Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
Таблица 48
Средние и экстремальные периоды (в декадах) наличия преимущественно чистой воды и льдов сплоченностью до 7—8 баллов на различных участках трассы
|
Участки трассы |
|
Ктоколо 1,0 |
макс. |
*т < |
2,0 |
макс. |
|
|
|
средние |
МИН. |
средние |
МИН. |
|||
|
З а п а д н ы й р а й о н |
14 |
|
|
|
|||
Берингов пролив — мыс Барроу . . |
7 |
6 |
10 |
8 |
17 |
|||
|
Ц е н т р а л ь н ы й |
р а й о н |
8 |
7 |
12 |
|||
Мыс Барроу— мыс Батерст . . . . |
6 |
0 |
9 |
|||||
Мыс |
Батерст — Резолыот-Бей . . . |
0 |
0 |
2 |
5 |
4 |
6 |
|
Резольют-Бей — Кембридж-Бей . . |
0 |
0 |
2 |
7 |
5 |
8 |
||
Мыс Батерст — Кембридж-Бей . . . |
4 |
3 |
8 |
5 |
3 |
11 |
||
Кембридж-Бей — пролив Фыори-энд- |
3 |
1 |
|
5 |
4 |
9 |
||
Хекла ........................................................... |
|
5 |
||||||
Пролив Фьюри-энд-Хекла — Гуз-Бей |
5 |
0 |
7 |
10 |
8 |
12 |
||
Туле — Эурека ......................................... |
|
0 |
0 |
2 |
3 |
0 |
5 |
|
Туле — Моулд-Б ей ................................ |
|
0 |
— |
— |
3 |
— |
— |
|
Туле — Изаксен ..................................... |
|
1 |
— |
— |
3 |
— |
— |
|
Резолыот-Бей — пролив Ланкастер . |
6 |
4 |
10 |
8 |
7 |
10 |
||
|
В о с т о ч н ы й з а й о н |
|
|
|
|
|||
Пролив Ланкастер — Гуз-Бей . . . |
6 |
3 |
8 |
11 |
7 |
16 |
||
Г уз-Бей — Фробишер-Бей .................. |
|
11 |
9 |
13 |
12 |
12 |
16 |
|
Фробишер-Бей — Туле ....................... |
|
5 |
0 |
7 |
8 |
8 |
10 |
|
Туле — Алерт .............................................. |
|
0 |
0 |
3 |
5 |
4 |
11 |
|
Г уз-Бей — мыс Ф ар в ел ь ....................... |
|
16 |
14 |
23 |
20 |
19 |
24 |
|
|
В о с т о ч н о - Г р е н л а н д с к и й р а й о н |
|
|
|||||
Мыс |
Фарвель — Ангмагссалик |
. . |
12 |
5 |
17 |
20 |
11 |
20 |
Ангмагссалик — Скорсби-Сунд . . . |
5 |
5 |
6 |
14 |
11 |
14 |
Для участков первого типа характерны такие ледовые условия, когда в продолжение большей части навигационного периода на блюдаются сплошные льды, а ледокольная проводка судов необ ходима в течение всей навигации. Для участков второго типа ха рактерно наличие сплоченных льдов в продолжение большей части навигационного периода не ежегодно. Следовательно, и повседнев ная ледокольная проводка судов нужна только в годы с неблаго приятными ледовыми условиями. Для участков третьего типа в на вигационный период характерно ежегодное преобладание на трассе разреженных льдов и чистой воды. Ледокольная проводка судов требуется лишь в начале и конце навигации и во время ухудше ния ледовых условий. Для участков четвертого типа характерно преобладание чистой воды в продолжение большей части периода навигации. Ледокольная проводка судов необходима только в на чале и конце навигационного периода.
136
Таблица 49
Средние сроки и продолжительность ледовых плаваний на объединенных участках Северо-Западного морского пути
|
|
|
Сроки ледовых плаваний |
а |
5 |
Сроки безледокольных |
|||
Объединенные |
|
мощных ледоколов |
Ja |
плаваний судов класса УЛА |
|||||
|
|
|
|
, |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
S 3 |
|
|
|
участки |
|
начало |
|
окончание |
* 3 |
начало |
окончание |
||
|
|
иостьПродс |
|||||||
|
|
|
З а п а д н ы й р а й о н |
|
|
||||
Западная |
часть |
I |
1—5/V I I |
I |
5—10/ХІ |
12,51 |
5—10/V11 I 20—25/X |
||
Восточная |
часть |
[ |
1 -5 / Ѵ ІІ |
I |
15-20/Х |
10,5| 10—15/VII | |
1 -5 / X |
Ц е н т р а л ь н ы й р а й о н
л
*=; 3
о * t «
S S <Прод,ность
110,5 | 8,0
Северная |
трасса |
|
|
|
|
|
|
(без |
участка |
|
|
|
|
|
|
Резольют-Бей — |
|
|
|
|
|
|
|
пролив Ланка |
20—25/V II |
5 -10/Х |
7,5 |
15—20/ѴІІІ |
15-20/IX |
3,0 |
|
стер) . . . . . |
|||||||
Южная трасса, |
15—20/V II |
15-20/Х |
9,0 |
15—20/Ѵ1І |
10-15/Х |
8.5 |
|
западная часть |
|||||||
Южная трасса, |
10—15/V II |
15-20/Х |
9,5 |
1—5/ѴІІІ |
2 5 -30/IX |
5.5 |
|
восточная часть |
|||||||
Северные ответ |
V III |
IX |
3,0 |
|
— |
|
|
вления |
пути |
— |
|
||||
|
|
В о с т о ч н ы й р а й о н |
|
|
|||
Основные участки |
15—20/V I |
5—10/ХІ |
14,0 |
5—10/VII |
25-30/X |
11,0 |
|
пути .................. |
|||||||
Северные ответ |
10—15/ѴІІ |
15-20/Х |
9,5 |
|
— |
|
|
вления |
пути |
— |
|
||||
Южныеответвле |
25-30/VI |
25—ЗО/ХП |
18,0 |
|
— |
|
|
ния пути . . . |
— |
|
|||||
|
|
В о с т о ч н о - Г р е н л а н д с к и й р а й о н |
|
|
|||
Северная |
часть |
VI I |
X |
9,0 |
— |
— |
|
Южная часть |
V |
XI |
18,0 |
— |
— |
|
На основе этих критериев к первому типу участков Северо-За падного морского пути и его ответвлений относятся: в Западном районе—-высокоширотный вариант плавания (севернее 72° с. ш.);
в |
Центральном— трассы |
плавания к пунктам, |
расположенным |
|||
в |
северо-западных |
проливах |
(Моулд-Бей, |
Изаксен, Эурека), и |
||
на |
северной трассе |
(исключая |
участок пролив |
Ланкастер—Ре- |
||
золыот-Бей); в Восточном |
районе — трассы |
в северных проливах; |
||||
в Восточно-Гренландском |
районе — трассы, |
проходящие севернее |
||||
80° с. ш. |
|
|
|
районе — участок мыс |
||
|
Ко второму типу относятся: в Западном |
Барроу — мыс Батерст; в Центральном — южная трасса; в Восточ но-Гренландском— трассы между 75 и 80° с. ш.
137
К третьему типу относятся: в Западном районе — участок Бе рингов пролив — мыс Барроу; в Центральном — участок пролив Ланкастер — Резольют-Бей; в Восточном — участок Гуз-Бей— про лив Ланкастер или Туле; в Восточно-Гренландском — между 65 и 75° с. ш.
К четвертому типу относятся все южные ответвления Северо-
Западного морского пути (Унимак — Берингов пролив, |
Гуз-Бей — |
|||
Гудзонов залив, Гуз- |
||||
Бей— мыс |
Фарвель |
и |
||
далее |
к |
северу |
до |
|
65° с. ш.). |
отметить, |
|||
что |
Следует |
|||
приведенные в ка |
||||
надском |
«Приказе |
об |
||
объявлении |
некоторых |
|||
районов |
|
арктических |
||
вод |
зонами контроля |
за опасностью судоход ства», изданном в раз витие «Закона о предо твращении загрязнения зон арктических вод, прилегающих к конти ненту и островам К а
рие. 30. Строки ледовых плаваний судов по СевероЗападному морскому пути.
Начало ледокольной проводки судов класса УЛА (экспедицион
ные плавания): |
/ — раннее, |
4 |
— |
|||
среднее, |
|
— позднее; |
|
2 |
|
|
3 |
начало |
|||||
безледокольного |
плавания: |
|
— |
|||
судов класса |
УЛА, |
5 — судов |
класса УЛ; окончание безледо
кольного плавания: |
6 |
— судов |
|
класса |
УЛ, 7 — судов класса |
||
УЛА; |
окончание |
ледокольной |
проводки одиночных судов клас са УЛА: 8 — раннее, 9 — среднее, 1 0 — позднее.
надской Арктики», зоны, отличающиеся по срокам начала и оконча ния плаваний судов девяти классов, в общих чертах совпадают с нашими данными по типизации участков Северо-Западного мор ского пути и его ответвлений.
Наша типизация участков по трудности ледового плавания со гласуется с результатами анализа ледового плавания супертан кера «Манхеттен» северной трассой Северо-Западного морского пути в 1969 г. Здесь выделены три зоны. Для первой зоны (про лив Дэвиса, море Баффина, проливы Ланкастер и Барроу до пункта Резольют-Бей) характерно наличие преимущественно од нолетнего льда, двухлетних льдов немного. В проливе Ланкастер
138
наблюдается небольшое количество айсбергов. Ледовые условия здесь самые легкие.
Во второй зоне, к западу от Резольют-Бей до мыса Батерст, ледовые условия сложнее. Через пролив Мак-Клюр с запада дрей фует большое количество многолетнего льда, который не исчезает иногда на протяжении нескольких лет. Благодаря прикрытости островами на этой трассе в летнее время возможны и легкие ле довые условия..
Втретьей зоне, на участке от мыса Батерст до Берингова про лива, в летний период многолетние льды дрейфуют к северо-за паду. Под берегом наблюдаются большие зоны разреженных льдов и чистой воды. Зимой преобладающими северо-западными ветрами многолетние льды прижимаются к побережью. Так как здесь нет островов, защищающих берег, то у побережья, где про ходит трасса, возможность появления многолетних льдов не вызы вает сомнений.
Взаключение необходимо отметить, что по ледовым условиям менее благоприятна глубоководная северная трасса. Мелковод ная южная трасса, особенно в западной части, более благоприятна (рис. 30). При допустимой осадке судов оптимальным можно счи тать путь из пункта Гуз-Бей по северной трассе до пункта Ре-
золыот-Бей и далее до мыса Батерст — южной трассой в зависи мости от ледовых условий через проливы Принс-Риджент-Инлет и Белло или через проливы Пил и Франклина. Если в этих проливах встретятся сплоченные льды, то возможен вариант плавания про ливом Мак-Клинток вдоль западных берегов о. Принца Уэльского.
Если же по осадке судов невозможно пройти южной трассой, то плавание необходимо осуществлять к мысу Батерст через про лив Принца Уэльского. Чаще всего более легкие ледовые условия в навигационный период наблюдаются в северной части пролива Викаунт-Мелвилл. Пересечение зоны сплоченных льдов обычно осуществляется из района мыса Провиденс (о. Мелвилл). Пролив Мак-Клюр, как уже отмечалось, обычно в навигационный период заполнен сплоченными преимущественно многолетними льдами. Но не исключены и такие случаи, когда плавание (даже безледо кольное) можно осуществлять в южной части пролива ВикаунтМелвилл и даже в проливе Мак-Клюр. Все это подтверждает, что каждому плаванию должна предшествовать ледовая авиаразведка, особенно на тех участках, где чаще всего встречаются тяжелые ледовые условия.
В заключение следует заметить, что полученные расчетные сроки начала и окончания проводок одиночных судов класса УЛ А мощным ледоколом (так называемые экспедиционные плавания), безледокольных плаваний судов классов УЛ А и УЛ , а также дру гие ледово-навигационные характеристики из-за целого ряда до пущений, коротких рядов лет наблюдений и других причин необ ходимо принимать как приближенные. В данной работе они выполняют роль количественного критерия оценки природных усло вий в водах зарубежной Арктики с навигационной точки зрения.
139
Г Л А В А I V
РАЗВИ ТИ Е Л ЕД О В Ы Х П Л АВАН И Й И И ССЛ ЕД О В А Н И Й В ВО ДАХ ЗА РУБ ЕЖ Н О Й АРКТИКИ
Развитие ледовых плаваний в морях зарубежной Арктики бу дет обусловливаться двумя причинами. Во-первых, не прекращаю щимися открытиями полезных ископаемых в исследуемом районе, что приведет к увеличению завоза оборудования, топлива, снабже ния и росту вывоза полезных ископаемых. Во-вторых, возраста нием числа транзитных плаваний по трассам Северо-Западного морского пути, значительно сокращающим расстояние между пор тами Японии и восточного побережья Северной Америки. С раз витием торговли между СШ А , Канадой и С С С Р также будут раз виваться плавания по арктическим трассам.
Увеличение интенсивности ледовых плаваний на отдельных участках Северо-Западного морского пути произошло после от крытия огромных залежей нефти в северо-восточной Аляске, в ча стности, в районе Прюдхо-Бей. Это привело не только к вновь возникшим смешанным формам завоза оборудования и материа лов, но и к поискам новых путей транспортировки нефти. Так, в порядке эксперимента были осуществлены два ледовых похода супертанкера «Манхеттен», имеющего ледовые подкрепления, для выявления возможности круглогодичной навигации с использова нием подобных судов. Успешно проводятся смешанные операции море—воздух, река—море, море—суша по перевозке грузов. В ре зультате грузы, доставленные морем в ряд пунктов, имеющих при способления для их выгрузки и хранения, затем по воздуху или с помощью различных транспортных средств по суше доставля ются в такие места, куда по ледовым условиям суда не имеют возможности зайти. Все больший грузооборот характерен для
портов |
в |
устье р. Маккензи, |
куда поступают грузы |
с верховьев, |
||
и |
далее |
переваливаются |
на |
морские суда, которые |
развозят их |
|
в |
пункты, |
находящиеся |
на |
морском побережье. Или, наоборот, |
морские суда доставляют грузы для портов, расположенных в ни зовьях р. Маккензи.
140