Файл: Добролюбов, А. И. Автоматизация проектирования систем управления технологическими машинами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 69
Скачиваний: 0
Поэтому общий член этой последовательности может быть выражен как S t= S°n + VnAt, где St — координата
рабочего органа в момент t — Tn+ At\ S° — начальная координата рассматриваемого элемента цикла (началь ная граница участка перемещения); Vn — скорость на участке; ^ = 0, 1, 2, 3... — дискретные моменты времени.
Таким образом, для задания последовательности зна чений S t на одном элементе цикла требуется задать две
величины: начальную координату S° и скорость Vn. Так как цикл рабочего органа представляет собой последова тельность элементов цикла, то для задания полной после довательности значений S t и У* (7= 0, 1, 2,...,k) рабочего органа достаточно задать последовательность значений
Si, Уц S 2, У2; ...; S ^ , Уль где N — число элементов цикла рабочего органа. Эти данные удобно представлять в виде
таблицы начальных координат S„ (табл. 16) и таблицы скоростей Vn (табл. 17). Для рабочего органа (рис. 6, а) эти таблицы имеют вид
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
16 |
|
Номер |
элемента цикла . |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
К ................................... |
|
0 |
0 |
4 |
8 |
8 |
0 |
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
17 |
|
Номер |
элемента цикла . |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
К ................................... |
|
0 |
2 |
1 |
0 |
—2 |
0 |
Эти таблицы дают полную путовую скоростную кар тину движения рабочего органа. Если машина имеет W рабочих органов, то каждая из приведенных таблиц име ет W строк.
Функции Xt и Zt для рассматриваемого примера ма шины с одним рабочим органом приведены в табл. 12 и на стр. 55.
Данные, содержащиеся в таблицах координат и ско ростей и функциях Xt =fi(St, t) и Z t ^ f * 1(Vt), представ-
64
ляют собой полную исходную информацию, необходимую для формализованного построения ТУС.
На рис. 13 представлена блок-схема алгоритма по строения ТУС на основе упомянутой исходной информа ции.
Для фиксированных элемента цикла п и момента времени t вычисляется значение S t пути рабочего органа и состояние Xt входных аппаратов. Если входной набор Xt не изменился по сравнению с предыдущим, это озна чает, что схема не переходит к следующему состоянию (следующей строке ТУС) и все действия повторяются для следующего (^+1)-го момента времени.
Если входной набор Xt изменился, это означает, что схема переходит к следующему состоянию. При этом ,в блоке 6 проверяется, переходит ли машина к следующе му элементу цикла. Если переходит, то в блоке 7 номер п элемента цикла наращивается на единицу. Далее в блоке 8 находится выходное состояние Z как функция скорости рабочего органа и входной и выходной наборы печатаются в виде очередной MS-строки ТУС.
Окончание процесса наступает по достижении пос леднего N-го элемента цикла в блоке 11. Начальное вре мя Тп п-го участка © блоке 12 берется равным последую
щему значению t |
на предыдущем участке. |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
18 |
N S |
1КУ |
А1 |
А2 |
АЗ |
РВ |
Z1 |
Z2 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
2 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
4 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
5 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
7 |
0 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
8 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
9 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
В табл. 18 приведена ТУС, построенная на основе ал горитма (рис. 13) для машины с одним рабочим органом, изображенной на рис. 6. Исходные данные представлены в табл. 12, выражениями на стр. 55 и таблицами путей и скоростей (табл. 16, 17). Как видим, полученная ТУС со-
3 |
3754 |
65 |
7
8
9
10
Stop+- Нет
12
|
с; |
* |
!1 |
т * |
-о |
Да |
|
|
|
1 |
Нет |
|
|
|
6 |
St < |
5 л+1 |
? |
Д а |
|
|
) |
|||||
|
|
|
J |
Нет |
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
п : = п + 1 |
|
|
||
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Нахождение |
|
|||
|
|
z t = |
/Г 1 (У„) \ |
|
||
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
N S : = - - N S + |
1 |
|
||
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
Печать набора X t и Zt |
в виде |
|||
|
|
N S - й строки ТУС |
|
|||
|
|
|
i |
|
|
|
/ |
11 |
|
п < N ? |
|
j |
|
1 |
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Да |
|
|
T„: = t
Рис. 13. Блок-схема алгоритма построения ТУС
66
Stop
Рис. 14. Блок-схема алгоритма получения входной последовательности
3* |
67 |
ответствует ранее построенной функциональной цикло грамме (табл. 10) для схемы управления этого примера. Алгоритм (рис. 13) дает возможность построить ТУС для машины с одним рабочим органом. Аналогичный алго ритм для машины с несколькими рабочими органами принципиально ничем не отличается от алгоритма на рис. 13. В исходных данных для получения ТУС много органной машины требуется введение специальных ло гических переменных, задающих условие старта рабочих органов, если последние стартуют не одновременно.
В гл. 2 будет изложен метод синтеза |
релейных уст |
|||
ройств на основе ТУС |
как исходного |
задания. Здесь |
||
отметим использование |
алгоритма |
получения ТУС для |
||
более частной задачи — получения |
входной |
последова |
||
тельности РУ. Входная |
последовательность |
требуется, |
как отмечалось в пп. 1 и 2, для проведения автоматичес кого анализа схемы, причем ее ручное составление явля ется наиболее трудоемкой частью формирования исход ного задания на анализ при некомплексном решении за дачи анализа.
Алгоритм моделирования технологической машины позволяет получить входную последовательность, кото рая представляет собой часть ТУС. При этом для реше ния задачи получения входной последовательности не требуется вся исходная информация, необходимая для построения ТУС, а только часть ее. В этом случае не требуется задавать функцию V = /2(Z) и алгоритм полу чения входной последовательности (рис. 14) значительно упрощается по сравнению с алгоритмом получения ТУС
(см. рис. 13).
Г л а в а 2
ИНЖЕНЕРНЫЙ МЕТОД СИНТЕЗА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ МАШИНАМИ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проектирование систем управления машинами с ис пользованием ЭВМ является одним из важных этапов в создании автоматизированной системы подготовки произ водства в машиностроении.
Среди технологических машин с разнообразными спо собами обработки изделий наибольший удельный вес имеют металлообрабатывающие автоматизированные станки. На них изготовляется около 70% продукции мас сового машиностроительного производства. Характерной особенностью современных машин является высокая степень автоматизации и сложность систем управления.
Процесс проектирования системы управления можно представить в виде блок-схемы (рис. 15). Наиболее сложным с точки зрения возможностей автоматизации является этап логического синтеза. Целесообразность и возможность автоматизации логического синтеза при про ектировании систем управления технологическими маши нами обусловливается следующим.
1. Результатом логического синтеза системы управле ния является основная часть технической документации на электрооборудование. На его разработку требуется 30— 50% от общих трудовых затрат на проектиро!вание сис темы управления, что составляет 10—15 человеко-дней. Сведения, полученные при разработке принципиальной схемы, используются в виде исходной информации на всех последующих этапах технического синтеза, поэтому автоматизация ее проектирования является ключевой отправной позицией, на базе которой могут быть успеш но решены все другие задачи проектирования.
2. Инженерный метод логического синтеза систем уп равления позволяет заменить сложный творческий труд конструктора формальными операциями и автоматизиро вать его с помощью ЭВМ. Опыт конструктора, его знания,
69
эрудиция используются при выработке общих замыслов, идей, которые детализируются и реализуются вычисли тельной машиной.
3. Существенное преимущество автоматизированного синтеза заключается не только в возможности оптимизи рованной реализации заданных условий и получения раз-
Абстрактный синтез ^ ш м н т
Рис. 15. Схема процесса проектирования систем управления
личных вариантов структуры системы управления, но и в резком сокращении сроков проектирования систем уп равления.
Автоматизация логического синтеза систем управле ния предполагает широкое использование формальных методов теории релейных устройств. Инженерный метод синтеза базируется на ее результатах. Однако сложные задачи практического характера выдвигают ряд теорети ческих проблем.
В настоящее время логический синтез систем управ ления выполняют в конструкторских бюро (КБ) или от делах, занимающихся модернизацией машин, высококва лифицированные специалисты. Специфика применяемых на практике методов синтеза определяется, как правило, целым рядом факторов:
70
особенностями технологических машин, на проектиро вании которых специализируется проектная организация; сложившимися традициями проектирования данного
КБ;
опытом, научно-техническим уровнем и нередко ин туицией разработчиков проектов.
Эти факторы характерны как для проектирования тех нологических машин в целом, так и для синтеза систем управления в частности. Вследствие взаимодействия названных факторов методы синтеза и полученные на их основе результаты существенно различаются даже для одинаковых технологических машин, проектируемых раз личными КБ. Само собой разумеется, что единых мето дов синтеза систем управления не существует.
Можно выделить следующие характерные направле ния в проектировании систем управления:
1. Оригинальное проектирование системы управления, при котором части системы, соответствующие отдельным рабочим органам машины или элементам технологичес кого цикла, не выделяются. Это направление наиболее характерно для проектных организаций.
2. Агрегатированное проектирование, при котором система управления разбивается на части, соответству ющие отдельным механическим узлам машины. При этом широко используется унификация как на этапе логичес кого синтеза (унификация схемных решений), так и на этапе технического синтеза (унификация'технических ре шений). Невозможность использования агрегатированного проектирования систем управления машин, для кото рых нормализация механических узлов неэффективна, или еще не подготовлена уровнем развития нормализа ции, оправдывает широкое распространение оригиналь ного проектирования.
Метод синтеза, излагаемый в настоящей главе, отно сится к оригинальному проектированию, и пригоден так же при разработке систем управления отдельных норма лизованных узлов машины при агрегатированном проек тировании.
Отличительной особенностью задачи автоматизации * синтеза схем технологических машин является необхо димость удовлетворения ряда практических требований, предъявляемых к системе управления. Наиболее важные из этих требований следующие.
71