Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 68

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3.Керосинорезы.

4.Резаки для машинной резки.

5.Специальные резаки.

Методические указания

Изучение этой подтемы следует начать с классификации руч­ ных резаков. Классифицировать их лучше всего по следующим признакам: по виду резки, по назначению, по роду горючего, по принципу действия, по давлению кислорода и по конструкции мундштуков. Каждый из этих признаков надо кратко пояснить.

Рис. 31. Вставной ацетилено-кислородный резак:

1 — наружный мундштук, 2 — внутренний

мундштук,

3 — наконечник,

4 — трубка режу­

щего кислорода, 5 — маховичок

режущего

кислорода,

6 — накидная

гайка, 7 — корпус,

S — инжектор, 9 — смесительная

камера, 10 — трубка газовой смеси подогревающего пла­

мени, И — маховичок

подогревающего кислорода

i

 

 

 

 

Переходя к изучению устройства резаков для ручной резки, надо отметить, что конструктивно резак представляет собой горелку, снабженную устройством для подачи в режущий канал мундштука дополнительной струи кислорода. По рекомендуемым плакатам следует подробно пояснить принцип действия инжекторного ацети­ лено-кислородного резака для ручной резки, рассмотреть конст­ рукцию и привести техническую характеристику резака «Пламя-62» или «Факел». Надо также отметить, что кроме обычных резаков для разделительной резки выпускаются и широко применяются вставные резаки, которые являются удобными при выполнении

61

монтажных и строительных работ, когда необходимы сравнительно частые переходы от сварки к резке и обратно. По плакату (рис. 31) надо разобрать устройство одного из таких резаков, обратив осо­ бое внимание на крепление его к стволу обычной сварочной горел-

 

 

 

 

 

 

6)

 

 

 

Рис. 32, Бачок для жидкого горючего:

 

а — общий вид, б — схема;

/ — крышка,

2 — резиновая

про­

кладка,

3 — корпус

бачка,

4 — насос, 5 — шток, 6 — пружина

штока,

7 — поршень,

8 — манжета, 9 — корпус

клапана.

10

уплотнитель, 11 — клапан,

121—пружина

клапана. 13 — за­

глушка,

14 — манометр,

16 — прокладка,

/л — пробка,

17

корпус

гройннка,

18 — фибровая прокладка,

19 —шпиндель,

20 — сальниковая

гайка,

21 — накидная

ганка, 22 — ниппель

62


ки. Надо подчеркнуть, что времени на установку такого резака тре­ буется столько же, сколько необходимо на смену обычного свароч­ ного наконечника. Кроме того, по рекомендуемому плакату нужно объяснить устройство и применение вставных специальных резаков: для срезки заклепок, для резки труб, для вырезки отверстий мало­ го диаметра. Следует кратко остановиться на устройстве резаков для газов — заменителей ацетилена. Надо сказать, что резаки для пропаи-бутаповой смеси, природных и городских газов имеют в основном такое же устройство, как и ацетилено-кислородные реза­ ки, но отличаются большими проходными сечениями в инжектор­ ной части и мундштуках. Нужно назвать их марки, привести диа­ метры каналов мундштуков для различных толщин разрезаемого металла и сравнить их с аналогичными каналами для ацетиленокислородных резаков.

Особо следует остановиться на резаках для жидких горючих. По рекомендуемым плакатам нужно пояснить схему работы резака керосинореза и предохранительного обратного клапана. По плака­ ту (рис. 32) необходимо разобрать устройство бачка для жидкого горючего. Учащимся надо пояснить, что при низких температурах керосин повышает свою вязкость и плохо проходит по оплетке испарителя. В этом случае разрешается пользоваться бензином. Учитывая особую опасность при применении жидких горючих, не­ обходимо подробно остановиться на правилах техники безопасно­ сти при работе с ними.

При рассмотрении устройства резаков для машинной резки особых трудностей не возникает, так как принцип их работы такой же, как и ручных резаков. Рассказывая их устройство, надо обра­ тить внимание на прямолинейность конструкции и наличие зубча­ того реечного устройства.

Из специальных резаков нужно разобрать устройство резаков для резки стали большой толщины, для резки кислородом низкого давления, для поверхностной резки и выплавки пороков. Надо рас­ сказать об особенностях работы этих резаков и указать на области их применения. Если останется время, желательно кратко ознако­ мить учащихся с резаками для подводной резки. Для закрепления пройденного материала целесообразно показать учебный диафильм «Сварочные горелки и резаки».

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Как классифицируются резаки для кислородной резки?

2.Опишите устройство ручного резака для разделительной резки.

3.Каково назначение вставных резаков?

4.В чем состоят особенности резаков для работы на газах-заменителях ацетилена?

5.Опишите устройство резака керосинореза.

6.Каковы особенности устройства машинных резаков?

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 191—203 (1), стр. 187—203 (3).

63


Подтема

МАШИНЫ для кислородной резки

 

Наглядные пособия

 

 

 

Таблица — Основные параметры стационарных

машин. Табл.

14

(1).

параметры переносных

машин. Табл.

15

Таблица — Основные

(1).

машина «Радуга» для кислородной рез­

 

Плакат — Переносная

ки. Рис. 99 (3).

 

 

 

перенос­

 

Плакат — Кинематическая схема ведущего механизма

ной машины «Радуга». Рис. 33 настоящего пособия.

 

«Радуга».

 

Плакат — Электрическая

схема переносной машины

Рис. 34 настоящего пособия.

шарнирная машина АСШ-2.

Рис. 101

 

Плакат — Стационарная

(1)

Плакат — Схема крепления шаблонов электромагнитами к хо­

боту машины АСШ-2. Рис. 35 настоящего пособия.

Плакат — Принципиальная кинематическая схема стационарной машины для кислородной резки шарнирного типа. Рис. 36 настоя­

щего пособия.

Плакат — Кинематическая схема ведущего механизма стацио­ нарной машины АСШ-2. Рис. 37 настоящего пособия.

Плакат — Схема и расчетные формулы для определения разме­ ров стальных шаблонов. Рис. 106 (3).

Макеты и отдельные узлы и механизмы стационарных и пере­ носных машин для кислородной резки.

План занятий

1.Классификация машин для кислородной резки.

2.Переносные машины для кислородной резки.

3.Стационарные машины для кислородной резки.

4.Способы копирования.

5.Шаблоны для стационарных машин.

Методические указания

Начать изучение этой подтемы следует с классификации машин для кислородной резки. Надо отметить, что согласно ГОСТ 5614—67 машины общепромышленного назначения различаются по двум признакам: по исполнению, в зависимости от вида резки, и по на­ значению. Нужно кратко охарактеризовать каждый признак и, пользуясь рекомендуемыми таблицами, указать на основные пара­ метры как стационарных, так и переносных машин, отметив их примерную область применения.

Приступая к изучению переносных машин для кислородной рез­ ки, следует отметить, что они являются весьма удобными для рас­

64


кроя листового материала, так как не занимают рабочих площадей, перемещаясь по поверхности разрезаемых листов. Одной из новей­ ших конструкций является переносная машина «Радуга», которую надо изучить более подробно. Изучать ее следует по рекомендуе­

мым плакатам в сле­

 

 

 

 

дующей последователь­

 

 

 

 

ности:

 

сначала

нужно

 

 

 

 

рассказать

об

устрой­

 

 

 

 

стве

машины,

затем

 

 

 

 

разобрать кинематиче­

 

 

 

 

скую

схему

ведущего

 

 

 

 

механизма (рис. 33),

 

 

 

 

кратко остановиться на

 

 

 

 

электрической

схеме

 

 

 

 

(рис. 34) и привести

 

 

 

 

техническую

характе­

 

 

 

 

ристику. Если в классе

 

 

 

 

имеется такая машина,

 

 

 

 

то при изучении устрой­

 

 

 

 

ства надо пользоваться

 

 

 

 

ею. Обязательно необ­

 

 

 

 

ходимо

показать уча­

 

 

 

 

щимся

 

инструкцию по

 

 

 

 

наладке

и

эксплуата­

 

 

 

 

ции машины и дать воз­

 

 

 

 

можность им самостоя­

Ряс. 33. Кинематическая схема ведущего механиз­

тельно познакомиться с

ма переносной машины «Радуга»:

 

нею. Если же в

учеб­

^ — электродвигатель,

2 — ведущее

ходовое колесо, 3

цилиндрическая пара

шестерен,

4 — червячные

пары,

ных мастерских

или на

5 — ведомое ходовое

колесо, 6 — направляющий

ролик

базовом

предприятии

 

 

 

 

применяются другие типы переносных машин, то изучение их реко­ мендуется вести в такой же последовательности. Важно, чтобы учащиеся хорошо уяснили принципиальное устройство таких машин

 

Сеть

и научились бы самостоятельно зна­

 

комиться с ними по прилагаемым

 

 

инструкциям.

 

 

 

Переходя к изучению стационар­

 

 

ных машин для кислородной резки,

 

 

следует пояснить, что они применя­

 

 

ются для получения точных и чистых

 

 

резов, как правило, в массовом про­

 

 

изводстве. Надо отметить, что ста­

 

 

ционарные машины в зависимости

 

 

от их

назначения выпускаются

че­

Рис. 34. Электрическая схема пере­

тырех типов: для раскройных работ,

для точной прямолинейной и фигур­

носной машины «Радуга»:

ной резки, универсальные для пря­

В — выключатель,

П — предохранитель,

Hi — потенциометр,

R5 — сопротивление,

молинейной и фигурной резки и для

Л1 — якорь электродвигателя, ОВ — об­

резки

малогабаритных - деталей

и

мотка возбуждения

5 Заказ 205

 

 

 

65


заготовок. Нужно пояснить особенности этих видов резки, требо­ вания, предъявляемые к чистоте и точности реза, и привести при­ меры их применения. Следует отметить, что в настоящее время применяется достаточно большое разнообразие стационарных машин и некоторые из них имеют довольно сложное устройство. Осваивать их учащимся придется при повышении своей квалифи­ кации. На уроках же подробно нужно будет разобрать устройство

Рис. 35. Схема крепления шаблонов электромагнитами к хоботу машины АСШ-2:

1 — штанги, 2 — червяк, 3 — хобот, 4 — магнит, Ь — фясонный болт, 5 — маховик, 7 — магнит, 8 — шаблон, 9 — болт

одной машины, лучше всего АСШ-2, так как она является наибо­ лее простой и имеет довольно широкое применение. Изучать ее рекомендуется в такой же последовательности, как изучалась пере­ носная машина «Радуга». По плакату или непосредственно у маши­ ны необходимо объяснить ее конструктивное устройство. Пользуясь плакатами, нужно пояснить, как производится электромагнитное крепление шаблонов к хоботу машины (рис. 35), разобрать прин­ ципиальную кинематическую схему шарнирного типа (рис. 36), рассмотреть кинематическую схему ведущего механизма (рис. 37), привести техническую характеристику. Если в учебных мастерских или на базовом предприятии применяются другие типы машин, то целесообразно рассмотреть и их устройство. При изучении машин желательно пользоваться инструкциями по их эксплуатации, при­ лагаемыми заводом-изготовителем.

В дальнейшем надо отметить, что основным узлом стационар­ ных газорезательных машин, позволяющим автоматизировать про­ цесс резки, является механизм копирования, который дает возмож­ ность вырезать однотипные детали по одному эталонному образ­ цу— копиру. Надо пояснить, что у различных типов машин приме­ няются различные принципы копирования, такие как механический, электромагнитный, фотоэлектрический, дистанционно-масштабный и программированный. Более, подробно следует остановиться на первых двух — механическом и электромагнитном, а об остальных же надо сказать очень кратко, указав только на их сущность.

.Принцип механического и электромагнитного копирования обяза-

66

телы-ю нужно связать с изготовлением шаблонов. Надо пояснить назначение шаблонов, привести расчетные формулы для определе­ ния размеров шаблонов, применяемых для вырезки как внешних, так и внутренних контуров деталей. Для того чтобы учащиеся лучше усвоили этот материал, рекомендуется решить несколько примеров на определение размеров шаблонов при заданных выре­ заемых деталях.

Рис. 36. Принципиальная кинема­

Рис. 37. Кинематическая схема веду­

тическая схема стационарной ма­

щего механизма машины АСШ-2:

шины для кислородной резки шар­

1 — электродвигатель, 2 —червяк,

3 — чер­

нирного типа:

вячное

колесо, 4 — магнитный палец, 5 —

/ — шаблон, 2 — магнитный палец, 3 —

шаблон,

6 — опорный ролик, 7 — пружина,

8 и 9 — цилиндрические зубчаше

колеса

магнитная юловка, 4 — внешнее звено,

 

 

 

5 — внутреннее

звено,

6 — шарниры.

 

 

 

7 — машинный

резак,

8 — разрезаемая

 

 

 

 

деталь

 

 

 

 

Одно из занятий по этой подтеме целесообразно провести в учебных мастерских или на предприятии, где кратко рассказать учащимся устройство имеющихся там машин, и показать их в рабо­ те. Демонстрацию следует поручить мастеру производственного обучения или опытному газорезчику. В процессе демонстрации пре­ подаватель должен пояснить взаимодействие отдельных узлов машин. Учащиеся на таких занятиях особенно хорошо понимают и воспринимают показываемое.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Как классифируются машины для кислородной резки?

2.Опишите устройство переносной машины «Радуга*' и приведите ее тех­ ническую характеристику.

3.Каковы основные принципы копирования при автоматизации кислородной

резки?

4. Каково назначение стальных шаблонов при копировании?

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 203—213 (1), стр. 204—221 (3).

5*

67