Файл: Смирнов, В. И. Ледовые условия плавания судов в водах Канадско-Аляскинской Арктики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.10.2024

Просмотров: 59

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 48

Средние и экстремальные периоды (в декадах) наличия преимущественно чистой воды и льдов сплоченностью до 7—8 баллов на различных участках трассы

 

Участки трассы

 

Ктоколо 1,0

макс.

<

2,0

макс.

 

 

средние

МИН.

средние

МИН.

 

З а п а д н ы й р а й о н

14

 

 

 

Берингов пролив — мыс Барроу . .

7

6

10

8

17

 

Ц е н т р а л ь н ы й

р а й о н

8

7

12

Мыс Барроу— мыс Батерст . . . .

6

0

9

Мыс

Батерст — Резолыот-Бей . . .

0

0

2

5

4

6

Резольют-Бей — Кембридж-Бей . .

0

0

2

7

5

8

Мыс Батерст — Кембридж-Бей . . .

4

3

8

5

3

11

Кембридж-Бей — пролив Фыори-энд-

3

1

 

5

4

9

Хекла ...........................................................

 

5

Пролив Фьюри-энд-Хекла — Гуз-Бей

5

0

7

10

8

12

Туле — Эурека .........................................

 

0

0

2

3

0

5

Туле — Моулд-Б ей ................................

 

0

3

Туле — Изаксен .....................................

 

1

3

Резолыот-Бей — пролив Ланкастер .

6

4

10

8

7

10

 

В о с т о ч н ы й з а й о н

 

 

 

 

Пролив Ланкастер — Гуз-Бей . . .

6

3

8

11

7

16

Г уз-Бей — Фробишер-Бей ..................

 

11

9

13

12

12

16

Фробишер-Бей — Туле .......................

 

5

0

7

8

8

10

Туле — Алерт ..............................................

 

0

0

3

5

4

11

Г уз-Бей — мыс Ф ар в ел ь .......................

 

16

14

23

20

19

24

 

В о с т о ч н о - Г р е н л а н д с к и й р а й о н

 

 

Мыс

Фарвель — Ангмагссалик

. .

12

5

17

20

11

20

Ангмагссалик — Скорсби-Сунд . . .

5

5

6

14

11

14

Для участков первого типа характерны такие ледовые условия, когда в продолжение большей части навигационного периода на­ блюдаются сплошные льды, а ледокольная проводка судов необ­ ходима в течение всей навигации. Для участков второго типа ха­ рактерно наличие сплоченных льдов в продолжение большей части навигационного периода не ежегодно. Следовательно, и повседнев­ ная ледокольная проводка судов нужна только в годы с неблаго­ приятными ледовыми условиями. Для участков третьего типа в на­ вигационный период характерно ежегодное преобладание на трассе разреженных льдов и чистой воды. Ледокольная проводка судов требуется лишь в начале и конце навигации и во время ухудше­ ния ледовых условий. Для участков четвертого типа характерно преобладание чистой воды в продолжение большей части периода навигации. Ледокольная проводка судов необходима только в на­ чале и конце навигационного периода.

136


Таблица 49

Средние сроки и продолжительность ледовых плаваний на объединенных участках Северо-Западного морского пути

 

 

 

Сроки ледовых плаваний

а

5

Сроки безледокольных

Объединенные

 

мощных ледоколов

Ja

плаваний судов класса УЛА

 

 

 

 

,

 

 

 

 

 

 

 

 

S 3

 

 

участки

 

начало

 

окончание

* 3

начало

окончание

 

 

иостьПродс

 

 

 

З а п а д н ы й р а й о н

 

 

Западная

часть

I

1—5/V I I

I

5—10/ХІ

12,51

5—10/V11 I 20—25/X

Восточная

часть

[

1 -5 / Ѵ ІІ

I

15-20/Х

10,5| 10—15/VII |

1 -5 / X

Ц е н т р а л ь н ы й р а й о н

л

*=; 3

о * t «

S S <Прод,ность

110,5 | 8,0

Северная

трасса

 

 

 

 

 

 

(без

участка

 

 

 

 

 

 

Резольют-Бей —

 

 

 

 

 

 

пролив Ланка­

20—25/V II

5 -10/Х

7,5

15—20/ѴІІІ

15-20/IX

3,0

стер) . . . . .

Южная трасса,

15—20/V II

15-20/Х

9,0

15—20/Ѵ1І

10-15/Х

8.5

западная часть

Южная трасса,

10—15/V II

15-20/Х

9,5

1—5/ѴІІІ

2 5 -30/IX

5.5

восточная часть

Северные ответ­

V III

IX

3,0

 

 

вления

пути

 

 

 

В о с т о ч н ы й р а й о н

 

 

Основные участки

15—20/V I

5—10/ХІ

14,0

5—10/VII

25-30/X

11,0

пути ..................

Северные ответ­

10—15/ѴІІ

15-20/Х

9,5

 

 

вления

пути

 

Южныеответвле­

25-30/VI

25—ЗО/ХП

18,0

 

 

ния пути . . .

 

 

 

В о с т о ч н о - Г р е н л а н д с к и й р а й о н

 

 

Северная

часть

VI I

X

9,0

 

Южная часть

V

XI

18,0

 

На основе этих критериев к первому типу участков Северо-За­ падного морского пути и его ответвлений относятся: в Западном районе—-высокоширотный вариант плавания (севернее 72° с. ш.);

в

Центральном— трассы

плавания к пунктам,

расположенным

в

северо-западных

проливах

(Моулд-Бей,

Изаксен, Эурека), и

на

северной трассе

(исключая

участок пролив

Ланкастер—Ре-

золыот-Бей); в Восточном

районе — трассы

в северных проливах;

в Восточно-Гренландском

районе — трассы,

проходящие севернее

80° с. ш.

 

 

 

районе — участок мыс

 

Ко второму типу относятся: в Западном

Барроу — мыс Батерст; в Центральном — южная трасса; в Восточ­ но-Гренландском— трассы между 75 и 80° с. ш.

137


К третьему типу относятся: в Западном районе — участок Бе­ рингов пролив — мыс Барроу; в Центральном — участок пролив Ланкастер — Резольют-Бей; в Восточном — участок Гуз-Бей— про­ лив Ланкастер или Туле; в Восточно-Гренландском — между 65 и 75° с. ш.

К четвертому типу относятся все южные ответвления Северо-

Западного морского пути (Унимак — Берингов пролив,

Гуз-Бей —

Гудзонов залив, Гуз-

Бей— мыс

Фарвель

и

далее

к

северу

до

65° с. ш.).

отметить,

что

Следует

приведенные в ка­

надском

«Приказе

об

объявлении

некоторых

районов

 

арктических

вод

зонами контроля

за опасностью судоход­ ства», изданном в раз­ витие «Закона о предо­ твращении загрязнения зон арктических вод, прилегающих к конти­ ненту и островам К а ­

рие. 30. Строки ледовых плаваний судов по СевероЗападному морскому пути.

Начало ледокольной проводки судов класса УЛА (экспедицион­

ные плавания):

/ — раннее,

4

среднее,

 

— позднее;

 

2

 

3

начало

безледокольного

плавания:

 

судов класса

УЛА,

5 — судов

класса УЛ; окончание безледо­

кольного плавания:

6

— судов

класса

УЛ, 7 — судов класса

УЛА;

окончание

ледокольной

проводки одиночных судов клас­ са УЛА: 8 — раннее, 9 — среднее, 1 0 — позднее.

надской Арктики», зоны, отличающиеся по срокам начала и оконча­ ния плаваний судов девяти классов, в общих чертах совпадают с нашими данными по типизации участков Северо-Западного мор­ ского пути и его ответвлений.

Наша типизация участков по трудности ледового плавания со­ гласуется с результатами анализа ледового плавания супертан­ кера «Манхеттен» северной трассой Северо-Западного морского пути в 1969 г. Здесь выделены три зоны. Для первой зоны (про­ лив Дэвиса, море Баффина, проливы Ланкастер и Барроу до пункта Резольют-Бей) характерно наличие преимущественно од­ нолетнего льда, двухлетних льдов немного. В проливе Ланкастер

138


наблюдается небольшое количество айсбергов. Ледовые условия здесь самые легкие.

Во второй зоне, к западу от Резольют-Бей до мыса Батерст, ледовые условия сложнее. Через пролив Мак-Клюр с запада дрей­ фует большое количество многолетнего льда, который не исчезает иногда на протяжении нескольких лет. Благодаря прикрытости островами на этой трассе в летнее время возможны и легкие ле­ довые условия..

Втретьей зоне, на участке от мыса Батерст до Берингова про­ лива, в летний период многолетние льды дрейфуют к северо-за­ паду. Под берегом наблюдаются большие зоны разреженных льдов и чистой воды. Зимой преобладающими северо-западными ветрами многолетние льды прижимаются к побережью. Так как здесь нет островов, защищающих берег, то у побережья, где про­ ходит трасса, возможность появления многолетних льдов не вызы­ вает сомнений.

Взаключение необходимо отметить, что по ледовым условиям менее благоприятна глубоководная северная трасса. Мелковод­ ная южная трасса, особенно в западной части, более благоприятна (рис. 30). При допустимой осадке судов оптимальным можно счи­ тать путь из пункта Гуз-Бей по северной трассе до пункта Ре-

золыот-Бей и далее до мыса Батерст — южной трассой в зависи­ мости от ледовых условий через проливы Принс-Риджент-Инлет и Белло или через проливы Пил и Франклина. Если в этих проливах встретятся сплоченные льды, то возможен вариант плавания про­ ливом Мак-Клинток вдоль западных берегов о. Принца Уэльского.

Если же по осадке судов невозможно пройти южной трассой, то плавание необходимо осуществлять к мысу Батерст через про­ лив Принца Уэльского. Чаще всего более легкие ледовые условия в навигационный период наблюдаются в северной части пролива Викаунт-Мелвилл. Пересечение зоны сплоченных льдов обычно осуществляется из района мыса Провиденс (о. Мелвилл). Пролив Мак-Клюр, как уже отмечалось, обычно в навигационный период заполнен сплоченными преимущественно многолетними льдами. Но не исключены и такие случаи, когда плавание (даже безледо­ кольное) можно осуществлять в южной части пролива ВикаунтМелвилл и даже в проливе Мак-Клюр. Все это подтверждает, что каждому плаванию должна предшествовать ледовая авиаразведка, особенно на тех участках, где чаще всего встречаются тяжелые ледовые условия.

В заключение следует заметить, что полученные расчетные сроки начала и окончания проводок одиночных судов класса УЛ А мощным ледоколом (так называемые экспедиционные плавания), безледокольных плаваний судов классов УЛ А и УЛ , а также дру­ гие ледово-навигационные характеристики из-за целого ряда до­ пущений, коротких рядов лет наблюдений и других причин необ­ ходимо принимать как приближенные. В данной работе они выполняют роль количественного критерия оценки природных усло­ вий в водах зарубежной Арктики с навигационной точки зрения.

139


Г Л А В А I V

РАЗВИ ТИ Е Л ЕД О В Ы Х П Л АВАН И Й И И ССЛ ЕД О В А Н И Й В ВО ДАХ ЗА РУБ ЕЖ Н О Й АРКТИКИ

Развитие ледовых плаваний в морях зарубежной Арктики бу­ дет обусловливаться двумя причинами. Во-первых, не прекращаю­ щимися открытиями полезных ископаемых в исследуемом районе, что приведет к увеличению завоза оборудования, топлива, снабже­ ния и росту вывоза полезных ископаемых. Во-вторых, возраста­ нием числа транзитных плаваний по трассам Северо-Западного морского пути, значительно сокращающим расстояние между пор­ тами Японии и восточного побережья Северной Америки. С раз­ витием торговли между СШ А , Канадой и С С С Р также будут раз­ виваться плавания по арктическим трассам.

Увеличение интенсивности ледовых плаваний на отдельных участках Северо-Западного морского пути произошло после от­ крытия огромных залежей нефти в северо-восточной Аляске, в ча­ стности, в районе Прюдхо-Бей. Это привело не только к вновь возникшим смешанным формам завоза оборудования и материа­ лов, но и к поискам новых путей транспортировки нефти. Так, в порядке эксперимента были осуществлены два ледовых похода супертанкера «Манхеттен», имеющего ледовые подкрепления, для выявления возможности круглогодичной навигации с использова­ нием подобных судов. Успешно проводятся смешанные операции море—воздух, река—море, море—суша по перевозке грузов. В ре­ зультате грузы, доставленные морем в ряд пунктов, имеющих при­ способления для их выгрузки и хранения, затем по воздуху или с помощью различных транспортных средств по суше доставля­ ются в такие места, куда по ледовым условиям суда не имеют возможности зайти. Все больший грузооборот характерен для

портов

в

устье р. Маккензи,

куда поступают грузы

с верховьев,

и

далее

переваливаются

на

морские суда, которые

развозят их

в

пункты,

находящиеся

на

морском побережье. Или, наоборот,

морские суда доставляют грузы для портов, расположенных в ни­ зовьях р. Маккензи.

140