Файл: Добролюбов, А. И. Автоматизация проектирования систем управления технологическими машинами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 69

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поэтому общий член этой последовательности может быть выражен как S t= S°n + VnAt, где St — координата

рабочего органа в момент t — Tn+ At\ S° — начальная координата рассматриваемого элемента цикла (началь­ ная граница участка перемещения); Vn — скорость на участке; ^ = 0, 1, 2, 3... — дискретные моменты времени.

Таким образом, для задания последовательности зна­ чений S t на одном элементе цикла требуется задать две

величины: начальную координату S° и скорость Vn. Так как цикл рабочего органа представляет собой последова­ тельность элементов цикла, то для задания полной после­ довательности значений S t и У* (7= 0, 1, 2,...,k) рабочего органа достаточно задать последовательность значений

Si, Уц S 2, У2; ...; S ^ , Уль где N — число элементов цикла рабочего органа. Эти данные удобно представлять в виде

таблицы начальных координат S„ (табл. 16) и таблицы скоростей Vn (табл. 17). Для рабочего органа (рис. 6, а) эти таблицы имеют вид

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

16

Номер

элемента цикла .

1

2

3

4

5

6

К ...................................

 

0

0

4

8

8

0

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

17

Номер

элемента цикла .

1

2

3

4

5

6

К ...................................

 

0

2

1

0

—2

0

Эти таблицы дают полную путовую скоростную кар­ тину движения рабочего органа. Если машина имеет W рабочих органов, то каждая из приведенных таблиц име­ ет W строк.

Функции Xt и Zt для рассматриваемого примера ма­ шины с одним рабочим органом приведены в табл. 12 и на стр. 55.

Данные, содержащиеся в таблицах координат и ско­ ростей и функциях Xt =fi(St, t) и Z t ^ f * 1(Vt), представ-

64


ляют собой полную исходную информацию, необходимую для формализованного построения ТУС.

На рис. 13 представлена блок-схема алгоритма по­ строения ТУС на основе упомянутой исходной информа­ ции.

Для фиксированных элемента цикла п и момента времени t вычисляется значение S t пути рабочего органа и состояние Xt входных аппаратов. Если входной набор Xt не изменился по сравнению с предыдущим, это озна­ чает, что схема не переходит к следующему состоянию (следующей строке ТУС) и все действия повторяются для следующего (^+1)-го момента времени.

Если входной набор Xt изменился, это означает, что схема переходит к следующему состоянию. При этом ,в блоке 6 проверяется, переходит ли машина к следующе­ му элементу цикла. Если переходит, то в блоке 7 номер п элемента цикла наращивается на единицу. Далее в блоке 8 находится выходное состояние Z как функция скорости рабочего органа и входной и выходной наборы печатаются в виде очередной MS-строки ТУС.

Окончание процесса наступает по достижении пос­ леднего N-го элемента цикла в блоке 11. Начальное вре­ мя Тп п-го участка © блоке 12 берется равным последую­

щему значению t

на предыдущем участке.

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

18

N S

1КУ

А1

А2

АЗ

РВ

Z1

Z2

0

0

1

1

0

0

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

2

0

0

1

0

0

1

1

3

0

0

0

0

0

1

0

4

0

0

0

1

0

1

0

5

0

0

0

1

1

0

1

6

0

0

0

0

1

0

1

7

0

0

1

0

1

0

1

8

0

1

1

0

0

0

0

9

0

1

1

0

0

0

0

В табл. 18 приведена ТУС, построенная на основе ал­ горитма (рис. 13) для машины с одним рабочим органом, изображенной на рис. 6. Исходные данные представлены в табл. 12, выражениями на стр. 55 и таблицами путей и скоростей (табл. 16, 17). Как видим, полученная ТУС со-

3

3754

65


7

8

9

10

Stop+- Нет

12

 

с;

*

!1

т *

Да

 

 

 

1

Нет

 

 

 

6

St <

5 л+1

?

Д а

 

)

 

 

 

J

Нет

 

 

 

 

 

 

 

 

п : = п + 1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Нахождение

 

 

 

z t =

/Г 1 (У„) \

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

N S : = - - N S +

1

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Печать набора X t и Zt

в виде

 

 

N S - й строки ТУС

 

 

 

 

i

 

 

 

/

11

 

п < N ?

 

j

1

И

 

 

 

 

 

 

 

1

Да

 

 

T„: = t

Рис. 13. Блок-схема алгоритма построения ТУС

66


Stop

Рис. 14. Блок-схема алгоритма получения входной последовательности

3*

67

ответствует ранее построенной функциональной цикло­ грамме (табл. 10) для схемы управления этого примера. Алгоритм (рис. 13) дает возможность построить ТУС для машины с одним рабочим органом. Аналогичный алго­ ритм для машины с несколькими рабочими органами принципиально ничем не отличается от алгоритма на рис. 13. В исходных данных для получения ТУС много­ органной машины требуется введение специальных ло­ гических переменных, задающих условие старта рабочих органов, если последние стартуют не одновременно.

В гл. 2 будет изложен метод синтеза

релейных уст­

ройств на основе ТУС

как исходного

задания. Здесь

отметим использование

алгоритма

получения ТУС для

более частной задачи — получения

входной

последова­

тельности РУ. Входная

последовательность

требуется,

как отмечалось в пп. 1 и 2, для проведения автоматичес­ кого анализа схемы, причем ее ручное составление явля­ ется наиболее трудоемкой частью формирования исход­ ного задания на анализ при некомплексном решении за­ дачи анализа.

Алгоритм моделирования технологической машины позволяет получить входную последовательность, кото­ рая представляет собой часть ТУС. При этом для реше­ ния задачи получения входной последовательности не требуется вся исходная информация, необходимая для построения ТУС, а только часть ее. В этом случае не требуется задавать функцию V = /2(Z) и алгоритм полу­ чения входной последовательности (рис. 14) значительно упрощается по сравнению с алгоритмом получения ТУС

(см. рис. 13).

Г л а в а 2

ИНЖЕНЕРНЫЙ МЕТОД СИНТЕЗА СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ МАШИНАМИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проектирование систем управления машинами с ис­ пользованием ЭВМ является одним из важных этапов в создании автоматизированной системы подготовки произ­ водства в машиностроении.

Среди технологических машин с разнообразными спо­ собами обработки изделий наибольший удельный вес имеют металлообрабатывающие автоматизированные станки. На них изготовляется около 70% продукции мас­ сового машиностроительного производства. Характерной особенностью современных машин является высокая степень автоматизации и сложность систем управления.

Процесс проектирования системы управления можно представить в виде блок-схемы (рис. 15). Наиболее сложным с точки зрения возможностей автоматизации является этап логического синтеза. Целесообразность и возможность автоматизации логического синтеза при про­ ектировании систем управления технологическими маши­ нами обусловливается следующим.

1. Результатом логического синтеза системы управле­ ния является основная часть технической документации на электрооборудование. На его разработку требуется 30— 50% от общих трудовых затрат на проектиро!вание сис­ темы управления, что составляет 10—15 человеко-дней. Сведения, полученные при разработке принципиальной схемы, используются в виде исходной информации на всех последующих этапах технического синтеза, поэтому автоматизация ее проектирования является ключевой отправной позицией, на базе которой могут быть успеш­ но решены все другие задачи проектирования.

2. Инженерный метод логического синтеза систем уп­ равления позволяет заменить сложный творческий труд конструктора формальными операциями и автоматизиро­ вать его с помощью ЭВМ. Опыт конструктора, его знания,

69


эрудиция используются при выработке общих замыслов, идей, которые детализируются и реализуются вычисли­ тельной машиной.

3. Существенное преимущество автоматизированного синтеза заключается не только в возможности оптимизи­ рованной реализации заданных условий и получения раз-

Абстрактный синтез ^ ш м н т

Рис. 15. Схема процесса проектирования систем управления

личных вариантов структуры системы управления, но и в резком сокращении сроков проектирования систем уп­ равления.

Автоматизация логического синтеза систем управле­ ния предполагает широкое использование формальных методов теории релейных устройств. Инженерный метод синтеза базируется на ее результатах. Однако сложные задачи практического характера выдвигают ряд теорети­ ческих проблем.

В настоящее время логический синтез систем управ­ ления выполняют в конструкторских бюро (КБ) или от­ делах, занимающихся модернизацией машин, высококва­ лифицированные специалисты. Специфика применяемых на практике методов синтеза определяется, как правило, целым рядом факторов:

70

особенностями технологических машин, на проектиро­ вании которых специализируется проектная организация; сложившимися традициями проектирования данного

КБ;

опытом, научно-техническим уровнем и нередко ин­ туицией разработчиков проектов.

Эти факторы характерны как для проектирования тех­ нологических машин в целом, так и для синтеза систем управления в частности. Вследствие взаимодействия названных факторов методы синтеза и полученные на их основе результаты существенно различаются даже для одинаковых технологических машин, проектируемых раз­ личными КБ. Само собой разумеется, что единых мето­ дов синтеза систем управления не существует.

Можно выделить следующие характерные направле­ ния в проектировании систем управления:

1. Оригинальное проектирование системы управления, при котором части системы, соответствующие отдельным рабочим органам машины или элементам технологичес­ кого цикла, не выделяются. Это направление наиболее характерно для проектных организаций.

2. Агрегатированное проектирование, при котором система управления разбивается на части, соответству­ ющие отдельным механическим узлам машины. При этом широко используется унификация как на этапе логичес­ кого синтеза (унификация схемных решений), так и на этапе технического синтеза (унификация'технических ре­ шений). Невозможность использования агрегатированного проектирования систем управления машин, для кото­ рых нормализация механических узлов неэффективна, или еще не подготовлена уровнем развития нормализа­ ции, оправдывает широкое распространение оригиналь­ ного проектирования.

Метод синтеза, излагаемый в настоящей главе, отно­ сится к оригинальному проектированию, и пригоден так­ же при разработке систем управления отдельных норма­ лизованных узлов машины при агрегатированном проек­ тировании.

Отличительной особенностью задачи автоматизации * синтеза схем технологических машин является необхо­ димость удовлетворения ряда практических требований, предъявляемых к системе управления. Наиболее важные из этих требований следующие.

71