Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 71

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т е м а 15

ТЕХНОЛОГИЯ КИСЛОРОДНОЙ РЕЗКИ

Целью этой темы является ознакомление учащихся с техникой и технологией разделительной и поверхностной кислородной резки металлов. Учащиеся должны усвоить особенности ручной, полу­ автоматической и автоматической резки, ознакомиться с ацети­ лено-кислородной, керосино-кислородной и пропан-бутано-кисло- родной резкой. Учащиеся должны получить представление об обла­ стях применения каждого из этих способов, необходимо привести примеры их применения и указать на преимущества и недостатки.

Делить эту тему на отдельные подтемы не следует, так как все изучаемые вопросы довольно тесно связаны между собой.

Наглядные пособия

Плакат — Схема кислородной резки. Рис. 38 настоящего посо­ бия.

Плакат — Параметры реза. Рис. ПО (1).

Плакат — График зависимости скорости резки и расхода кисло­

рода от его чистоты. Рис. 39 настоящего пособия.

 

 

Плакат — Способы резки без грата. Рис.

123 (3).

 

 

Плакат — Места прожигания отверстий

при вырезке фланцев.

Рис. 40 настоящего пособия.

 

качество реза. Рис. 41

Плакат — Показатели, характеризующие

настоящего пособия.

 

 

 

107 (1).

Плакат — Приспособления к ручным резакам. Рис.

Плакат — Схема пакетной резки листов. Рис.

42

настоящего

пособия.

металлов. Рис.

43

настоящего

Плакат — Поверхностная резка

пособия.

поверхностной

резки. Рис. 44

Плакат— Примеры применения

настоящего пособия.

 

 

одновременно.

Плакат — Резка кромок несколькими резаками

Рис. 113 (1).

Образцы реза металла различной толщины с применением раз­ личных способов резки.

План занятий

1.Применение кислородной резки.

2.Сущность процесса кислородной резки.

3.Основные условия резки.

4.Влияние состава стали на процесс резки.

5.Режимы резки.

6.Техника ручной разделительной резки.

7.Керосино-кислородная резка.

8.Поверхностная резка.

9.Машинная кислородная резка.

68


Методические указания

В начале занятий надо отметить, что кислородная резка нахо­ дит широкое применение почти во всех областях металлургической и металлообрабатывающей промышленности. Она широко применя­ ется в черной металлургии, судостроении, котлостроении, вагоно­ строении, мостостроении, строительстве и т.д. Далее нужно сказать, что особенно широкое распространение получила разделительная резка, находящая применение при раскрое листовой стали, при резке профильного металла, при вырезке косынок, кругов, фланцев

Рис. 38. Схема процесса аце­

Рис. 39.

График

зависимости

тилено-кислородной

резки:

времени

резки (/)

и расхода

1 — режущий

мундштук, 2

кислорода (2) от чистоты ре­

пламя режущего кислорода, 3

жущего кислорода

разрезаемый

металл,

4 — шла*

 

 

 

ки,

5 — рез,

6 — подогреватель­

 

 

 

ное

пламя,

7 — подогреватель­

 

 

 

 

ный мундштук

 

 

 

 

 

и других фигур простого и сложного профиля. Особо следует под­ черкнуть, что это единственный способ, при помощи которого мож­ но разрезать металлы практически неограниченной толщины, что при помощи кислородной резки можно выполнять не только прямо­ линейные, но и любые криволинейные резы, что резку можно про­ изводить как на воздухе, так и под водой. Рассказ желательно сопровождать примерами применения резки в различных областях промышленности и строительства.

Рассмотрев области применения, нужно пояснить сущность процесса кислородной резки металлов (рис. 38) и отметить, что это есть процесс сгорания железа в кислороде с последующим уда­ лением окислов струей этого же кислорода. Надо указать на тем­ пературу плавления и сгорания железа в струе кислорода, отме­ тить, что при сгорании железа выделяется достаточное количество тепла для подогрева металла, а поэтому в качестве горючего мо­ жет применяться как ацетилен, так и любой другой газ — замени­

69



тель ацетилена или же жидкие горючие — керосин или бензин. На вопросе об основных условиях резки нужно остановиться более подробно. Учащиеся обычно думают, что резать можно лю­ бые металлы и сплавы. Надо им пояснить, что обычной кислород­ ной резке поддаются не все металлы, а только те из них, которые удовлетворяют основным условиям резки, и объяснить эти условия. Учащимся обязательно пояснить, почему нельзя резать хромистые

Рис. 40. Места прожигания от­

Рис. 41.

Показатели,

характеризую­

верстий при вырезке фланцев

 

щие качество реза:

 

« — отклонение

от

плоскости

реза, б —

 

оплавление

верхней

кромки,

в — отставав

 

пне струи

режущего

кислорода

и хромоникелевые стали, высокоуглеродистые стали, чугуны, цветные металлы и их сплавы. Здесь же надо оговориться, что и они поддаются резке, но при этом применяют кислородно-флюсовый процесс, который будет рассматриваться ниже в соответствующей теме.

Далее нужно рассказать о влиянии состава стали на процесс резки. Надо отметить, что на качество резки большое влияние оказывают содержащиеся в стали примеси. Следует пояснить, как влияют основные примеси — углерод, марганец и кремний, а также небольшие добавки хрома и никеля. При этом надо сказать, что способность стали подвергаться резке можно оценивать по ее хими­ ческому составу, пользуясь формулой эквивалентного содержания углерода. На доске следует написать формулу для определения эквивалентного содержания углерода и пояснить, как ей пользо­ ваться. Чтобы выяснить, насколько правильно учащиеся поняли этот вопрос, следует решить несколько примеров по определению способности той или иной марки стали подвергаться кислородной резке.

Рассматривая вопрос о режимах резки, прежде всего нужно перечислить факторы, составляющие режим резки, и кратко пояс­ нить сущность каждого из них. Особое внимание следует уделить основным показателям режима резки — давлению режущего кисло­ рода и скорости резки. Надо пояснить, в зависимости от чего выби­ рают эти показатели и как они влияют на качество реза. Здесь

70


же нужно подчеркнуть влияние чистоты кислорода на резку (рис. 39) и отметить, что с понижением его чистоты процесс окис­ ления металла замедляется, в результате чего скорость резки уменьшается, а расход кислорода увеличивается. Учащиеся долж­ ны твердо запомнить, что применение для резки кислорода чисто­ той ниже 97% не рекомендуется.

Рассказывая о технике руч­ ной разделительной резки, сле­ дует пояснить, как начинается процесс при резке с кромки ли­ ста и с его середины. Надо рас­ сказать о наклонах мундштука резака в начале реза, когда прогревается металл, и в про­ цессе резки, когда пущена струя режущего кислорода. Нужно пояснить, как и в каких

Рис. 42. Схема выполнения пакетной

Рис.

43. Поверхностная резка метал­

.резки стали

 

лов:

 

а —схема процесса,

6 — нормальные раз­

 

меры

выплавляемых

канавок, в — грубая

 

 

строжка, г — чистая строжка

местах следует прожигать отверстия при вырезке дисков и флан­ цев (рис. 40), и рассказать о приспособлениях, применяемых при криволинейной резке. Особо следует остановиться на скоро­ сти перемещения резака, пояснив, что при большой скорости резки соседние участки металла, подлежащие резке, не будут успевать достаточно прогреваться, возникнет большое отставание струи режущего кислорода и процесс резки может прекратиться. Наобо­ рот, при слишком медленном перемещении резака будет происхо­ дить оплавление кромок и рез получится неровным, а на кромках образуется большое количество шлака. По плакату (рис. 41) рас­ сказать о показателях, характеризующих качество реза, и причинах образования дефектов при резке. Здесь же следует по рекомендуе­ мому плакату рассказать учащимся о способах резки без грата.

71

Заканчивая рассмотрение этого вопроса, нужно остановиться на технике пакетной резки листов (рис. 42). При этом надо обратить внимание учащихся на качество сборки пакетов и в первую оче­ редь на отсутствие между отдельными листами больших зазоров, которые могут явиться причиной прекращения сквозного реза. Надо отметить, что режимы резки пакета определяются суммарной толщиной всех листов в нем. Нужно также рассказать об особен­ ностях резки металла больших толщин.

Рис. 44. Примеры применения поверхностной кислородной резки:

а, 6, в, г, д — кислородная строжка, е. ж — кислородная обточка, з — кислородное сверление, и — строжка и разделительная резка (подго­ товка кромок)

Переходя к вопросу о керосино-кислородной резке, следует по­ яснить особенности процесса, отметить преимущества и недостатки и особо остановиться на технике безопасности при резке. Здесь нужно указать на необходимость установки предохранительного клапана, на количество заливаемого в бачок керосина, на соотно­ шение давлений кислорода и воздуха в бачке с керосином, а также способах тушения керосина при его возгорании.

Рассматривая вопрос о поверхностной резке, учащимся надо напомнить, что по направленности кислородной струи и характеру образуемых резов различают два основных вида газовой резки: разделительную, образующую в деталях сквозные разрезы, и по­ верхностную, дающую на поверхности металла углубления (канав­ ки) овальных очертаний. О разделительной резке достаточно по­ дробно говорилось ранее. Рассматривая вопрос поверхностной рез­ ки, следует пояснить его сущность, указать размеры получаемых канавок (рис. 43), рассказать о строжке поверхностей и привести примеры применения поверхностной резки (рис. 44).

Рассматривая вопрос о машинной резке, прежде всего надо обратить внимание учащихся на чистоту реза, производительность процесса, возможность подготовки кромок под сварку одновремен­ но двумя и тремя резаками, возможность резки при раскройных работах одновременно 6—8 резаками.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.В чем состоит сущность процесса кислородной резки?

2.Каковы основные условия кислородной резки?

72