Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 72

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Почему нельзя резать хромистые стали, чугуны, цветные металлы и их сплавы?

4.Как влияют основные примеси в стали на процесс резки?

5.Перечислите факторы, составляющие режим кислородной резки.

6.Как влияет чистота кислорода на процесс резки?

7.Опишите сущность процесса поверхностной кислородной резки.

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 214—229 (1), стр. 221—239 (3).

Т е м а 16

АППАРАТУРА ДЛЯ КИСЛОРОДНО-ФЛЮСОВОЙ РЕЗКИ, ТЕХНОЛОГИЯ РЕЗКИ

С аппаратурой и технологией для обычной кислородной резки учащиеся уже ознакомлены. Они знают устройство ручных и ма­ шинных резаков, имеют представление о работе переносных и ста­ ционарных газорезательных машин, знакомы с техникой и техно­ логией разделительной и поверхностной кислородной резки. При изучении этой темы учащиеся должны углубить свои знания и по­ знакомиться с сущностью кислородно-флюсовой резки, изучить устройство аппаратуры и уяснить особенности техники и техноло­ гии кислородно-флюсовой резки.

Всю тему рекомендуется разбить на две подтемы:

1.Аппаратура для кислородно-флюсовой резки.

2.Технология кислородно-флюсовой резки.

Подтема

АППАРАТУРА ДЛЯ КИСЛОРОДНО-ФЛЮСОВОЙ РЕЗКИ

Наглядные пособия

Плакат — Схемы подачи флюса в резак. Рис. 45 настоящего пособия.

Плакат — Установка для кислородно-флюсовой резки. Рис. 114

( 1).

Набор различных резаков и флюсопитателей для кислородной резки.

План занятий

1.Сущность процесса кислородно-флюсовой резки.

2.Способы подачи флюса и устройство флюсопитателей.

3.Устройство ручных и машинных резаков.

4.Установка для кислородно-флюсовой резки.

Методические указания

Изучение этой подтемы следует начать с пояснения сущности процесса кислородно-флюсовой резки. Надо еще раз напомнить учащимся о причинах невозможности резки высоколегированных

хромистых и хромоникелевых сталей, чугуна, цветных металлов и их сплавов, так как они не удовлетворяют основным условиям резки. Чтобы выяснить, насколько хорошо учащиеся помнят эти условия, следует задать им несколько вопросов и провести беседу.

В процессе беседы надо создать у учащихся четкое представление

отом, что при резке хромистых и хромоникелевых сталей образу­ ются тугоплавкие окислы хрома, препятствующие процессу резки,

Режущий

ГазофлюсоЪая

Рис. 45. Способы подачи флюса в резак:

о •— с двойной инжекцией флюса, б — под высоким давлением, в — с механиче­ ской подачей флюса, г — с внешней подачей флюса

что чугун имеет температуру плавления ниже температуры воспламенения, а содержащийся в нем кремний образует пленку туго­ плавких окислов, препятствующих резке и, наконец, что цветные металлы имеют большую теплопроводность и образуют при нагре­ ве тугоплавкие окислы. После этого следует пояснить сущность процесса кислородно-флюсовой резки, указать на роль флюсов, на­ звать их составные части и рассказать о требованиях, предъявляе­ мых к ним.

Излагая вопрос о способах подачи флюса в резак (рис. 45), нужно пояснить сущность каждого из них, подробно разобрать по плакату схему способа и отметить преимущества и недостатки. При этом следует сделать вывод, что на основании опыта эксплуа­ тации резаков и установок наиболее экономичными, производитель­ ными и устойчивыми в работе оказались установки с внешней подачей флюса.

При изучении устройства ручных и машинных резаков для кис­ лородно-флюсовой резки особых трудностей не возникает, так как

74


учащиеся уже хорошо знакомы с устройством обычных резаков, с которыми они познакомились в предыдущих темах. Здесь следует только указать на особенности устройства резаков в связи с необ­ ходимостью подавать в них порошкообразные флюсы. Надо пока­ зать каналы, по которым подается горючая смесь, режущий кисло­ род и газо-флюсовая смесь. Целесообразно принести на урок не­ сколько учебных резаков и предложить учащимся произвести их частичную разборку и сборку. Это позволит лучше изучить их устройство и принцип действия.

Переходя к изучению конструкции установок для кислородно­ флюсовой резки, следует отметить, что в состав каждой установки входит емкость для хранения и транспортирования порошкообраз­ ного флюса (флюсопитатель) и резак. По рекомендуемому плакату или непосредственно у установки нужно пояснить их принцип дей­ ствия, подробно рассказать устройство и привести краткую тех­ ническую характеристику. Рассматривая установки для машинной! резки, надо отметить, что в принципе они ничем не отличаются от стационарных машин для обычной кислородной резки с той только разницей, что вместо обычных резаков устанавливают кислороднофлюсовые и дополнительно присоединяют флюсопитатель. Конст­ рукции установок для кислородно-флюсовой резки нужно разо­ брать те, которые применяются на базовом предприятии.

К о н т р о л.ь н ы е в о п р о с ы

1.В чем состоит сущность процесса кислородно-флюсовой резки?

2.Каковы трудности, возникающие при резке высоколегированных хроми­

стых

и хромоникелевых сталей, чугуна, цветных металлов и их сплавов?

3

Перечислите способы подачи флюса в резак.

4.Опишите устройство резаков для кислородно-флюсовой резки.

5.Как устроена установка для кислородно-флюсовой резки?

6.Каково назначение флюсопитателей и как они устроены?

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 230—233 (1), стр. 240—245 (3).

Подтема

ТЕХНОЛОГИЯ КИСЛОРОДНО-ФЛЮСОВОЙ РЕЗКИ

Наглядные пособия

Таблица — Режимы разделительной резки высоколегированных хромистых и хромоникелевых сталей. Табл. 20 (1).

Образцы флюсов для резки различных металлов и сплавов. Образцы вырезанных деталей из высоколегированных хроми­

стых и хромоиикелевых сталей чугуна, цветных металлов и их! сплавов.

План занятий

1.Флюсы для кислородно-флюсовой резки.

2.Техника резки.


3.Технология и режимы резки.

4.Техника безопасности при резке.

Методические указания

В начале занятий нужно пояснить, что при кислородно-флюсо­ вой резке различных металлов и сплавов в качестве флюсов ис­ пользуют смеси железного порошка, кварцевого песка, железной окалины, феррофосфора и алюминия. Надо назвать марки наибо­ лее распространенных флюсов, указать их химический состав и отметить области применения. Следует заметить, что применение при кислородно-флюсовой резке в качестве флюса только одного кварцевого песка, несмотря на его дешевизну, из-за вредности кварцевой пыли, выделяющейся в большом количестве, ограничено и разрешается только в отдельных случаях и то при хорошей за­ щите органов дыхания.

Переходя к вопросу о технике резки, нужно отметить, что прие­ мы кислородно-флюсовой резки в основном такие же, как и при обычной кислородной резке, но режимы резки иные. Надо пояснить, что разрезаемый металл в точке начала реза так же, как и при обычной резке должен быть подогрет до температуры его воспла­ менения в кислороде. Здесь же надо отметить, что подогревать металл при пущенной струе газофлюсовой смеси не рекомендует­ ся, так как это ведет к значительному перерасходу флюса. Следует отметить, что расстояние режущего сопла до поверхности разреза­ емого металла должно быть значительно больше, чем при обычной резке и составлять 15—20 мм, а иногда и выше. Надо пояснить, что это делается для того, чтобы частицы флюса успели нагреться до температуры воспламенения, так как гореть флюс должен уже на поверхности разрезаемого металла. Учащиеся должны усвоить, что при слишком малом расстоянии от сопла до поверх­ ности металла процесс резки менее интенсивен и недостаточно устойчив, так как отраженный поверхностью металла флюс перио­ дически попадает в подогревающие сопла мундштука, вызывая хлопки, а иногда и обратные удары пламени.

Нужно также отметить, что разделительная резка высокохро­ мистых сталей может выполняться и по способу пакетной резки, причем в этом случае снижаются требования к подгонке листов по плоскостям и величине зазоров между ними. О технике поверхно­ стной кислородно-флюсовой резки можно сказать кратко, отметив, что она в основном и ничем не отличается от техники обычной поверхностной резки. Следует только остановиться на наклонах мундштука в зависимости от необходимой глубины канавки и ука­ зать на области ее применения.

Вопросы режима резки лучше всего излагать, пользуясь реко­ мендуемой таблицей. Учащиеся должны уметь пользоваться ею. Надо напомнить учащимся, какие параметры входят в режим резки и как надо выбирать или устанавливать отдельные параметры ре­ жима в зависимости от толщины разрезаемого металла. Чтобы

76


проверить, как учащиеся научились выбирать режимы резки, мож­ но задать им несколько вопросов по выбору режима резки в зави­ симости от толщины разрезаемого металла. Особое внимание сле­ дует обратить на выбор мощности подогревающего пламени и ука­ зать, что при кислородно-флюсовой резке она должна быть на 15— 20% больше, чем при обычной резке той же толщины металла. Надо пояснить учащимся, что выбор мощности подогревающего пламени зависит от распределения тепла, которое подается не только разрезаемому металлу, но и флюсу. Учащиеся должны уяснить: что при небольшой мощности пламени, т. е. при неболь­ шом расходе горючего газа нагрев места реза будет происходить медленно, а металлический порошок, являющийся основой флюса, не будет воспламеняться полностью. Следует также отметить, в каких случаях требуется предварительный подогрев при резке, до каких температур его производить и какие источники тепла при этом применяют. Заканчивая рассмотрение этого вопроса, нужно указать, что в качестве горючего можно использовать заменители ацетилена — пропан-бутан, коксовый и природный газы. Жидкие горючие для кислородно-флюсовой резки не применяют.

Вопросам техники безопасности при резке нужно придать осо­ бое значение. Здесь надо отметить, что при резке чугуна и цветных металлов рабочие места резчика должны быть оборудованы хоро­ шей вентиляцией для удаления выделяющихся вредных паров и газов. Особо следует остановиться на вредности паров окиси цинка, а поэтому резку латуни следует производить в респираторе (маске). Нужно еще раз напомнить о вредности применения в ка­ честве флюса одного кварцевого песка.

Одно из занятий по кислородно-флюсовой резке рекомендуется провести в учебных мастерских или на базовом предприятии, где необходимо продемонстрировать учащимся процесс резки и еще раз пояснить устройство оборудования и аппаратуры.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

4.Каково назначение флюсов при кислородно-флюсовой резке?

2.Назовите состав наиболее распространенных марок флюсов.

3.Изложите технику кислородно-флюсовой резки.

4.Как выбирается и устанавливается режим резки?

5.Опишите технику резки с предварительным подогревом.

6.Изложите вопросы техники безопасности при кислородно-флюсовой резке.

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 233—235 (1), стр. 245—249 (3).

Т е м а 17

АППАРАТУРА ДЛЯ ГАЗОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ РЕЗКИ, ТЕХНОЛОГИЯ РЕЗКИ

Для изучения этой темы учащиеся уже достаточно подготовле­ ны при изучении предыдущих тем. Они имеют представление об источниках питания сварочной дуги постоянным и переменным

77


током, знакомы с устройством баллонов для сжатых газов, редукто­ ров, манометров, знают назначение щитков и масок и умеют выби­ рать защитные светофильтры в зависимости от силы тока.

В этой теме нужно познакомить их с существующими способами

газоэлектрической резки, рассказать об устройстве газоэлектри­

ческих резаков, осветить вопросы

технологии резки, дать понятие

о технике ведения процесса резки

и указать на области ее приме­

нения, а также на преимущества и недостатки.

Учитывая, что оборудование и аппаратура для газоэлектриче­ ской резки тесно связаны с техникой резки, то рассматривать эти два вопроса следует совместно. Исходя из этого, всю тему реко­ мендуется разбить на три подтемы:

1. Кислородно-дуговая резка.

2. Воздушно-дуговая резка.

3. Плазменно-дуговая резка.

Подтема

КИСЛОРОДНО-ДУГОВАЯ РЕЗКА

Наглядные пособия

Плакат — Положение электрода и траектория его движения при

электродуговой резке. Рис. 46 настоящего пособия.

Рис. 115

Плакат — Схема ручной кислородно-дуговой резки.

( 1).

47 настоя­

Плакат — Резак для кислородно-дуговой резки. Рис.

щего пособия.

Набор различных резаков для кислородно-дуговой резки. Образцы деталей, вырезанных электродуговой и кислородно­

дуговой резкой.

План занятий

1.Общие сведения об электродуговой резке металлов.

2.Сущность процесса кислородно-дуговой резки.

3.Устройство кислородно-дуговых резаков.

4.Технология кислородно-дуговой резки.

Методические указания

В начале занятий нужно рассказать учащимся о существующих способах электродуговой резки и познакомить их с обычной ручной дуговой резкой металлическим и угольным электродами. Надо от­ метить, что электродуговая резка основана на расплавлении метал­ ла и стенании его вниз за счет давления сварочной дуги и собст­ венного веса. По плакату (рис. 46) надо рассказать, под каким углом устанавливают электрод во время резки и какова должна быть траектория его движения. Следует отметить, что резку метал­ лическим электродом можно вести как на постоянном, так и на

78