Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 64

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широкое распространение получил учет возможностей обледе­

нения по гидрометеорологическим

комплексам, предложенным

Г. О. Мертинсом [107], а также В. В.

Пановым и М . В.

Шмидт [28].

Гидрометеорологические комплексы,

обусловливающие

пять сте­

пеней обледенения, по Г. О. Мертинсу, приведены на рис. 29. В. В. Пановым и М . В. Шмидт предложены следующие гидроме­ теорологические комплексы, обусловливающие слабое, значитель­ ное и сильное брызговое обледенение судов типа СРТ (средний рыболовный траулер).

1

— отсутствие

обледенения;

2

— легкое обледенение;

3

— сред­

нее обледенение;

4

— сильное

обледенение;

5

— тяжелое обле­

 

 

 

 

 

денение.

температуре

воды — 1,7°

При температуре воздуха выше —3°,

и любых скоростях

ветра — обледенение

слабое

или

не происхо­

дит. При температуре воздуха ниже —3° и силе ветра меньше 5 баллов (волнение до 3 баллов включительно) обледенение слабое. При температуре воздуха от —3 до —8° и силе ветра 5—7 баллов (волнение 4—6 баллов) обледенение значительное; судно получает предельную ледовую нагрузку за период, превышающий 6 ч (если в это время не вести борьбу с обледенением). При температуре воздуха ниже —8° и том же ветре интенсивность обледенения может превышать 3,5 т/ч (время образования условной предельной

9*


нагрузки может быть меньше 6 ч ) — обледенение сильное. Его можно считать особо опасным, так как команда судна в таких условиях не может справиться с окалыванием судна. При темпера­ туре воздуха ниже —3°, ее дальнейшем понижении и силе ветра больше 7 баллов обледенение также сильное и особо опасное, так как окалывание малопроизводительно в условиях сильной качки.

Учитывая, что обледенение может наступить при переходе тем­ пературы воздуха через 0°, в табл. 46 показаны периоды, когда возможно его возникновение [25].

Таблица 46

Метеорологические условия, при которых возможно обледенение судов

 

Переход температуры

Переход температуры

Средняя

Число дней

 

скорость

с ветром силой

Станции

воздуха через 0°

воздуха через —5°

ветра, м/с

8 баллов

весной

осенью

весной

осенью

сен­

ок­

сен­

ок­

 

тябрь

тябрь

тябрь

тябрь

 

 

З а п а д н ы й р а й о н

 

 

 

 

Мыс Барроу

7/Ѵ1

11/ІХ

21 /V

5/Х

6,6

7,1

-

 

 

 

Ц е н т р а л ь н ы й р а й о н

 

 

 

 

Изаксен

. .

Моулд-Бей

 

Резольют-Бей Сакс-Харбор Коппермайн . Спенс-Бей

12/VI

17/VIII

2/ѴІ

12/ѴІ

25/VIII

30/V

13/ѴІ

2/1Х

1/ѴІ

6/ѴІ

8/1Х

24/V

3/ѴІ

23/IX

18/V

13/ѴІ

11/ІХ

29/V

7/1X

5,2

5,0

2,4

3,3

11/ІХ

6,0

5,7

2,8

2,6

16/1Х

6,5

6,5

2,0

4,0

24/IX

7,5

8,0

3,7

4,2

9/Х

5,4

6,1

25/IX

 

 

 

 

В о с т о ч н ы й р а й о н

 

 

 

 

Алерт

. . .

16/ѴІ

21/VIII

2/ѴІ

7/1X

3,4

4,0

2,2

 

Туле ..................

6/ѴІ

7/1X

18/V

27/IX

 

Якобсхавн .

13/Ѵ

27/IX

29/IV

22/Х

2,5

3,8

0,3

 

Клайд . . . .

11/ѴІ

17/1X

22/V

12/Х

4,0

4,9

0,3

 

 

 

В о с т о ч н о - Г р е н л а н д с к и й р а й о н

__

__

 

Нор

. . .

14/ѴІ

22/VIII

29/V

9/ IX

__

 

Мгогбукта

5/VI

7/ IX

19/V

29/IX

3,0

3,6

1,4

2,4

Ангмагссалик

7/Ѵ

11/Х

2/IV

25/ХІ

1,4

1,7

0,5

0,9

В Западном районе слабое и значительное обледенение при наличии больших зон чистой воды может наблюдаться с середины сентября, а сильное — с начала октября. В Центральном районе эти сроки сдвигаются соответственно на начало и середину сен­ тября, а в западной части южных проливов приходятся на сере­ дину сентября и конец сентября — начало октября. Ветер силой 8 баллов и более в сентябре и октябре наблюдается в течение 2—4 дней ежемесячно.

В Восточном районе, в северной части, слабое и значительное обледенение может происходить с конца августа — начала сентября,

132


а сильное — с середины и конца сентября. В южной части района эти сроки соответственно приходятся на вторую половину сен­ тября и середину октября. Характерно, что при плавании ледоко­ лов весной слабое и значительное обледенение возможно в восточ­ ной части района до середины мая, а в западной — до середины июня. Число дней с ветром силой 8 баллов и более осенью в се­ верной части района составляет около 2—4 в месяц, а в южной — менее одного в месяц.

В северной части Восточно-Гренландского района слабое и значительное обледенение может быть с конца августа — начала сентября, а в южной — с первой половины октября. Соответст­ венно сильное обледенение может происходить со второй поло­ вины сентября и конца ноября. Число дней с ветром силой 8 бал­ лов и более в сентябре—октябре в северной части составляет 1,5—2,5 в месяц, а в южной — менее одного в месяц. При плава­ нии судов весной слабое и значительное обледенение может быть

до середины июня в северной

части района и до начала мая —

в южной.

все приведенные сроки являются

Следует иметь в виду, что

средними. В отдельных случаях отклонения могут достигать полу­ месяца и более.

Типизация участков Северо-Западного морского пути и его ответвлений по трудности ледового плавания

Критериями такой типизации выбраны эксплуатационные чи­ стые ледовые скорости мощных ледоколов; сроки начала и окон­ чания ледовых плаваний мощных ледоколов и проводки ими оди­ ночных судов классса УЛ А ; сроки начала и окончания безледокольных плаваний судов класса У Л А и УЛ ; продолжительность ледовых плаваний мощных ледоколов и судов класса УЛ А и УЛ ; условия погоды, влияющие на скорость ледовых плаваний и их продолжительность; коэффициенты трудности ледового плавания (Кт), рассчитанные в основном за 7— 11 лет (табл. 47).

Для определения периодов, когда на участках трассы может наблюдаться чистая вода и разреженные льды, лучше использо­ вать значение коэффициента трудности ледового плавания (Кт). При плавании преимущественно по чистой воде с наличием от­ дельных, небольших по протяженности зон разреженных льдов К т близок к единице. При плавании во льдах сплоченностью до 7—8 баллов значение К т не превышает 2. Периоды, в течение которых наблюдались такие значения К т, приведены в табл. 48.

Средние данные о сроках и продолжительности ледовых пла­ ваний судов по объединенным (более крупным) участкам указаны в табл. 49.

Исходя из тех критериев, которые были положены в основу типизации, и учитывая сводные данные табл. 49, можно выделить четыре типа участков трасс, различающихся по трудности ледо­ вого плавания судов.

133



Таблица 47

 

Наибольшие (числитель) и наименьшие (знаменатель) значения

коэффициента трудности ледового плавания Кт по декадам

 

 

 

Участки

 

 

Май

 

 

Июнь

 

 

Июль

 

I

Август

3

1

Сентябрь

3

1

Октябрь

3

1

Ноябрь

3

 

 

 

1

2

. 3

1

2

3

1

2

3

2

2

2

2

Г уз-Бей — пролив

140,0

145,0

125,0

110,0

90,0

6,7

3,9

2,3

1,7

2,3

і , і

1,4

1,0

1,0

1,0

1,1

1,5

2,1

7,0

6,6

8,0

Ланкастер

. .

19,0

2,9

35,0

1,2

1,9

1,4

1,4

1,2

1,1

1,1

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,5

2,1

2,6

 

 

 

Пролив Ланкастер

180,0

180,0

180,0

180,0

60,0

35,0

34,0

2,1

1,8

1,0

1,0

1,0

1,0

1,1

1,4

2,8

3,5

7,3

15,3

15,3

165,0

— Резольют-Бей

165,0

165,0

85,0

85,0

35,0

4,7

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

2,3

2,7

2,7

2,7

22,0

Резольют-Бей —

180,0

180,0

180,0

180,0

180,0

180,0

180,0

44,0

38,0

4,3

2,5

2,0

1,5

1,5

1,8

4.5

6,0

8,5

23,0

77,0

 

Батерст . . . .

150,0

150,0

135,0

120,0

120,0

50,0

15,0

10,0

2,5

2,2

1,5

1,4

1,0

1,0

1,1

1,6

3,0

7,5

9,0

9,2

 

Батерст — Барроу

 

 

175,0

130,0

120,0

160,0

90,0

40,0

5,5

1,5

1,6

1,5 '

1,2

1,3

1,8

1,7

6,4

17,0

170,0

170,0

 

 

 

150,0

25,0

5,4

1,7

1,3

1,3

1,0

1,0

1,0

1,0

1,1

1,0

1,0

1,0

1,0

2,3

2,0

2,2

 

Барроу — Берии-

 

 

 

120,0

60,0

60,0

60,0

14,0

3,4

1,2

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,4

4,1

6,1

15,0

45,0

гов пролив . .

 

 

 

2,0

2,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,3

1,8

 

 

 

 

 

 

Гуз-Бей — про­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

лив Фыорн-энд-

 

 

95,0

110,0

90,0

10,0

2,8

1,5

2,3

1,7

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,1

1,5

4,0

9,2

125,0

160,0

Хекла

. . . .

 

 

80,0

40,0

12,7

4,2

1,4

1,1

1,1

1,1

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,1

3,0

8,9

8,9

 

 

 

 

 

Пролив Фьюри-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

энд-Хекла —

 

 

 

 

 

180,0

110,0

110,0

36,0

2,6

2,8

1,3

1,2

1,1

1,3

1,9

3,0

3,3

7,1

26,0

46,0

131,0

Кембридж-Бей

 

 

 

 

31,0

70,0

60,0

4,0

1,3

1,9

1,1

1,0

1,0

1,0

1,1

1,9

1,6

6,8

19,0

44,0

103,0

 

 

 

 

 

 

 

Кембридж-Бей —

 

170,0

175,0

175,0

175,0

175,0

175,0

140,0

140,0

140,0

100,0

3,5

2,5

1,1

1,1

1,1

3,6

7,7

11,3

57,0

 

Батерст . . . .

 

170,0

90,0

10,0

11,3

6,3

2,0

1,3

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,2

6,9

3,6

40,0

 

 

 

 

 

 

Резольют-Бей —

 

 

 

 

 

175,0

175,0

55,0

6,8

2,0

1,5

1,7

1,7

1,1

1,1

2,4

2,8

9,5

 

 

 

Кембридж-Бей

 

 

 

 

 

170,0

170,0

3,4

2,0

1,1

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

2,0

2,1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Туле — Алерт . .

150,0

150,0

150,0

100,0

100,0

100,0

100,0

44,0

3,7

12,7

1,6

1,5

1,5

1,5

1,9

4,6

2,3

4,1

26,2

55,0

130,0

90,0

80,0

50,0

90,0

90,0

10,6

4,5

2,3

1,0

1,3

1,0

1,0

1,0

1,0

1,0

1,1

1,5

1,1

2,6

1,8

2,0

 

 

 

134

■135