Файл: Добролюбов, А. И. Автоматизация проектирования систем управления технологическими машинами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Дискретная функция V от т логических переменных, где т — число выходов РУ является комбинационной ло гической функцией К
Логическая функция X отражает работу датчиков — входных аппаратов РУ.
Каждый функциональный блок на рис. 11 является конкретным узлом технологической машины, назначени ем которого является отработка соответствующей этому блоку функции.
Механизм реализации функции блока всецело зависит от его структурных и конструктивных особенностей.
При составлении модели устройства, состоящего из отдельных функциональных блоков, к каждому составля ющему блоку возможен двоякий подход, зависящий от
назначения модели: |
внутреннего механизма блока |
■1. Моделирование |
|
(структурный подход). |
В этом случае математическая |
модель должна отражать механизм взаимодействия уз лов, элементов и деталей рассматриваемого блока: долж на моделироваться внутренняя структура блока и функ ционирование его элементов.
Этот подход, -очевидно, должен применяться к блоку, когда задачей моделирования является, например, про верка его структуры, правильности взаимодействия его частей и общей логики работы конструкции. Критерием правильности структуры блока является выполнение бло ком его заданной передаточной функции.
2. Моделирование передаточной функции блока (функ циональный подход). В этом случае блок рассматрива ется как «черный ящик», его внутренний механизм не рассматривается и не моделируется. Задается лишь пе редаточная функция блока в целом. Очевидно, что функ циональный подход применим к тем блокам общей мо дели, внутреннее содержание которых не описывается данной моделью. Эти блоки рассматриваются как неде лимые элементы моделируемой системы.
Выбор того или иного подхода к моделированию функциональных блоков зависит от существа поставлен ной задачи.
В разрабатываемой нами модели технологической ма-1
1 Функция может зависеть не только от Z, но и от других пере менных процесса, например, координаты рабочего органа V=f(Z, S ), см. пример на с. 54. При построении общей модели технологической машины, если не оговорено особо, будем считать, что V=f(Z).
52
шины (рис. 11) к блокам 1—4 будет различный подход, в зависимости от того, входит ли в задачи нашей модели моделирование внутреннего механизма блока или дан ный блок рассматривается как «черный ящик» с задан ной передаточной функцией.
Блок 1 является по существу главным объектом на шей модели. Поэтому будет моделироваться внутреннее устройство этого блока вплоть до элементарных его час тей— логических аппаратов, контактов, кнопок, путевых выключателей и т. д.
Блок 2 моделирует механизм, обеспечивающий задан ные скорости рабочих органов как функцию состояний выходных аппаратов РУ. Конструктивно этот блок может быть выполнен, например, в виде гидравлической панели, управляемой электромагнитами (выходами РУ). Панель через систему регулирующих дросселей управляет испол нительными цилиндрами. В нашу задачу не входит мо делирование внутреннего устройства этого блока, поэто му он будет входить в нашу модель как «черный ящик». Его передаточная функция — это задание (например, в виде таблицы) величин скоростей рабочих органов в за висимости от наборов значений (состояний) выходных аппаратов РУ.
Блок 3 также будет входить в нашу модель как «чер ный ящик» с заданной аналитически функцией пути.
Блок 4 моделирует взаимодействие механических ор ганов машины с датчиками — входными РУ. Механизм этого взаимодействия играет главную роль в циклообра зовании технологической машины и поэтому является объектом нашего моделирования. Конструктивно этот ме ханизм может представлять собой, например, путевые аппараты, взаимодействующие с кулачками и копирами перемещающихся рабочих органов. Логические функции, описывающие поведение этих датчиков, учитывают конст руктивные размеры рабочих органов, конструктивные особенности датчиков, их размещение и т. п. Правильное функционирование этого механизма должно обеспечить требуемую передаточную функцию блока 4.
Таким образом, для составления модели технологи ческой машины необходимо знать следующее:
1. Структуру релейного устройства, реализующего функцию Zt=fi(Xt, Yt-i). Эта структура будет нами за даваться по методу, описанному в параграфе 2, т. е. спис ком «элементарных двухполюсников».
53
2. Функцию V = f2 (Z), являющуюся передаточной функцией узла формирования скоростей машины. Зада ется чаще .всего в виде таблицы.
3. Функцию S— fз (V, t), дающую зависимость пути от скорости и времени. Почти всегда известно аналити ческое выражение для этой функции. Чаще всего прини мает вид S=Vt.
Т а б л и ц а И
K F I I N LA D I F KF I Ш LA D I F
1 |
1 |
3 |
А З |
0 |
11 |
8 |
9 |
2РП |
0 |
2 |
1 |
4 |
А1 |
1 |
12 |
9 |
10 |
РВ |
1 |
3 |
4 |
3 |
РВ |
0 |
13 |
8 |
11 |
А 2 |
0 |
4 |
3 |
2 |
РВ |
4 |
14 |
11 |
2 |
2 |
4 |
5 |
1 |
5 |
КУ |
0 |
15 |
1 |
11 |
РВ |
0 |
6 |
5 |
6 |
А1 |
0 |
16 |
1 |
12 |
1РП |
0 |
7 |
6 |
2 |
1РП |
4 |
17 |
12 |
13 |
А 2 |
0 |
8 |
1 |
7 |
1РП |
0 |
18 |
12 |
13 |
2РП |
0 |
9 |
7 |
6 |
РВ |
1 |
19 |
13 |
2 |
2РП |
4 |
10 |
1 |
8 |
1РП |
0 |
20 |
10 |
2 |
1 |
4 |
Т а б л и ц а 12 |
Т а б л и ц а 13 |
Аппараты |
А1 А2 |
S |
Z I |
Z 2 |
V |
— |
0 |
0 |
0 |
1 |
. 1 |
2 |
|
< 8 |
1 |
0 |
1 |
= 8 |
1 |
0 |
0 |
|
0 |
1 |
— 2 |
Исходное |
состоя |
1 |
ние .................... |
1 |
|
|
Т а б л и ц а |
14 |
Рабочие органы . . . • |
1 |
Координата исходного |
|
положения.................... |
0 |
4. Функцию 2f=/4(S, t), заданную в виде логических функций, отображающих связь входных аппаратов РУ с координатами рабочих органов машины и временем. Эти функции отражают по существу «высказывания конст-
54
руктора» о назначении датчиков машины и внешних воздействий.
5.Информацию об исходном состоянии РУ, т. е. о состоянии РУ, с которого начинается моделируемый цикл машины. Это задание осуществляется таблицей, в кото рой перечислены состояния релейных аппаратов схемы в исходном состоянии.
6.Информацию об исходном состоянии в виде указа ния координат каждого рабочего органа в исходном со стоянии машины.
Обратимся к примеру простой технологической маши ны (силовой головки агрегатного станка), изображенной на рис. 6,а, которая управляется релейной схемой, изоб раженной на рис. 7. Работа машины и схемы управления подробно описываются функциональной циклограммой
(табл. 10).
Табл. 11 —14 и выражения
S = 5 0+ Vt\ K Y = t = 1;
Л 7 = 5 = 0;
A 2 ^ S ^ 4 ;
£ ___ g.
P B = (S = 8) A (0 > i) v (V<0) A (S # 0 )
представляют собой полную исходную информацию, не обходимую для моделирования работы этой машины и
еесхемы управления.
Втабл. 11 списком двухполюсников задана релей ная схема. Табл. 12 представляет собой функцию V=
=fz(Z, S) *. Рассмотрим пример (см. примечание на с. 52), когда скорость рабочего органа зависит не только от состояния выходного набора Z релейного устройства, но и от пути S. В данном случае жесткий упор К4 оста навливает рабочий орган в точке S = 8. Длительность ос танова определяется величиной задержки реле времени
РВ.
В общем случае, когда технологическая машина со стоит из W рабочих органов, функция V>=f2 (Z) является lF-значной.
Очевидно, что функционирование технологической ма шины в конкретном цикле моделируется последователь ностью значений функций Z, V, S, X для последователь-
* Так как табл. 12 дает значение V не для всех наборов аргу ментов S, Д1 и Z2, функция является не полностью определенной. Прочерк в таблице означает произвольное значение аргумента S.
55
ных моментов времени t—О, 1, 2,..., причем для каждого момента t значения этих функций связаны между собой в соответствии с характером функций f\, /2 , /з, h.
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
|
15 |
|
|
S |
X |
Z |
1/ |
t |
5 |
X |
Z |
|
к |
0 |
0 |
01100 |
00 |
0 |
7 |
8 |
00010 |
10 |
— |
0 |
1 |
0 |
11100 |
11 |
2 |
8 |
8 |
00011 |
01 |
2 |
|
2 |
2 |
00100 |
11 |
2 |
9 |
6 |
00001 |
01 |
— |
2 |
3 |
4 |
0 0000 |
10 |
1 |
10 |
4 |
00101 |
01 |
— |
2 |
4 |
5 |
00000 |
10 |
1 |
11 |
2 |
00101 |
01 |
— |
2 |
Г5 |
6 |
00000 |
10 |
1 |
12 |
0 |
01100 |
00 |
|
0 |
6 |
7 |
0 0000 |
10 |
1 |
13 |
0 |
01100 |
00 |
|
0 |
В табл. |
15 даны последовательности значений функ |
|||||||||
ций S, |
X, Z, |
V для вышеприведенной силовой головки аг |
||||||||
регатного станка. В табл. |
15 приняты обозначения: |
5 — |
координата рабочего органа; X — входной набор, объеди няющий в себе состояния аппаратов КУ, At, А2, АЗ и РВ
соответственно (см. рис. 7); Z — выходной |
набор РУ, |
|
включающий в себя состояние электромагнитов Z1 и Z2; |
||
V — скорость рабочего органа |
в условных |
единицах. |
Табл. 15 назовем таблицей |
состояний технологической |
машины (ТСТМ). Эта та-блица представляет собой сово купность взаимосвязанных последовательностей значе ний функций S, X, Z и V для моментов времени ^ = 0, 1, 2...
Порядок расположения переменных S, X, Z и Ув таблице не случаен, он определяется функциональной структурой технологической машины (рис. 11). Членами этих после довательностей являются последовательные значения вы ходов соответствующих блоков технологической машины при ее функционировании. Поскольку значения выходов каждого блока определяются значениями выходов пре дыдущих блоков (выход предыдущего блока является входом последующего), то в последовательности пере менных S, X, Z, V существует зависимость каждой пере менной от предыдущих. Предыдущей переменной для St является переменная Vt~\, т. е. круг зависимостей замк
нут. Эти зависимости |
задаются четырьмя |
функциями |
S = h(V, t); X = U(S, |
t); Z = h (X n, Yt_ J, |
V= f2(Z), и |
заполнение каждой строки ТСТМ заключается в после довательном вычислении этих функций. Результат этих
56
вычислений и представляет собой детерминированное преобразование Т(Р) текущего состояния технологиче ской машины в последующее.
Алгоритм построения ТСТМ изображен на рис. 12. Для фиксированного номера я элемента цикла и вре
мени t вычисляются S t и X t (блоки 3, 4). |
Далее, если |
входной набор Xt изменился по отношению |
к предыду |
щему набору, то вычисляются выходные функции Zt и Е, и печатается следующая (ЛД> + 1)-я строка ТСТМ (блоки 5, 6, 7, 8, 9). Если входной набор не изменяется, снова проводятся те же действия для (/+ 1)-го момента време ни (циклический переход к блоку 2).
Если скорость изменилась, то это означает переход к новому (я+1)-му элементу цикла и повторение вычисле ний для этого элемента цикла при Д^=1, 2, 3... (блоки 10, 11, 12, 13, переход к блоку 2). Если скорость не из менилась, вычисления продолжаются для я-го элемента цикла (блок ТО, переход к блоку 2). Останов происходит
по достижении последнего элемента цикла |
(n = N, блок |
|
12) . |
|
|
Заметим, |
что в приведенном алгоритме |
начальная |
координата |
очередного я-го элемента цикла находит |
ся как достигнутое (последнее) значение текущей коор динаты S t предыдущего элемента цикла (блок 13).
Алгоритм построения ТСТМ для машины с нескольки ми рабочими органами (иД>1) принципиально ничем не отличается от алгоритма для машины с одним рабочим органом (рис. 12). В этом случае в блоке 3 происходят вычисления координат S t всех рабочих органов по фор муле 5i,w= 5 “ia, + En,ro At, где S t,w> Vn,w — коорди
ната, начальное положение и скорость гш-го рабочего ор гана (w = 1, 2...) на я-м участке для времени t. В'блоке 8 определяются скорости Vn,w всех рабочих органов и за тем для каждого органа выполняется сравнение Vn,w — Vn-i,w и присвоение nw: = я ш+1, 5 ° w : = S t,w.
Форма представления полученной информации о ра боте технологической машины может быть различной в зависимости « от назначения и использования ее резуль татов.
Нами чаще всего используется форма записи работы машины в виде функциональной циклограммы, причем в каждой строке, кроме последовательности срабатываний релейных аппаратов, указываются также координаты ра бочих органов « их скорости (см. табл. 10).
57