Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
Широкое распространение получил учет возможностей обледе
нения по гидрометеорологическим |
комплексам, предложенным |
|
Г. О. Мертинсом [107], а также В. В. |
Пановым и М . В. |
Шмидт [28]. |
Гидрометеорологические комплексы, |
обусловливающие |
пять сте |
пеней обледенения, по Г. О. Мертинсу, приведены на рис. 29. В. В. Пановым и М . В. Шмидт предложены следующие гидроме теорологические комплексы, обусловливающие слабое, значитель ное и сильное брызговое обледенение судов типа СРТ (средний рыболовный траулер).
1 |
— отсутствие |
обледенения; |
2 |
— легкое обледенение; |
3 |
— сред |
|||||
нее обледенение; |
4 |
— сильное |
обледенение; |
5 |
— тяжелое обле |
||||||
|
|
|
|
|
денение. |
температуре |
воды — 1,7° |
||||
При температуре воздуха выше —3°, |
|||||||||||
и любых скоростях |
ветра — обледенение |
слабое |
или |
не происхо |
дит. При температуре воздуха ниже —3° и силе ветра меньше 5 баллов (волнение до 3 баллов включительно) обледенение слабое. При температуре воздуха от —3 до —8° и силе ветра 5—7 баллов (волнение 4—6 баллов) обледенение значительное; судно получает предельную ледовую нагрузку за период, превышающий 6 ч (если в это время не вести борьбу с обледенением). При температуре воздуха ниже —8° и том же ветре интенсивность обледенения может превышать 3,5 т/ч (время образования условной предельной
9*
нагрузки может быть меньше 6 ч ) — обледенение сильное. Его можно считать особо опасным, так как команда судна в таких условиях не может справиться с окалыванием судна. При темпера туре воздуха ниже —3°, ее дальнейшем понижении и силе ветра больше 7 баллов обледенение также сильное и особо опасное, так как окалывание малопроизводительно в условиях сильной качки.
Учитывая, что обледенение может наступить при переходе тем пературы воздуха через 0°, в табл. 46 показаны периоды, когда возможно его возникновение [25].
Таблица 46
Метеорологические условия, при которых возможно обледенение судов
|
Переход температуры |
Переход температуры |
Средняя |
Число дней |
||||
|
скорость |
с ветром силой |
||||||
Станции |
воздуха через 0° |
воздуха через —5° |
ветра, м/с |
8 баллов |
||||
весной |
осенью |
весной |
осенью |
сен |
ок |
сен |
ок |
|
|
тябрь |
тябрь |
тябрь |
тябрь |
||||
|
|
З а п а д н ы й р а й о н |
|
|
|
|
||
Мыс Барроу |
7/Ѵ1 |
11/ІХ |
21 /V |
5/Х |
6,6 |
7,1 |
- |
|
|
|
Ц е н т р а л ь н ы й р а й о н |
|
|
|
|
Изаксен |
. . |
Моулд-Бей |
|
Резольют-Бей Сакс-Харбор Коппермайн . Спенс-Бей
12/VI |
17/VIII |
2/ѴІ |
12/ѴІ |
25/VIII |
30/V |
13/ѴІ |
2/1Х |
1/ѴІ |
6/ѴІ |
8/1Х |
24/V |
3/ѴІ |
23/IX |
18/V |
13/ѴІ |
11/ІХ |
29/V |
7/1X |
5,2 |
5,0 |
2,4 |
3,3 |
11/ІХ |
6,0 |
5,7 |
2,8 |
2,6 |
16/1Х |
6,5 |
6,5 |
2,0 |
4,0 |
24/IX |
7,5 |
8,0 |
3,7 |
4,2 |
9/Х |
5,4 |
6,1 |
— |
— |
25/IX |
— |
— |
— |
|
|
— |
|
|
|
В о с т о ч н ы й р а й о н |
|
|
|
|
||
Алерт |
. . . |
16/ѴІ |
21/VIII |
2/ѴІ |
7/1X |
3,4 |
4,0 |
2,2 |
|
Туле .................. |
6/ѴІ |
7/1X |
18/V |
27/IX |
— |
— |
— |
|
|
Якобсхавн . |
13/Ѵ |
27/IX |
29/IV |
22/Х |
2,5 |
3,8 |
0,3 |
|
|
Клайд . . . . |
11/ѴІ |
17/1X |
22/V |
12/Х |
4,0 |
4,9 |
0,3 |
|
|
|
|
В о с т о ч н о - Г р е н л а н д с к и й р а й о н |
__ |
__ |
|
||||
Нор |
. . . |
14/ѴІ |
22/VIII |
29/V |
9/ IX |
__ |
|
||
Мгогбукта |
5/VI |
7/ IX |
19/V |
29/IX |
3,0 |
3,6 |
1,4 |
2,4 |
|
Ангмагссалик |
7/Ѵ |
11/Х |
2/IV |
25/ХІ |
1,4 |
1,7 |
0,5 |
0,9 |
В Западном районе слабое и значительное обледенение при наличии больших зон чистой воды может наблюдаться с середины сентября, а сильное — с начала октября. В Центральном районе эти сроки сдвигаются соответственно на начало и середину сен тября, а в западной части южных проливов приходятся на сере дину сентября и конец сентября — начало октября. Ветер силой 8 баллов и более в сентябре и октябре наблюдается в течение 2—4 дней ежемесячно.
В Восточном районе, в северной части, слабое и значительное обледенение может происходить с конца августа — начала сентября,
132
а сильное — с середины и конца сентября. В южной части района эти сроки соответственно приходятся на вторую половину сен тября и середину октября. Характерно, что при плавании ледоко лов весной слабое и значительное обледенение возможно в восточ ной части района до середины мая, а в западной — до середины июня. Число дней с ветром силой 8 баллов и более осенью в се верной части района составляет около 2—4 в месяц, а в южной — менее одного в месяц.
В северной части Восточно-Гренландского района слабое и значительное обледенение может быть с конца августа — начала сентября, а в южной — с первой половины октября. Соответст венно сильное обледенение может происходить со второй поло вины сентября и конца ноября. Число дней с ветром силой 8 бал лов и более в сентябре—октябре в северной части составляет 1,5—2,5 в месяц, а в южной — менее одного в месяц. При плава нии судов весной слабое и значительное обледенение может быть
до середины июня в северной |
части района и до начала мая — |
в южной. |
все приведенные сроки являются |
Следует иметь в виду, что |
средними. В отдельных случаях отклонения могут достигать полу месяца и более.
Типизация участков Северо-Западного морского пути и его ответвлений по трудности ледового плавания
Критериями такой типизации выбраны эксплуатационные чи стые ледовые скорости мощных ледоколов; сроки начала и окон чания ледовых плаваний мощных ледоколов и проводки ими оди ночных судов классса УЛ А ; сроки начала и окончания безледокольных плаваний судов класса У Л А и УЛ ; продолжительность ледовых плаваний мощных ледоколов и судов класса УЛ А и УЛ ; условия погоды, влияющие на скорость ледовых плаваний и их продолжительность; коэффициенты трудности ледового плавания (Кт), рассчитанные в основном за 7— 11 лет (табл. 47).
Для определения периодов, когда на участках трассы может наблюдаться чистая вода и разреженные льды, лучше использо вать значение коэффициента трудности ледового плавания (Кт). При плавании преимущественно по чистой воде с наличием от дельных, небольших по протяженности зон разреженных льдов К т близок к единице. При плавании во льдах сплоченностью до 7—8 баллов значение К т не превышает 2. Периоды, в течение которых наблюдались такие значения К т, приведены в табл. 48.
Средние данные о сроках и продолжительности ледовых пла ваний судов по объединенным (более крупным) участкам указаны в табл. 49.
Исходя из тех критериев, которые были положены в основу типизации, и учитывая сводные данные табл. 49, можно выделить четыре типа участков трасс, различающихся по трудности ледо вого плавания судов.
133
Таблица 47
|
Наибольшие (числитель) и наименьшие (знаменатель) значения |
коэффициента трудности ледового плавания Кт по декадам |
|
|
|
|||||||||||||||||||
Участки |
|
|
Май |
|
|
Июнь |
|
|
Июль |
|
I |
Август |
3 |
1 |
Сентябрь |
3 |
1 |
Октябрь |
3 |
1 |
Ноябрь |
3 |
||
|
|
|
1 |
2 |
. 3 |
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
|||||||||
Г уз-Бей — пролив |
140,0 |
145,0 |
125,0 |
110,0 |
90,0 |
6,7 |
3,9 |
2,3 |
1,7 |
2,3 |
і , і |
1,4 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,5 |
2,1 |
7,0 |
6,6 |
8,0 |
|||
Ланкастер |
. . |
19,0 |
2,9 |
35,0 |
1,2 |
1,9 |
1,4 |
1,4 |
1,2 |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,5 |
2,1 |
2,6 |
||
|
|
|
||||||||||||||||||||||
Пролив Ланкастер |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
60,0 |
35,0 |
34,0 |
2,1 |
1,8 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,4 |
2,8 |
3,5 |
7,3 |
15,3 |
15,3 |
165,0 |
|||
— Резольют-Бей |
165,0 |
165,0 |
85,0 |
85,0 |
35,0 |
4,7 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
2,3 |
2,7 |
2,7 |
2,7 |
22,0 |
|||
Резольют-Бей — |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
180,0 |
44,0 |
38,0 |
4,3 |
2,5 |
2,0 |
1,5 |
1,5 |
1,8 |
4.5 |
6,0 |
8,5 |
23,0 |
77,0 |
|
|||
Батерст . . . . |
150,0 |
150,0 |
135,0 |
120,0 |
120,0 |
50,0 |
15,0 |
10,0 |
2,5 |
2,2 |
1,5 |
1,4 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,6 |
3,0 |
7,5 |
9,0 |
9,2 |
|
|||
Батерст — Барроу |
|
|
175,0 |
130,0 |
120,0 |
160,0 |
90,0 |
40,0 |
5,5 |
1,5 |
1,6 |
1,5 ' |
1,2 |
1,3 |
1,8 |
1,7 |
6,4 |
17,0 |
170,0 |
170,0 |
|
|||
|
|
150,0 |
25,0 |
5,4 |
1,7 |
1,3 |
1,3 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
2,3 |
2,0 |
2,2 |
|
||||
Барроу — Берии- |
|
|
|
120,0 |
60,0 |
60,0 |
60,0 |
14,0 |
3,4 |
1,2 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,4 |
4,1 |
6,1 |
15,0 |
45,0 |
|||
гов пролив . . |
|
|
|
2,0 |
2,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,3 |
1,8 |
|||
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
Гуз-Бей — про |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
лив Фыорн-энд- |
|
|
95,0 |
110,0 |
90,0 |
10,0 |
2,8 |
1,5 |
2,3 |
1,7 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,5 |
4,0 |
9,2 |
125,0 |
160,0 |
|||
Хекла |
. . . . |
|
|
80,0 |
40,0 |
12,7 |
4,2 |
1,4 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
3,0 |
8,9 |
8,9 |
||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
Пролив Фьюри- |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
энд-Хекла — |
|
|
|
|
|
180,0 |
110,0 |
110,0 |
36,0 |
2,6 |
2,8 |
1,3 |
1,2 |
1,1 |
1,3 |
1,9 |
3,0 |
3,3 |
7,1 |
26,0 |
46,0 |
131,0 |
||
Кембридж-Бей |
|
|
|
|
31,0 |
70,0 |
60,0 |
4,0 |
1,3 |
1,9 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,9 |
1,6 |
6,8 |
19,0 |
44,0 |
103,0 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||
Кембридж-Бей — |
|
170,0 |
175,0 |
175,0 |
175,0 |
175,0 |
175,0 |
140,0 |
140,0 |
140,0 |
100,0 |
3,5 |
2,5 |
1,1 |
1,1 |
1,1 |
3,6 |
7,7 |
11,3 |
57,0 |
|
|||
Батерст . . . . |
|
170,0 |
90,0 |
10,0 |
11,3 |
6,3 |
2,0 |
1,3 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,2 |
6,9 |
3,6 |
40,0 |
|
|||
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
Резольют-Бей — |
|
|
|
|
|
175,0 |
175,0 |
55,0 |
6,8 |
2,0 |
1,5 |
1,7 |
1,7 |
1,1 |
1,1 |
2,4 |
2,8 |
9,5 |
|
|
|
|||
Кембридж-Бей |
|
|
|
|
|
170,0 |
170,0 |
3,4 |
2,0 |
1,1 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
2,0 |
2,1 |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
Туле — Алерт . . |
150,0 |
150,0 |
150,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
44,0 |
3,7 |
12,7 |
1,6 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,9 |
4,6 |
2,3 |
4,1 |
26,2 |
55,0 |
130,0 |
|||
90,0 |
80,0 |
50,0 |
90,0 |
90,0 |
10,6 |
4,5 |
2,3 |
1,0 |
1,3 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,0 |
1,1 |
1,5 |
1,1 |
2,6 |
1,8 |
2,0 |
||||
|
|
|
134 |
■135 |