Файл: Шебеко, Л. П. Преподавание специальной технологии электрогазосварщикам.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 56

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

нить учащимся их сущность и указать на случаи их применения. В заключение нужно рассмотреть вопрос о правке деформиро­ ванных сварных конструкций. Сначала нужно остановиться на механической правке, а затем более подробно изложить материал, относящийся к термической правке. Надо пояснить, что термиче­ ская правка основана на принципе уравновешивания деформаций и состоит в искусственном создании в сварной конструкции внут­ ренних напряжений, которые компенсируют первоначальные на-

я)

в)

Рис. 17. Жесткое крепление фундамента к плите на время сварки:

а — сварка без крепления опорной плоскости, б — сварка прн жестком креп­ лении опорной плоскости

пряжения, вызвавшие деформацию. Демонстрируя плакат и свар­ ные образцы, надо пояснить, что техника правки состоит в быст­ ром нагреве поверхности металла с последующим его охлажде­ нием. Надо пояснить, что нагретый участок металла сокращается в размерах и выправляет деформированный участок. Надо заме­ тить, что нагревать всегда нужно ту поверхность, сжатие которой придает изделию правильную форму. Важно, чтобы учащиеся по­ няли сущность процесса термической правки и сами научились выбирать места нагрева. В заключение можно сказать, что источ­ ником тепла при термической правке обычно используют газосва­ рочные горелки большой мощности.

Учитывая сложность материала этой подтемы, в процессе заня­ тий нужно широко использовать наглядные пособия — плакаты и натуральные образцы сварных соединений. Рекомендуется также провести один урок на производстве, где показать, какие меры борьбы со сварочными деформациями и напряжениями применяют высококвалифицированные сварщики.

3*

35

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Опишите последовательность наложения швов при сварке полотнищ из отдельных листов, при сварке балок, при сварке цилиндрических сосудов.

2.В чем состоит сущность уравновешивания деформаций, обратных дефор­

маций?

3.Для чего жестко закрепляют детали перед сваркой?

4.Перечислите способы уменьшения внутренних напряжений в сварных швах после сварки.

5.Назовите способы термической обработки сварных конструкций, изложите их сущность и укажите области применения.

6.Как произвести правку деформированных сварных конструкций?

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 101—112 (1), стр, 93—96 (2).

Т е м а 9

СВАРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ И ШВЫ

К началу изучения этой темы учащиеся уже имеют представле­ ние о форме подготовленных под сварку кромок, ознакомившись с ними в процессе производственного обучения. Кроме того, из предмета «Техническое черчение» они кратко ознакомлены с услов­ ными изображениями и обозначениями швов сварных соединений на чертежах. Следует помнить, что в настоящее время на основ­ ные типы и конструктивные элементы швов сварных соединений для ручной электродуговой сварки действует новый ГОСТ 5264—69 взамен ГОСТ 5264—58. Кроме того, согласно единой системе кон­ структорской документации (ЕСКД) на условные изображения и обозначения швов сварных соединений взамен ГОСТ 2.312—6S вве­ ден новый ГОСТ 2.312—72. Поэтому при подготовке к занятиям, кроме рекомендуемых учебных пособий, следует пользоваться так­ же и соответствующими стандартами.

Целью этой темы является более глубокое ознакомление уча­ щихся с конструктивными элементами основных типов швов свар­ ных соединений, выполняемых ручной электродуговой сваркой, классификацией швов, условными изображениями и обозначения­ ми их на чертежах и основными понятиями о расчете сварных швов на прочность.

. Ввиду того что все эти вопросы тесно связаны между собой, разбивать всю тему на отдельные подтемы нет необходимости.

Наглядные пособия

Плакат — Сварные соединения. Рис. 56 (1).

Плакат — Классификация сварных швов. Рис. 57 (1).

Плакат— Соотношение площадей сечения наплавленного ме­ талла при сварке встык с V-образной и Х-образной подготовкой кромок. Рис. 18 настоящего пособия.

Плакат — Схема пространственного расположения швов. Рис. 19 настоящего пособия.

36


Рис. 18. Соотношение площадей сечения наплавленного металла при сварке встык с V-образной. и Х-образной подготовкой кромок (14 — номера площадок)

Плакат— Примеры условных изображений и обозначений швов сварных соединений. Рис. 59 (1).

Образцы пластин с различными формами подготовленных кро­ мок.

План занятий

1. Определение понятий сварное соединение и сварной шов.

2.Классификация основных типов швов сварных соединений по виду соединения и форме подготовленных кромок.

3.Классификация сварных швов по положению в пространстве, по направлению действующих усилий, по количеству слоев и по

протяженности.

4. Условные изображения и обозначения швов сварных соеди­ нений.

5. Понятие о расчете швов на прочность.

Методические указания

Изложение материала следует начать с определения понятий сварное соединение и сварной шов. После этого, пользуясь плака­ том, надо отметить, что согласно ГОСТ основные типы швов свар­ ных соединений по виду соединения могут быть стыковыми, угло­ выми, тавровыми и внахлестку. Надо пояснить, что в зависимости от толщины свариваемого металла различные виды соединений различаются также по форме подготовленных кромок. Поль­ зуясь. плакатом и натуральными образцами, следует рассказать, при каких толщинах металла и в каких случаях применяются свар­ ные швы без скоса кромок, с

V-образным или с Х-образным скосом кромок и др. Говоря о пре­ имуществах тех или других фор­ мах подготовки кромок, в частно­

сти, надо отметить, что при возможности поворота стыкового соеди­ нения или удобном доступе с двух сторон шва целесообразнее применять Х-образный скос кромок, так как при этом примерно в два раза уменьшается количество наплавленного металла и значи­ тельно уменьшаются деформации и напряжения. По плакату (рис. 18) надо пояснить, что при V-образном скосе кромок нужно заплавить жидким металлом площадки 1, 2, 3 и 4 в то время как при Х-образиом скосе кромок нужно заплавить только площадку / и 2.

Продолжая рассказ по плакату, необходимо подробно остано­ виться на конструктивных элементах подготовленных кромок и выполненного шва. Учащиеся должны хорошо усвоить, какое на­ значение имеет притупление, зазор при сборке и величина угла скоса кромок. Надо указать на номинальные их размеры и

37


предельные отклонения, допускаемые ГОСТ. Особо следует остаио виться на дефектах сварных швов, если эти отклонения нарушены.

Излагать вопрос о классификации сварных швов удобно по ре­ комендуемому плакату. Особое внимание следует уделить поло­ жению шва в пространстве (рис. 19), отметив, что потолочное по­ ложение шва при сварке является наиболее трудным и его по возможности следует избегать, применяя различные поворотные приспособления и механизмы.

Рис. 19. Схема пространственного расположения швов:

а — нижнее, б — вертикалоное, в — потолочное (верхнее), г — горизонталь­ ное на вертикальной плоскости

С условными изображениями и обозначениями швов сварных соединений (ГОСТ 2.312—72) учащиеся уже ознакомлены при изу­ чении предмета «Техническое черчение». Путем беглого опроса нужно выяснить, насколько хорошо учащиеся запомнили условные графические знаки для различных видов сварных соединений и форм подготовленных кромок. Если окажется, что учащиеся не твердо знают этот вопрос, нужно объяснить его снова. Для луч­ шего усвоения этого материала на доске следует вычертить основ­ ные графические знаки и указать, как ими пользоваться. Надо до­ биться того, чтобы учащиеся свободно могли читать чертежи свар­ ных конструкций и самостоятельно разбираться в условных изоб­ ражениях и обозначениях швов сварных соединений. Следует по­ знакомить учащихся с ГОСТ 11692—66, регламентирующим услов­ ные изображения и обозначения швов в чертежах строительных конструкций.

Вопрос о расчете сварных швов на прочность можно изложить кратко, не более, чем об этом говорится в учебнике (1). При этом следует ознакомить учащихся с основными положениями Между­ народной системы единиц (СИ). Для закрепления этого вопроса целесообразно решить несколько примеров на расчет прочности сварных швов. Примеры можно составить самому преподавателю по образцу примеров, приведенных в учебнике (1) на стр. 124.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Дайте определение сварному соединению, сварному шву.

2.Как классифицируются основные типы швов сварных соединений по виду соединения, по форме подготовленных кромок?

38

3.Каково назначение притупления, зазора и угла скоса кромок?

4.Как классифицируются сварные швы по положению в пространстве, по количеству слоев и по протяженности?

5.

Приведите

пример

условного обозначения

стыкового

или

углового шва.

6.

Напишите

формулы

для расчета стыковых

и угловых

швов

на прочность.

Д о м а ш н е е з а д а н и е

Стр. 115—124 (1), стр. 97—113 (2).

Т е м а 10

ТЕХНИКА РУЧНОЙ ДУГОВОЙ СВАРКИ

К моменту изучения настоящей темь; учащиеся уже получилц основные сведения о сварочном оборудовании, изучили явления, происходящие в сварочной дуге, ознакомились со сварочными ма­ териалами и видами сварных швов и соединений. Этих сведений вполне достаточно для изучения вопросов технологии сварки.

Цель настоящей темы ознакомить учащихся с подготовкой ме­ талла под сварку, со способами сборки под сварку, научить их выбирать режимы сварки и дать основные понятия о технике ве­ дения процесса наплавки валиков и сварки стыковых и угловых швов.

Тема охватывает несколько самостоятельных учебных вопро­ сов, в соответствии с которыми ее можно разделить на следующие подтемы;

1.Подготовка и сборка метала под сварку.

2.Выбор режимов сварки.

3.Техника сварки стыковых и угловых швов.

Подтема

ПОДГОТОВКА И СБОРКА МЕТАЛЛА ПОД СВАРКУ

Наглядные пособия

Плакат — Проверка подготовки кромок под сварку. Рис. 62 (!)'. Плакат— Проверка качества сборки. Рис. 63 (1).

Образцы подготовленных и собранных пластин под сварку стыковых и угловых швов.

План занятий

1.Очистка металла перед сборкой.

2.Способы сборки под сварку.

3.Прихватка собранных деталей.

Методические указания

Изучение этой подтемы следует начать с повторения материала о сварных швах и видах подготовки кромок. Надо сказать уча­ щимся, что подготовка кромок может производиться как кисло­

39



родной резкой, так п на кромкострогальных станках. Необходимо отметить преимущества и недостатки каждого из этих способов и указать на области их применения.

С техникой очистки металла перед сборкой учащиеся уже ча­ стично ознакомились иа занятиях по производственному обучению. Здесь же следует более подробно рассказать учащимся, какие ви­ ды дефектов в сварном шве могут возникнуть, если на сваривае­ мых кромках останется ржавчина, окалина, масло, грязь и другие неметаллические включения. Желательно показать такие швы. Далее необходимо отметить, что существуют несколько способов очистки металла. Подробно остановиться иа механизированных способах очистки проволочными щетками и абразивными круга­ ми. Дать понятие о гидропескоструйиом и дробеструйном методе очистки. О химическом способе очистки можно сказать кратко, отметив, что в этом случае производится травление деталей в ра­ створах кислот и щелочей и применяется он, в основном, для цвет­ ных металлов и высоколегированных сталей.

При этом необходимо остановиться на вопросах охраны труда и промышленной санитарии.

После того как учащиеся получат ясное представление о под­ готовке металла под сварку, можно перейти к вопросам сборки под сварку. Прежде всего нужно указать на два способа сборки: последовательная сборка и поузловая сборка. Рассказать о сущ­ ности и отметить области применения каждого из них. По ходу объяснения целесообразно использовать чертежи несложных свар­ ных конструкций. Особое внимание учащихся следует обращать на точность сборки. При этом рекомендуется привести несколько примеров сборки деталей встык или в угол с указанием номиналь­ ных размеров зазора между кромками и предельных отклонений его. Примеры можно взять из ГОСТ 5264—69 «Швы сварных со­ единений. Ручная электродуговая сварка». Для наглядности можно использовать образцы собранных под сварку пластин. Вопросы проверки качества сборки лучше всего излагать по рекомендуе­ мому плакату.

В заключение учащимся следует напомнить, что в процессе сборки детали соединяются короткими швами, называемыми при­ хватками. Надо рассказать о размерах прихваток и правилах их выполнения. Особое внимание при этом надо обратить на качество провара корня шва и заварке кратера. Целесообразно показать иа образцах правильно выполненные прихватки.

После того, как учащиеся получат ясное представление о сбор­ ке под сварку, можно переходить к изучению следующей подте­ мы — выбор режима сварки.

К о н т р о л ь н ы е в о п р о с ы

1.Каково назначение подготовки кромок под сварку?

2.Как производится очистка кромок деталей перед сборкой?

3.Перечислите способы сборки и опишите их сущность.

4.Каково назначение зазора при сборке?

5.Как производится постановка прихваток?

40