Файл: Малахова, Т. П. Новые рубежи социалистического соревнования в большой химии Кузбасса учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 23.10.2024
Просмотров: 71
Скачиваний: 0
Коллективы химических предприятии (поддержалипочин трудящихся комбината «Кемёровоуголь», КМК, треста «Юргапромстрой», объявивших IV квартал 1972 .г.'— кварталом ударной работы. Промышленными предприятиями были взяты повышенные обязательства на конец 1972 г. Коллектив НКХК решил выполнить план 1972 г.' к 28 декабря и получить дополнительноприбыли на 1 млн. руб.1
Трудящиеся завода «Карболит» в числе первых се ми коллективов предприятий области выступили ини циаторами движения за досрочное выполнение заданий 1972 г. по технико-экономическим и качественным пока зателям. К юбилею страны карболитовцы брали на себя обязательство годовой план 1972 г. выполнить 26 октяб ря, получить сверх плана прибыли 1,5 млн. руб., до биться роста производительности труда на 13,5%, еще шире развернуть соревнование за коммунистическое от ношение к труду, чтобы к концу 1972 г. 50% трудящих ся завода имели звание «Ударник коммунистического труда»2.
По итогам юбилейного соревнования юбилейным По четным знаком ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС по Кемеровской области было отмечено 33 коллектива, среди них НКХК и Новокузнецкий ХФЗ, добившиеся самых высоких показателей в социалистическом сорев новании. Значительных успехов в юбилейном соревно вании добились и коллективы АТЗ, «Карболита», Анжер ского ХФЗ3.
Рост творческой активности трудящихся химических предприятий области в первые годы IX пятилетки, юби лейное соревнование в честь 50-летия образования
СССР, соревнование в честь открытия XXIV съезда КПСС способствовали росту движения за. коммунисти ческое отношение к труду. Инициаторами новых почи нов; выступили на предприятиях ударники коммунисти
ческого труда |
и коллективы |
коммунистического труда, |
||
они были и в |
авангарде соревнующихся за |
досрочное |
||
выполнение заданий IX пятилетки. |
|
|
||
. 1 «Социалистическая индустрия», |
1972, |
10 октя&ря. |
«Кузбасс»,. |
|
1972, 14 октября. «За большую химию», 1972, |
10 октября. |
|
2«Кузбасс», 1972, 7 апреля.
3«Кузбасс», 11972, 15 декабря.
63:
В 1971 г. в Кузбассе'50% трудящихся участвовало в
.движении за''коммунистическое 'отношение к труду,, 5638 бригад имели высокое звание коллективов коммунисти ческого труда. Коллективы 17 предприятий области но сили высокое звание, коллективов коммунистического труда, в том числе и АТЗ. В 1972 г. ударники коммуни стического труда на химических предприятиях области
составляли от 40 до 70%. На НКХК в 1972 т. |
работало |
|
6323 |
ударника коммунистического труда, |
на АТЗ — |
.2241, |
на «Карболите» — 2044, АКЗ — 889 человек1. |
|
В 1972 г. на химических предприятиях были приня |
||
ты |
новые условия социалистического соревнования. |
Коллектив НКХК в новые условия ..соревнования вклю чал: выполнение суточного графика выпуска продукции,
•отгрузки ее потребителю, соблюдение норм по выбро сам в атмосферу и водоемы, борьба с производственным травматизмом, нарушениями трудовой дисциплины и общественного порядка. Итоги соревнования подводят ся ■ежедневно, ежемесячно, ежеквартально. Введение новых показателей ш условия соревнования способству ет укреплению производственной дисциплины, улучше нию качественных показателей в развитии производства, улучшению условий труда2.
На АТЗ при подведении итогов соревнования учиты вается участие каждого трудящегося в движении за коммунистическое.отношение к труду, в соревновании за звание лучшего по профессии, учитываются и производ ственные успехи в работе. На «Карболите» в условиях соревнования предусматривается подписание договоров
■как индивидуальных, |
так и |
коллективных — между |
бригадами, сменами, |
цехами. |
Итоги соревнования на |
АТЗ и «Карболите» подводятся за сутки, месяц, квар тал, год. На заводах поставлены специальные стенды, на которых отражается ход соревнования3.
По итогам соревнования на химических предприяти ях предусмотрено присвоение звания «Лучший рабочий по профессии», «Почетный ветеран труда», «Лауреат за водской премии», «Заслуженный рабочий» и т. д. Но
вые условия соревнования более конкретны |
и учитыва- |
||
1 «Кузбасс», I1S72, 23 апреля, 26 ноября, |
«Химик», |
1972, 2 декаб |
|
ря. «За большую химию», 110712, 08 июля и 14 |
марта. |
|
|
2 |
«За большую химию», 1972, 14 марта. |
18 февраля. |
|
3 |
«Кузбасс», 1973, 6 июля. «За азот», 1972, |
■’64
ют особенности соревнования на современном эта-пе. При подведении итогов соревнования введена более гиб кая -система сравнимости. Коллектив делится н а .5 групп, данные по соревнованию подводятся отдельно по основным цехам, вспомогательным, хозяйственной слу жбе, технической службе, детским учреждениям.
Соревнование за коммунистическое отношение к тру дусыграло 'большую роль в выполнении напряженных планов 1973 г. Первым среди химических предприятий
выполнил план 1973 г. |
коллектив Анжерского ХФЗ, 11 |
декабря — коллектив |
НКХК, 15 декабря — «Карболи |
та». Досрочно выполнили годовые планы 1973 г. и дру гие химические предприятия области. Успешно завер шен 1973 г. на НКХК, прибыль составила 16 млн. руб.,
производительность труда |
возросла в |
1,5 раза, сверх |
|
плана произведено продукции на миллионы рублей1. |
|||
ду |
Соревнование за коммунистическое отношение к тру |
||
создает творческую |
атмосферу |
на предприятии. |
|
Л. |
И. Брежнев отмечает, что «самые хорошие планы’ не |
||
будут выполнены, если те, |
кто трудится у станков, или |
в поле, на животноводческой ферме, в научно-исследо вательском институте или в сфере услуг, не вложат в дело частицу своего труда, своей души»2.
Движение за коммунистическое отношение к труду ставит своей целью достижение наивысшей производи тельности труда. Эти цели коллективами достигаются за счет коренной реконструкции производства, улучше ния организации труда. В современных условиях успехи коллектива во многом зависят от знания экономики производства, знакомства с передовыми методами тру да. Важной формой распространения передовых мето дов труда являются школы коммунистического труда.
В начале 60-х годов в химической промышленности Кузбасса был .накоплен значительный опыт передовиков труда, обобщение и распространение которого таило в себе большие 'возможности для повышения эффектив ности производства. Необходимы были специальные ор ганы, которые бы изучали и распространяли этот опыт.
Такими |
органами на |
химических |
предприятиях стали |
|
школы передового опыта. |
|
|
||
1 «Кузбасс», 1973, 12 декабря; 1974, 1 |
января. |
|||
2 Л. И. |
Б р е ж н е в . О |
пятидесятилетии |
Союза Советских Со |
|
циалистических Республик. |
М., 11972, стр. |
52. |
|
® Заказ 1271 |
65 |
Первые школы передового опыта .возникли в 1962 г. на НКХК. В 1963 г. действовало уже 45 школ .передо вого опыта, в них'обучалось 1079 человек. В 1964 г. на химических предприятиях области было создано 60школ передового опыта с охватом, более 2 тыс. человек. Наиболее многочисленные школы передового опыта дей ствовали на НКХК, АТЗ, «Карболите», Анжерском ХФЗ. Школы Передового опыта вели рабочие-новаторы непо средственно на рабочих местах, с охватом 3— 15 чело век. Эти школы способствовали росту мастерства наибо лее подготовленных аппаратчиков, машинистов, слеса рей и т. д. Но теоретических знаний эти школы не да вали1. v
Удачной формой сочетания практического обучения с теоретической подготовкой были школы коммунисти ческого труда. Впервые они возникли в 1962 г. на Ле нинградском металлическом заводе им. XXII съезда партии. В отличие от школ передового опыта они прак тическое обучение сочетали с теоретической подготов кой. В школах коммунистического труда удачно было связано Повышение производственной квалификации с пропагандой передового опыта.
В своем развитии школы коммунистического труда прошли два этапа. Первый этап — от 1964 до 1970 гг., он характеризуется тем, что основное внимание уделя лось изучению передового опыта, теоретическая подго товка проводилась по рабочим специальностям, изуча лись также отдельные вопросы коммунистического стро ительства. Второй этап в развитии школ коммунистиче ского труда начался в 1971 г. Качественно совершен ствуется профессиональное обучение. В школах комму нистического пруда вводится изучение экономики, проб лем коммунистического воспитания. Вводится единая теоретическая программа для школ. Школы создаются двухгодичные и высшие (третьего года обучения). Ком плектование школ идет с учетом профессий рабочих2.
Первая школа коммунистического труда была соз дана в химической промышленности области в декабре 1963 г. на АТЗ. Основной состав школы сложился к на чалу 1964 г. Необходимость создания школы коммуни стического труда на АТЗ была обусловлена чисто прак-
1 «Кузбасс», |
1964, 5 |
апреля; 12 декабря. |
2 «Кузбасс», |
497,1, 4 |
декабря. |
66
тическими целями. В 1962—1963 гг. на заводе началась реконструкция производства, кадры не были в достаточ ной степени подготовлены практически и теоретически к переходу к комплексной механизации и автоматиза ции производства. Решено было создать из слесарей, электрослесарей, токарей, монтажников, т. е. ремонт ных рабочих, школу коммунистического труда.
Основное внимание в школе уделялось технической учебе. Программа школы была рассчитана на 2 года, занятия проходили дважды в неделю по 2 часа', прово
дили |
их специалисты завода. Теоретические |
занятия |
||
вел |
инженер |
.У. Ивачев, практические — |
мастера |
|
И. М. |
Спирия, Ю. К. Скворцов, Д. А. Коновалов. |
По |
||
скольку занятия |
в школе коммунистического труда |
бы |
ли тесно связаны с повседневной практикой работы за вода, слушателей волновали и те вопросы, которые были, связаны с конкретной экономикой завода. В 1964 г., учи тывая интерес слушателей, в программу школы было< введено несколько занятий по конкретной экономике: «Ленинские принципы руководства», «Снижение себе стоимости продукции», «Что заводу дает экономия сы рья и материалов» и др. Наряду с этим на занятиях, изучались материалы Пленумов ЦК КПСС, решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Как видим, наряду с технической учебой в школах ком мунистического труда изучались и отдельные вопросы экономической политики КПСС1.
Созданию широкой сети школ коммунистическоготруда во многом способствовали решения июньского (1963 г.) Пленума ЦК КПСС, одобрившего инициативу предприятий по созданию школ коммунистического труда.
Весной 1965 г. на АТЗ состоялся первый выпуск слу шателей школы 'коммунистического труда, ее успешно окончили 37 человек. Накопленный опыт позволил в 1964 г. создать па АТЗ 3 школы коммунистического тру да, с охватом 67 человек. Руководителями школ были начальник отделения первого цеха А. К. Грушевенко, начальник шестого цеха 3. Д. Шульман, заместитель начальника цеха КИПиА У. Д. Ивачев. В 1964 г. в школах коммунистического труда были созданы группы из аппаратчиков, машинистов компрессоров.
1 «Кузбасс», 1966, 27 мая.
5* |
67 |
В 1964 г. школы коммунист,ического труда 'были соз даны на НКХК, «Карболите», АКЗ и других заводах.^ Ими был широко использован опыт, накопленный на АТЗ. Программы шкод составлялись специалистами за водов с учетом специфики производства и задач кол лектива. Эта система работы школ сохранялась до
1970 г.
С 1967— 1968 гг. в связи с переходом химическихпредприятий на новую систему планирования и экономическо го стимулирования были более широко поставлены в шко лах комхмунистического труда вопросы конкретной эконо мики, экономической политики партии на современном этапе. Более тесно учеба увязывалась с необходимостью решения конкретных производственных вопросов, вопро сов социалистического строительства. В. И. Ленин особо подчеркивал необходимость такой тесной связи теории с практикой. Он отмечал, что «без работы, без борьбы книжное знание коммунизма из коммунистических бро шюр и произведений ровно ничего не стоит»1.
Особенно интенсивно наблюдался рост школ комму нистического труда в 1965—4970 гг. На АТЗ за этот пе риод их численность возросла до 16, с охватом 287 слу шателей, на «Карболите» — до 23, с охватом 223 чело век. В 1969— 1970 гг. занятия в школах коммунистиче ского труда велись факультативно по профессиям2. В школах коммунистического труда были созданы группы аппаратчиков, машинистов компрессоров, электрюслесарей КИПиА, токарей и т. д. Школы создавались с уче том специфики цеха, производства.
Наряду с. отмеченными достоинствами, школы ком мунистического труда имели и ряд недостатков. Про граммы занятий составлялись специалистами предприя тий, часто наблюдалось отклонение от учебных про грамм. В проведении занятий преобладали лекции, лишь изредка проводились собеседования. Комплектовались школы в основном без учета возраста, общеобразова тельной подготовки. Подчас численность слушателей в школах доходила до 50 человек, что затрудняло работу
по индивидуальному обучению. В редких случаях, |
но |
1 В. И. Л е н и н. ПСС, т. 41, стр. 302. |
1970, |
2 «Кузбасс», 11974, 4 декабря; 1972, 5 ноября. «За азот», |
|
18 июня. |
|
6 8
встречались и такие факты, когда были слабо подготов* лены пропагандисты для работы в школах. Все это вме сте взятое и послужило основанием для принятия ряда решений о перестройке работы школ коммунистического труда.
В 1971 г. в постановлениях ЦК КПСС и ВЦСПС «О дальнейшем улучшении организации социалистического соревнования», «Об улучшении работы школ коммунихтического труда», «Об улучшении экономического обра зования трудящихся» были намечены мероприятия по улучшению работы школ коммунистического труда. В постановлениях особо подчеркивается, что одним из главных направлений в работе школ коммунистического труда должно стать серьезное изучение вопросов эконо мической теории, ее связи с конкретными делами кол-- лектива, вовлечение слушателей в практическую работу по анализу экономической деятельности бригад, смен, участков, цехов, предприятий с целью повышения эф фективности производства1.
Особое внимание в постановлениях уделяется вопро сам пропаганды и внедрения в производственную прак тику передового оцыта лучших рабочих, коллективов, активного их вовлечения в соревнование за коммунисти ческое отношение к труду. Подчеркивается, что эффек тивность учебы в школах коммунистического труда в огромной степени зависит от уровня подготовки пропа гандистских кадров2.
Впостановлении «Об улучшении работы школ ком мунистического труда» значительное место отводится рассмотрению вопросов комплектования,школ, их про граммы. Указывается, что при комплектовании школ необходимо учитывать общеобразовательный уровень, квалификацию и профессиональную подготовку.
Вотличие от ранее существовавших программ, кото рые не были однотипными и составлялись на предприя тиях, вводится единая программа. Сохранив прежние направления учебы (теоретическая подготовка, знаком
ство с передовыми методами труда по специальности),
1 Справочник партийного |
работника. Выпуск 12. ДА,, 1972, стр. |
||
133, |
184, |
278— 282. |
|
2 |
«Экономическая газета», |
1971, № 39, стр. 3— 4. |
69