждый момент времени набором значений технологических функций в этот мо мент времени. Моделирование процесса на участке за ключается в нахождении значений функций для любого /, т. е. в построении траектории процесса на этом участке.
Датчики технологической машины являются логичес кими аппаратами, срабатывающими при определенных значениях контролируемых или технологических функций. Всегда может быть найдена логическая (булева) функ ция BF, описывающая состояние данного датчика в за-
46
висимости от значений контролируемых им технологичес ких функций. Булева функция должна отражать требова ния («высказывания») конструктора о назначении этого
датчика |
в машине. Например, |
если некоторый путевой |
датчик |
переходит в единичное |
состояние в точке S = 3 |
пути рабочего органа, а во всех других точках остается в состоянии нуля, то его логическая функция примет вид: B F = S = 3. Если, например, датчик переходит в состоя ние единицы, когда контролируемая им температура f достигнет значения а, то логическая функция имеет вид:
, BF |
|
BF=S=3 |
|
, |
3Fste3>a |
|
||
- |
|
, |
/ |
|
||||
|
|
|
|
|
||||
|
1 |
|
|
|
||||
0 1 2 |
0 |
a |
t * |
|||||
3 |
4 5 * |
|||||||
|
|
а) |
|
|
Ф |
|
||
Рис. |
9. |
Графическая |
интерпретация булевых |
|
||||
|
|
|
|
функций: |
|
|
||
а —‘ф у н к ц и я р а в н а 1 в т о ч к е S = 3; б — ф у н к ц и я р а в н а 1 в |
|
|||||||
|
|
|
|
о б л а с т и |
t° > |
а |
|
|
B F ^ f ^ a |
и т. п. |
Эти |
функции |
осуществляют дискрети |
зацию (квантование) непрерывной функции и моделиру ют работу дискретных датчиков, контролирующих непре рывные параметры. Приведенные примеры логических функций поясняются графиками, помещенными на рис. 9 Информация о состоянии датчиков в каждый момент времени технологического процесса поступает по каналу
3 нашей модели (рис. 8) на вход РУ.
Таким образом РУ в каждый момент времени получа ет набор входных воздействий Xt = x\, х2, —, х р, состоя щий из внешних воздействий (канал /), воздействий от датчиков (канал 3) и обратных входных воздействий 1 РУ (канал 2)'. Этот входной набор вызывает появление оче редного выходного набора РУ, который определяет даль нейшее течение технологического процесса. Модельока зывается замкнутой.
Моделирование процесса работы технологической ма шины в течение периода времени заключается в нахож дении последовательности ее состояний во всех точках заданного отрезка времени. Это множество точек являет
1 Обратные входные воздействия РУ будут подробно рассматри ваться при анализе и синтезе РУ.
47
ся бесконечным и, очевидно, при реализации процесса моделирования должно быть выбрано некоторое конеч ное число этих точек. В дальнейшем будем считать время целочисленной переменной t —0, 1, 2, 3...) и только для целочисленных положительных значений t вычислять состояние модели. Очевидно, что соответствующим мас штабированием времени с помощью функций целочис ленной переменной можно описать любые технологичес кие процессы. Будем также считать, что работа релейно го устройства протекает в дискретном времени ^ = 0, 1, 2..., что означает, что переходы состояний релейных аппа ратов могут происходить только в моменты времени, рав ные 0, 1, 2,..., а времена задержек являются целочис ленными величинами. При этих допущениях вычисление состояний модели будет происходить только в моменты времени ^ = 0, 1, 2,...
Переходя к более строгой и общей терминологии мо жно сказать, что процесс функционирования машины мо делируется последовательностью векторов состояний
Р, Р1,Pi, Pk, ,
где Р — начальное состояние, a Pi+\ — T (Pi), i=0, 1, 2,...,k. Через T обозначим некоторое детерминированное преоб разование г-го состояния в (г+1)-е состояние.
Такая последовательность векторов изображает вре менную историю системы, наблюдаемую в дискретные моменты времени t—0, 1, 2, ...,&, и называется многоша
говым процессом дискретного детерминированного типа
[ 3 ].
Нашей дальнейшей задачей является автоматическое вычисление векторов состояний технологической машины на основании данных о структуре ее механической систе мы и управляющего релейного устройства.
Макроструктура алгоритма моделирования работы комплекса релейное устройство — механическая система может быть изображена блок-схемой, приведенной на рис. 10. На блок-схеме не отражен вывод (печать) теку щих значений моделируемых процессов. Содержание и форма этой печати могут быть различными в зависимос ти от назначения модели. Алгоритм моделирует работу одного рабочего органа технологической машины. Мо дель для машины, состоящей из нескольких органов, принципиально не отличается от этой модели.
48
I
A
Stop
Рис. 10. Блок-схема алгоритма моделирования работы комплекса «механическая система — управляющее релейное устройство»
49
Исходная информация включает информацию о структуре РУ, о технологических функциях МС, о меха нике взаимодействия РУ с МС. Подробно о форме пред ставления этих данных будет сказано в дальнейшем.
Вид технологических функций, реализуемых техноло гической машиной в следующий момент времени, опре деляется по параметрам технологических функций оче редного элемента цикла. Как отмечалось, эти параметры зависят от выходного набора управляющего РУ.
Если состояния входов в моменты t и t—1 различны, то осуществляется переход к вычислению выходных ре акций РУ, вычисляются значения выходов в момент t; при неизменном состоянии входов осуществляется пере ход к блоку 4, где происходит очередное наращивание времени t.
После этого проверяется, все ли технологические участки (элементы цикла) промоделированы: если п>М, то работа алгоритма закончена, в противном случае осуществляется переход к следующему технологическо му участку.
Таким образом, моделирование технологической ма шины как комплекса РУ—МС заключается в общем случае в нахождении последовательности ее состояний. При этом компонентами вектора состояний технологичес кой машины в каждый момент времени являются значе ния соответствующих технологических функций к состоя ния аппаратов управления релейного устройства.
Каждая модель описывает лишь некоторые свойства моделируемого процесса, т. е. свойства, сущность кото рых является объектом нашего изучения. В этом смысле каждая модель ориентирована на решение конкретной задачи.
Наши задачи моделирования работы технологической машины следующие:
1. Анализ работы релейного устройства и технологи ческой машины. К нему относятся такие инженерные за дачи, как проверка функционирования релейного устрой ства во всех режимах работы машины и правильность взаимодействия РУ и механических органов машины.
2. Получение исходного задания на проектирование управляющего релейного устройства технологической ма шины. Как будет показано, моделирование требуемой последовательности движений рабочих органов машины позволяет ‘получить требуемую последовательность на-
50
боров входных и выходных воздействий |
(таблицу устой |
|
чивых состояний) релейного устройства. |
Эта таблица яв |
|
ляется исходной информацией на проектирование РУ. |
||
Рассмотрим более подробно |
задачу |
моделирования |
на ЭВМ комплекса РУ—МС. |
|
|
На рис. 11 изображена функциональная схема маши |
||
ны механико-технологического |
класса. |
К этому классу, |
как уже отмечалось, относятся |
машины, рабочий цикл |
которых состоит из последовательности движений и рег ламентированных остановов.
Рис. 11. Функциональная схема ТМ
Блок 1 моделирует управляющее релейное устройство. Функция этого блока Zt=fi(Xt, Yt-1) отражает соответ ствие выходной последовательности Z,, Z2,...,Zh и вход ной последовательности Xi, X2,...,Xh. Блок 2 реализует
зависимость V2= f 2(Z) скорости рабочих |
органов |
от |
значений выходов Z релейного устройства. |
Например, |
в |
случае привода рабочих органов от электродвигателей и гидроцилиндров выходной набор Z представляет собой перечень состояний магнитных пускателей и управляю щих золотников, которые определяют скорости рабочих органов.
Функция S = f 3(V, t) — аналитически задаваемая не прерывная функция выражает зависимость пути рабочих органов от скорости V и времени t.
В блоке 4 функция Xt=fi(S, t) отражает зависимость состояний входных аппаратов (датчиков) от пути и вре мени.
Как природа, так и способ задания передаточных функций S, Z, V, X различны.
Функция Z является сложной логической временной функцией многих переменных, перерабатывающей вход ную последовательность РУ в выходную (функция ко нечного автомата с памятью).
5^