ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 80
Скачиваний: 0
О т м ети м , что у р а в н е н и е (4 .4 ) а н а л о г и ч н о у р а в н е н и ю (2 .4 ):
IРу
О>2у = О,
dt*,
которое является дифференциальным уравнением незатухающих свободных колебаний системы с одной степенью свободы.
В § 4 показано, что общий интеграл уравнения (4.4) можно представить в следующем виде:
|
T(t) = А sin («>£ + |
т), |
(4.6) |
где со — частота свободных колебаний |
для каждого числа |
полу |
|
волн отыскиваемой формы изгиба стержня. |
|
||
Тогда по формуле |
(4.3) для прогиба стержня получим |
|
|
у ( |
х , t) = A X (x)sin(w t-j-j), |
(4.7) |
где, как уже отмечалось, Х ( х ) — функция, выражающая колеба ния стержня в виде стоячей волны и подлежащая определению из уравнения (4.5).
Для возможности решения уравнения (4.5) необходимо знать закон изменения по длине стержня его жесткости ЕІ и интенсив ности распределенной массы т(х). В дальнейшем будем рассмат ривать только стержень постоянной жесткости и с равномерно распределенной массой.
Необходимо отметить, что дифференциальное уравнение (4.2) свободных колебаний, положенное в основу всех дальнейших исследований, является не точным, а приближенным уравнением, так как оно не учитывает инерцию поворота сечений стержня и влияние поперечных сил на прогибы стержня.
В процессе колебаний элементы стержня будут не только пере мещаться по нормали к оси стержня, совершая поступательное движение, но и поворачиваться. Следовательно, кроме сил инер ции, параллельных оси у, будут возникать еще и силы инерции, обусловленные вращением элементов стержня.
Уравнение колебаний (4.2) было получено на основе диффе ренциальной зависимости (4.1), учитывающей только влияние изгибающих моментов на прогиб стержня. Таким образом, не было учтено влияние поперечных сил, вызывающих сдвиги, на про гибы стержня.
Исследования показывают, что влияние инерции вращения и сдвигов на наименьшую частоту свободных колебаний, возникаю щую при одной полуволне изгиба стержня и являющуюся основной величиной при всех динамических расчетах, приводит к поправке лишь в несколько процентов. Но по мере увеличения числа полу волн, когда расстояние между узлами стоячих волн становится все меньше и меньше, это влияние быстро возрастает. Поправки от учета инерции вращения и сдвигов становятся все более сущест венными и при уменьшении длины стержня.
52
Таким образом, при точном исследовании высших форм сво бодных колебаний, особенно для относительно коротких стержней, нельзя уже пользоваться приближенными уравнениями (4.2). В этом случае все вычисления необходимо вести на основе более точного уравнения, учитывающего и влияние поперечной силы, и влияние инерции вращения *).
Следует, однако, указать, что при исследовании свободных колебаний стержней, входящих в состав строительных конструк ций, как правило, основной, расчетной частотой является наимень шая частота, соответствующая форме изгиба стержня с одной полуволной. В этом случае, как уже ранее указывалось, из урав нения (4.2) получаются достаточно точные решения. Следует еще отметить, что строительные конструкции обычно состоят из относи тельно длинных стержней, поперечные размеры которых малы по сравнению с их длиной. А для таких стержней при инженерных расчетах точность значений первых трех частот свободных коле баний является вполне приемлемой и без учета инерции враще ния и сдвигов. Вот почему уравнение (4.2) и было положено Е основу исследований свободных поперечных колебаний упругих стержней.
§ 14. Свободные колебания призматического стержня с равномерно распределенной массой
Для призматического стержня жесткость на изгиб ЕІ будет постоянной по длине стержня. А поскольку масса — равномерно распределенная, то и т(х) =т = const. Тогда уравнение (4.5) мож но будет представить в таком виде:
d * X (X ) |
тш2 |
|
||
|
dx^ |
~ЁТ X (X) = 0. |
(4.8) |
|
Для удобства дальнейших выкладок введем обозначение |
||||
|
Шш2 = № |
(4.9) |
||
|
|
|
) |
|
Тогда получим |
|
|
|
|
diX (х) - |
Ѵ Х (х) |
(4.10) |
||
|
dxi |
|
|
|
Это обыкновенное |
однородное |
линейное |
дифференциальное |
|
уравнение четвертого |
порядка |
с |
постоянными |
коэффициентами. |
Для его решения составим характеристическое уравнение 24—k*— 0,
откуда z2= ± k 2. |
Корни |
характеристического |
уравнения |
будут |
||
*) Вывод |
точного |
уравнения и его |
применение |
рассмотрено, например, |
||
в книге: С. П. |
Т и м о ш е н к о , |
Колебания |
в инженерном деле, «Наука», |
1967. |
53
равны: Z \ = k \ z2 = —k\ z3 = ik\ |
z4 = —ik. Тогда общий интеграл урав |
|
нения (4.10) запишется так: |
|
|
X (je) = BYekx + |
Вге~кх + В 3ё кх + ВАе~1кх. |
(а) |
Сделаем переход от показательных функций к гиперболическим и тригонометрическим. Известно, что:
екх _ ch kx + sh kx\
. e~kx = chkx — sh kx-, gikx _ cos k x _j_ I gjn
e~ikx = cos kx — i sin kx.
Подставляя эти значения в выражение (а) для Х(х) и делая приведение подобных членов, имеем
|
X (х) = (/?! + В 2) ch kx |
(Вг — В2) sh k x + |
|
|
+ (В 3+ |
ВА) cos kx + |
i (В3— В4) sin kx. |
Вводя |
новые |
постоянные |
интегрирования Сі = Ві + В2; |
C2 = ß i—В2\ |
C3 = ß 3 + ß 4; Ci = i(B3—Ві), получаем общее решение |
дифференциального уравнения (4.10) в следующем окончательном виде:
X (л1) = С, ch kx + С2sh kx + Cs cos kx -f- C4 sin kx. (4.11)
Входящие в (4.11) постоянные интегрирования Сь С2, С3 и С4 следует определять из краевых условий в каждом конкретном случае опирания концов стержня.
Если конец стержня имеет шарнирную опору, то на этом конце должно быть
X (л) = 0 и
d2X (х) d x 2
Первое условие выражает собой отсутствие прогиба на опоре, а второе ■— отсутствие на опоре изгибающего момента.
Свободный конец стержня характеризуется отсутствием изги
бающего момента и поперечной |
силы, поэтому |
|
|
|
d*X (х) |
. |
dzX (X) |
|
|
- т ш - “ 0 |
и ~ 3 3 ^ = |
d X (л) |
|
|
Защемленный же конец дает условия: X (х) = 0 и |
0, |
|||
|
|
|
dx |
|
соответствующие отсутствию прогиба и угла поворота на жестко защемленном конце стержня.
Все краевые условия написаны в предположении, что к концам стержня не приложены внешние сосредоточенные силы и сосредо
точенные моменты. |
составить |
Таким образом, для каждого конца балки можно |
|
два краевых (граничных) условия, а всего — четыре: |
два для |
54
левого конца и два для правого. Граничные условия позволяют получить четыре однородных алгебраических уравнения относи тельно коэффициентов Сь С2, С3, С4.
Как известно, условием ненулевого решения системы однород ных уравнений является равенство нулю определителя, составлен ного из коэффициентов при неизвестных. Это условие позволяет получить уравнение частот для определения параметра k, зная ко торый, по формуле (4.9) можно будет найти и частоту свободных колебаний со. Для рассматриваемого стержня с распределенной массой, как для системы с бесконечным числом степеней свободы, уравнение частот будет давать бесчисленное множество частот со. Каждому числу п полуволн изгиба стержня будут соответствовать
свои |
постоянные С1п, С2п, |
Сы, Сіп, k n, а>п и 7„. Число п полу |
волн |
может меняться о т 1 |
до со. |
Из граничных условий для данного kn могут быть также опре делены три соотношения между коэффициентами С1п, С2п, С3/1, Сіп,
С)п С2п С3п |
||
например: |
; |
jt11 . |
'-in '-•in |
|
'-in |
Всего, таким образом, из четырех граничных условий мы мо жем определить частоты колебаний шп и для каждой частоты по три соотношения между коэффициентами С. В результате получим следующее решение уравнения (4.10):
Х п (х) = Сіп (^ - пch knx + |
^ |
sh knx + ^ |
cos кпх + sin knx \ . (б) |
['-in |
'-in |
'-in |
j |
Это выражение описывает форму колебаний, соответствующую вполне определенной частоте колебаний <оп. Заметим, что форма колебаний Х п (х) по уравнению (б) определена нами с точностью до постоянного множителя Сіп.
Учитывая выражение (б), в соответствии с формулой (4.7) по лучаем для дифференциального уравнения (4.2) следующее част ное решение, являющееся уравнением изогнутой оси стержня при его колебании с частотой ш„, т. е. при его колебании по n-ой'форме:
Уп (х, t) = {Сы ch knx + С2пsh knx + С9яcos knx +
+ sin knx ) Ansin («■>„* + 7„). |
(4.12) |
При написании этого выражения были введены новые обозна
чения для постоянных: |
|
|
|
|
С1П |
п |
_С2п |
Сзп — |
Sn |
Ап — СіпА; Сгп |
П |
П |
in |
|
' 4 п |
|
' - і п |
|
|
В дальнейшем черточки над |
коэффициентами |
С в выраже |
нии (4.12) можно опустить, так как они были нужны только для формального вывода. В выражении (4.12) неизвестными остались коэффициенты Ап и 7„. Для их определения, как правило, исполь зуются начальные условия, т. е. уравнение прогиба стержня и
55
уравнение, определяющее скорости всех точек оси стержня, в на чальный момент времени.
Гак как к п и шп имеют бесчисленное множество значений, то частных решений уп(х, і) также будет бесчисленное множество. Общее решение дифференциального уравнения (4.2) для рассмат
риваемого |
случая |
Я /= const и m = consl |
представится |
как сумма |
||
всех частных решений в виде бесконечного ряда: |
|
|||||
|
оо |
|
|
оо |
|
|
У(X, |
t ) = Y i X n(.х) Тп (t) == И Х п (х) Апsin (<ont + |
7„) = |
||||
|
|
1 |
|
|
|
|
|
^ |
i/і |
knX “ j - |
С%пsh knx j - |
C%ncos knx - | - |
|
|
n =1 |
|
|
|
|
|
|
|
+ |
sin £„.*:) |
sin (<e„* + |
Tn). |
(4.13) |
Ниже, в § 16, на примерах, в которых рассматриваются стерж;. ни с различными опорными закреплениями на концах, будет пока зано определение частот и форм колебаний.
§ 15. Главные формы колебаний. Ортогональность главных форм колебаний
Представим уравнение (4.5) в следующем виде: |
|
||
d 2 |
d*X{x) |
m (x) (ü22T(jc). |
(a) |
d x 2 |
d x 2 |
Из курса сопротивления материалов известна следующая диф
ференциальная зависимость между прогибом уо(х) и интенсив ностью нагрузки q(x):
d2 |
\ к г а2Уо(х ) |
= q(x). |
(б) |
d x 2 |
d x 2 |
Сопоставляя эти формулы, можно прийти к следующему вы
воду: если на балку действует |
нагрузка |
q(x) =m(x)a>2X(x), |
|
где Х(х) |
решение уравнения (а), |
то статическая упругая линия |
|
от такой нагрузки будет описываться этим решением: |
|||
|
Уо(х) = Х ( х ) . |
|
|
Формы |
колебаний Х п (х), обладающие этим |
свойством, могут |
существовать независимо друг от друга, и поэтому их называют главными формами колебаний.
|
Рассмотрим, далее, два состояния стержня |
(рис. 22): |
|
|
состояние я, когда стержень находится под действием |
||
нагрузки qn {х) —тп (х) и>ІХп (х) и его упругая |
линия |
описывает |
|
ся |
Х п (х); |
|
|
|
состояние ш, когда стержень находится под действием |
||
нагрузки qm(л:) = m (х ) a>2mX m(эс) и упругая |
линия |
описывает |
|
ся |
Х т (х). |
|
|
56